И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 6 страница



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Пальцы

Длинные Открытая агрессия «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19] Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М Костина [13]
Ненормально длинные Эго связано с поверхностными, неглубокими и примитивными типами личностного развития у взрослых, которые не использовали свои пальцы для профессиональной или соци­альной адаптации. Точное значение таких пальцев неясно, поскольку они часто не ассоциируются с открыто агрессивными личностями, но есть вероятность того, что они могут иметь значение как сексуальная символика в сочетании с другими чертами рисунка «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Длинные с ногтями или подчеркивание кулаков Признак агрессии «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] А.Л. Венгер [7]
Большие Грубость, черствость, агрессия «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Крупные, похожие на гвозди (шипы) Враждебность «Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Изображены так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы Агрессия «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
 

Тщательно выделенные, но обведенные одной линией, отсекаю­щей их контактные возможности

Интерпретируется как еще одно выра­жение подавленной агрессии

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
  «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Наблюдаются у индивидов, которые склонны к избеганию эмоциональных контактов из страха, что их агрессив­ные импульсы станут явными «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               143

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

 

Обозначенные пе­тельками или одной чертой Желание подавить агрессивные импульсы «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Напоминающие по виду лепестки или виноградины, ко­роткие и округлые Нормально для рисунков детей, в ри­сунках взрослых обычно ассоциируются с клиническими признаками бедности мануальных навыков и инфантильности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Жирные палочки, обозначающие пальцы Позволяют предположить наличие инфантильной агрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Копьевидные или похожие на когти Наблюдаются в сочетании с парано­идными чертами в рисунках, возмож­но, свидетельствуют об избыточной агрессивности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
 

В виде боксерской перчатки

Ассоциируется с подавленной агрессией, но она более уклончива и неоформлена по характеру, ассоции­руется скорее со скрытыми вспыш­ками агрессии, чем с соматической симптоматикой

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
  «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  «Автопортрет» Л.Д. Столяренко [34]
Пальцы Оформлены в виде когтей или меха­нических инстру­ментов Выражение агрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  С тщательно прори­сованными сустава­ми и ногтями Интерпретируются как обозначающие обсессивный контроль агрессии со стороны субъекта «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Пальцы рук мужской фигуры заострены Агрессия «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Указательный или большой палец в рисунках индиви­дов, склонных к мастурбации Может выражать подозрительность или ригидность, или же может обнаружиться забывание (кастрация) важного в этом смысле пальца «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Растопырены Неудовлетворенность своим положе­нием. Если пальцы тщательно прори­сованы - у ребенка есть способность к управлению и преобразованиям «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24]
  Сильно заштри­хованные или подчеркнутые В целом расцениваются как индикато­ры чувства вины «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  И кисти зачернены Конфликтность, напряженность в контактах «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

144         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Количество пальцев на руке

Больше пяти

Часто встречается в детских рисунках, а также в рисунках амбициозных и агрессивных индивидов с установка­ми на стяжательство

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Автопортрет» Л.Д. Столяренко [34]
«Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Меньше пяти Зависимость, бессилие «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]

Кулаки

Пальцы сжаты в кулак

Протест, бунтарство

«Дом- дерево- человек» Д.Я Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Автопортрет» Л.Д. Столяренко [34]

Сжатые, тесно прижаты к телу

Смысл заключается более во внутрен­ней и подавленной тенденции к бунту, которая находит выражение больше в симптомах, нежели в поведении

«Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]

 

«Рисунок чело­века» К. Маховер [17] К. Тейлор [35]

 

Далеко от тела

Открытый протест

«Дом-дерево-человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М Костина [13]

 

«Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]

 

Сжатые, далеко от тела Главным образом в рисунках молодых правонарушителей, чье бунтарство является весьма поверхностным поведением «Рисунок чело­века» К. Маховер [17] Суставы Их обозначение Свидетельствует о зависимости от матери, психосексуальной незре­лости. Встречается в изображении индивидов, у которых можно заподо­зрить ощущение вины и неуверенности в связи с телесной интеграцией. Суставы придают фигуре качество «спаянности». Это механическая и ис­кусственная нота, которая порождает сомнения в нормальном динамичес­ком функционировании и стабильной организации образа тела «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               145

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Ноги

Подчеркнуты Характерно для изображений ши­зоидами, явно шизофреническими индивидами и в отдельных случаях людьми с явлением телесного нарциссизма в состоянии ухудшения, чтобы замаскировать ощущение телесной дезорганизации «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

Как признак

Символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24] С.С. Степанов [32,33]
Свобода передвижения, а также свобода вообще «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Женских фигур Обычно явно показаны и имеют спе­цифически сексуальную значимость, в отличие от мужских «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Площадь опоры у ног (чем больше, тем выраженнее) Ощущение надежности «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Преувеличена длина Астеничность, сензитивный тип (с се­милетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

