В.И. Ленин о социокультурных факторах становления и развития социалистического общества



 

Еще в начале XX в. В.И. Ленин выдвинул основополагающие принципы культурно‑цивилизационного развития социализма. Ныне все более проясняется глубина и действенность ленинских мыслей, непреходящая ценность ленинского духовного опыта для современного социалистического общества, его этической, нормотворческой и социально‑экономической практики.

Суммируем главные положения В.И. Ленина о духовно‑этических и культурных основах социалистического общества.

В.И. Ленин развил оба уровня этики – фундаментальной и практической.

 

Фундаментальная этика

 

1. Постижение законов диалектики материального, духовного и социального миров как императив гносеологической деятельности.

2. Освобождение угнетенных и эксплуатируемых как внутренняя мера социально‑политической деятельности.

3. Ориентация личного и общественного стиля на поддержание образцов культуры.

4. Служение истине в качестве психологического отношения.

5. Ориентация на историческую перспективу во всех сферах текущей социальной действительности.

 

Практическая этика

 

1. Принципиальность.

2. Солидарное сотрудничество с единомышленниками.

3. Презрение к барству.

4. Бесстрашие и скромность.

5. Уважение личного достоинства.

6. Решительность в достижении общественных целей.

В суровых условиях гражданской войны, социально‑экономической неустойчивости первых послевоенных лет В.И. Ленин разрабатывает план экономического возрождения страны на основе новейших научно‑технических достижений, развития образования, освоения национальной и мировой культуры, воспитания сознательной дисциплины, непримиримости к бюрократизму.

В. И. Ленин указал на важнейшие качества социального потенциала страны, позволяющие решать фундаментальные экономические и культурные задачи. У нас есть все, отмечал В.И. Ленин, чтобы Русь перестала быть «убогой и бессильной», чтобы был совершен переход «из бездны страданий… к светлому будущему коммунистического общества, всеобщего благоденствия и прочного мира»[182]. Показатели качества социального потенциала суть следующие: 1) пространство; 2) природные богатства, достаточные для устойчивой жизни всех и каждого; 3) запас человеческих сил; 4) духовный и творческий размах, который дала народу Октябрьская революция[183]. В.И. Ленин определил основные задачи развития социальной и управляющей деятельности: 1) работать не покладая рук на основе машинной индустрии над укреплением дисциплины и самодисциплины, 2) добиваться организованности, порядка, деловитости, 3) стройного сотрудничества всенародных сил, 4) всеобщего учета и распределения продуктов[184].

Наряду с интенсивными, ускорительными факторами социально‑экономического потенциала, В.И. Ленин указывает на главные тормозящие факторы, характеризуемые им как общая нехватка цивилизованности для непосредственного перехода к социализму[185]. Конкретно эта нехватка цивилизованности проявляется, согласно В.И. Ленину, как: 1) вызванное гражданской войной разрушение культуры, 2) наличие отчаявшейся интеллигенции, 3) наличие огромной темной массы одиночек‑хозяев, 4) неумение, непривычка к общей солидарной работе[186].

Вот почему текущее социально‑культурное положение общества выдвигает, как формулировал В.И. Ленин, величайшую задачу «перевоспитания всего русского народа»[187], «уничтожения всей разбросанности нашей хозяйственной жизни»[188].

«Во всей области общественных, экономических и политических отношений, – подчеркивал В.И. Ленин, – мы «ужасно» революционны. Но в области чинопочитания, соблюдения форм и обрядов делопроизводства наша «революционность» сменяется сплошь да рядом самым затхлым рутинерством. Тут не раз можно наблюдать интереснейшее явление, как в общественной жизни величайший прыжок вперед соединяется с чудовищной робостью перед самыми маленькими изменениями». И далее, раскрывая социально‑психологическую подоплеку этого явления: «Это и понятно, потому что самые смелые шаги вперед лежали в области, которая составляла издавна удел теории, лежали в области, которая культивировалась главным образом и даже почти исключительно теоретически. Русский человек отводил душу от постылой чиновничьей действительности дома за необычайно смелыми теоретическими построениями и поэтому эти необычайно смелые теоретические построения приобретали у нас необыкновенно односторонний характер. У нас уживались рядом теоретическая смелость в общих построениях и поразительная робость по отношению к какой‑нибудь самой незначительной канцелярской реформе»[189].

