Церкви, посещавшиеся паломниками 7 страница



Сейчас мы перейдем к работам Рафаэля, но хотим сразу подчеркнуть, что ставим этого художника выше презиравшего его Микеланджело только как декоратора. Скульптор Микеланджело был на голову выше всех других скульпторов своего времени, хотя многие ваятели эпохи Возрождения были истинными мастерами своего дела.

Комнаты Рафаэля, созданные им для папы Юлия II делла Ровере, состоят из большого салона и четырех комнат меньшего размера. Эти апартаменты были сооружены при Николае V, который велел расписать их, но в 1508 году папа Юлий решил, что их надо украсить заново. Он попросил Браманте отобрать для него хороших художников, и архитектор посоветовал ему среди прочих Перуджино, Иль Содому и Перуцци. Браманте упомянул и имя юноши, который работал во Флоренции. Папа вызвал юношу, которого звали Рафаэль, в Рим и, увидев картины двадцатипятилетнего молодого человека, отказался от услуг других художников. Рафаэлю было поручено расписать все папские апартаменты, и мы должны признать, что результаты работы художника в какой-то мере компенсировали то недовольство, которое папа испытывал в отношении Микеланджело. Комнаты Рафаэля стали не только лучшим творением этого художника, но и вошли в число шедевров настенной живописи эпохи Ренессанса.

Для начала молодой художник расписал комнату, которая называлась Сегнатура, – здесь обсуждались и подписывались указы папы и приказы о помиловании. Иль Содома уже создал здесь несколько небольших фресок на мистические сюжеты. Замыслы Рафаэля были более грандиозными. Он решил воплотить в росписях этой комнаты идеалы Высокого Возрождения. В четырех больших медальонах он изобразил две пары добродетелей: Теологию и Философию, Поэзию и Правосудие. Фрески так понравились папе, что он поручил Рафаэлю расписать стены комнаты полностью.

Мы прекрасно понимаем тех людей, которые стоят в середине этой комнаты и просто наслаждаются красотой живописи, не желая знать о них ничего, кроме того, что они прекрасны. Однако мы понимаем, что другим людям для большей полноты впечатления нужно знать, в чем заключается смысл этих фресок и что они символизируют. В работе Рафаэля заключен целый комплекс философских идей, которые нужно рассматривать на различных уровнях. Фрески представляют и исторический интерес, поскольку художник изобразил на них многих своих современников и даже самого себя. Глубинный же смысл фресок заключается в том, что в них воплощены идеи Высокого Возрождения, в которых смешались идеалы язычества и христианства.

В Сегнатуре сюжеты фресок на стенах определяют шесть потолочных медальонов. Так, Правосудие, изображенное на медальоне с мечом и весами в руках, задает тему картинам на расположенной ниже стене. Платоники считали Правосудие одной из четырех основных добродетелей и фундаментальным свойством души, которое определяет наличие в ней трех других добродетелей: Стойкости, Благоразумия и Умеренности. Они изображены в верхней арочной части стены. Благоразумие, находящееся в центре, наделено двумя лицами – красивое и юное смотрит вперед, а старое и бородатое – назад. Два лица олицетворяют знание прошлого и способность предвидеть будущее. Рядом с Благоразумием мы видим двух херувимов, которые подносят ему зеркало Истины и факел Проницательности. Слева изображена Стойкость (в этой фигуре хорошо заметно влияние Микеланджело), которая гладит льва и опирается на дуб, символ папы Юлия. Справа стоит Умеренность, которая держит в руках узду – символ самоконтроля.

Все эти три добродетели считались необходимыми для того, чтобы человек в своей повседневной жизни вел себя так, как велит ему закон. Под ними слева и справа мы видим два источника законов. Слева изображено гражданское право в виде римского императора Юстиниана, который держит в руках краткое изложение римского кодекса. Каноническое право представлено Григорием IX, но с лицом Юлия, покровителя Рафаэля, который держит в руках декреталии – постановления папы. Слева от Григория IX мы видим еще один портрет – на этот раз кардинала Джованни де Медичи, который позже станет папой Львом X, а слева изображена группа из трех человек. Стоящий в центре мужчина – это Алессандро Фарнезе, будущий папа Павел III.