Непропорционально длинные

Сильная потребность к независимос­ти и стремление к ней

«Дом-дерево-человек» Д. Я. РЗДгорсщский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] Дж.Осгер,П.Гоулд[19] К. Тейлор [35]
«Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н. Самоукина [28,29]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Разные по длине Противоположные чувства, касающи­еся независимости «Дом - дере­во - человек» Дж.Остер,П.Гоулд[19] Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]
Короткие Нарушения в эмоциональной жизни «Дом-дере­во - человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Слишком короткие Чувство физической или психологи­ческой неловкости «Дом-дерево-человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Слабые, короткие, плохо прорисован­ные или заштрихо­ванные Выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, беспомощ­ности, упадка духа «Рисунок чело­века» «Дом - дере­во - человек» К. Тейлор [35]

146         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Ноги

Большие Подразумевают потребность в безо­пасности «Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27]
Маленькие, неустойчивые Отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защи­щенности приводит к нарушению развития личности, постоянное чувс­тво тревоги препятствует развитию эмоциональной зрелости и достиже­нию психического здоровья «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Дж.Дилео[10]

Маленькие по срав­нению с остальной частью тела

Определенная неуверенность в себе

«Рисунок чело­века» Дж.Дилео[10]
«Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]

Позволяют заключить о нестабиль­ности личности

  Дж. Аллан [2] Дж. Дилео [10]
«Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Полные тела с ма­ленькими, недораз­витыми, тонкими, трясущимися или заштрихованными ногами Видны на рисунках деградировав­ших и маразматичных индивидов как выражение ощущения упадка и недостаточности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Плотно сдвинуты Интровертность «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

Широко расстав­лены

Откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) «Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Экстравертность, иногда потребность в опоре (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Направленные в разные стороны ноги и ступни Чувство разочарования и желание избавиться от сложившихся обстоя­тельств (однако для детей младшего возраста такое изображение ног является нормальным)   Дж. Аллан [2]
Широко расстав­лены или акценти­рованы Грубость, черствость «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Заштриховка ног или очерчивание (обычно двумерное) ног, про­свечивающих сквозь прозрачные брюки В рисунках взрослых мужчин являют­ся дополнительным свидетельством гомосексуальных страхов, где име­ются другие графические признаки сексуальных нарушений «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               147

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник
Ноги Подчеркивание, вы­деление, стирание Конфликт, характерно для рисунков девочек-подростков, находящихся на пороге взрослой сексуальности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Изображение (в рисун­ках мужчин) доброго, мягкого мужчины и враждебной, распущен­ной женщины с харак­терно подчеркнутыми согнутыми ногами (ноги в таких случаях могут быть вполне мужеподоб­ными и мускулистыми), так что невозможно сказать, в каком ракурсе изображена фигура

Характерно для нарциссических и психосексуально незрелых мужчин. Принято считать, что такой тип изоб­ражения имеет некоторую сексуаль­ную значимость, включающую размы­тость сексуальных характеристик «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

Нежелание уделять внимание ногам и области бедер (рисова­ние внешних контуров ног (при виде спереди), что создает нечто вроде юбки, и затем проведе­ния линии в середине, чтобы разделить эту юбкообразную фигуру и показать ноги в брюках)

Характерно для психосексуально незрелых мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Рисунок начат со ступ­ней и ног

Боязливость

«Дом-дерево-человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]

Ступни

Как признак

Признак подвижности (физиологичес­кой или психологической) в межпер­сональных отношениях «Дом- дерево- человек» К. Тейлор [35] Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Уверенность в интерперсональной активности «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Представляются также имеющими агрессивное значение, исходя из их функций приведения в движение и направления тела вперед, а также как инструмента нападения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

148        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Ступни

Подчеркнуты или преувеличены Потребность в опоре, ощущение недостаточной умелости в социаль­ных отношениях (с шестилетнего возраста), ненадежности своего положения в мире «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Непропорционально длинные Потребность безопасности, потреб­ность демонстрировать мужествен­ность «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] Дж.Остер,П.Гоулд[19]

Непропорционально мелкие

Скованность, зависимость «Дом-дерево-человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Подавленные чувства «Дом - дере­во - человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Маленькие, неус­тойчивые Чувство незащищенности «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24]
Резко преуменьше­ны или отсутствуют Иногда слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в соци­альных отношениях (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А. Л. Венгер [7]
Бессознательно-точной фалличес­кой формы Могут характеризовать индивидов, у которых имеются и другие гра­фические признаки сексуальной неадекватности и озабоченности. Чаще в рисунках мужчин, которые преодолели 35-летний рубеж, чем у более молодых мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Нарисованы в Признак устойчивости, уверенности «Рисунок чело- Р. Римская,

 

профиль в себе века» С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Пальцы стоп обра­щены к наблюда­телю Чувство неуверенности «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
Ограничение паль­цев ног, показанное на рисунке линией, объединяющей их наружные края Считается обозначающим притуп­ление или подавление агрессивных тенденций «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Одетого человека изображаются с пальцами Крайняя агрессивность «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Выделение пятки, каблукауженоподоб-ных мужских фигур Характерно для психосексуально незрелых мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               149


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!