И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 10 страница



 

 

 

 

 

 

Изображение семьи

Признак

Интерпретация Тест Источник

Последовательность изображения

Персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане, он выше и крупнее ос­тальных персонажей, выполнен с большей любовью, каждая деталь доведена до конца, остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него Наиболее ценимый персонаж «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]

Ребенок рису­ет себя самым последним из всех членов семьи

Не скромность, а заниженный статус. Это особенно значимо, если все ос­тальные расположены в хронологичес­ком порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24] Дж.Дилео[10]
Тревожное состояние. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка, так же как и у взрослого, как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от легко узнаваемого источника. Тревожность воспринима­ется ребенком как реальность, которую невозможно вынести, поскольку она является причиной сильных страданий «Рисунок семьи» Р. Римская, С. Римский [24]
Перевод в конец, исключение персо­нажей Неприязнь. Выражение чувств может быть ясным, но более типична симво­личность   Дж.Дилео[10]

Графическое изображение и цветовая гамма

Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернув­шимся от остальных Конфликтные отношения с этим членом семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Изображение себя отвернувшимся от остальных Конфликтное отношение к семье в целом, чувство своей отверженности другими членами семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]

 

Отвернувшиеся друг от друга фигуры детей. Они могут быть нарисованы в профиль, смот­рящими в разные стороны, или одна фигура - анфас, а другая- в профиль Конкурентно-отвергающие отношения сиблингов. Этот признак встречается чаще у детей младшего школьного и подросткового возраста (особенно у девочек), наблюдается усиление конфликтных отношений с братьями и сестрами «Рисунок семьи» О. Баранова [4]

3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи


173


 

 

 

 

Изображение семьи

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Графическое изображение и цветовая гамма

Доминантно-агрес­сивная поза автора и униженно-подчинен­ная поза «отвернув­шегося» сиблинга Агрессивно-конкурентные отношения «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Небрежное или схематическое изображение всех членов семьи или большинства из них Отсутствие эмоциональной привязан­ности к семье, конфликтное отноше­ние, нарушение контактов «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Небрежное или схематическое изображение одно­го из членов семьи Отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи, его пониженная значимость для испыту­емого «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]

 

Небрежное или схематическое изображение себя Ощущение своей малой значимости в семье, отверженности «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]

 

Недетализирован-ное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение себя или сиблинга Отрицательное отношение «Рисунок семьи» О. Баранова [4]

 

Автор тщательно изображает себя (или сиблинга) в красивой одежде, до деталей прори­совывает свою фи­гуру, возвращаясь к ней в процессе рисования, поп­равляя и дополняя ее, а сиблинга (или себя) рисует всего несколькими штри­хами, в неряшливой одежде Признак конкуренции между сиблин-гами «Рисунок семьи» О. Баранова [4]

 

Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в част­ности, одна и та же окраска туловища Указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола «Рисунок семьи» О. Баранова [4]

174          Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Графическое изображение и цветовая гамма

Преобладание серых и черных цветов в рисунке Подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок «Рисунок семьи» О, Баранова [4]
Доминирование ярких, светлых, насыщенных цветов Указывает на высокий жизненный тонус автора и его оптимизм «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок Говорит об уверенности и решитель­ности «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Неустойчивость изображения, его смазанность или большое число от­четливых, пересе­кающихся линий Повышенная возбудимость, гиперак­тивность «Рисунок семьи» О. Баранова [4]
Штриховка, штриховые или множественные линии,стирания, исправления, повышенный нажим при изображении всех членов семьи или большинства из них Напряженная эмоциональная атмо­сфера в семье «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, по­вышенный нажим при изображении одного из членов семьи Напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]

3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи                     175

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи

Признак

Интерпретация Тест Источник

Графическскоеизображение и цв . гамма

Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим при изображении себя Неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Штриховка, темные тона, а также прерывистая линия, сильный нажим, стирания фигуры сиблинга Эти проявления симптомокомплекса тревожности показывают, что сиблинг вызывает у автора тревожные чувства, которые непременно сопутствуют конкуренции, ревности детей (по мнению Р.Ф. Беляускайте и других) «Рисунок семьи» 0. Баранова [4]

Другие признаки

Отдельные части тела Связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут указывать на определенное, чувственное содержание «Рисунок семьи» Колектив авторов [30]
Голова Центр локализации «Я», интеллекту­альной и перцептивной деятельности «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Лицо Самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некото­рые части лица «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Пропуск частей лица (глаз, рта) в рисунках детей старше 5 лет (нор­мального интел­лекта) Может указывать на серьезные нару­шения в сфере общения, отгорожен­ность, аутизм «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
При рисовании дру­гих членов семьи пропускают голову, черты лица или штрихуют лицо Враждебное отношение к нему «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
  Выражение лиц на­рисованных людей Может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улы­бающуюся людей, это своеобразный «штамп» в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]

