Церкви, посещавшиеся паломниками 1 страница



 

Конечно, наиболее выдающимися паломническими церквями были семь базилик, которые до сих пор называют семью паломническими храмами. Они были предметом такого сильного поклонения, что о них нельзя умолчать; их средневековый облик часто испорчен более поздними добавлениями. Однако паломнические церкви и сами по себе составляют очень интересную коллекцию, а некоторые из них входят в список достопримечательностей, которые должен осмотреть всякий человек, приезжающий в Рим – не важно, паломник он или нет.

В состав паломнических церквей входят:

1. Собор Святого Петра (Сан-Пьетро в Ватикане)

2. Сан-Паоло фуори ле Мура (Святого Павла за стенами)

3. Сан-Джованни ин Латерано

4. Санта-Мария Маджоре

5. Святого Себастьяна

6. Санта-Кроче в Джерусалемме

7. Сан-Лоренцо фуори ле Мура (Святого Лаврентия за стенами)

1. Собор Святого Петра. В первую очередь измученные пилигримы, стершие в кровь ноги и покрытые пылью дорог, посещали знаменитую базилику Константина в Ватикане. Они восторгались его чудесами: сверкающими мозаиками, массивным убранством из золота и серебра, раками святых, украшенными драпировками и драгоценным мрамором. Как мы уже знаем, эту базилику IV века, поражавшую воображение средневековых пилигримов, в XVI веке снесли, а на ее месте построили современный собор. Этот храм – продукт эпохи Возрождения и барокко, от его средневекового предшественника не осталось почти ничего – за исключением центральной части алтаря, который стоит здесь уже почти двадцать веков.

2. Сан-Паоло фуори ле Мура. Константин построил еще несколько базилик, в том числе и ту, что стоит у дороги на Остию и освящена в честь другого великого апостола Рима – святого Павла. Небольшая базилика Константина была заменена в VIII веке более впечатляющим сооружением, но до наших дней от нее мало что дошло. В ночь с 15 на 16 июля 1823 года храм был уничтожен сильным пожаром; огонь пощадил лишь трансепты и апсиду. Крыша обрушилась; колонны превратились в кучи дымящейся извести.

Когда случилось это несчастье, папа Пий VII лежал больной во дворце в Ватикане. В соседней комнате собрались убитые горем приближенные, и никто из них не решался войти и рассказать папе о том, что случилось. Церковь Святого Павла за стенами была духовным домом умиравшего папы – здесь он юношей 16 лет постригся в монахи. Говорят, что весть о гибели базилики ускорила его кончину – в конце концов нашелся смельчак, который сообщил ему об этом.

Но благодаря необыкновенно щедрым дарам, поступившим со всех концов света, даже от «языческих стран», базилика была быстро восстановлена. Современное здание представляет собой копию древней базилики – это довольно мрачное сооружение, с отдающей эхом пустотой, но в его убранстве нет ничего, что появилось бы раньше середины XIX века. Была восстановлена древняя мозаика, а то, что находилось под алтарем, – могила святого Павла, как утверждает легенда, – осталось нетронутым, поскольку эта часть древнего храма почти не пострадала от огня.

3. Константин построил также базилику в районе Латерана, которая была предшественницей современного собора Сан-Джованни ин Латерано, посвященной Иоанну Крестителю и апостолу Иоанну. Несмотря на всемирную славу собора Святого Петра, местом, где находится кафедра римского епископа, является церковь Сан-Джованни ин Латерано, «мать и глава всех церквей». Многие века римский папа жил в Латеранском дворце и только потом переехал в Ватикан. В огромном Латеранском комплексе сохранилось одно древнее сооружение – круглый баптистерий, который, вполне возможно, был построен во времена Константина. Но после III века базилика много раз горела, перестраивалась, разрушалась и переделывалась, и для того, чтобы описать то, что мы видим сегодня, потребовалось бы очень много времени. Кроме того, описание заняло бы целую книгу. Современная церковь – это типичная базилика с тремя нефами. Первоначальная церковь Константина, вероятно, имела пять приделов с рядами колонн и обычной полукруглой апсидой в противоположном от входа конце.

4. Санта-Мария Маджоре была первой большой базиликой, построенной в честь Богоматери. Ее сооружение началось, очевидно, в первые годы V века, после того как Эфесский собор провозгласил Марию матерью Бога. Интерьер сохранил свою первоначальную форму базилики, с двумя рядами колонн, обозначающими три придела. Великолепно украшенные боковые часовни были пристроены позже, в эпоху Возрождения или барокко. Базилика также богато украшена статуями, резьбой и барельефами в технике стукко более позднего времени. Однако, как это ни странно, в ней сохранился настоящий средневековый дух, чего не скажешь о других великих базиликах, и нам она нравится больше всех других средневековых церквей.