Революция, родившаяся из противоречий между старым и абстрактнейшим стремлением к новому, преодолевает прежний уклад, прежде всего, политически. Однако старые привычки, особенно унаследованные от прежнего аппарата управления, все еще остаются и в течение длительного времени способны активно понижать мысль, сдерживать солидарную работу, тормозить и отклонять инициативу людей. Повседневная обстановка духовной жизни – важнейший показатель культурно‑цивилизационной зрелости общества.

В.И. Ленин подверг скрупулезной разработке категорию духовной культуры в ее отношении к экономике, политике, социальным отношениям, идеологии, мировому революционному процессу, этике, гносеологии, непосредственной социально‑информационной практике. Категория культуры ложится в основу всех его последних работ по социалистическому строительству. Знаменательно, что само определение общественной роли партии раскрывается В.И. Лениным в характеристиках духовной культуры. «Социализм, – указывает В.И. Ленин, – был бы невозможен, если бы он не научился пользоваться… тем аппаратом, который создала культура буржуазная, культура капитализма»[190]. Марксизм, отмечает В.И. Ленин, появился из «суммы человеческих знаний»[191]. «Только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру – без такого понимания нам этой задачи не разрешить»[192]. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»[193].

В.И. Ленин подробно исследовал социальные роли духовной культуры, особенно подчеркивая те внутренние и внешние обстоятельства, которые делают неотложными культурную революцию – фундамент хозяйственного возрождения страны, реорганизации, восстановления «земледелия и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве»[194].

В докладе на Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г. «Новая экономическая политика и задачи политпросветов», В.И. Ленин вскрыл непосредственные объективные причины, побуждающие к культурной революции как основополагающему действию, подчеркнув следующие положения.

1. Без периода учета и контроля перейти даже к низшей ступени коммунизма – нельзя. При попытках непосредственного перехода к коммунистическому производству наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала ожидаемого подъема производительных сил.

2. Благодаря войне и разрухе промышленный пролетариат деклассировался и перестал существовать как пролетариат. Самый главный враг поэтому – анархический капитализм и анархический товарообмен.

3. В стране с деклассированным пролетариатом каждую отрасль хозяйства нужно строить на личной заинтересованности и управлять тверже, чем при капитализме, иначе погибель, так как в силу сложившегося порядка вещей мир развивается быстрее, чем мы.

4. После великого политического переворота нужно много времени на осознание переворота. Народ значение этого переворота еще не осознал. Осознание его – величайшая задача, решению которой следует обучиться. В этой учебе на первый план выдвигаются «малые культурные дела», культурничество, задача общего подъема культуры превращается в одну из самых очередных.

5. Необходимо громадное повышение культуры, с тем чтобы каждый человек на деле получал возможность применять культурные навыки к улучшению своего хозяйства и государства, для борьбы с волокитой, взятками, комчванством. Безграмотный человек стоит вне политики, пребывая только в слухах, сплетнях, предрассудках.

6. Результаты просвещения следует измерять только хозяйственными успехами[195].

7. В культуре, подчеркивает В.И. Ленин, достигнутым надо считать только то, что вошло «в быт, в привычку» [196].

В.И. Ленин подробно разрабатывает вопрос о строении социальной культуры, указывая в связи с этим на конкретные проблемы и задачи культурного строительства.

Проблемы и задачи эти суть следующие.

1. Создание сложной и тонкой сети организационных отношений.

2. Превращение очагов новой техники в очаги просвещения. Качественное повышение роли народного участия в делах производства и специализированных организаций.

