И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 8 страница
Примечание
Прототипом теста «Человек под дождем» логично считать тест Фая «Дама гуляет и идет дождь», в котором диагностика тематического рисунка проводится в аспекте развития. Первоначально оценка, направленная на определение уровня интеллекта, содержала только 5 пунктов. Винтш (1935) подверг это испытание ревизии и установил, что тест недостаточно надежен для выявления психического развития детей после 12 лет. Рей (1946) применил схему оценки Гудинаф и разработал шкалу с 49 пунктами (см. Л. Шванцара, Й. Шванцара «Развитие детских графических проявлений» в кн. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М., 1997).
3.5. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ СЕМЬИ
Изображение семьи | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Образ семьи | Нарисована полная семья | Эмоциональное благополучие | «Рисунок семьи» | С.С. Степанов [32,33] | |
Искажение реального состава семьи | Эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией | «Рисунок семьи» | С.С. Степанов [32,33] | ||
Крайние варианты (вообще не изображены люди или изображены только не связанные с семьей люди) | Травматические переживания, связанные с семьей, чувства отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки пришедших относительно часты у детей, недавно х в интернат из семей), аутизм, высокий уровень тревожности, плохой | «Рисунок семьи» | С.С. Степанов [32,33] | ||
|
|
Индивид , особенности нарисованных фигур
|
|
158
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Изображение семьи | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Индивидуальные особенности нарисованных фигур | Особенная одежда, отличающаяся от одежды других членов семьи, но похожая на ту, которая есть у одного из членов семьи (с которым отождествляет себя испытуемый), обычно у брата (сестры), с которым ребенок в хороших отношениях | Близость к кому-либо из родственников | «Рисунок семьи» | Дж.Дилео[10] К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24] | |
Аналогичные детали и цвета в презентации фигур | Можно интерпретировать как показывающих стремление быть похожими на это лицо, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] | ||
Самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования | Наименее ценимый персонаж. Это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место | «Рисунок семьи» | Р Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | ||
|
|
3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи
159
Изображение семьи | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Особенности изображения автором себя | Ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя | Не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности | «Рисунок семьи» | С.С Степанов [32,33] | |
Ребенок рисует себя на оборотной стороне листа и последним | Это говорит о низкой самооценке | «Рисунок семьи» | АЛ. Венгер[7] | ||
Ребенок рисует себя так же, как фигуры того же пола | Можно говорить об адекватной половой идентификации | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] | ||
|
|
Величина фигур
Как признак
160 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Изображение семьи | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Величина фигур | Очень маленькие фигуры | Тревожность, чувство небезопасности | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] |
Дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных | Признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом (сестрой) | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] | |
Размеры фигур родителей | Большие размеры фигур отца или матери | Соответствуют реальности | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] |
Особо крупное изображение родителя | Невротическое поведение и чувство неполноценности | Дж.Дилео[10] | ||
Представление о его большой значимости в семье, также может рассматриваться как опора для всей семьи | «Рисунок семьи» | А.Л. Венгер [7] | ||
Говорит о том, что в глазах ребенка этот родитель воспринимается как подавляющая, враждебная, пугающая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властнее, диктаторское отношение (особенно в отношении материнской фигуры) | «Рисунок семьи» | К. Тейлор [35] | ||
Особо мелкое изображение родителя | Представление о его малой значимости в семье | «Рисунок семьи» | А.Л. Венгер [7] | |
Соотношение размера фигур автора и родителей | Ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее,чем родителей, которые как бы создают ему фон | Проявление отношения к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему | «Рисунок семьи» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] |
Дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя | Это может быть связано: а) с эгоцен-тричностью ребенка; б) с решением эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом условного «конкурента» | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] |
3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи 161
Изображение семьи | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Соотношение размера фигур автора и родителей | Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя | Беспомощность, необходимость заботы. Может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них внимания и помощи | «Рисунок семьи» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] |
Дети, которые рисуют себя значительно меньшими, чем другие члены семьи | А) Чувствуют свою незначительность, ненужность и т. п.; Б) требуют опеки, заботы со стороны родителей | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] | |
Соотношение размера фигур автора и сиблинга | Неадекватный размер фигур детей | Говорит о наличии конкуренции между ними | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] |
Фигура сиблинга маленькая, нарисована в серых и черных тонах | Конкурентные, негативные отношения между детьми | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] А.Л. Венгер [7] | |
Фигура сиблинга большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений | Самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] | |
Особо крупное изображение брата или сестры | Представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность | «Рисунок семьи» | А.Л. Венгер [7] | |
Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией | Подчеркивает его значимое положение в семье | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] | |
Фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности | Он страдает от своей незначимости для родителей | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] |
162 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
| Изображение семьи | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Соотношение размера фигур автора и сиблинга | Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал) | Может подчеркивать привилегированное положение последнего по сравнению с автором рисунка | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] |
Расположение фигур | Расположение членов семьи на одной линии (кто-то выше, а кто-то ниже) | Указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье | «Рисунок семьи» | С.С. Степанов [32,33] |
Необходимо различать, что отражает рисунок - субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое, то, чего ребенок боится, избегает и т д | «Рисунок семьи» | С.С Степанов [32,33] | ||
Мнение автора о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] | ||
Семья занимает весь лист, частично даже выходя за его пределы | Это позволяет предположить полноценное общение семьи с окружающим миром | «Рисунок семьи» | А.Л Венгер[7] | |
Члены семьи стоят анфас отдельно, все члены семьи выстроены в один ряд или по двум уровням (в рисунках младших детей) | Значимость каждого члена семьи выражена размером и размещением (см кто ниже всех, в конце ряда или даже пропущенный) | Дж.Дилео[10] |
3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи
163
Изображение семьи | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Расположение фцгур | Раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой | Наблюдается при конфликтах. Из-за разобщенности в пространстве членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] |
Сиблинги стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами | Можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними | «Рисунок семьи» | О. Баранова [4] | |
Физические расстояния, отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи | Указывают на эмоциональные связи, слабость позитивных межперсональных связей | «Рисунок семьи» | Коллектив авторов [30] | |
Расположение детей и взрослых отдельными группами | Дает возможность выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции | «Рисунок семьи» | С.С. Степанов [32,33] | |
Ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями; эмоциональное общение в семье существует преимущественно внутри групп | «Рисунок семьи» | А.Л. Венгер [7] | ||
Изолированность изображения семьи от остального пространства листа (рисунок занимает только центральную часть листа; символом изолированности может служить также и рамка) | Замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения | «Рисунок семьи» | А.Л. Венгер [7] |
164 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!