Под влиянием иллюзии ты отказываешься сейчас действовать по Моему приказу. Но твоя собственная природа все равно заставит тебя действовать точно также, о сын Кунти.



 

Привязанности к убеждениям, приобретённые в процессе познания. В Бхагавад-гите (14.6) сказано:

 

Татра саттвам нирмалатват пракашам анамайам

Сукха-сангена бадхнати джнана-сангена чанагха

О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище других, просветляет и освобождает от последствий грехов, но те, кто находятся под влиянием этой гуны, привязываются к знанию и ощущению счастья.

 

Приверженность к гьяне и карме порождена прошлой привязанностью к ним. Шрила Баладева Видьябхушана комментирует: ‘джнанй ахам’,’сукхй ахам’ итй абхиманас тена пурушам нибадхнати – “Я мудр. Я счастлив, - так гордость делает живое существо рабом гуны благости”. Так сковывает гьяна.

 

На буддхи бхедам джанайед аджнанам карма-сангинам

Джошайет сарва-кармани видван йуктах самачаран

Бхагавад-гита (3.26)

Чтобы не вносить смятение в умы невежественных людей, привязанных к плодам своего труда, мудрый человек не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, он должен занимать их разнообразной деятельностью, проникнутой духом преданного служения [чтобы они постепенно могли развить сознание Кришны].

 

 

Садху-санга – единственное лекарство от болезни греха. До тех пор, пока человек не справится с глупыми новыми и старыми убеждениями, которые противоречат духу преданности, он не сможет достичь совершенства в преданном служении. В Бхагаватам (3.23.55) говорится:

 

Санго йах самсртер хетур асатсу вихито ‘дхийа

Са эва садхушу крто нихсангатвайа калпате

Связи, которые налаживают люди, стремясь к эгоистическому счастью, лишь порабощают. Но общение со святым приводят человека на путь освобождения, даже если он об этом не подозревает и не знает, кто его собеседник.

 

Материальные предрассудки порождают неудачников, не позволяя принять бесспорное верховенство Кришны и всецело предаться Ему. Из-за них человек раз за разом совершает одни и те же ошибки: Совершая одну за другой 10 оскорблений святого имени. Может ли человек получить благо, находясь в таком положении? Поэтому сказано, что преданный не должен общаться с материалистичными людьми, так как неразборчивость в общении лишает всех хороших качеств и разрушает жизнь.

 

 В прошлом многие удачливые души избавились от греховных привычек благодаря общению с чистыми вайшнавами. Из священных писаний доподлинно известно, что, общаясь с Нарадой Муни, охотник Мригари и разбойник Ратнакара (Вальмики) обрели благословение Господа. Главное наставление Шри Рамануджачарьи гласит: «Если ты, несмотря на все усилия не можешь очиститься, тогда пойди, просто сядь рядом с вайшнавом и получишь все благословения». Когда человек видит безупречные качества преданного, его ум очень быстро меняется, привязанность к наслаждению чувств уменьшается, а в сердце проклёвывается росток бхакти.

Без общения с вайшнавами невозможно избавиться от привязанности к предрассудкам – ложным убеждениям.

 

Привязанность к собственности.

Нужно искоренить в себе материальные привязанности. Обычному человеку естественно дороги его дом, вкусная еда, имущество, деньги, сад и питомцы, здоровье близких и свое собственное. Духовная жизнь сложно даётся тому, кто не хочет бросать есть рыбу и мясо, курить, жевать бетель и пить спиртное. Пока человек со всей решимостью не откажется от них, он никогда не будет счастлив в преданном служении. Привязанности легко уходят, когда есть общение с вайшнавами. Следовательно, ненужные привязанности можно изжить, полностью посвятив себя служению в их обществе.

 

Привязанности искореняются благодаря правильному соблюдению экадаши и дней явления Господа. Существует предписания совершать в такие дни преданное служение, отказавшись от всех видов наслаждений. Насколько возможно, следует уменьшить даже насущные потребности. Например, попытаться есть меньше. И, конечно же, в такие дни следует исключить чувственные наслаждения. Одна из целей враты – уменьшение склонности к наслаждению. Если думать: «Сегодня я как-нибудь перетерплю, но завтра дам волю чувствам», то цель обета не будет достигнута.

 

Ограничения существуют для того, чтобы с помощью постепенной практики ослабить, а затем и оставить материальные привязанности. Обеты обычно соблюдаются в течение трех дней. Сначала человек соблюдает обеты три дня, затем месяц [Картика или Пурушоттама], затем четыре месяца [Чатурмасья] – так постепенно искореняя привычку потакать чувствам. Отречение того, кто не верит в слова Бхагавад-гиты: кшипрам бхавати дхарматма – «Он быстро становится праведником», преходяще, как чистота слона после купания.

 

Преданный считает, что его тело, дом и все остальное принадлежит Кришне, а потому ещё с большим тщанием выполняет свои обязанности. Его семья – это семья Кришны.

