Социальное отражение и прогностика третьего тысячелетия
Отражение, информация, мышление и культура
Универсальное понимание бытия требует учета взаимодействия понятий отражения, информации, мышления и культуры.
Является ли культура собственно человеческим явлением или она более широкое явление?
Место культуры в гносеологической практике человека можно выразить следующей схемой:
Культура вырастает из отражения материальных систем – коренного свойства природы. Человеческой она становится только в своей знаково‑исторической форме, воплощенной в разнообразных обработанных человеком природных и искусственных материалах. Однако, если отвлечься от собственно человеческих форм культуры и осмыслить культуру сквозь призму проявлений ее важнейшей функции – сохранять, передавать и внедрять наилучшие образцы, то окажется, что она охватывает не только общественные, животные и растительные миры, но и мир физический.
В рамках культурософских концепций Универсум предстает как непрерывное превращение одних порядков его организации в другие, т. е. как приобретение и утрата упорядоченности. Процессы организации (упорядочения) и дезорганизации связаны с глубинными внутренними и внешними качествами материи, их фундаментальной эталонностью.
Как показывает история, человек мыслит и самоопределяется в культуре. Мышление исторического человека – культурно. Оно функционирует и совершенствуется в теснейшем взаимодействии с опытом материальной и духовной практики. По своей сути индивидуальное мышление коллективно. Однако это коллективность особого рода. Она создается индивидуализацией культуры, творчеством личностей, обновляющих отдельные элементы коллективного опыта и побуждающих общественную практику соотнестись с новой информацией. Формирование отношений, основанных на следовании образцам, есть культура. Что представляет собой человеческая культура в свете исследованных выше оснований?
|
|
Духовная культура – составная часть семантической информации, ее управляющая надстройка. По своим внутренним и внешним свойствам она связана с отражением, анализом объектов и их отражений, накоплением, передачей и переработкой семантической информации, взаимодействием индивидуальных и коллективных способов восприятия и переработки семантической информации.
Отражение и мышление – коренные свойства материи, связанные с воспроизводством и передачей информации.
Известно положение античности об истечении образов с поверхностей тел как источнике формирования идей. Это положение хорошо согласуется с ленинской оценкой отражения как фундаментального базового качества природы.
|
|
Как происходит преобразование отражения (физический процесс) в форму семантической информации и идеализации (общественно‑социально‑культурный процесс)? Вопрос этот тесно связан с внутренними характеристиками культуры как высшей формы информационного отражения.
Можно выделить следующие гносеологические свойства отражения:
1. Отражение нейтрально к окружению.
2. Отражение постепенно поглощается.
3. Отражается непосредственно не весь объект.
4. Отражение есть выражение объектов в материалах излучения.
5. Отражение способно отделяться от данных объектов, представлять объекты и тогда, когда их физическое существование прекращено.
6. Представляя объекты, отражение способно. варьировать их формы, полагать большее в меньшем, меньшее в большем.
7. Интенсивность отражения непосредственно связана с энергогравитационным состоянием системы.
8. Отражение объекта есть перевод его информационной структуры на лучевые носители, сопровождающийся потерями информации из‑за того, что в отражение включается не вся структура объекта, но лишь ее части или же ее энерголучевые обобщения.
9. При отражении происходит определенная гомогенизация, упрощение информации.
|
|
Таким образом, отражение предстает как сложный процесс, сопоставимый по ряду своих свойств с мышлением. По отношению к отражению мышление можно определить как восстановительный процесс, процесс сохранения и умножения информации.
1) Мышление более активно дифференцирует информацию, способствует возникновению ее новых форм, связанных с социальным, предметным и духовным миром. Отражение и мышление производят общий продукт – информацию. Однако содержание этой информации строится на отличающихся принципах: информация отражения – количественна, информация мышления не только количественна, она – социальна, т. е. обладает смысловой, культурно‑знаковой структурой.
2) Мышление пластично, оно способно управлять темпом поступления информации, комбинировать ее формы, выделять методологию как особую форму саморегулирования.
3) Мышление способно производить объекты, не имеющие референтов в материальном мире, в том числе вероятностные, гипотетические объекты.