3. Придание социализму кооперативного характера.

4. Социокультурная роль аппарата управления и хозяйственная этика.

5. Гносеологическая деятельность и выработка единой воли масс.

6. Разработка генеральной прогностической модели: практические, социокультурные и политические задачи. Таковы информационные рамки выдвинутой В. И. Лениным социокультурной концепции построения социалистического общества.

Остановимся на некоторых аспектах этой концепции.

Важнейшим условием правильного строения общества является, указывает В.И. Ленин, «тонкая сеть новых организационных отношений»[197]. Только эта новая тонкая сеть организационных отношений способна, согласно В.И. Ленину, создать материальные условия введения социализма – добиться в общенациональных масштабах повышения производительности труда, полного перелома настроения масс в пользу «правильного, выдержанного, дисциплинированного труда»[198], добиваться «переорганизации народного труда по последнему слову науки и техники» [199].

В качестве важнейшего элемента новой сети отношений В. И. Ленин называет городские и сельские коммуны, которые должны стать опорными ячейками общества. «Каждая фабрика, каждая деревня являются производительно‑потребительской коммуной, – писал В.И. Ленин, – имеющей право и обязанность по‑своему применять общие советские узаконения («по‑своему» не в смысле нарушения их, а в смысле разнообразия форм проведения их в жизнь), по‑своему решать проблему учета производства и распределения продуктов»[200]. Именно в такой тонкой сети организационных отношений видел В.И. Ленин высшую по сравнению с капитализмом организацию общественного уклада. «Социалистическое государство, – отмечал он, – может возникнуть лишь как сеть производственно‑потребительских коммун, добросовестно учитывающих свое производство и потребление, экономящих труд, повышающих неуклонно его производительность и достигающих этим возможности понижать рабочий день до семи, шести часов в сутки и еще менее»[201].

Переорганизация отношений в рамках указанной сети многообразна: это

1) освоение самой передовой научно‑технической мысли, освоение не просто в производстве и для производства, но освоение как акт культуры, просвещения и воспитания народа; 2) расширение кооперативности как формы отношений между городом и деревней; 3) развитие новой практической этики трудовых отношений и самоуправления; 4) новых форм социально‑информационного отражения, действительного включения общественных индивидов в социально‑информационный процесс; 5) развитие новых гносеологических возможностей человека, общественных групп и общества в целом. Указанные черты перестройки общественных отношений составляют содержательное ядро новой культуры образа жизни.

Как представлял В.И. Ленин социально‑культурное освоение научно‑технического прогресса, его внедрение в культуру общества, в промышленно‑экономический оборот? В.И. Ленин прозорливо усмотрел в качестве базовой технико‑технологической единицы электрическую станцию, производство электрической энергии, электрификацию всей страны. Этот выбор подчеркивал 1) перспективную значимость энергетики в народном хозяйстве и общественной жизни, 2) перспективную значимость электричества как а) технической электроники, б) фундаментальной модели неисчерпаемости Универсума, в) нового информационного носителя.

Электрификация – не просто основа современного крупного производства. Она – база коммунизма, формируемая соединением научно‑технического и социального прогресса – реальная программа освоения культуры, которая «каждый день, в каждой мастерской, в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться»[202].

В электростанции В. И. Ленин видел культурную ячейку, способную подвести общую современную цивилизационную базу под тонкую сеть новых организационных отношений. «Нам надо добиться…, – писал В.И. Ленин, – чтобы каждая электрическая станция, построенная нами, превращалась действительно в опору просвещения, чтобы она занималась, так сказать, электрическим образованием масс»[203]. Вот почему электрификация трактуется В.И. Лениным социологически, в связи с сущностью образа жизни нового общества. В этом смысл знаменитой ленинской формулы – «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».