 

Тот кто трудится только ради себя и присваивает себе плоды всей работы, усиливает привязанности. Непривязан тот, кто считает, что результат его работы всецело зависит от Господа, и потому просто выполняет свой долг. Высшая свобода – в непривязанности. Поэтому тот, кто не имеет личных желаний и не преследует корыстных целей, может обрести возможность служить Господу с любовью и преданностью.

 

 

Те, кто желает обрести чистое преданное служение, должны отказаться от излишнего общения с непреданными и женщинами. Без помощи садху дурных привычек не отказаться. Следование обетам в традиции вайшнавов чрезвычайно важно и избавляет от привязанности к материи. Если преданный не следует им со всей серьезностью, обман в форме лицемерия сведет на нет все его усилия. Нет почтения к соблюдению обетов – нет и преданности Шри Хари, даже если человек слушал о служении Ему в течение многих жизней.

 

 

Правильное общение.

 

БЛ: Многие спрашивают: что такое общение и отказ от него. Если простое приближение к материалисту или материальному объекту считать общением с ними, то нет никакой возможности избежать общения. Как избежать соседства, пока есть материальное тело? Как может вайшнав-грихастха не общаться с членами своей семьи? Где укрыться от обманщиков, которые встречаются даже среди аскетов? В течение жизни человек вынужден встречаться со многими материалистами независимо от того, аскет он или семьянин.

 

 

Помогая материалисту или принимая что-то от него из любви, мы совершаем асат-сангу. Когда материалист обращается к вам, то все, что необходимо, должно быть сделано из чувства долга. Преданный не должен доверительно разговаривать с материалистом. Обычно в откровенном разговоре присутствуют проявление симпатии, потому он считается общением. Встретив материалистичного друга, преданному следует говорить только то, что крайне необходимо. В этот момент лучше не проявлять искренней любви. Человек должен вести себя по отношению к обычным людям так же, как мы относимся к незнакомому продавцу, покупая что-нибудь на рынке. Если человек вынужден кормить голодных, нуждающихся и учителей, он должен это делать так же, как хозяин дома, который, повинуясь долгу, заботливо ухаживает за своими гостями, и в этом случае нет необходимости проявлять любовь. Проявляйте о них заботу, но не из любви. Отношения с чистыми преданными строятся на любви с другими – на чувстве долга.

 

Вайшнав-грихастха должен принимать прасад – зерновые и напитки – в доме другого безупречного грихастхи, но не следует есть в доме непреданного или человека с дурным характером.

 

Свато-варе

Сато-вриттех – это желание обрести эту садху-свабхаву или форму садху. Вритти значит то, на каких принципах зиждится мое существование, как я строю свое существование. Свато-варе значит вести себя как садху, следуя по их стопам. Есть тесная связь между тем, что я говорю и как живу, каким образом я поддерживаю свое существование и тем, чем я являюсь или каким я себя воссаздаю. Сад-вритти: необходимо жить в добродетели, следуя примеру чистых преданных, и поддерживать свою жизнь достойными способами.

Здесь РГ даётся нам совет общаться с садху и развивать качества садху. Но для того чтобы начать своё общение с ними, мы должны узнать кто такие садху.

 

Бхактивинода Тхакур объясняет, что есть два вида свато-вритти

1. варнашрама-дхарма - жизнь в благости,

2. вайшнава-садачар, етикет вайшнава, как живут садху.

В конечном счете, если следуя двум вритти, человек постепенно формирует свою обусловленную природу в благости, и на этом фоне практикуя духовную жизнь развивает свою сварупу.

 

ШП: Преданное служение — это деятельность на трансцендентном уровне. Такой уровень не осквернен влиянием трех гун материальной природы. Его называют вишуддха-саттвой, уровнем чистой благости, не оскверненной качествами страсти и невежества. В движении сознания Кришны мы требуем, чтобы каждый преданный вставал рано, около четырех часов утра, посещал мангала-арати (утреннюю службу), затем читал «Шримад-Бхагаватам», участвовал в киртане и т.д. Так круглые сутки мы занимаемся какой-либо деятельностью в преданном служении. Это называют сато-вртти — следованием по стопам предыдущих ачарьев, умевших заполнить каждое мгновение своей жизни деятельностью в сознании Кришны.

 

 

Мы должны поклоняться Кришне, следуя примеру качеств и жизни прежних и нынешних махаджан. Это наши кумиры! Нет необходимости следовать примеру благочестивых материалистов, филантропов и учёных. Нужно строго следовать примеру ачарьев. Других кумиров и автаритетов для вайшнава не существует Према приходит по мере подобного следование. Другого пути нет.

.

М – И так, Садху – это тот у кого есть желание или потребность обрести чистое преданное служение Господу. Такой преданный сознательно с большим вниманием и преданностью старается приобретать качества , которые благоприятствуют преданному служению. Это и есть садху - садачар , которое порождает поведение вайшнава. У вайшнава садху есть потребность иметь чистое сердце, потребность освободиться от всех ошибок и пороков.