Именно здесь сила воли туриста, решившего изучать памятники Рима в хронологическом порядке, подвергнется самому большому испытанию. Не обращая внимания на часовни и другое более позднее убранство, он должен пройти вдоль всего нефа, не отводя глаз от мозаичных панно, украшающих стены. Они сохранились от самой первой церкви и изображают сцены из Библии. Несмотря на все переделки, эта церковь структурно остается очень древней, и, любуясь замечательной мозаикой, мы отдаем дань восхищения картинам, которыми восторгались еще наши средневековые предки.

5. Мы уже рассказывали о церкви Святого Себастьяна на Виа Аппия, когда речь шла о том, что сохранилось под ней от доконстантиновых времен, и хотим снова повторить, что это – самое интересное в ней. Базилика, как уже было сказано, первоначально посвящалась Петру и Павлу. Святой Себастьян, красивый юноша, которого часто изображают на картинах со стрелами, вонзившимися в его тело, стал ее патроном только в IX веке.

В своем современном виде церковь нас лично сильно разочаровала. Быть может, из-за своего расположения за пределами городских стен она несколько раз приходила в полное запустение, и современное здание, включая и фасад, появилось после перестройки, произведенной в XVII веке. В храме почти ничего не осталось от тех времен, когда ее посещали средневековые паломники, но тем не менее эта базилика входит в состав знаменитой семерки.

6. Санта-Кроче в Джерусалемме. Первая базилика, построенная на этом месте, была освящена в честь святой Елены, матери Константина, которая велела построить ее в зале Сессорианского дворца. Елена была неутомимой искательницей реликвий. Посетив Святую землю, она нашла там самые почитаемые в христианстве реликвии, включая крест, на котором был распят Христос, кресты обоих разбойников, колыбель маленького Иисуса, терновый венец, гвозди и многое другое. Некоторые из них позже были разделены на куски – церкви по всей Европе утверждали, что в них хранятся частицы тернового венца или креста Господня. Но частицы самых почитаемых реликвий находятся в базилике Санта-Кроче (Святого Креста) – они заключены в изысканные ковчежцы из золота и хрусталя и хранятся в богато украшенной современной часовне. В стену прохода, ведущего в нее, вделано большое, грубо отесанное бревно, которое, как утверждают, было перекладиной креста, на котором был распят добрый разбойник.

Интерьер базилики с его тремя приделами и древними колоннами был полностью переделан в XVIII веке, но плиты пола и колокольня сохранились с XII века.

Раз уж мы заговорили о святой Елене, то следует отметить и другую ее находку, которая сейчас хранится в Риме. Scala Santa (Святая лестница), расположенная напротив Латеранской базилики, считается той самой лестницей из претории Понтия Пилата, по которой спускался подвергшийся бичеванию Христос. Древние мраморные ступени покрыты сверху для защиты от разрушения современными деревянными щитами, но в тех местах, где на мраморе сохранились пятна, которые, если верить легенде, являются пятнами крови Спасителя, в них проделаны маленькие стеклянные окошечки. По этой лестнице нужно подниматься на коленях, и паломник, который совершил этот подвиг, сопровождая свое восхождение молитвами и размышлениями о страстях Господних, может получить много индульгенций.

7. Сан-Лоренцо фуори ле Мура, посвященная святому Лаврентию, очень необычная церковь. Это не единый храм, а две отдельные базилики, примыкающие друг к другу своими тыльными частями. Эти базилики соединяет Триумфальная арка. Оба сооружения очень древние. Самой старой является «задняя» церковь – та, что расположена дальше от современного входа. Строительство ее началось при Константине и закончилось в VI веке, во времена правления папы Пелагия II, поэтому этот храм иногда называют еще церковью Пелагия. В то время она была ориентирована на восток, как все древние базилики. Бывший нартекс, или вестибюль церкви, сейчас служит часовней, богато украшенной в XIX веке папой Пием IX.

«Передняя» церковь датируется V веком, но ее сооружение было завершено только спустя 700 лет. Тогда же оба храма были соединены в один. Обе церкви очень красивы; обычные ряды древних колонн делят неф на приделы, а в «задней» базилике над первым рядом колонн располагается второй, создавая галерею, которая совсем не характерна для романского стиля.

 

Старейшие церкви

 

Базилики, построенные Константином, стали первыми официальными общественными христианскими храмами в Риме, но и до них в городе существовали церкви, где христиане проводили свои богослужения. К тому времени, когда был принят Миланский эдикт, христиан в Риме было уже несколько тысяч. Мы не можем сказать точно сколько, но в одном письме папы, написанном около 250 года н.э., говорится, что в городе имеется 46 пресвитеров, то есть руководителей приходов, а это означает, что число христиан в Риме приближалось к 40 тысячам. Впрочем, это сильно завышенная цифра, но, даже если последователей новой веры было всего двадцать или даже десять тысяч, мы можем сделать вывод о том, что христиан в Риме было много, и для того, чтобы они могли молиться своему Богу, им требовалось много храмов.

