Церкви, посещавшиеся паломниками 4 страница



Ученые долго спорили, правомерно ли называть церковь Санта-Мария сопра Минерва готической. Все зависит от того, что подразумевается под словом «готический». Начнем с того, что сводчатого потолка нефа и боковых приделов, который мы видим сейчас, первоначально не существовало; крыша храма была плоской. В боковых приделах свод соорудили, вероятно, в XIV веке, а в центральном нефе – в XV. Всю церковь отреставрировали в XIX веке, очень сильно изменив ее облик. Однако в аркадах мы видим стрельчатые арки, а это, если верить мнению большинства специалистов, является главным признаком готического стиля[3].

Эти стрельчатые поперечные арки, по-видимому, появились вместе с самой церковью, и поэтому, несмотря на другие сомнительные особенности (такие, как квадратные ниши на центральном своде), Санта-Мария сопра Минерва считается готической церковью.

Нам нравится этот храм, но мы приходили в него вовсе не для того, чтобы найти подтверждение ее «готического» происхождения. Церковь очень интересна с исторической точки зрения. В ней находится скромная могила Фра Анджелико, флорентийского монаха, который писал очень нежных Мадонн и ангелов, а также статуя «Воскресший Христос», создание которой приписывали Микеланджело, но, вероятно, это лишь частично его работа. Слева от алтаря пятой часовни у правой стены стоит памятник Торквемаде, дяде известного испанского доминиканца, печально знаменитого Великого инквизитора церкви. И – по иронии судьбы – в этой же самой церкви мы видим место, на котором самая знаменитая жертва инквизиции была вынуждена на коленях отречься от своей «ереси». Крамольная идея, автор которой был бы обречен на пытки, не отрекись он от нее, заключалась в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Этим еретиком был Галилей, в ту пору уже семидесятилетний старик, а отречение его произошло 21 июня 1633 года.

Мы готовы теперь выйти из «мрака» Средневековья на яркий солнечный свет Возрождения. Однако средневековая тьма освещалась светом римских церквей, сиянием золота на их мозаиках, величием их базилик. Долгие века, часто трагические и мрачные, могут очень многое показать туристам, которые обычно не замечают достижений Средневековья. Но, по нашему мнению, итог этой эпохе подвел в своих западающих в душу словах величайший поэт Италии, который на заре нового расцвета человеческого духа оплакивал ушедший Рим:

 

Приди, взгляни, как сетует твой Рим,

Вдова, в слезах зовущая супруга:

«Я Кесарем покинута моим»[4].

 

 

Глава 6

Рим эпохи Возрождения

 

«Латеран превращается в руины, а церковь, которая является матерью их всех (старая церковь Святого Петра) стоит без крыши и отдана на милость ветрам и дождям; святые жилища святого Петра и святого Павла разрушаются, и там, где когда-то стоял святой храм апостолов, теперь не видно ничего, кроме мусора и развалин, чьи бесформенные очертания способны исторгнуть слезу даже у человека с каменным сердцем».

Так писал Петрарка в святом 1350 году. В 1300 году Данте сокрушался о судьбе Рима, но через полвека ситуация почти не изменилась. Однако Петрарка не звал на помощь погибшего Цезаря; он возлагал все свои надежды на возвращение в Рим наместника святого Петра, который с удобствами обосновался в Авиньоне. Петрарка умолял пятерых пап, сменивших друг друга на этом посту, бежать из вавилонского плена, но только с воцарением шестого его просьбы были услышаны. Урбан V (правил с 1362 по 1370 год) вместе со своей свитой с большой неохотой отплыл из Марселя в Рим; как писал Гиббон, придворные вели себя так, «будто их продали в рабство или отправили в ссылку в землю сарацин». Такое отношение было совсем не удивительным, поскольку большинство кардиналов и священнослужителей, сопровождавших Урбана, были французами, которые считали, что в чужой земле их ждет гибель.

