И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 4 страница
Изображение человека | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Туловище | Слабое безвольное тело с непропорционально маленькой головой | Ребенок стремится потакать своим желаниям и игнорирует любые проявления самоконтроля | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |
Округлое | Уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность | «Рисунок человека» | К Маховер[17] К. Тейлор [35] | ||
Угловатое или квадратное | Мужественность | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | ||
«Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||||
Энергичность и экспрессивность | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |||
Фигура, включающая углы | Считается более маскулинной, соотносящейся с принципами экспрессивного движения, которые имеют отношение ко всем креативным проекциям | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | ||
Слишком крупное | Наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | ||
Крупное сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения | Внутренняя сила, сильное «эго» | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||
Ненормально маленькое | Чувство унижения, малоценности | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | ||
«Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | ||||
|
|
130______ Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Изображение человека | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Туловище | Хрупкий ребенок рисует сильного, мускулистого человека | Это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Сильный ребенок рисует хилого человека | Возможно, это признак ассоциации с неким переживанием из прошлого опыта | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | ||
Просто обозначается как верхняя часть двух параллельных линий, идущих непрерывно от головы к ступням (таким образом, отсутствует какой-либо контур, представляющий туловище, и следовательно, фигура остается без какого-либо субстанционального тела вообще) | Такие рисунки обычно невелики и наблюдаются у регрессировавших, примитивных или дезорганизованных индивидов | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
|
|
Грудь
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека
|
|
131
Изображение человека | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Грудь | Женщина, которая придает изображаемой ею фигуре большие груди и прорисо-вывает область таза | Может быть расценена как сильно идентифицирующаяся с продуктивным и доминантным материнским образом, почти что в матриархальном смысле | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Несколько коротких линий на груди или области таза | Более умеренный тип соматической озабоченности | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | ||
Пупок | В рисунках маленьких детей | Признак эгоцентризма | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] Р Римская, С. Римский [24] | |
В рисунках детей старшего возраста | Признак инфантильности или стремления уйти в себя | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24] | ||
Талия | Сильно стянутая поясом, дающая эффект корсета и скованности | Свидетельствует о ненадежности контроля, что может найти выход в аффективных вспышках | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Подчеркнутая либо разорванная линия | Могут служить указанием на раздражительное и чрезвычайно прямое проявление напряжения, связанного с этой проблемой «зонирования» тела | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
|
|
| Изображение человека | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Бедра | Выделение области бедер | Плодовитость в вынашивании детей | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] |
Подчеркнутая линия бедер в женских фигурах, нарисованных женщинами | Может быть ассоциирована с сознанием силы, относящейся к функциональным потенциям обильного развития тазовых органов | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Средняя линия | Нежелание ограничивать нижнюю часть туловища на тех рисунках, где она все же изображена, или ограничение ее отдельной линией | Индикатор сексуальной озабоченности | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
Может быть тщательно изображена с помощью адамова яблока, галстука, пуговиц, пряжки или даже ширинки на брюках, или она может быть обозначена легкой линией вдоль середины туловища | Является осью тела, может включать проблемы, подсознательные по своей природе. Озабоченность телесными проблемами, чувство телесного несовершенства, эмоциональная незрелость и зависимость от матери. Рисунки этой группы испытуемых выделяются своими очень агрессивными женскими фигурами и субтильными, женоподобными и обессиленными мужскими. В рисунках шизоидных индивидов или шизофреников, у которых доминируют физическое несовершенство и зависимость от матери, выделение средней линии часто служит ряд неуместных пуговиц. Инфантильные, нарциссические субъекты старшего возраста могут делать грубое выделение средней линии фигуры, отражая свою озабоченность телесными проблемами | К. Маховер [17] | ||
Нарисована с нажимом | Эго подчеркивает агрессивную переработку телесных конфликтов | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Выделение средней линии в мужской фигуре | Обсессивный и соматический стресс | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Плечи | Их размеры (ширина и массивность) | Считается наиболее общим графическим выражением физической силы и физического совершенства | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] К. Маховер [17] |
