Общественный разум, третье тысячелетие и проект «Демиург»



 

Рассмотрение технологий общественного разума сквозь призму концепции Мыслящего Универсума способствует пониманию постадийного развертывания социально‑культурного потенциала исторической действительности.

Схемы матричного подхода позволяют давать разработки прогнозно‑футурологического характера. Рассмотрим это на примере. Схемы развертывания социально‑видовых характеристик 3‑го тысячелетия (см. схемы на с. XXX).

Развертывание форм мышления (деятельности) от менее развитых к более развитым предстает как нарастание изменения их качества. Это – развитие от простых всеобщих индивидуально‑коллективных форм, представляющих человека и технику, к сложным интегральным и вместе с тем глубоко дифференцированным формам.

То, чему предстоит развиться, – взаимодействие человека и техники. Взаимодействия человека с природным, в особенности с животным, миром также включаются в процесс развертывания деятельности и мышления, но эти отношения уже носили активный характер. Например, в эпоху палеолита животный и растительный мир играл по отношению к человеку важнейшую воспитательную роль.

С течением времени, особенно с эпохи развитого неолита человеческая деятельность все более подчиняется сильным социальным связям, превращающим отдельных индивидов в коллективные индивиды, культуру племен, народностей, этносов в специализированные групповые культуры, в которых наряду с общеязыковыми и другими объединительными факторами осуществляется жесткая регламентация, кастовость деятельности и образа жизни.

Революции нового и новейшего времени направлены на устранение классово‑кастовых препятствий на пути свободных, объединенных в ассоциации людей, расширения возможностей их материально‑духовной деятельности. Революции эти соединили новую науку, новую общеприродную и социальную философию.

Завершение эпохи перехода от старого общества к новому есть, по словам К. Маркса, конец предыстории. С этого периода начинается бурный рост разнообразия организаций общественных индивидов, создание принципиально новых технологий, систем, машин, коммуникаций, позволяющих, минимизируя физические усилия человека, посредством информационно‑машинных операторов и с минимумом затрат времени расширять воздействие человека на окружающий мир. Эти процессы не могли не означать коренного изменения отношений человека с техникой и природой.

Компьютеризация производства и перевод культуры на машинные носители, создание планетарных, космических информационных сетей, космических отраслей и поселений, создание искусственного интеллекта влекут глубокие изменения в формах мышления, деятельности и организованности человека. Природный и технический миры становятся не только факторами, но и субъектами собственно видового развития хомо сапиенса.

На основании этих тенденций можно предвидеть изменения в содержании и формах культуры общественного человека, в содержании и стилях его деятельности, мышления и организации.

По линии мышления неизбежно совмещение машинного быстродействия, включение практически неограниченного запаса сведений в оперативную тактику познания, т. е. соединение машинной комбинаторики с собственно человеческой, интуитивной эвристикой на базе их совместного органического усиления.

Поскольку это единство усилителей охватывает все виды материально‑духовной деятельности, включая науку и искусство, необходимо говорить о новых формах, новом содержании человеческой культуры.

Формы, опирающиеся на мыслительно‑чувственный опыт машинного и животного мира, на познание общих синергических процессов природы, определяются как симбиотические.

Симбиотические средства оперирования знаковыми материалами, с одной стороны, предполагают симбиотичность деятельности человека, машин, животных в рамках единых задач, с другой, – означают симбиотичность организационных форм, новую интеграцию различных культур, разнообразие которых налагается на принципиально новое, расширенное основание.

Схема строится набором сопряженных треугольников, каждый из которых: 1) образуется по показателям мышления/деятельности, 2) развертывает качественные значения этих показателей от более низких значений к более высоким, 3) треугольники сопрягаются формально и содержательно, 4) треугольник ABD обосновывает ось развития форм деятельности общественных индивидов, 5) треугольник ACD обосновывает ось развития мышления общественного человека, 6) обе эти оси в указанных треугольниках ориентированы, соответственно, базами 2‑го и 3‑го тысячелетий.