Однако мечты Петрарки о папе, который возродит несчастный город, осуществились только много лет спустя. Урбан с трудом продержался в разрушающемся Риме три года. Он уступил настойчивым мольбам своих французских придворных и вернулся в Авиньон, к котлам, где варилось мясо. Его преемник Григорий XI (1370–1378) вернулся в Рим. Его подтолкнули к этому два факта: Григорию явилась святая Екатерина Сиенская, велевшая ему отправиться в Рим, и тридцать тысяч грабителей, которые вторглись в Авиньонскую обитель наместника Христа и заставили его выплатить им огромный выкуп и – что было еще обидней – потребовали, чтобы он дал им отпущение этого греха. Через год с небольшим после возвращения в Рим Григорий умер, и давление римской толпы на кардиналов, собравшихся для избрания его преемника, привело к расколу, продолжавшемуся сорок лет, во время которого шла жестокая борьба за папский трон. Раскол был преодолен на соборе в Констанце, проходившем с 1414 по 1417 год; почти все противники собрались в одном месте и выбрали римским папой Мартина V (1417–1431), выходца из аристократической семьи Колонна. Это был порядочный и благородный человек; сразу же после своего избрания он взялся за восстановление города, который находился в ужасном состоянии. Однако последствия раскола и многовековой заброшенности Рима невозможно было исправить в один день. Мрачное описание Рима, сделанное Петраркой и Данте, соответствовало истине вплоть до правления Николая V (1447–1455), когда в Вечном городе появились первые ласточки Возрождения.

В зависимости от наших вкусов и наклонностей можно выявить несколько особенностей эпохи Возрождения, которые отличают ее от предшествующего и последующего периодов. Многие черты эпохи Ренессанса, которые мы считаем самыми характерными для этой эпохи, проявились вовсе не в Италии: книгопечатание, которое способствовало широкому распространению и стандартизации знаний, было изобретено в Германии, а первые великие географические открытия совершили португальцы. Они применили в мореплавании новые технологии, которые позволили им открыть Новый Свет и проложить новые торговые пути на Восток.

Европейский или международный характер Возрождения проявился и в других областях. Братство Общей жизни в Нидерландах первым обратилось к изучению классического научного наследия. Среди братьев этого общества были хорошо всем известные Николай Кузанский и Эразм Роттердамский. Новые астрономические идеи Коперника (Польша), «новая ботаника» немецких ученых, брюссельская «новая анатомия», усовершенствование военного дела и появление новых видов оружия, а также применение пороха – все эти факторы и породили эпоху, которую мы называем Возрождением. Более того, возникновение централизованных государств во Франции, Англии и Испании подорвало могущество Священной Римской империи, а также сильно ослабило власть церкви. Развитие городов и замена старого натурального хозяйства товарно-денежными отношениями разрушило ту церковную и феодальную основу, на которой зиждилось «единое и неделимое общество» высокого Средневековья, как назвал завершающий период этой эпохи Гаррет Маттингли.

Но хотя итальянское Возрождение в ряде областей человеческого знания и являлось производным, нельзя отрицать, что итальянцы внесли самый существенный вклад в развитие творческого духа этой эпохи. Петрарка и Данте создали новую литературу, основанную на использовании классического знания и светских сюжетов и развивавшуюся на национальной почве. Их произведения способствовали возрождению интереса к исследованиям в области классического знания, которое мы называем гуманизмом Возрождения.

Новый итальянский гуманизм получил мощный толчок к своему развитию в XV веке, когда, после взятия турками Константинополя в 1453 году, в Италию переселились многие византийские ученые. Беглецов встретили здесь с радостью, особенно во Флоренции, которой правили просвещенные интеллектуалы из рода Медичи. Особенно активно поддерживал Платоновскую академию, возникшую в этом городе, Лоренцо Великолепный. Самым талантливым сотрудником этой академии был Марсилио Фичино, а лучшим его учеником стал друг Лоренцо Медичи, Пико делла Мирандола.