В гуманистических терминах эпохи Возрождения Рафаэль попытался изобразить на этой стене синтетический баланс между языческим и христианским законами, которые являются частью Божественной юриспруденции, выраженной в Стойкости, Благоразумии и Умеренности.

Напротив стены, посвященной Правосудию, находится стена Поэзии. Здесь мы видим знаменитую фреску, изображающую Парнас с Аполлоном и его музами. Трудно представить себе более «языческую» тему. Аполлон сидит на вершине горы под лавровыми деревьями, играя на лире, и его окружают грациозные фигуры девяти муз. Справа и слева мы видим великих поэтов античности и итальянского Возрождения, которых вдохновляли Аполлон и его музы. Слева – декламирующий свои стихи Гомер с запрокинутым вверх лицом. Рядом стоят Данте, мрачный профиль которого не спутаешь ни с кем, и Вергилий. Внизу слева изображены лирические поэты: дама с роскошными формами на переднем плане – это Сафо, а самая дальняя фигура на заднем плане – Петрарка. Внизу справа мы видим Пиндара, разговаривающего с Горацием и Овидием. На заднем фоне, слева от двух деревьев, стоят Ариосто, Аристофан и Боккаччо, который смотрит на седого, белобородого Теренция. Считают, что в Каллиопе, музе, сидящей справа от Аполлона с трубой Славы на коленях, Рафаэль изобразил прекрасную Витторию Колонну, которой престарелый Микеланджело посвящал сонеты и писал письма – свидетельства его платонической любви. Эта фреска увековечивает возрождение античной литературы в духе золотого века итальянского Возрождения.

На других фресках этой комнаты, на противоположных стенах, мы видим визуальное воплощение того, что профессор Эрвин Панофский назвал «неустойчивым соединением» языческих и христианских идей. Самая знаменитая и, наверное, чаще всего воспроизводимая в репродукциях фреска – это «Афинская школа», напротив нее расположена фреска «Диспут», которая является христианским противовесом философии языческих школ. Над «Школой» располагается медальон Философии, которая держит в руках две книги – одна посвящена этической философии, а другая – натуральной философии. Вокруг центральной фигуры располагаются символы четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды.

Главными фигурами в «Афинской школе», изображенными в центре фрески на фоне колоннады, являются Платон и Аристотель. Сцена напоминает колоннаду собора Святого Петра Браманте, который строился как раз в ту пору, и портрет Браманте мы видим в нижнем правом углу. Он изображен в виде лысеющего человека, который держит в руках циркуль и, по-видимому, должен олицетворять Архимеда. Перед Платоном и Аристотелем, никого не замечая, возлежит на лестнице киник Диоген. В дальнем правом углу, слегка позади и чуть правее Архимеда, мы видим двух интересных людей. Один из них – художник Иль Содома, второй – сам Рафаэль. В этой величественной сцене Рафаэль хотел изобразить соединение всех соперничавших между собой философских течений в одной большой академии или, скажем так, освобождение философии от теологии путем достижения согласия между двумя главными философскими школами той эпохи – средневековой схоластики святого Фомы Аквинского (последователей Аристотеля) и языческого неоплатонизма Высокого Возрождения.

Теология, изображенная на последнем потолочном медальоне, задает тему оставшейся неописанной стены. Ее фигура облачена в белое покрывало, зеленый плащ и красное платье – но эти цвета олицетворяют не итальянский флаг, а три добродетели: веру, надежду и любовь, которые отличаются от четырех платонических добродетелей, изображенных на первой стене под медальоном Правосудия.

На фреске «Диспут» в верхней, небесной, части изображен Бог Отец с традиционной бородой; рядом с ним в люнете, от которого исходят лучи, мы видим Его Сына Иисуса, в сопровождении Богородицы и Иоанна Крестителя. Внизу, под Иисусом, – символ Святого Духа, которого окружают четыре ангела с книгами евангелистов в руках. По обе стороны от Иисуса изображены апостолы, патриархи и святые – слева направо: святой Петр, Адам, святой Иоанн Евангелист, Давид, святой Лаврентий, святой Георгий, святой Стефан, Моисей, святой Яков, Авраам и святой Павел.