Если базовый мир 2‑го тысячелетия известен – он завершает линию предшествующего развития и может быть изображен как соотношение индивидуально‑коллективных форм деятельности и мышления общественного человека, то база 3‑го тысячелетия должна быть получена на модели. Ее содержание принципиально отлично от предшествующей базы. Отличие это мотивируется новой ролью информации, информационных машин, систем искусственного интеллекта и соотнесенных с ними форм деятельности. В модели это новое качество социума отражено в максимальных характеристиках как соотношение симбиотических организаций и интегральных культур.

Пространство больших треугольников модели ABC, ACD, ABD, ACD представляется в виде четырех малых треугольников – АВР, CPD, ВРС, APD. Такая разбивка содержательно правомерна, поскольку любой из малых треугольников отображает общий принцип построения и взаимодействия элементов модели: деятельность‑мышление‑субстрат. Они взаимосвязаны точкой развертывания прогностического содержания – точка Р (реальное) – и отражают процесс восхождения содержания от минимума к максимуму: от «минимального базового мира» к максимально возможному на основе указанных содержательных предпосылок.

Это движение социальной жизни от minimi, к maximi совершается колебательно – через «миры средних значений», на схеме – осцилляторные поля.

В аспекте реального времени 2‑е тысячелетие концентрирует усилия людей по преодолению расово‑территориальной, языковой, психологической, культурной разобщенности. Через научно‑технические и социальные революции совершается выход к принципиальной возможности новых форм интегральной социальной жизни, связанной с раскрытием интеллекта и технических возможностей общественных индивидов.

 

Взаимодействие коллективных индивидов и специализированных культур может или перейти к новым, свободным формам достижения экуменического, т. е. общекультурного, мира, или будет произведена попытка достигнуть этого единства на путях группового эгоизма.

Однако действительное построение экуменического мира возможно лишь посредством высших ассоциаций людей, ставящих в качестве своих практических и нормативных целей союзные отношения с природным миром, миром живых существ и культурой. При иных отношениях общество будет «ждать своего часа» в рамках переходных эпох, покуда не произойдет исторически неизбежное духовное, а вследствие этого социальное возвышение общественного человека.

В модели описывается антиэнтропийный принцип направленного движения от

к

. Модель показывает, что в движении к максимальным показателям мышления/деятельности, интегральным культурам и симбиотическим ассоциациям общество включает в свой состав весь информационный базис животного и новотехнического мира.

Футурологические перспективы, обращенные. к сфере социального мышления, создают базу новых подходов к интеллектуальным системам и информатическим технологиям. В этом плане внимание информатиков может быть обращено на проект «Демиург», в котором ставится задача обучения компьютерной системы существенным эвристическим свойствам человека‑оператора, взаимодействующего с искусственным интеллектуальным комплексом.

Каков замысел проекта «Демиург»? Проект исходит из следующего: обучение компьютера целостным и взаимосвязанным элементам стиля человеческого разума – возможно! Для этого необходимо располагать представительной информацией двойного вида:

 

1) развернутыми текстами научно‑делового назначения, обладающими сложной образно‑лексической и синтаксической структурой и обращенными на внешнюю реальность;

2) развернутыми художественными текстами столь же сложной структуры, обращенными на «внутреннюю реальность» и именующими смысло‑стилистическое соответствие с текстами первого рода.

Иными словами, это должны быть тексты одного и того же лица, выступающего в различных творческих и социальных ролях. В истории культуры подобное имеет место. Например, композитор Бородин, ученик и коллега Циолковского – Чижевский, физик Блохинцев, не говоря уже о классических примерах – Раймонд Луллий, Леонардо да Винчи, Дж. Бруно.

Очевидно, что информационно‑мыслительная карта «данного лица» должна быть представлена через информацию общенаучного и специализированного свойства – через различные текстовые стандарты (например, учебники, графические изображения, звукозаписи, а также через различные жанры мусических искусств, эпистолы, массовую информацию), т. е. через тексты, развертывающие, если можно так выразиться, онтогенез и филогенез смыслов, освоенных данным мыслителем‑человеком.

