А потому, сосредоточив все свое внимание, нужно постоянно слушать повествования о личности Бога, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему, защитнику преданных.



В двадцати священных писаниях содержаться, большей частью, наставления о триварге. То, что обретают благодаря следованию шастрам, называют артхой, экономическим процветанием. Имущество, сыновья, дочери, коровы и другие животные – это артха, а наслаждение ими – кама. Дхарма, артха и кама называются триваргой, целями человеческой жизни. Ради них обусловленная душа блуждает в круговороте кармы. Пока у человека нет высшей цели жизни, ему не остается ничего кроме триварги. Обязанность смарта-грихастхи – следовать триварге вместе со своей женой и вместе с ней посещать места паломничества. Супруги должны практиковать триваргу непрерывно. Но ради блага карми милосердные мудрецы составили двадцать священных писаний, подходящих для карми. В Шримад Бхагаватам (11.20.9) сказано: «Пока человек не пресытился кармической деятельностью и не пробудил вкус к преданному служению посредством шраванам киртанам вишнох, он обязан действовать в соответствии с регулирующими принципами Вед».

Для карми, о которых Господь говорит в этом стихе, триварга является единственной предписанной обязанностью.

 

 

Тем, кто обрел гьяну и утратил интерес к кармической деятельности, больше не нужно следовать триварге. Они отказываются от этой деятельности и становятся достойными получить санньясу, чтобы увеличивать свое знание.

 

 

Но те, кто получили милость Господа благодаря накопленному за многие жизни благочестию, и потому верят в слушание повествований о Господе, больше не испытывают привязанности к карме. Их называют вайшнавами. Те из них, кто являются грихастхами, наслаждаются той артхой, которая приходит к ним в результате практики дхармы, совершаемой с целью освобождения, а не с целью удовлетворения чувств. Эта артха скорее помогает им вести чистую жизнь, благоприятную для развития сознания Кришны и постижения Абсолютной Истины. В этом разница между кармой и духовной деятельностью.

Чтобы обрести милость Кришны, семейный преданный должен занять свое место в системе варнашрамы и вместе с женой практиковать дхарму, артху, каму и мокшу для поддержания жизни. Если его дом мешает этой цели, он может покинуть его. Благодаря правильной деятельности в рамках триварги вайшнав-грихастха становится безупречным человеком. Обретя совершенные качества, он должен с преданностью слушать, повторять и помнить имена, образы, качества и игры Господа.

 

Жена главы семьи также должна стремиться к духовному совершенству и в этом ей должны помогать младшие сестры и дочери. Женщинам нужно общаться между собой, в этом нет ничего предосудительного, а вайшнав-грихастха должен избегать общения с другими женщинами.

 

Как семейные преданные, так и отрешённые должны как можно меньше общаться с женщинами.

 

 

Теперь давайте рассмотрим общение в форме привязанности.

Материальные привязанности крадут веру в высшую цель жизни. Привязанности бывают двух видов: к убеждениям и к собственности.

 

Привязанность к убеждениям, которые бывают старыми и недавними.

Предубеждения и предрассудки опасны, они увеличивают склонность живого существа к невежеству и страсти. Не дайте поселиться в своем сердце пренебрежению к преданным. Причина оскорблений садху – в гордости кармой и гьяной. Карми и гьяни не оказывают почтения вайшнавам только по этой причине. Предрасположенность к благости, страсти и невежеству, которую можно наблюдать по тому как человек ест, спит и действует, является следствием его убеждений. Привязанность к карме и гьяне уходит благодаря близкому общению с чистыми преданными. Пока существует привязанность к ложным убеждениям, десять оскорблений при повторении святого имени неизбежны.

 

Старые – Они как правило сформированы занятиями кармой и гьяной в прошлых воплощениях. Опыт прошлых жизней и предрассудки живого существа, сформировавшие его наклонности, называются старыми убеждениями. Они определяют нынешнюю природу человека.

 

Карма и гьяна – старые привычки обусловленной души. Их влияние неизбежно. Даже покончив с собой, человек не сможет изменить свою натуру и склонность к ним.

Склонности или привязанности к хорошему и плохому, приобретенные в этой жизни вследствие общения, называются новыми убеждениями. Каждый в мире майи находится во власти этих двух видов убеждений. Когда живое существо свободно, в силу своего чистого убеждения, оно естественно и легко служит Кришне. Опутанное майей, оно находится в сетях своих старых и новых греховных убеждений, привычек, которые не позволяют ему убедиться в необходимости служения Господу. Привычки становятся второй натурой, и только санху-санга способна искоренить их.

 

Слова из Бхагавад-гиты (5.14):

 

На картртвам на кармани локасйа срджати прабхух

На карма-пхала-самйогам свабхавас ту правартате

Дух, заключенный в теле, хозяин города-тела, не совершает действий, как не побуждает людей действовать и не создает плодов действий. Все это выполняется гунами материальной природы.

 

Шрила Баладева Видьябхушана комментирует: анади правртта прадхана васанатра свабхава шабденокта-прадханика дехадиман дживах карайита картта чети на вивиктасйа таттвам ити – «Первое материальное желание, поработившее душу в этом мире в незапамятные времена, легло в основу нашей природы. Ради выполнения этого желания создаются материальные тела и обстоятельства жизни каждого.

Ложное отождествление с телом вынуждает нас действовать и побуждать действовать других, хотя это не является истинным состоянием или природой чистой души».

И снова из Бхагавад-гиты (18.60):

 

Свабхава-джена каунтейа нибаддхах свена кармана

Картум неччхаси йан мохат каришйаси авашо ‘пи тат


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!