В эпоху Средневековья на развитие философии и теологии оказывал огромное влияние Аристотель, а не Платон, поскольку европейским схоластам были известны только два его диалога («Федон» и «Тимей»). Византийские ученые привезли с собой свои рукописи, и новые академии Европы ввели в научный оборот почти все работы Платона, а также произведения неоплатоников, которые черпали свои идеи из трудов великого грека. Именно неоплатонизм, а не философия Платона, оказал наибольшее влияние на развитие ренессансной мысли.

Неоплатонизм был языческой философией, которая процветала в первые века христианской эры. Он прекратил свое существование как философское течение примерно в VI веке, но идеи этого учения оказали огромное влияние на христианских теологов, в особенности на святого Августина. Однако идеи Аристотеля, нашедшие наиболее полное воплощение в схоластических системах позднего Средневековья, среди которых главенствовало учение святого Фомы Аквинского, до начала XII века не подвергались еще серьезной критике.

Эти две классические греческие школы – школа Аристотеля и школа Платона – в форме церковной схоластики и ренессансного неоплатонизма соперничали между собой в борьбе за то, кто же из них станет философским противовесом христианской теологии. Гуманисты, воспринявшие идеи неоплатоников, подчеркивали, что неоплатонизм и христианская теология сходятся во взглядах на ряд фундаментальных вопросов. Обе системы утверждают, что человек занимает во Вселенной главенствующее положение; что он был создан по образу и подобию Божию; что душа его бессмертна. Обе системы имеют одинаковую концепцию любви. Но эклектизм неоплатонического учения, терпимо относящегося к противоположным идеям, сделал его совершенно неприемлемым для ортодоксальных лидеров не только католической, но и протестантской реформации. Поэтому интеграция языческих идей неоплатонизма и христианских идей, касающихся веры и разума, оказалась непрочной и в конце концов закончилась разрывом.

Эта сильно упрощенная характеристика философских корней Возрождения конечно же недостаточна для человека, намеревающегося посетить Рим, но без нее невозможно понять искусство этой эпохи, как мы убедимся во время посещения лоджий Рафаэля в Ватикане. Идеи неоплатоников, в особенности ученых из Флорентийской академии, стали самым мощным интеллектуальным и иконографическим стимулом для художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения. Этот стимул был направлен против средневековой схоластики, которая жестко отделяла либеральные виды искусства от практических, то есть плоды умственных усилий от того, что было сделано руками. Живопись, скульптура и архитектура считались простыми ремеслами, ручным трудом, не имеющими никакого интеллектуального содержания.

Другим очень важным достижением Ренессанса было совершенствование визуальных видов искусства. Античная римская живопись свидетельствует о том, что древние художники знали, что такое перспектива, и пытались передать объем изображаемых предметов, но только в эпоху Возрождения законы перспективы были изучены и выражены в геометрических и оптических терминах. На изображение человеческого тела в живописи и скульптуре оказало огромное влияние изучение анатомии, а тщательное исследование классических канонов и классических руин повлияло не только на архитектурный стиль эпохи, но и на методы сооружения зданий.

Ренессанс, в своем художественном и литературном проявлении, рано пришел в Италию, но поздно – в Рим. Мы уже отмечали, как строго придерживались римляне традиционных форм при сооружении своих храмов в Средние века; ренессансный стиль проник в Рим лет на сто позже, чем в северную Италию. Архитектуре эпохи Возрождения, которая формально началась творчеством зодчего Брунеллески (1377–1446) во Флоренции, потребовалось целых пятьдесят лет, чтобы преодолеть те двести миль, что отделяют Флоренцию от Рима.