Социальный, культурный успех электрификации зависит от того, с какой глубиной будут охвачены электрификацией опорные ячейки общества. Однако В.И. Ленин предостерегает от поверхностного, узкофункционального подхода к научно‑техническому прогрессу. Надо добиваться того, подчеркивает он, чтобы вся Россия покрылась густой сетью электрических станций и мощных технических оборудовании – очагов просвещения. В этом случае «наше коммунистическое хозяйственное строительство станет образцом для грядущей социалистической Европы и Азии» [204].

Таким образом, задачи электрификации страны предстают, согласно В.И. Ленину, одновременно как технические и как социокультурные, политические задачи по превращению очагов передовой техники в очаги просвещения.

Определение В.И. Ленина развивает общую теоретическую формулу коммунизма, соединяющую становление новой высшей социально‑экономической формации с 1) исчезновением современных классовых различий; 2) наличием плодотворного в нравственном отношении переходного периода; 3) возможностями радостного бытия человека на основе «проявления всех (его) физических и духовных способностей… благодаря планомерному использованию и дальнейшему развитию огромных производительных сил, при одинаковой для всех обязанности трудиться»[205].

В.И. Ленин конкретизирует формулу коммунизма, приводит ее в соответствие с исторической ситуацией и реальными общественными обстоятельствами, указывая на электрификацию как на самую передовую форму организации производительных сил не только в собственно техническом смысле, но и в смысле просвещения, образования и воспитания народных масс, их сплочения вокруг культурных форм деятельности.

Другую часть тонкой структуры новых организационных отношений В.И. Ленин усматривает в кооперации всего общества, в налаживании разнообразных форм экономической самодеятельности людей под руководством советских учреждений.

Кооперация, по В.И. Ленину, – это новый принцип организации населения[206]. В.И. Ленин высказывает следующие положения, раскрывающие культурно‑цивилизационное значение кооперации. Он подчеркивает, что для построения полного социалистического общества мы должны:

1. «Сознать и претворить в дело, что в настоящее время тот общественный строй, который мы должны поддерживать сверх обычного, есть строй кооперативный»[207].

2. Необходимо только одно – «сделать наше население настолько «цивилизованным», чтобы оно поняло все выгоды от поголовного участия в кооперации и наладило это участие.»[208].

3. Для того, чтобы это совершить, нужен переворот, целая полоса культурного развития народной массы, целая историческая эпоха[209].

4. Без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности от неурожая, от голода и т. д., указанные цели достигнуть невозможно[210].

5. «Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией – это есть строй социализма»[211].

В кооперации усматривал В.И. Ленин цивилизационную сущность нового строя, его умение соединять частный интерес с общим, торговлю и товаропроизводство с всеобщими интересами образования, духовности, справедливого распределения и участия в производственной и социальной жизни, в радостном пользовании жизненными благами.

Осуществление нового принципа организации населения, проведение в жизнь научно‑технического и культурно‑просветительного плана кооперации связывается В.И. Лениным с качеством деятельности аппарата управления, его способностью поддерживать и развивать новую этику, новую психологию деятельности и общения, иными словами, с культурой управления.

Аппарат управления, согласно В.И. Ленину, сам должен порождать образцы новой социальной культуры, черпать свой кадровый состав из наиболее честных, наиболее просвещенных рабочих, крестьян, наиболее преданных ценностям социализма интеллигентов. В противном случае неизбежны бюрократизм, злоупотребление властью, поощрение качеств, свойственных анархическому товарообмену. «Мы превосходно знаем, – замечает В.И. Ленин, – что значит культурная неразвитость России, что делает она с Советской властью, в принципе давшей неизмеримо более высокую пролетарскую демократию, давшей образец этой демократии для всего мира, – как эта некультурность принижает Советскую власть и воссоздает бюрократию»[212]. «Мы спотыкаемся о недостаточную культурность масс»[213]. Совершенствование аппарата управления В.И. Ленин видел в успехах образования, решающего задачу пополнения «слишком надорвавшихся на работе представителей тонкого слоя пролетариата»[214].

