Об историческом опыте прогностики



 

Для построения фундаментальных моделей общественного разума большое значение имеет опыт социально‑прогностической методологии прошлого. С сожалением приходится констатировать, что этот опыт на сегодняшний день исследован очень слабо. В силу этого ниже рассматриваются только два примера из области социальной прогностики прошлого – древнекитайская «Книга перемен» прогностическая концепция К.Э. Циолковского.

Изучение «Книги перемен» – «Ицзин» (VIII–VII вв. до и. э.) – как изотерического источника, имеющего дело с предельно широкими образами взаимодействия общекосмических (мировых) и социально‑типичных ситуаций, продолжается в течение почти двух тысяч лет. В советское время интерпретация «Ицзина» была осуществлена Юлианом Константиновичем Шуцким в его труде «Китайская классическая «Книгаперемен» (М., 1960), изданном посмертно.

Отличительной чертой «Ицзина» как инструмента прогностики, является то, что символика ситуаций сочетается в нем с мерами симметрии космических, социальных, биологических и геоприродных элементов. Совмещая в себе все древние классы прогностических систем, «Ицзин» является наиболее полным сохранившимся образцом древневосточной предсказательной методологии.

Текст «Ицзина» помимо обычных иероглифических знаков содержит комбинацию двух типов черт: целые горизонтальные черты (ян) – световые, «напряженные», в символике чисел обозначаемые 9‑ками; прерывистые горизонтальные черты (инь) – «податливые», по символике чисел передаваемые 6‑ками. В каждой серии – шесть черт в различных комбинациях.

По теории «Книги перемен» весь мировой процесс предстает как чередование 64 ситуаций взаимодействия света и тьмы, напряжения и расслабления. Ситуации – символы действительности, называемые в европейской китаеведческой традиции гексограммами, нечетные позиции черт в гексограмме считаются световыми, четные – теневыми. Черты, составляющие меньшинство вне зависимости от светотеневой принадлежности, являются центром возбуждения гексограммы.

Первоначально было создано 8 символов из трех черт, которые впоследствии были самоотражены (удвоены, то есть количественно выражены в 64 ситуациях).

Комбинации триграмм:

 

Уже из этих понятий можно представить логику возникновения и исчезновения бытия. Погружаясь в передающую среду, творческий импульс возбуждает ее. Затем наступает момент полного погружения импульса, приводящего к его материальному воплощению, бытию, пребыванию. Поскольку мир – борьба противоположностей, творческий импульс постепенно отступает, происходит утончение создающих сил. Еще некоторое время длится по инерции их сцепление, однако инерция завершается распадом, разрешением всей первоначальной ситуации.

Каждая гексограмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. Нижняя триграмма (в гексограмме) характеризует внутреннюю жизнь, верхняя – внешний мир:

внешнее, отступающее, разрушающееся

внутреннее, наступающее, созидательное

По теории «Книги перемен», в мире действуют три космические потенции: небо, человек, Земля:

небо

человек

Земля

Ю.К. Шуцкий следующим образом раскрывает внутреннюю динамику гексограмм. Каждая гексограмма – символ ситуации, развертывающейся во времени. Каждый афоризм при гексограмме – характеристика ситуации. Каждый афоризм при отдельных чертах – характеристика этапа в развитии данной ситуации. При этом первая позиция характеризует лишь самое начало данного процесса, который еще не выявлен со всей типичностью. Вторая позиция – апогей внутреннего развития данной ситуации. Пятая позиция – максимальное развитие ситуации вовне. Третья позиция характеризует момент кризиса, перехода от внутреннего к внешнему. Четвертая позиция характеризует начало проявления данного процесса вовне. Поэтому она столь же мало типична, как и первая. Но на ней сказывается благотворное влияние приближающейся пятой ситуации. Шестая позиция – завершение или переразвитие процесса данной ситуации, в которой она теряет свою типичность или превращается в свою противоположность.

По реконструкции Ю.К. Шуцкого, связь афоризмов и их смену следует рассматривать как конкретизацию семи основных положений «Ицзина».

1. Мир представляет собой непосредственное единство изменчивости и неизменчивости.