 

 

ШП: Безусловно, у карми, спекулятивных мыслителей и йогов-мистиков есть много положительных качеств, однако у преданного все хорошие качества развиваются сами собой. Ему не нужно прилагать к этому каких-то дополнительных усилий. «Шримад Бхагаватам» (5.18.12) подтверждает, что у того, кто достиг уровня чистого преданного служения, постепенно развиваются все положительные качества полубогов. Преданный равнодушен к материальной деятельности, и потому материя не оказывает на него оскверняющего влияния. Он сразу достигает трансцендентного уровня. Однако тем, кто поглощён материальной деятельностью, будь то так называемые джнани, йоги, карми, филантропы или националисты, никогда не достичь высокого уровня махатмы. Они так и останутся дуратмами, недалёкими людьми.

 

БЛ - Что касается гьяни их тоже называют садху, поскольку они не грешат. Так же они добровольно культивируют в себе отречение от этого мира.

Но они всё же сохраняют один грех из которого вырастают все остальные грехи. Это зависть к Господу, которая не позволяет им служить Господу. Поэтому в полном смысле слово гьяни являются неполноценными, второклассными садху, поскольку рано или поздно они падают из-за того что в их сердце сохраняется корень греха. В любое время грехи в форме корыстной деятельности могут снова вернутся в его жизнь.

 

Последнее и важное качество садху вайшнава это непривязанность к славе, порождённое желанием прославлять Господа и его слуг!

 

БЛ – С чего начинается формирование благоприятных качеств? Можно освободиться от гун природы, если все в своей жизни – деятельность, время и место – возвысить до благости и связать с преданным служением Господу. Утвердившись на этом пути, можно выйти из-под влияния всех гун. Основные составляющие благости перечислены в Шримад Бхагаватам (7.11.8-12). Вот они.

 

1) сатйа – правдивость, передача слов без искажения и искренность;

2) дайа – сочувствие к тем, кто страдает;

3) тапах – аскезы (например, соблюдать пост в день экадаши);

4) шауча – чистота (регулярно делать омовение, по меньшей мере, дважды в день – утром и вечером и не забывать о повторении святого имени Господа);

5) титикша – терпение (не гневаться из-за смены погоды или неудобных обстоятельств);

6) икша – умение различать хорошее и плохое;

7) шама – контроль ума (не позволять уму действовать бесконтрольно);

8) дама – контроль чувств;

9) ахимса – ненасилие (не причинять никакому живому существу страданий трех видов);

10) брахмачарья – воздержание от потери семени, или целомудрие (не следует вступать в близость ни с какой женщиной, кроме своей жены, и даже с женой не следует заниматься сексом в запрещенные дни, как, например, в период менструации);

11) тйага – использование как минимум 50 процентов своего дохода на служение Господу;

12) свадхйайа – чтение книг, таких как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, Рамаяна и Махабхарата;

13) саралата – простота (свобода от лицемерия);

14) сантоша – умение довольствоваться тем, что приходит без лишних усилий;

15) самадарши-джанера-сева – служение святым людям, которые равно относятся к каждому и видят в каждом душу;

16) грамйа-чешта хаите нивртти – воздержание от так называемой филантропической деятельности;

17) випарйайехекша – умение отличать бесполезную деятельность;

18) вритхалапа-нивритти (маунам) – серьезность и молчаливость;

19) атма-вимаршана – поиск собственной сущности (тело я или душа?);

20) аннадира-вибхага – делиться поровну пищей и водой;

21) сакала-локе бхагават-самбандха-буддхи – понимание того, что все живые существа связаны с Господом.

Также человек должен:

22) шравана – слушать;

23) киртана – петь, беседовать о Господе и рассказывать о Нем другим;

24) смарана – помнить Господа и Его славные деяния и слова;

25) сева – служить;

26) иджийа – поклоняться;

27) нати – приносить поклоны;

28) дасйа – стать слугой;

29) сакхйам – быть другом Господу;

30) атма-ниведанам – полностью вручить себя Господу.

 

 

Бхакти и благочестивая деятельность не идут ни в какое сравнение. «Господь сказал: «Не думай, что обрел могущество благодаря совершению аскез. Лишь преданность Господу Вишну приводит к совершенству и достижению высшей цели жизни» (Ч.-б. Мадхья 23.54).

 

 

БЛ - Есть два вида вайшнава садху – семейные и отрешённые.

Долг преданного – проповедовать хорошим примером. Преданный одинаково хорошо может играть роль семьянина, и аскета. Если жизнь дома благоприятствует преданному служению, преданный не должен покидать семью. Его долг оставаться грихастхой и сохранять непривязанность. Но когда семейная жизнь перестает способствовать преданному служению, он имеет право покинуть дом, проявив непривязанность. Лишь тот, кто покинул семью по этой причине, воистину отреченный человек.

 

 

Преданные должны постоянно искать прибежища у святых имен, хранить чистоту сердца и вести безгрешную, простую жизнь. Нет более великого религиозного принципа.

 

Атаева кали-йуга нама-йаджна сара ара кона дхарма каиле нахи хайа пара

Ратри дина нама лайа кхаите шуите ахара махима веде нахи паре дите


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!