Нижняя часть фрески отделяется от верхней слоем облаков, из которых выглядывают только ноги ангелов, держащих в руках Евангелие. В центре изображен Святой Дух, символ присутствия Спасителя на земле, вокруг него мы видим знаменитых защитников веры. Справа, с поднятой рукой, – Петр Ломбардский, который глядит в восхищенное лицо святого Амброуза, а святой Августин сидит с книгой на коленях и что-то диктует писцу. «Диспут» была первой большой фреской, над которой Рафаэль начал работать в Риме. Ему потребовалось три года (1508–1511), чтобы завершить роспись стен этой комнаты.

Вторая из комнат Рафаэля называется Станца ди Элиодоро и была расписана с 1512 по 1514 год. Тема их была предложена папой, который велел изобразить случаи чудесного вмешательства Христа ради спасения гонимой церкви. Эта комната получила свое название по одной из фресок, на которой изображено изгнание Элиодора из храма, согласно легенде из апокрифов.

Элиодор был казначеем царя Селевка IV, потомка одного из сподвижников Александра Великого, получившего трон в Азии. Селевк решил присвоить себе деньги, хранившиеся в Иерусалимском храме, которые принадлежали вдовам и сиротам, и послал казначея, чтобы он забрал их. Но когда Элиодор протянул к деньгам свои нечестивые руки, над ним появился небесный всадник в золотых доспехах и убил его. Фигура ангела в доспехах со свирепо нахмуренными бровями великолепна.

На другой фреске, над окном, изображено спасение святого Петра из тюрьмы; обратите внимание, какое потрясающее впечатление производит свет, исходящий от божественного посланника и падающий на изумленного святого и спящих стражников. На другой фреске мы видим, как папа Лев I прогоняет Аттилу из пригородов Рима. Последняя фреска посвящена Больсенской мессе. Это чудо произошло в 1263 году, в те годы, когда свершалось много чудес. Молодой немецкий священник, сомневающийся в догмате претворения хлеба и вина в плоть и кровь Христову, служил мессу в своей церкви в Больсене (городок в шестидесяти пяти милях от Рима). Когда он поднял гостию, из нее, из пяти отверстий, символизирующих пять Христовых ран, брызнула кровь, тут же рассеяв все сомнения священника. Все эти фрески полны примечательных деталей; одна из наших любимых – это группа швейцарских гвардейцев, которые, стоя на коленях, смотрят на чудо в Больсенской церкви. Грация и энергия фигур, живые человеческие лица, а также цвет и драпировка одежд составляют великолепную картину в картине.

Фрески в двух других комнатах покоев были выполнены другими художниками по рисункам Рафаэля. То же самое относится и к лоджиям Рафаэля, которые были расписаны его учениками по рисункам на библейские сюжеты, созданным их учителем. Маленькие медальоны очаровательны, но изучение их вызывает сильную боль в шее, как и в Сикстинской капелле, ибо они находятся на потолке. Мы хотим отметить одну интересную особенность настенных украшений в этом зале: стилизованный узор из цветов и фигур в так называемом гротескном стиле, созданный по образцу тех самых языческих произведений, которые вдохновляли многих художников Возрождения. Эти рисунки были обнаружены в гроте – отсюда и их название – в комнатах Неронова Золотого дома, которые в ту пору были еще под землей. Они были обнаружены совсем недавно, и их украшения поразили Рафаэля, как и многих других художников, своей красотой.

Если бы турист, у которого совсем немного времени в Риме, спросил бы у нас, куда ему пойти, мы бы, вероятно, согласились с авторами путеводителей, что он обязательно должен увидеть Станцы Рафаэля. Но если бы он поинтересовался нашим мнением, то мы отвели бы ничего не подозревающего туриста в покои Борджиа и показали бы ему работы нашего любимого художника – декоратора Пинтуриккио.

Покои Борджиа находятся как раз под комнатами Рафаэля. Они были достроены и украшены по приказу Александра VI, который жил здесь вместе с членами своей семьи. Около одиннадцати лет прожили они в баснословной роскоши, среди великолепных фресок. Эти покои оставались резиденцией пап до тех пор, пока Юлий II, которому надоели постоянные напоминания о папе Борджиа, не переселился на верхний этаж, где было больше света. Здесь Рафаэль и расписал для него комнаты, о которых мы только что рассказали.