2. В основе единства – антиподность, полярность оснований. Их взаимодействие и есть мировой ритм.

3. Благодаря ритму ставшее и еще не наступившее объединяются в одну систему, в которой будущее уже существует в настоящем в виде «ростков» грядущих событий.

4. Необходимо в равной мере как теоретическое понимание, так и практическое осуществление указанных принципов бытия. Если деятельность человека нормирована подобным образом, то он гармонически включается в свое окружение.

5. При следовании этому исключается конфликт внутреннего и внешнего. Их взаимодействие строится так, что внутреннее определяется внешним и творит во внешнем.

6. При этом личность уделяет достаточное внимание как себе, так и окружающему обществу и, удовлетворяясь своим положением, находит возможность высшего творчества: творчества добра, а не выполнения правил прописной морали.

7. Благодаря вышеуказанному единству абстракции и конкретности достигается полная гибкость системы[259].

Гадательная форма выражается при помощи четырех качеств – юань (начало), хэн (проницание, развитие), ли (благоприятность, определение) и чжень (стойкость, бытие), выражающих четыре основных мантических предсказания – счастье, несчастье, раскаяние, сожаление.

«Книга перемен» утверждает четыре пути, ведущие к совершенной мудрости:

Первый путь: через слова к пониманию текста изречений.

Второй путь: через действие к пониманию изменчивости.

Третий путь: через устройство орудий к пониманию образов.

Четвертый путь: через гадание к пониманию предсказаний.

Можно понять афоризм, не поняв его идеи, но невозможно, не поняв афоризма, проникнуть в его идею. Самое скрытое в идее – закономерность. Самое явное – образ. Сущность и явление (действие) едины в своем истоке. Между тайным и явным нет промежутка. Хорошо выразил смысл методологии «Иц‑зина» средневековый комментатор Чень И‑чуань, усмотревший в «Переменах» саму изменчивость, в которой субъект следует Пути мирового развития:

«Книга эта столь обширна и всеобъемлюща, – писал он, – что через нее мы надеемся встать в правильное отношение к Законам нашей сущности и судьбы, проникнуть во все причины явного и сокровенного и исчерпать до конца всю действительность предметов и событий и тем самым указать путь открытий и свершений. Да, можно сказать, что совершенно мудрые авторы ее достигли наивысшего в заботах о последующих поколениях. Хотя мы уже далеки от тех древних времен, но до нас еще сохранились завещанные ими основные тексты. Однако толкователи прежних времен утратили их смысл и передали лишь слова, а их последователи произносят эти слова и забывают об их сути…

Я, живущий на тысячелетие позже, боюсь, что такое писание померкнет и исчезнет, и я хотел бы, чтобы люди будущих времен по этому течению взошли к его истокам. Вот причина создания данного комментария…

То, что я передаю, это афоризмы. А обрести идеи, исходя из афоризмов, это уже зависит от самого человека.

В царствие Сунов, второй год Юаньфу (1099), первая Луна. Чень И из Хэнань»[260].

«Книга перемен» – это развертывание этапов приближения к гармоническому единству индивидуального, космического, природного и общественного. «Пути к счастью» заключаются в том, чтобы встать в правильное отношение к мировому свершению. Нарушение гармонии неизбежно влечет переразвитие, устранение дисфункциональной ситуации. Это происходит не только в «низких» ситуациях, но и тогда, когда расцвет достигает полноты. За высшей точкой гармонии, если она не подкрепляется, неизбежно следует упадок.

Правильное отношение как важнейшее прогностическое условие подразумевает символическое определение свертывания и развертывания пространственно‑временной метрики.

Гексограммы «Ицзина», как и матричные схемы в их сочетании, дают важную информацию о взаимодействии материальных и идеальных оснований мышления и разума в их отношениях к Универсуму.

Взаимодействие это явилось предметом особого интереса для такого исследователя Универсума, как К.Э. Циолковский.