Строго говоря, начало Ренессанса в Риме можно датировать 1447 годом, когда папой стал Николай V, библиотекарь семейства Медичи. Он был ученым-гуманистом, увлекавшимся коллекционированием рукописей. Именно он основал знаменитую библиотеку Ватикана. Его окружали лучшие умы итальянского Возрождения: Поджио Браччиолини, Леон Батиста Альберти и Лоренцо Валла. Валла доказал, что знаменитый документ, называемый «Даром Константина», на самом деле является подделкой. В этом документе утверждалось, что Константин даровал папе не только духовную, но и светскую власть над Римом и Италией. По иронии судьбы открытие Валлы произошло как раз в то время, когда светские заботы пап, правивших в XV веке, отвлекли их от надзора за духовным состоянием христианского мира и когда главным интересом Ватикана стали практические дела, а не молитвы.

Правление папы Николая V было одним из редких светлых пятен в беспросветной череде продажных и болтливых пап, склонных к непотизму. Их поступки стали насмешкой над той великой ролью, которую должен был играть наместник Христа на земле. При Николае V началась работа по осуществлению ряда проектов, которые остались незавершенными, поскольку в 1455 году он умер. Другим замечательным понтификом был Пий II, происходивший из сиенской семьи Пикколомини (правил с 1458 по 1464 год). Из всех пап, занимавшихся литературным трудом, он был самым талантливым и плодовитым. Конец XV века, когда правил Сикст IV делла Ровере (1471 – 1484), ознаменовался строительством многих прекрасных зданий. Но, за исключением этих немногих талантливых пап, история папства в период раннего Возрождения не вызывает особого восторга.

Добрый и красивый генуэзец Иннокентий VIII, правивший с 1484 по 1492 год и проявивший себя на посту понтифика полным ничтожеством, был первым папой, который признал своих детей и публично обедал вместе с женщинами. Из-за бездарной политики Иннокентия в 1494 году в Италию вторглись французы. Это произошло после того, как был нарушен неустойчивый мир, установившийся между вечно враждовавшими городами-государствами Италии. После этого Италия пришлось почти четыре столетия бороться за свою независимость. В 1870 году Рим стал последним городом в Италии, из которого ушел последний иностранный захватчик – и конечно же это снова были французы.

Преемником Иннокентия VIII был печально знаменитый Александр VI из рода Борджиа (1492–1503), о котором вообще лучше не вспоминать. Возмущение светского и духовного мира его правлением нашло своего выразителя в лице доминиканского монаха из Флоренции, Джироламо Савонаролы. Это была впечатляющая фигура – на лице, где красовался нос, похожий на клюв грифа, горели фанатичным огнем глубоко посаженные глаза. Всегда одетый в черное, Савонарола в своих проповедях обрушивался на разнузданные язычески нравы пап. Он предвидел многие реформы, осуществленные протестантской и католической реформацией, и, как и следовало ожидать, за свои обличения был предан смертной казни.

Однако гневные речи Савонаролы не оказали никакого влияния на пап начавшегося нового века. Ни одного из них нельзя назвать благородным религиозным лидером, но некоторые из них обладали художественным вкусом и культурой. Их покровительству мы обязаны работами самых талантливых итальянских художников. Юлий II (1503–1513), известный многим читателям как папа, дававший заказы Микеланджело, происходил из семьи делла Ровере. Государственный деятель, интеллектуал и покровитель искусства, Юлий II может быть назван одним из величайших пап в истории Ватикана.

Его преемник, Лев X (1513–1521), был первым папой из рода Медичи и, как и следовало ожидать от сына Лоренцо Великолепного, был замечательным коллекционером и покровителем искусства. С политической точки зрения его помнят больше за его провалы, чем за успехи. Это в годы его правления Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге документ, подтолкнувший протестантскую Реформацию.

Адриана VI, который пробыл папой всего два года (1522–1523), помнят за то, что он был последним папой неитальянского происхождения. Он родился в Утрехте, и его прямой суровый характер пришелся в Риме не ко двору. Его правление породило всеобщую неприязнь, он умер, не успев произвести никаких реформ. Ему наследовал второй папа из рода Медичи, Клемент VII (1523–1534). Как политик Клемент был столь же бездарен, если не больше, что и его родственник, папа Лев X. Правлением Клемента Возрождение в Риме завершилось.