В состав взаимодействующих баз знаний и данных, корреспондирующих друг с другом через цели и средства эксперимента, входит информация о материале, конструкции, энергетике, различительном потенциале, связях, информационных кодах и программных языках, целях, этапах, конкретных задачах эксперимента, заключающихся в обучении компьютера общим эвристическим основаниям человека‑оператора, с тем чтобы заложить в соподчиненной системе искусственного интеллекта данные для «самооценки» – зачаточных форм симбиотического самопознания и психики.

Остановимся подробнее на внутренних этапах проекта «Демиург».

1. Формирование информационного массива о земной цивилизации, ее космическом статусе, организации и формах социально‑исторической жизни. Введение в память машины школьного курса, специализированных курсов по основным разделам науки, техники, искусства, материального и духовного производства, истории, этики.

2. Формирование массива данных о мышлении и биофизиологических и социальных характеристиках оператора.

3. Формирование массива данных о базовых семиотических системах общества, установление принадлежности оператора к конкретному семиозису.

4. Представление деятельности индивида через показатели типов и видов деятельности. Классификация текстов оператора в общих терминах специализированной деятельности, например русской поэзии.

5. Поэтапное обучение компьютера стилю мышления оператора на примере сопоставления текстов различного целевого назначения и стиля.

6. Характеристика информационного массива оператора (поэтических текстов) в терминах сопоставления образно‑стилистических структур поэзии данной культуры. Вычленение связей между конкордансами предметов, действий, имен, темпов формирования связей, создающих внешние и внутренние образы, воплощение мысли, т. е. оценки действительности.

7. Выявление особенностей формирования мыслеформ на текстах научного порядка, например информатики, деловой прозы, эпистол, дневников.

8. Формирование стилистической карты данной личности посредством сравнения с другими аналогичными информационными массивами. Построение общего и ситуативного рядов эмоциональных и культурных предпочтений. Выбор предпочтительного в информационных массивах внешней среды. Оценка и закрепление предпочтений в индивидуальном творческом стереотипе личности.

9. Введение характеристик творчества данной личности в память машины, интегрирование и индексация этих характеристик в систему символов, формирующих многопараметрическую матрицу выборов и информационных предпочтений данной личности.

10. Осуществление автоматизированного поиска информационных предпочтений по данной матрице в общем информационном массиве.

11. Введение в память машины информации о ее собственном материальном, конструктивном и функциональном базисе.

12. Выражение чувств человека‑оператора в терминах информационных предпочтений. Организация непрерывного уточняющего диалога машины и человека относительно общей информационной среды с целью получения необходимых дополнительных знаний о внутренних и внешних ценностях производства информации. Диалогическое сопоставление человеческой этики, внешних и внутренних конструктивных условий с целью порождения, самосохранения, передачи и преумножения информации.

13. Подготовка класса аналогичных машин, взаимодействующих с данным оператором. Переход к межмашинному информационному общению с целью получения неаприорной экспериментальной информации психического свойства.

14. Действие обученной машины в общем информационном массиве с целями: а) поиска информации по заданным свойствам, б) формирования новых принципов и параметров заданий.

Раскрытие творчества в его внутренних предметно‑материальных, утилитарных и знаковых характеристиках позволяет предположить неизбежность процесса порождения идеализации с их последующим проявлением в качестве материальных знаков информации.

На роль человека‑оператора в проекте «Демиург» избирается информатик, обладающий широким набором текстов по теории информатики и социальному отражению и развитой конкретной поэтикой, что позволяет в рамках компьютера налаживать обращение «больших мысленных масс», воплощенных в кодовые знаки, наблюдать темпоральные движения знаковых материалов, в том числе их самопроизвольные сгущения и флуктуации, дающие, по‑видимому, «на выходе» новые смысловые образования.

В случае реализации проекта «Демиург» (по крайней мере через 10–15 лет) представима организация межкомпьютерных самокоопераций в автоматизированном поиске и обработке информации, производстве ее новых форм, имеющих культурно‑цивилизационное содержание.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!