Наибольший интерес в покоях Борджиа вызывают фрески, выполненные Пинтуриккио и его помощниками между 1492 и концом 1495 года. В этих покоях шесть комнат: самая крупная – зал Понтификов. В июне 1500 года потолок в нем обвалился, а папа чудом сумел избежать смерти. Современный свод был создан при папе Льве X, который также велел расписать его фресками и украсить стукками. Эта работа была выполнена Джованни да Ундине и Перином дель Вага. Мы упоминаем эти имена просто для информации, поскольку их работы гораздо хуже фресок других художников. В этом зале располагалась приемная для швейцарских гвардейцев.

Сначала мы входим в комнату Сивилл, которая не представляет особого интереса, – она была расписана учениками Пинтуриккио, а не самим мастером, и в их росписи вносились многочисленные исправления. Пройдем через комнату Кредо, также украшенную учениками Пинтуриккио, в комнату Наук и Свободных искусств. Настенная живопись этого зала, выполненная в основном Антонио да Витербо, изображает в символическом виде семь свободных искусств, разделяемых на тривиум – грамматику, диалектику и риторику и квадривиум – геометрию, арифметику, музыку и астрологию. Каждый люнет посвящен одному какому-нибудь искусству. В этой комнате, по-видимому, располагался кабинет Александра VI; он и умер здесь, а после его смерти был обнаружен сундук с сокровищами, которые принадлежали этому папе. Красив также и камин, созданный в XVI веке.

Отсюда мы проходим в следующую комнату, зал Святых, и оказываемся, наконец, перед фресками Пинтуриккио. Здесь мы видим самые лучшие его работы. Это очень роскошная комната; золотой, алый и голубой цвет потолочных балок прекрасно гармонирует с богатством цветовой гаммы фресок, создавая впечатление пышных декораций. Комната разделена на две части; крестовый свод ее потолка украшен фризами с позолоченными стукками. На своде изображены Исида, Осирис, Ио и Апис – как тонкий намек на быка в гербе Борджиа. В люнетах справа налево над входом мы видим: «Наказание божье», святого Павла и святого Антония, вместе преломляющих хлеб, и двух учеников, с уважением слушающих их разговор, а также двух красивых женщин с рогами, которые олицетворяют мирские соблазны и пытаются привлечь к себе внимание святых.

Самой лучшей фреской Пинтуриккио в Ватикане является «Диспут между святой Катериной Александрийской и философами». Мы уже встречались со святой Катериной, когда рассказывали о церкви Святого Клемента, в которой ее жизнь стала предметом замечательных произведений настенной живописи. На фреске Пинтуриккио святая Катерина стоит перед императором Максимианом, который внимательно ее слушает, а молодая египетская святая отмечает число своих аргументов на пальцах. Престарелые александрийские мудрецы, пораженные неотразимыми доводами умной девушки, тщетно пытаются найти в своих книгах контраргументы.

Подобно другим художникам своего времени, Пинтуриккио в качестве моделей для фресок использовал современников – это считалось тонким комплиментом. Так, полагают, что у императора – лицо Чезаре Борджиа, а святую Катерину изображает печально знаменитая (или оклеветанная, в зависимости от того, как трактовать ее поступки, скажем лучше – «знаменитая») сестра Чезаре Лукреция. На заднем фоне в центре высится Арка Константина, на которой написано «Pacis Cultori», что означает «хранитель мира».

Пинтуриккио изобразил сцены из жизни святой Варвары, святой Сусанны и святого Себастьяна. Список святых, приведенный в таблице VI, поможет читателю понять, какие события показаны здесь. Над дверью – прекрасное изображение Мадонны с Младенцем Иисусом и херувимами. Трудно представить, что эта великолепная комната была когда-то столовой или спальней. Наверное, ни один из нас не смог бы в ней жить. Спать здесь было бы рискованно – проснувшись утром, человек спросонья мог бы подумать, что он умер и вознесся на небеса.