176         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Другие признаки

Выражения лиц отличаются друг от друга Ребенок сознательно или бессозна­тельно использует это как вырази­тельное средство, что характерно для детей старше 6 лет. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисо­ванию лица. Они замечают, что матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике, и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Концентрация на рисовании лица (у девочек) Может указывать на хорошую половую идентификацию «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Концентрация на рисовании лица (у мальчиков) Этот момент может быть связан с озабо­ченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои фи­зические недостатки, формированием стереотипов женского поведения «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Наличие зубов Вербальная агрессия данного члена семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Презентация зубов и выделение рта Часто у детей, склонных к оральной агрессии «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Ребенок рисует не себя, а другого члена семьи с выделением зубов и рта Это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Руки Являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальца­ми Это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, и покла­дистые дети. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя может указывать на стремление ребенка компенси­ровать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы «мужественности» и силы «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]

3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи


177


 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение семьи

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Другие признаки

Ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забы­вает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя и непропорци­онально маленьким Это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначитель­ности в семье, с ощущением, что ок­ружающие подавляют его активность и чрезмерно его контролируют «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальца­ми (либо вообще без рук) Это указывает на восприятие ребен­ком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. Таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Пропуск определен­ных деталей (в ри­сунках взрослых) Связаны с отрицанием каких-то функций, конфликтом «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Пропуск в рисунке существенных час­тей тела (головы, рук, ног) Может указывать, наряду с негатив­ным отношением к нему, также и на агрессивное побуждение относитель­но этого человека «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Туловище мужчины рисуется овальной формы, а женщи­ны - треугольной (у детей старше 5,5-6 лет) Половые различия, которые могут выражаться другими средствами «Рисунок семьи» Коллектив авторов [30]
Оружие или другие материалы, связан­ные с конфликтны­ми отношениями Враждебность «Рисунок семьи» Дж.Дилео[10]
Кулак, поднятая крупная ладонь, ос­трые ногти, оружие или острое орудие в руках Агрессивное поведение данного члена семьи «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]
Большое количес­тво предметов: мебели, вещей Недостаточность эмоционального общения в семье «Рисунок семьи» А.Л. Венгер [7]

3.6. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ НЕИЗВЕСТНОГО ЖИВОТНОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение неизвестного животного

Признак

Интерпретация Тест Источник

Голова или заменяющие ее элементы

Как признак

Центральная смысловая часть фигуры «Несуще-ствующее животное» С.С. Степанов [32,33] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] И. Жуковский [11] И.А. Фурманов [37]
Актуализация интеллектуального контроля «Несуще­ствующее животное» А.Л. Венгер [7]

Положение анфас, т. е. голова направ­лена на рисующего

Трактуется как эгоцентризм «Несуще­ствующее животное» Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] И. Жуковский [11] Л.М.Костина [13] И.А. Фурманов [37]
Возможна прямота, бескомпромис­сность как реакция на внутреннюю незащищенность личности «Несуще­ствующее животное» И.А. Фурманов [37] И. Жуковский [11]
Обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению). Обычно такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, лидерству отрицательной направленности «Несуще­ствующее животное» И. Жуковский [11]

Направлена вправо

Свидетельствует о высокой целеустремленности и активности. Замыслы и планы отличаются реалистичностью и почти всегда осуществляются, по крайней мере, к тому предпринимаются активные шаги «Несуще­ствующее животное» С.С. Степанов [32,33] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [7] Е.И. Рогов [26] И. Жуковский [11] Л.М. Костина [13]
Устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Ребенок настроен на реализацию своих установок, намерений «Несуще­ствующее животное» И.А. Фурманов [37]

3.6. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении животного           179

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение неизвестного животного

Признак

Интерпретация Тест Источник

Голова или заменяющие ее элементы

Направлена влево

Тенденция к рефлексии, к размыш­лениям. Лишь малая часть замыслов реализуется «Несуще­ствующее животное» Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] И. Жуковский [11] Л.М.Костина [13] И. А. Фурманов [37]
Нередко - нерешительность, страх, боязнь активного действия «Несуще­ствующее животное» И. Жуковский [11] И.А. Фурманов [37] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] И.Жуковский [11] Л.М.Костина [13]
Отсутствие доминантных черт характера «Несуще­ствующее животное» И. Жуковский [11] И.А. Фурманов [37]
Отсутствие притязаний на само­утверждение в сфере внешнепре-образовательной деятельности, с фиксацией на какой-либо ситуации в прошлом «Несуще­ствующее животное» И.А. Фурманов [37]
Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы или увеличенный лоб Испытуемый ценит рациональное начало; возможно, эрудицию в себе и окружающих «Несуще­ствующее животное» Е.И. Рогов [26] И. Жуковский [11] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Две или более головы Иногда внутренний конфликт, проти­воречивые желания «Несуще­ствующее животное» А.Л. Венгер [7] И.А. Фурманов [37]
Форма грубо искажена Органическое поражение мозга, иногда психическое заболевание «Несуще­ствующее животное» А.Л. Венгер [7]

Длинная шея

Показатель хорошего контроля (в том числе интеллектуального), однако неизвестно, насколько успешен этот контроль «Несуще­ствующее животное» А.Л. Венгер [7]

Грива, шерсть, подобие прически

Чувственность, подчеркивание своего пола, сексуальной роли «Несуще­ствующее животное» Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Е.И. Рогов [26] И. Жуковский [11] Л.М Костина [13] И.А. Фурманов [37]
    Иногда - ориентация на свою соци­альную роль «Несуще­ствующее животное» И. А. Фурманов [37]

180         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!