Современные гуманитарные основания информатики. Социальное отражение и культура



 

Глава 4

Культура как высшая форма социального отражения

 

Общественное строение и функции культуры

 

Как было показано в предыдущих разделах, границы субъективного и объективного в социальном отражении подвижны. В той мере, в какой человек вовлечен в предметную, производственную деятельность, в той же самой мере он наделяет свои отражательные инструменты и организации действительной творческой силой, способной вызывать к жизни новые общественные институты, новые принципы, новые организации по‑новому обученных и ориентированных людей.

Процессы развития общественного производства и социального мышления взаимосвязаны. По мере совершенствования общественного производства совершенствуется социальное мышление и наоборот. При этом к развивающимся методам социального мышления приобщается все большее число людей, вплоть до всего населения планеты.

Таким образом, развитие социального мышления идет по двум линиям: вглубь (путем всестороннего совершенствования методов) и вширь (путем приобщения к этим методам все большего числа людей). Эти две линии, пересекаясь, образуют культуру и цивилизацию.

Что такое культура в марксистском понимании этой категории, каковы ее фундаментальные и прикладные составляющие?

Культура, согласно Ф. Энгельсу, – это действительно ценное в исторических формах науки, искусства и общения. Задача общества – сделать это действительно ценное достоянием всех членов общества в целях его наилучшего восприятия и развития[172].

Взаимодействие культуры и общества относится к наиболее сложным проблемам. Ничто не кажется столь очевидным, как наличие такого взаимодействия. Ничто, однако, не поддается расшифровке с таким трудом. Все происходящее в обществе облекается в формы культуры, все нормативное предстает как итог развития.

Остановимся на важнейших составляющих культуры. Культура подразделяется на подобласти[173]:

I. Материальная культура: 1) освоенность природных ресурсов, 2) состояние почв, 3) одомашнивание растений и животных, 4) развитость транспортных и информационных сетей, 5) совершенство строительных систем и сооружений, 6) состояние машин и оборудования, 7) совокупные навыки и профессиональные умения населения, 8) средства управления.

II. Физическая (телесная) культура: адаптивные возможности человеческого организма, богатство, разнообразие движений и пластики, обогащение памяти и чувственной сферы.

III. Важнейшую роль в процессе исторического развития общества играет духовная культура, осуществляющая отбор, хранение и передачу образцов общественного опыта.

По формулировке Н.И. Конрада, духовная культура представляет собой совокупность форм и правил общественной жизни, созданных обществом и соотнесенных с некоторыми эталонами [174].

Основными общественными функциями духовной культуры являются: 1) отбор навыков и умений, находящихся в распоряжении обществ, 2) отбор и накопление материальных объектов, имеющих семиотическую значимость, 3) целостное обучение народов. Отдельное лицо не может быть обучено совокупной культуре, равно как лишь индивидуальными усилиями не может быть обеспечена и ее сохранность. Сохранение, поддержание и развитие духовной культуры достигается деятельностью тысяч и миллионов людей.

В составе духовной культуры выделяется содержательное ядро – отобранные образцы фундаментального опыта (классика) и то, что образует их популяризацию – функциональные элементы культуры; особые способы передачи и сохранения образцов – жанры и виды культурной деятельности; организационные и материальные базы, включая специализированный персонал, финансы, технику, помещения, обеспечивающие функционирование культуры.

Спортивное искусство является посредующим звеном между искусством телесной пластики (балет, цирк, народные танцы) и волевой состязательностью (игры), формализуемой по определенным этическим и гносеологическим правилам. По мере развития своих воспитательных и зрелищных функций спортивное искусство включается в мир духовной деятельности.

Социальная культура – это та часть духовной культуры, которая активно функционирует в данное время.

Социальная культура охватывает и сплачивает такие сферы общества, как экономика, духовная деятельность, повседневное бытие, управление, политика. Она отлагается в сознании и действиях людей как конкретный стиль деятельности, мышления и поведения. Социальная культура выражает степень конкретного разнообразия видов деятельности, благоустройства городов и поселений, развитости социально‑культурного обслуживания и коммуникаций, сохранения природной и исторической среды, эффективности учреждений и ведомств, гуманизации семейных и межличностных отношений, действенности речевого и знаково‑информационного общения и т. д. Ее анализ соотнесен с субъектами социальных отношений – обществом в целом, коллективами, индивидами, регионами.

Все составные части культуры так или иначе связаны с соотношениями рабочего и внерабочего, свободного времени. Наличие резервов свободного времени позволяет обществу раскрывать способности индивидов, облагораживать и возвышать потребности людей. Характеризуя свободное время как высшее общественное богатство, К. Маркс указывал, что благодаря свободному времени «происходит своеобразное развитие индивидуальностей», их художественное и научное развитие[175]. В социологическом изучении социальной жизнедеятельности, опирающемся на конкретные данные, существенно представлять направление, в рамках которого осуществляются такие способы реализации свободного времени, как производство и чтение текстов, организация воспитания, общения и досуга. Все эти способы сопряжены в социологическом исследовании с измерениями и измерителями. Одна из эффективных шкал объективации материальной и духовной деятельности – шкала затрачиваемого времени. Измерения эти достигают своей цели тогда, когда они совмещены с исследованием содержания объекта. Даже в специальных исследованиях измерять лишь время, расходуемое, например, на чтение, общение с телевизионными, кинематографическими, театральными произведениями и т. д., – недостаточно для анализа духовной жизни общества. Только с учетом конкретных реалий культуры временные затраты обретают методологическую силу.

Понятие духовной деятельности шире понятия культуры. В культуре производится отбор единиц социальной информации, подлежащих впоследствии общественной оценке и окончательному отбору в ходе длительного массового освоения. Далеко не все публикуемое переходит в культуру, не все, что кажется новым, популярным и модным, выдерживает испытание временем. В обществе производятся миллиарды единиц социальной информации, издаются миллионы книг, осуществляются тысячи театральных и телевизионных постановок, концертов, демонстрируется множество кинофильмов, но лишь некоторые из них переходят в образцы, становятся эталонами высокого духовного ранга, формируют ядро классики культуры, ее философскую, этико‑эстетическую базу.

Как составная часть, органическая часть образа жизни общества, культура в прикладной социологии исследуется во взаимодействии ее общих и особенных аспектов в плане: 1) общественного становления образцов, 2) использования наличных образцов различными группами населения в зависимости от возраста, пола, образования, материального положения, места и региона проживания, 3) реального воплощения образцов в материальной деятельности, сознании, социальных ролях, бытовом и правовом обиходе. Все эти аспекты социального проявления культуры в действительности жизни, конечно, переплетены, но исследование их целостности неизбежно предполагает вычленение конкретных аспектов и ситуаций.

Трудность изучения культурной проблематики заключена не только в чрезвычайной сложности культуры как социальной системы. Анализ ее проявлений всегда должен считаться с тем, что решающим судьей в отборе образцов является время, совокупный опыт людей, историческая практика. Вот почему необходимо исследовать социокультурные базы духовной жизни общества, с тем чтобы представить объективные составляющие культурогенеза.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!