Доконстантиновы церкви располагались вовсе не в катакомбах, как принято думать. Небольшие темные часовни в подземных коридорах были слишком малы и находились слишком далеко, чтобы люди могли регулярно в них собираться. Первые церкви Рима располагались в частных домах христиан. Конечно, учение Христа больше всего отвечало чаяниям бедных и отверженных, но не все христиане были бедняками. Богатые верующие владели домами, в которых имелись залы или большие комнаты, где можно было проводить многолюдные службы. Их иногда специально приспосабливали для этого. Такие первые церкви назывались домашними церквями.

По мере того как положение христианской церкви упрочивалось, места, где проводились регулярные службы, стали называться tituli, или титулами. Титулом могла стать и домашняя церковь, и специально сооруженная базилика; это было место, где проводились службы для членов одной общины. Эти церкви выполняли примерно такую же роль, что и приходские.

Мы узнали о древних титулах из двух списков, составленных в 499 и 595 годах. Большинство названий, упомянутых в них, было идентифицировано с церквями, которые до сих пор стоят на шумных улицах современного Рима. Но хотя некоторые из них были построены еще в V веке, ни одна из них не дошла до нас в первозданном виде. Перестройка этих церквей затевалась из самых благородных побуждений, но результаты оказались плачевными. Когда мы стоим в каком-нибудь из этих храмов и пытаемся вычленить из элементов XII века и добавлений, сделанных в эпоху барокко, элементы V века, у нас просто кругом идет голова.

К счастью, опытные эксперты из Ватикана в наши дни больше заинтересованы в реставрации, чем в переделке. Хорошо изучив прошлое и проникшись уважением к формам, которые раньше считались уродливыми и варварскими, реставраторы вернули нескольким средневековым церквям Рима их первоначальный облик. Крупные соборы являются музеями христианской истории и искусства; но ни в одном из них у нас никогда не возникает впечатления, что мы вернулись в ушедшие эпохи, как в менее помпезных, но умело реставрированных маленьких церквях.

Мы начали посещать средневековые церкви совершенно случайно – последовав совету друзей или прочитав о них в книгах. Некоторые храмы попали в нашу «коллекцию» потому, что под полом у них скрывались более древние сооружения – а мы в эту пору были увлечены «подземным» Римом, как описано в главе 1. Но только после того, как мы начали читать о них и занялись исследовательской работой, мы поняли, что собрали коллекцию самых древних римских церквей, включая многие из тех, которые первоначально были титулами.

И тогда руины римских домов под храмами приобрели для нас особый интерес. Правда ли, что они, как утверждают многие ученые, были остатками ранних домашних церквей? Традиция утверждает, что да, были; логика подсказывает, что могли быть. Однако отсутствие чисто христианских украшений вызывает некоторые сомнения. Конечно, можно понять, почему христиане не изображали символы своей веры на стенах – чтобы не увидели те, кто их преследовал, – но ведь вполне может быть, что под большей частью современных римских домов располагались древние дома. Словом, как и вопрос о том, где же все-таки находится могила святого Петра, проблема домашних церквей останется открытой до тех пор, пока не будут получены новые данные.

Список церквей, приведенных в таблице IV, основан на древнем списке титулов. Мы добавили к нему несколько церквей, сооруженных в Средние века. Пытливый читатель, наверное, удивится, зачем мы смешали в одну кучу храмы, построенные в разные века. Ведь церковь V века, скажет он, сильно отличается от храма X или XI. Может быть, надо было составить два списка – один для палеохристианских базилик и другой для собственно средневековых церквей?

Во многих странах Европы различия между палеохристианской и средневековой храмовой архитектурой действительно очень велики. Но Рим – особое дело. Здесь почти нет привычных для нас церквей в романском и готическом стиле. Романский стиль в архитектуре с его сводчатыми потолками и круглыми арками, господствовавший в IX–X веках на севере Европы, не произвел на консервативный Рим никакого впечатления, а в готическом стиле, оставившем нам самые монументальные соборы Средневековья, в Риме была построена всего одна церковь. И пока по всей Франции и Англии, как грибы после дождя, возникали соборы в романском стиле, римляне продолжали спокойно строить свои базилики.