Социокультурная характеристика аппарата управления и его роли в социалистическом строительстве сочетается у В.И. Ленина со стилевыми характеристиками субъектов управления. В.И. Ленин показывает, что способ создания нового социалистического уклада есть результат самостоятельного исторического творчества большинства трудящихся, формирования ими новой этики трудовых и социальных отношений.

Выделяя функциональный уровень советской организации, В.И. Ленин обращает внимание на то, какие качества работников должны поощряться прежде всего, на каких людей должен опираться аппарат управления, вбирать их в свой состав. В.И. Ленин отмечает, что необходимо «как можно осторожнее и терпеливее испытывать и распознавать настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической сметкой, людей, соединяющих преданность социализму с умением без шума (и вопреки суматохе и шуму) налаживать крепкую и дружную совместную работу большого количества людей в рамках советской организации»[215].

Большое внимание уделяет В.И. Ленин культуре служебных отношений. Укажем на те нормы управляющей деятельности, которые В.И. Ленин считал обязательными для успешной деятельности учреждений и организаций.

1. Руководящий работник не должен сосредоточивать в своих руках необъятную власть[216].

2. Властью необходимо пользоваться с осторожностью[217].

3. Нельзя быть самоуверенным и чрезмерно увлекаться чисто административной стороной дела. На такого руководителя нельзя положиться в серьезном политическом вопросе[218].

4. Руководитель не должен быть капризным и грубым[219].

5. Руководитель должен быть лояльным и вежливым с товарищами[220].

6. Нелояльность, грубость, капризность могут получить решающее значение в отрицательной характеристике руководителя[221].

7. Никогда нельзя относиться формально к национальному вопросу[222].

8. Необходимо сочетать научную образованность с большим опытом практической работы[223].

9. Необходимо не столько обладание административными качествами, сколько обладание широким опытом и способностью привлекать к себе людей[224].

10. В образцовом государственном учреждении должны быть представлены два типа характера руководителей – а) мягкость, осмотрительность, сговорчивость, б) решительность, угловатость, энергичность[225].

Критерий – способность налаживать дружную совместную работу большого коллектива людей точно соотнесен с распределением руководящих и исполнительных функций внутри трудовых коллективов: твердая власть, отдельных лиц для «определенных процессов работы, в определенные моменты чисто исполнительских функций»[226], уравновешивание этих функций разнообразными способами и формами контроля снизу, «чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неустанно сорную траву бюрократизма»[227] – этого постоянного залога реставрации контрреволюции[228].

Какие качества повседневной трудовой деятельности выдвигает В.И. Ленин в первую очередь? Вот эти требования: 1) Веди аккуратно и добросовестно счет деньгам. 2) Хозяйствуй экономно. 3) Не лодырничай. 4) Не воруй. 5) Соблюдай строжайшую дисциплину труда. Тот, кто нарушает эти нормы, подрывает этику социализма как кооперативной формации.

Пристальное внимание уделяет В.И. Ленин совершенствованию социально‑гносеологической, информационной деятельности, непосредственно связанной с налаживанием тонкой сети новых отношений. Необходимо понести в массы статистику, подчеркивал В.И. Ленин, «популяризовать ее, чтобы трудящиеся постепенно учились сами понимать и видеть, как и сколько надо работать, как и сколько можно отдыхать, чтобы сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун стало предметом общего интереса и изучения, чтобы выдающиеся коммуны вознаграждались немедленно сокращением (на известный период) рабочего дня, повышением заработка, предоставлением большего количества культурных или эстетических благ и ценностей и т. п.»[229].