4) Единицы отражения – суть группировки волнового физического мира. Единицы мышления – мысли, идеализации суть группировки смыслового мира, отраженные от физических носителей информации.
|
|
Конституирующую роль в формировании содержания идеализации играют знаки – особые мыслительные и материальные конструкции, единицы смыслового членения объективного мира. Смысл – это контекст, широкая зона прямых, косвенных и условно‑гипотетических восприятий отражений.
Отражение основано на импульсах энергии, мышление – на импульсах смысла. Первое несет информацию в ее физической форме. Второе вводит в действие знаковые референты.
Мышление вырастает из отражения. Мышление – особый управляющий процесс, посредством которого осуществляется разнообразие важнейших функциональных качеств материальной системы, их устойчивость и определенность, при которых система может упорядоченным образом вступать в контакты с другими, внешними по отношению к ней системами.
Через объективность отражения и его высших форм – мышления и культуры – проявляется единство разнообразия мира. Посредством отражения и мышления система получает возможность передавать информацию о себе и тем самым преодолевать ограничения, накладываемые на ее существование пространством‑временем. Действенность мышления зависит от его правильности, от того, насколько оно соотнесено с предшествующим опытом, каков характер этого опыта – позволяет ли он предвидеть, прогнозировать будущие условия, необходимые для самосохранения, упрочения и развития данной системы. Правильность и прогностичность мышления устанавливаются культ турой.
По отношению к мышлению и культуре общества могут и должны быть классифицированы, поскольку общественный прогресс это и есть, в конечном счете, прогресс в способах мышления и самоорганизации культуры, прогресс могущества материальных сил человека, духовных целей его самовыражения.
Обобщая сказанное о функциях отражения и мышления, их соотнесенности с категорией информации, можно сказать, что современное мышление человека есть такое опережающее отражение, в котором выявляются будущие условия самосохранения и развития не только данных объектов, но и культуры общества, поскольку только в культуре происходит оценка и отбор образцов наилучших решений, формирование их эталонного статуса в экономике, этике и политике.
Революция в образовании, компьютеризация производства, науки, управления и социальной сферы превращает современное общество в мыслительную организацию. Если в предыдущие эпохи культура мышления относительно слабо влияла на уровень общественного сознания, то ныне благодаря мыслительным орудиям, включая массовые коммуникации, это влияние распространяется интенсивно, т. е. общество становится более отзывчивым как к прогрессу форм и содержания мышления, так и к ошибкам, сбоям мыслительной организации. Между видами социально‑семантической, культурной информации, с одной стороны, и содержанием повседневной информации – с другой, существуют известные соотношения. Они определяются информационным критерием развитости общества, соразмерностью частей его материальной и духовной культуры.
Если анализировать периоды, когда прогресс в естественных науках и технике был особенно заметным, то нельзя не прийти к выводу, что прогресс этот был обусловлен совершенством структуры общественного мышления. Ни физика, ни математика не могут продолжительно развиваться при упадке художественной культуры и словесности, поскольку общество имеет дело не с разрозненными феноменами мышления индивидов, но с культурой и стилем мышления.
Ныне возникла новая социально‑гносеологическая ситуация, при которой мыслительный опыт каждого, умноженный организационно и инструментально, может влиять на всеобщий мыслительный опыт – понижать или повышать его уровень.
От рассогласования форм деятельности общество несет не просто экономические, но и умственные потери. Потери эти представляются грандиозными. Они пресекают возможности, которым по их внутреннему качеству суждено было развиться в будущем.
Духовность индивидов сопряжена с духовностью общества. Вот почему совершенствование деятельности и стилей общественных организаций, создание условий для раскрытия потенциалов мышления составляет ныне неотложную задачу.
Естественные и общественные дисциплины, не теряя предметной самостоятельности, все более интегрируются вокруг практических задач отлаживания общественного интеллекта, причем интеграция эта в значительной мере происходит на базе совершенствования филологии как науки о способах знакового отражения реальности посредством естественного языка, законы и функционирование которого определяют формы построения искусственных языков.
В современных условиях можно говорить не только о математизации, но и филологизации знания. Филологические подходы как комплексное соотнесение с мыслительной практикой человека выступают сейчас в качестве дополнительных по отношению к другим подходам и дисциплинам, изучающим мышление, включая информатику, философию и социологию. Это вызвано прежде всего новыми потребностями обучения машины человеком и человека машиной. Как первая, так и вторая потребности связаны с особыми сторонами гносеологической практики.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!