Согласно Циолковскому, мышление как процесс повторяет Вселенную. Образ восходящего разума получает всестороннее развитие в творчестве Циолковского, связывающего разумное бытие человечества с выходом в космическое пространство, в гармонизирующую сложность всеобщих законов мироздания, с тем чтобы в конце концов слиться с ее универсальной природой[261]. «Монизм науки, – подчеркивает Циолковский, – обусловлен строением космоса» [262].

Космос, по Циолковскому, разумен, вечен, закономерен, гармоничен, радостен. В нем действует моральный закон: «Делающий добро другим, делает его самому себе»[263]. Вселенная и жизнь пульсируют.

Строение мыслящего органа миниатюрно повторяет Вселенную. Если хотим понять разум, подчеркивает Циолковский, мы должны понять Вселенную, и обратно: знание Вселенной непостижимо без знания разума. Впервые в образной последовательности между познанием Большого мира и познанием мыслящего столь четко утверждается прямая и обратная связь. Индивидуальный разум есть модель мыслящего Универсума. Периферические процессы в конце концов достигают высшего единства. То, что присуще атомарному уровню, переходит на уровень организма, планетных систем, звездных образований и т. д. Чувствительность одного уровня, указывает Циолковский, становится мышлением другого. Мышление, т. е. восприятие, как и сознание – относительно. Мыслящий мозг (высший уровень) чувствует атомы, его составляющие (подчиненный уровень). Единая субстанция дает разнообразие элементов. Она развертывается и вновь свертывается. Так, подобно вдоху и выдоху живого существа, протекает «мышление» Универсума. Происходит бесконечное повторение, которым охватываются элементарные частицы, звездные системы, организмы и цивилизации. Универсум в каждом фрагменте равен себе. Все дело в том, чтобы занять правильное отношение: переходя от одной обзорной вышки к другой, видеть связи целого. Этой позиции мышления соответствует объединительное движение субстанции.

Циолковский исследует закономерности восхождения Разума во Вселенной. По Циолковскому, космическое бытие человечества может быть подразделено на четыре основные эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры – сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества… тоже, очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная… – десятки миллиардов лет. «Во время этой эры, – подчеркивает Циолковский, – человечество полностью ответит на вопрос: зачем? – и сочтет за благо включить в действие второй закон термодинамики в атоме, то есть из корпускулярного вещества превратится в лучевое. Что такое лучевая эра космоса, мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем»[264].

Творческое наследие К.Э. Циолковского, связанное с философией Универсума, малоизвестно. «Монизм Вселенной», «Этика космоса», «Воля Вселенной» были изданы в 20‑х гг. на средства автора небольшими тиражами. На титульных листах значится – «склад изданий находится у автора». Работы эти не переиздавались.

Этико‑философское учение Циолковского о сущности и формах космической жизни представляет огромный интерес, поскольку, как и учение Вернадского о ноосфере, развивалось в русле естественно‑материалистической методологии и имело своим предметом мысль, мышление и разум в их вселенских измерениях.

Если Вернадский приложил эту методологию к конкретной планете и вывел ноосферный процесс из закономерностей земного развития, то Циолковский предметом своих исследований делает Вселенную, которую рассматривает как проявление разумоподобной гармонии, развивающейся из базовой структуры материи – «мыслящего атома»: способности материи на ее элементарных уровнях к различию, запоминанию и выбору.

Этика, указывает Циолковский, присуща не только человеческому, биологическому существу. Это – конструктивный принцип Вселенной, поскольку в его основе лежит правильность: соразмерность, соотнесенность целого и частей Универсума.

Земная цивилизация, учит Циолковский, не одинока. Она – одна из бесчисленных цивилизационных форм Вселенной, всеобщим принципом которой является рациональное милосердие – побуждение к высшим гармониям. На Земле этот принцип связан с поисками гениального общества, т. е. такого общества, которое воспитывало бы гениев и управлялось ими[265].

Современный подход к общественному разуму, его внутренней и внешней деятельности требует не только ноосферных идей Вернадского, но и этико‑космических идей Циолковского. Космическая теория Циолковского и его прогностика являются важным моментом в представлениях о судьбах цивилизаций и общественном разуме. Они сформировали канон для многих последующих футурологических построений. Образцы Циолковского максимальны, конструктивны и программны.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!