Здесь В.И Ленин развивает важнейшее положение об активном характере форм социального отражения. Эти формы должны, согласно В.И. Ленину, предоставлять каждому члену общества возможность самостоятельной оценки положения. Эта оценка складывается на основе правильного построения социальной семантической информации, т. е. такого ее построения, которое раскрывает содержательную сущность социального явления, делает социальные факты видимыми, наглядными. Это первое требование, которое должно быть предъявлено к социальной семантической информации. Второе требование – это четкое соотношение структур социального отражения (образов, показателей, понятий) с конкретными, практическими социальными действиями. Действия эти не произвольны, но соотнесены а) с мерой должного труда – «как и сколько надо работать» и б) с мерой удовлетворения материальных и духовно‑культурных потребностей опорных ячеек общества – коммун. Это – единая система отражения деятельности.

Указанная единая система связей гносеологической и материальной деятельности и общения людей самоуправляется посредством базовых социальных стимулов. К их числу В.И. Ленин относит: 1) сокращение рабочего дня, 2) повышение заработка, 3) расширение возможностей пользоваться большими духовно‑культурными благами и ценностями.

Разработанные В.И. Лениным методы и приемы социального отражения непосредственно относятся к социологической информатике, занимающейся конкретными теоретико‑прикладными разработками социально‑информационного отражения, в том числе с широкой опорой на прикладную социологию. В.И. Ленин указывает на необходимость сравнительно‑типологических исследований, в том числе социально‑психологического восприятия действительности. Следует, подчеркивает он, изучать психологические факторы, сопоставлять, сравнивать психологию рядового, среднего представителя трудящихся с объективными, материальными условиями его общественной жизни[230]. Причем сопоставлять так, чтобы получать информацию о социальных типах. Личные исключения из групповых и классовых типов, напоминает В.И. Ленин, есть и везде будут. Социальные типы остаются[231]. Наряду с информацией о социальных типах необходимо, согласно В.И. Ленину, давать информацию, способную формировать целостные образы передового социального опыта, не распылять эти целостные образы по отдельным изолированным показателям, но давать картину образцовой постановки «небольшого целого», именно целого, а не фрагментов, «сумму всего хозяйственного оборота… небольшой местности»[232].

Сбор информации о «сумме всего хозяйственного оборота небольшой местности» – важнейшее методологическое указание В.И. Ленина о том, как должна строиться социальная семантическая информация в системе социологической информатики. Не разрозненные опросные данные, не отдельные тенденции и факты, переполняющие современную эмпирическую социологию, но информационно‑содержательное обоснование итогов, конечных результатов деятельности целостных регионов, отраслей, областей, сфер общества. Здесь, как и в прежних возражениях против «статистического кретинизма», В.И. Ленин решительно высказывается за такую полноту первичной информации, которая выводит на сущность социальных, экономических и культурных процессов.

Так, в основных чертах, действуют и взаимодействуют части социальной и тонкой сети социокультурных отношений.

Закономерным итогом рассмотрения В.И. Лениным социокультурных факторов является анализ генерального и оперативного прогноза в связи с международным и внутренним положением СССР.

Прогностическое изучение действительности – составная часть социального отражения, его опережающая часть. Как было показано в предыдущих разделах, В.И. Ленин для рассмотрения основных закономерностей и особенностей марксистской гносеологии опирался на глубинный исторический опыт. Это было необходимо для выработки правильного отношения к сложным природным и социальным процессам, нормативная характеристика которых все еще находится в процессе становления. Для познания общественных явлений, однако, исторический опыт должен дополняться теоретической деятельностью, анализом наиболее вероятного развития тех факторов, которые могут оказать сильное влияние на данное общество. В то же время, сопоставляя содержание прогноза с уже осуществившимся, отошедшим в область истории, можно более точно представить ход развития, извлечь уроки из того, 1) что могло осуществиться, но не осуществилось и 2) что может произойти, если предусматриваемые прогнозом целенаправленные действия не будут предприняты.

Рассмотрим некоторые основные элементы прогноза развертывания социальной реальности, сделанные В.И. Лениным в его последних работах.