Однако это не означает, что в течение X века в римской храмовой архитектуре не произошло никаких изменений. Они произошли, но проявились лишь в некоторых элементах внешнего оформления и в деталях декора. Одной из причин стойкой приверженности римлян к базиликам была, несомненно, особая святость тех мест, где они строились. После того как место было освящено именем Бога или какого-нибудь святого, оно сохраняло свою святость и после того, как на нем сооружалась церковь. Священные места римских христиан – будь то место захоронения какого-нибудь мученика или какая-то особая форма рельефа – обладали огромной святостью. Первоначальную церковь перестраивали и восстанавливали, стараясь продлить ее существование как можно дольше, а когда она разрушалась и уже не подлежала ремонту, на том же самом месте сооружали новый храм, часто в том же самом стиле, как мы убедились на примере церкви Святого Клемента. Другой причиной консерватизма римлян было обилие строительного материала, оставшегося от языческих храмов, – в частности, колонн, которые великолепно подходили для базилик.

Рис. 23. Внешний вид старой базилики Святого Петра (реконструкция)

До сих пор мы довольно легко обходились с термином «базилика», и, наверное, пришло время четко объяснить, что это слово означает для современных архитекторов. В римской католической церкви храм может быть удостоен звания базилики, если он обладает определенными литургическими привилегиями. В этом смысле собор Святого Петра является базиликой, хотя с точки зрения архитектуры базиликой его назвать нельзя. В своем дальнейшем повествовании мы будем использовать это слово как архитектурный термин, сделав исключение только для собора Святого Петра.

Мы кратко описали основные элементы базилики: здания имеют прямоугольную форму с закругленной апсидой; неф имеет три или пять приделов, отделенные друг от друга рядом колонн; крыша – плоская; для освещения храма в верхней части стены центрального нефа, возвышающейся над другими приделами, проделаны окна. Весь этот комплекс, состоящий из самой базилики, нартекса (вестибюля), дворика с крытой галереей и портика (профитрума), можно увидеть на рисунках, воспроизводящих внешний и внутренний вид старой церкви Святого Петра. Лучше всего сохранившимся образцом базилики является церковь Святого Клемента, с ее очаровательным маленьким кирпичным портиком и заброшенным, но очень характерным двориком.

Рис. 24. Интерьер старой базилики Святого Петра (реконструкция)

Однако среди раннехристианских церквей были не только прямоугольные базилики. Иногда встречались и так называемые церкви центрального плана, и два таких храма в Риме, дошедшие до наших дней, представляют особый интерес. Эти храмы имеют круглую форму; происхождение сооружений подобного типа до сих пор является предметом научных споров. Нет никаких сомнений в том, что церковь Святой Констанцы была первоначально мавзолеем, примыкавшим к более крупной базилике, но другая круглая римская церковь, ротонда Святого Стефана, которая очень удачно отреставрирована, вероятно, не была первоначально языческим сооружением, как думали раньше. Такой тип ранних христианских церквей встречается на Ближнем Востоке, и, возможно, римские церкви центрального плана строились по их образцу.

Внутреннее убранство палеохристианских базилик, несмотря на их скромную архитектуру, должно быть, поражало современников своей пышностью. Мы знаем, что храмы были украшены золотыми и серебряными изображениями святых и их статуями, поскольку многочисленные захватчики, начиная с готов и кончая сарацинами и норманнами, увозили их целыми тысячами. Но, несмотря на относительную бедность Рима в те годы, богатое убранство церквей неизменно восстанавливалось – как раз к тому времени, когда появлялись новые орды варваров. Но, к счастью для нас, варвары не могли увезти с собой самое главное сокровище палеохристианских базилик, ибо оно было прочно прикреплено к стене.

 

Мозаика и живопись

 

Мы начали «коллекционировать» раннюю христианскую мозаику только после того, как посетили Равенну. Мозаика Равенны – это самое настоящее откровение для тех, кто до этого не был знаком с этим видом искусства. Для нас она стала самым настоящим наркотиком – увидев одну мозаику, мы захотели увидеть еще… еще… и еще.

Мозаики равеннских церквей – главная достопримечательность этого небольшого города, который, казалось, сохранил атмосферу упадка, царившую в нем в те дни, когда он был столицей гибнувшей Западной Римской империи. Мозаики Рима не так знамениты, хотя ранние христианские мозаики Рима производят не меньше впечатления, чем равеннские шедевры. Только чтобы увидеть римские мозаики, надо исходить десятки миль по наиболее впечатляющим районам города, заглядывая во все дыры и пуская в ход все свое обаяние, чтобы убедить достопочтенных служителей церквей, которые служат здесь смотрителями, раскрыть свои секреты. Они знают, где включается свет.

В первой главе мы советовали вам всегда носить с собой фонарик и бинокль. Эта рекомендация справедлива не только для тех, кто изучает могилы, но и для людей, желающих осмотреть церкви, где сохранилась мозаика. Впрочем, фонарь здесь вряд ли поможет; многие мозаики и фрески находятся под самой крышей, а одна из особенностей римских церквей, которая способна свести с ума любого туриста, заключается в том, что украшающие их произведения искусства очень трудно рассмотреть.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!