«Дом- дерево- человек» | Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] |
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека
133
| Изображение человека | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Плечи | Широкие | Сильные телесные импульсы | «Дом-дерево -человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] |
Необходимость в чувстве силы в себе | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | ||
Чрезмерно крупные | Ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Мелкие | Ощущение малоценности, ничтожности | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Слишком угловатые | Признак чрезмерной осторожности, защиты | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | |
Уныние, отчаяние, чувство вины | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] | ||
Покатые | Уныние, отчаяние, чувство вины | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
«Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |||
Недостаток жизненности | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | ||
«Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |||
Неровные | Эмоциональная нестабильность | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Квадратные | Чрезмерно защитная позиция, враждебность в отношении к окружающим | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Сильные, чрезмерно развитые плечи сочетаются с длинными и тонкими, женоподобными руками и ногами с крошечными запястьями и лодыжками | Свидетельствует о смещении половой роли пациента, половой идентификации на основе определенных женских атрибутов, равно как и мужских. Представления пациента, касающиеся пола, чрезвычайно нереалистичны | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
134 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проактивном рисовании и арт - терапии
Изображение человека | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Плечи | Массивные в рисунках мужчин, выделенные за счет других частей фигуры | Встречаются у подростков и часто у сексуально амбивалентных индивидов как сверхкомпенсация чувства телесной неадекватности | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] |
Массивные в рисунках испытуемых женского пола, рисующих женскую фигуру | Можно подозревать в некоторой степени маскулинный протест, если эта интерпретация согласуется с акцентированием и других деталей рисунка, которые относятся к мужественности | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | |
Сильно выделенные по отношению к другим частям тела в рисунках подростков | Сексуальная неадекватность | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | |
Отмечены стираниями, подчеркиваниями и неуверенной линией | Побуждение к развитию тела как выражение маскулинности является предметом особой озабоченности | «Рисунок человека» | К. Маховер [T7J | |
Руки | Как признак | Служат изменению или контролированию окружающей среды | «Дом - дерево-человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] |
Символ активности и общения | «Рисунок человека» | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | ||
Орудия, при помощи которых свершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | ||
Символизируют контакт личности с окружающим миром | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | ||
«Автопортрет» | Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н. Самоукина [28,29] | |||
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Соотносятся с психологическими смыслами, относящимися к развитию ого» и социальной адаптации | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
Обозначено только строение рук | Обычно у индивидов, которые функционально ограничили эффективность своих рук либо в силу обстоятельств, либо в результате самоограничения | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека
135
Изображение человека | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Руки | Акцентированное изображение | Склонность к насильственным и агрессивным действиям (J. H. Di Leo, 1970). Такое изображение рук также может символизировать жестокое обращение с ребенком | Дж. Аллан [2] | |
Акцентирование или деформация руки или ноги на левой стороне | Социально-ролевой конфликт | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина 13] | |
Неясно очерчены | Нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
«Рисунок человека» | С.С. Степанов [32,33] | |||
Скрюченные в рисунках испытуемых левшей | Затруднения с полушарной доминантностью | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | |
Сильные | Агрессивность, энергичность | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Тонкие, слабые | Ощущение недостаточности достигнутого | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Недостаток мотивации достижения | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | ||
Хрупкие, слабые | Физическая или психологическая слабость | «Автопортрет» | Е.И. Рогов [26] Л.Д Столяренко [34] Е.С. Романова [27] | |
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] К. Тейлор [35] | |||
Потребность в опеке, зависимости | «Автопортрет» | Л.Д. Столяренко [34] | ||
Размер рук | Необычный размер | Компенсация слабости или реакция на чувство вины, связанное с манипуляциями руками | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
Сужающиеся руки и ноги | Женственность | «Дом-дерево-человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] | |
Руки шире у ладони или у плеча | Недостаточный контроль действий и импульсивность | «Дом- дерево- человек» | Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] |
136 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!