Главное последствие давления на Советскую Россию, отмечает В.И. Ленин, заключается в том, что империалисты не дали нам возможности сделать сейчас же такой шаг вперед, который оправдал бы предсказание социалистов о быстром и значительном развитии производительных сил социализма, о раскрытии всех тех возможностей, которые сложились бы в социализме и доказали бы всякому наглядно и воочию, «что социализм таит в себе гигантские силы и что человечество перешло теперь к новой, несущей необыкновенно блестящие возможности стадии развития»[233].

Важное место в ленинском прогнозе занимает оценка характера и движущих сил мировой ситуации, раскрытие взаимосвязей между культурно‑цивилизационной развитостью обществ и конкретными политическими задачами. Здесь особенно важным предстает вопрос о выигрыше времени в цивилизационном соревновании с капитализмом, вопрос о роли в мировом политическом процессе представителей старых цивилизаций, таких стран, как Индия, Китай, а также Япония. В.И. Ленин дает историко‑культурную группировку мировых классовых государственных сил, выделяя такие центры, как Западная Европа, Германия (отдельно), США, Япония, Индия, Китай, СССР.

Целесообразно дать раскрытие указанных вопросов через ключевые высказывания В.И. Ленина.

1) В силу последней империалистической войны развитие стран Востока, в которых проживает большинство населения мира, пошло по такому пути, «который не может не привести к кризису всего всемирного капитализма»[234].

2) Западноевропейские страны завершат свой переход к кризису путем эксплуатации первого из побежденных государств – Германии, соединенной с эксплуатацией всего Востока[235].

3) Главный вопрос – удастся ли нам продержаться при нашем мелком и мельчайшем крестьянстве до того момента, как западноевропейские государства завершат свое развитие к социализму[236].

Это положение В.И. Ленин развертывает посредством контрастных характеристик плюсов и минусов положения СССР в свете вероятности нового военного столкновения.

На нашей стороне тот плюс, указывает В.И. Ленин, что весь мир переходит теперь к такому движению, которое должно породить коренное изменение в расстановке мировых классовых сил. На нашей стороне тот минус, та опасность, продолжает В.И. Ленин, что империалистам удалось расколоть мир на два лагеря: с одной стороны, побежденная страна культурного капитализма – Германия, которую западные державы будут эксплуатировать. С другой стороны – страны Востока, поставленные в унизительные условия.

В И. Ленин следующим образом строит общий прогностический вывод: в принципе относительно будущего социализма у нас нет ни тени малейшего сомнения, так как гигантское большинство земли – Россия, Индия, Китай уже втянуты в борьбу за свое освобождение. Нужно успеть цивилизоваться, формировать тактику социалистического строительства в соответствии с этим главным, важнейшим требованием.

Тактические задачи В.И. Ленин соотносит с реальной структурой общества, состоянием его производительных сил, духовных ожиданий, развитости аппарата управления. Тактические задачи, выдвинутые В.И. Лениным, могут быть представлены в группах.

1. Ответственность за сохранение пролетарской власти. 2. Сроки и качество цивилизационного процесса. 3. Проблемы культурного совершенствования государственного аппарата. 4. Стимулы вовлечения масс в организационную и хозяйственную деятельность. 5. Обоснование тактики структурных реформ. 6. Этические вопросы управления и политической культуры.

Из‑за общей культурной отсталости, слабости аппарата, отсутствия передышек мы отстаем и мы будем отставать от капиталистических держав в течение длительного времени, указывает В.И. Ленин. Пройдя одну полосу войн, «мы должны готовиться ко второй», предвидит В.И. Ленин. «Когда она придет мы не знаем, и нужно сделать так, чтобы тогда, когда она придет, мы могли бы быть на высоте…» «Из второй полосы войны мы не выйдем так легко, и поэтому необходимо на эту сторону обратить особое внимание»[237]1. Обозревая историю, В.И. Ленин делает вывод, что судьбу всех великих революций в предыдущие эпохи решал долгий ряд войн. Поэтому социалистическое государство должно экономически, технически и особенно социально быть всесторонне подготовлено для отражения контрреволюционного натиска.