 

Художники эпохи Возрождения

 

С архитектурной точки зрения Рим эпохи Ренессанса затмила пришедшая ему на смену эпоха барокко. Истинным городом Возрождения является не Рим, а Флоренция. Тем не менее сооружения этой эпохи в Вечном городе хотя и немногочисленны, но величественны, и все туристы должны их обязательно увидеть.

Средневековье оставило нам лишь несколько имен художников, и эти имена, как в случае с семьей Космати, принадлежат не отдельным мастерам, а целому семейству. Зато эпоха Ренессанса сверкает именами великих художников. Мы не можем сказать, что тот или иной человек был только скульптором, или только художником, или только архитектором, – в эту эпоху, ставшую первым расцветом творческого духа со времен золотого века Греции, гении во всех областях искусства были в порядке вещей. Да Винчи сегодня создавал проект фортификационных укреплений Милана, а завтра уже писал фреску «Тайная вечеря».

Но лишь немногие художники, украсившие своими творениями Рим в эпоху Возрождения, были римлянами. Фра Анджелико родился во Фьезоле и большую часть своих работ создал во Флоренции; Пинтуриккио был перуджийцем. Бальдассаре Перуцци и Джованни Бацци, больше известный как Иль Содома, работали в Риме; здесь остались картины Перуджино и Боттичелли. Здесь же творил и Себастьяно дель Пьомбо, венецианец. Среди архитекторов надо отметить имена Бернардо Росселино и Леона Баттисты Альберти, живших в начале XV века, и выдающегося зодчего Браманте, флорентийца, творившего в начале XVI века.

Но самым великим из них – художником, скульптором и архитектором – был конечно же Микеланджело. Некоторые узколобые историки искусства сердятся на него за то, что он никак не вписывается в их схемы, где разные виды искусства существуют независимо друг от друга. Но это все равно что попытаться засунуть гору Эверест в обувную коробку, которую можно было бы поставить на полку вместе с другими коробками. Микеланджело был, вероятно, самым великим скульптором в мире – а мы не любим разбрасываться превосходными степенями – после греческих мастеров, живших в V веке до н.э., и никто из скульпторов, творивших после него, не может сравниться с ним.

Многие годы своей жизни (а может, и большую часть ее) Микеланджело провел в Риме, который ему решительно не нравился. Тем не менее ему пришлось много работать здесь, и если туристу попадутся путеводители определенного типа, то у него может создаться впечатление, что большинство зданий эпохи Возрождения были построены им. Как писал Марк Твен:

«Он создал собор Святого Петра; он создал папу; он создал Пантеон, форму для папских солдат, Тибр, Ватикан, Колизей, Капитолий, Тарпейскую скалу, дворец Барберини, церковь Святого Иоанна в Латеране, Кампанью, Аппиеву дорогу, семь холмов, бани Каракаллы, акведук Клавдия, Клоаку Максиму – этот человек, вечно нагоняющий скуку, создал Вечный город, и, если все эти люди и все эти книги не лгут, он расписал в нем все!.. Я никогда не испытывал такой горячей благодарности, такого спокойствия, такого утешения, не был так наполнен благословенным умиротворением, как вчера, когда я узнал, что этот Микаэл Анджело умер».

Конечно же мы привели это веселое и непочтительное описание для того, чтобы высмеять не Микеланджело, а тех болтливых, но невежественных гидов, которые во времена Марка Твена не только беззастенчиво обманывали туристов, но еще и брали за это деньги! По улицам Рима до сих пор еще бродят отдельные представители этого гнусного племени, но следует признать, что подготовка экскурсоводов со времен Марка Твена значительно улучшилась.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!