В следующей комнате, зале Таинств Веры, фрески также принадлежат кисти Пинтуриккио. Обратите внимание на бронзовый бюст художника, стоящий справа. Вряд ли это действительно его портрет, но нам хочется думать, что это так. У него не очень красивое, в традиционном смысле этого слова, лицо, но, несомненно, весьма привлекательное, умное и дружелюбное.

На потолке этого зала мы видим пророков и героев Ветхого Завета: Давида, Соломона, Исайю и других. В люнетах, справа налево, изображены таинства церкви: Воскресение, Богоявление, Рождество, Благовещение, Вознесение, Пятидесятница и Успение. Мы не сомневаемся, что все наши читатели знают о Рождестве и Воскресении; вероятно, они знают и другие таинства, но для тех, кому это неизвестно, мы расскажем о них. Богоявление – это явление Младенца Иисуса трем царям. Благовещение – самое чудесное из всех извещений, архангел Гавриил объявляет Марии, что она станет матерью Христа. Это – очень популярный сюжет среди художников всех эпох. Пятидесятница увековечивает тот случай, когда в Богородицу и учеников Иисуса, собравшихся вместе, внезапно входит Святой Дух, чье присутствие обозначено крошечными язычками пламени вокруг голов святых. Вознесение и Успение иногда путают; Христос вознесся на небеса с холма неподалеку от Иерусалима, а Успение относится к Богородице, которая была поднята на небо и восседает теперь рядом со своим Сыном и Его Отцом.

И снова мы находим здесь портреты современников художника. На фреске, посвященной Воскресению, папа Александр VI стоит на коленях в нижнем левом углу, облаченный в свои пышные одежды. Стражник, который стоит на коленях с алебардой в руках, по-видимому, тоже был писан с Чезаре Борджиа. Эту комнату Пинтуриккио расписывал самой первой; она производит не такое сильное впечатление, как соседняя с ней комната Святых, которая является самой лучшей во всех покоях. Самая последняя комната – это комната Понтификов, о которой мы уже говорили.

Нам трудно поверить, что можно долго любоваться этими фресками и не полюбить Пинтуриккио. Но, несмотря на совершенство его работ, репутация его сильно пострадала, главным образом из-за неодобрительных замечаний Вазари. Этот флорентийский художник, умерший в 1574 году, был современником многих живописцев, которых он описал в ставшей теперь классической книге «Жизнь художников», но его никак нельзя назвать беспристрастным свидетелем. На его суждения сильно повлиял тот факт, что сам он был гораздо менее одаренным, чем многие художники, о которых он написал в своей книге. Он, несомненно, не любил Пинтуриккио, и эпитет «любимчик судьбы», которым он его наградил, свидетельствует о его зависти к более удачливому и более талантливому живописцу.

Если турист попытался осмотреть все описанные выше комнаты, у него, вероятно, уже разболелись ноги, но мы не дадим ему уйти, не показав еще одной комнаты – совсем маленькой, но хранящей жемчужину всей коллекции живописи.

Часовню папы Николая V очень легко пропустить, скажем больше – ее трудно найти. Она расположена на одном этаже с комнатами Рафаэля; для того, чтобы попасть в нее, надо пройти через них до комнаты Константина, а в ней – пройти через дверь, расположенную в стене направо, в зал Палафрениери. Вам нужно будет пересечь этот зал по диагонали, и вы увидите вход в часовню.

Ее называют также часовней Беато Анджелико, ибо она была расписана рукой этого мастера, единственным великим художником, который сделал первый шаг к тому, чтобы стать святым. Фра Анджелико (Джованни ди Фьезоле) работал в этой часовне с 1447 по 1449 год, и, хотя его превосходная роспись носит декоративный характер, как и фрески Рафаэля и Пинтуриккио, они отличаются по технике исполнения и по духу. В религиозных объектах Рафаэля много языческого, святые Пинтуриккио радуют глаз своей красотой, своими модными одеждами и элегантностью поз, а не своей святостью. Фрески же благословенного Анджелико пронизаны мягкой, не ведающей никаких сомнений верой, которая выражается в чистых ясных тонах и спокойных позах. Трудно найти более подходящего живописца для часовни.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!