Борьбе против угрозы мировой империалистической войны В. И. Ленин придавал важнейшее значение. Этой борьбе, подчеркивал он, «стоит посвятить свою жизнь, в этой борьбе надо быть беспощадным, все софизмы в ее защиту надо преследовать до самых последних уголков» [238].

Указывая на исключительную важность героизма, готовности масс к самопожертвованию для защиты революции, В.И. Ленин предостерегает от пагубной недооценки материального положения людей. Слова В.И. Ленина на этот счет суровы: «… голодать и холодать бесконечно нельзя… Это интерес государственный, интерес нашего государства. Кто проявляет здесь малейшую слабость, малейшую расхлябанность, тот – величайший преступник против рабоче‑крестьянской власти…»[239].

Анализ тенденций социально‑экономического и культурного строительства социализма позволил В.И. Ленину сделать общий вывод о необходимости разработки особого, гибкого курса, преследующего цель всемерной активизации экономической и духовной жизни общества, соединения экономической самодеятельности людей с централизованным, плановым принципом экономии. «Массы, – указывает В.И. Ленин, – должны не только знать, но и чувствовать, что сокращение периода голода, холода и нищеты всецело зависит от скорейшего выполнения ими наших хозяйственных планов»[240].

Это самочувствие, сознание весомости своей личной трудовой и социальной деятельности должно опираться на гибкую социально‑экономическую политику, поощряться и поддерживаться этой политикой. В.И. Ленин призывал не ломать полностью старого общественного уклада, связанного с торговлей, мелким хозяйством, мелким предпринимательством, а оживлять торговлю и мелкое предпринимательство, осторожно и постепенно овладевать ими, подвергая эти виды деятельности государственному регулированию лишь в меру их оживления[241]1, в обстановке реформ, подчеркивал В.И. Ленин, крайне важно сохранять спокойствие, видеть перспективу, сохранять бодрость и твердость духа, давать трезвую оценку положения, знать меру отступления и наступления [242].

Это был план осмотрительного, эффективного, надежного и одновременно быстрого продвижения к развитию цивилизационного базиса социализма, который позволил обществу преодолеть культурное отставание от развитых капиталистических государств, обеспечить технически и социально социализм, с тем, чтобы на равноправной основе установить с капиталистическими государствами отношения мирного, делового и культурного сотрудничества.

Правильная методология позволила В.И. Ленину построить такой прогноз, который в своих принципиальных частях подтвердился. Сила ленинского социально‑экономического и социокультурного плана развития социализма была в том, что он строился на базе фундаментальной теории общественного развития.

Решающее требование В.И. Ленина к осуществлению стратегических и тактических задач строительства социализма заключалось в том, что каждая пройденная ступень в развитии производительных сил и культуры должна сопровождаться доделыванием и переделыванием советской системы[243], «чтобы наука не оставалась мертвой буквой или модной фразой», а «действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом[244].

Положения, высказанные В.И. Лениным, ценны для развития методов социального отражения. Положения эти могут быть представлены в виде конкретных этапов гносеологического развертывания потенциала общества.

1. Выделение культурно‑цивилизационного ядра социальной действительности.

2. Определение контекста наличной ситуации в основных центрах современной цивилизации.

3. Вычленение конкретных связей научно‑технического и социального прогресса, экономики и политики, действующих в сложных сетях новых организационных отношений.

4. Осознание стилей социального мышления.

5. Выяснение множественности тенденций и темпов развития культуры: принципы, привычки, технологии, потребности.

6. Развитие прогностических и футурологических разработок.

7. Борьба против мировой войны как высшая и постоянная цель политики.

Исследование В. И. Лениным роли цивилизационных факторов в политическом процессе обогащает общую теорию общественного развития, закладывает предпосылки для современных социокультурных разработок.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!