И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 3 страница



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Уши

Выделение (тща­тельная прорисов­ка, подчеркивание)

Может свидетельствовать о чувстви­тельности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и непод­чинении авторитетам «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Чрезмерная сензитивность испыту­емого, обозначение специфического конфликта, иногда может быть связа­но с глухотой. Часто особо выделяют ухо подозрительные и недоверчивые параноики и шизоидные индивиды с аморфными сверхзначимыми идеями. А также индивиды, которые легко обижаются и сопротивляются автори­тетам или имеющие гомосексуальный конфликт «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Большие

Стремление к получению информации извне, от других людей «Автопортрет» Н. Самоукина [28,29]
Настороженность, иногда признак подозрительного отношения к окружа­ющим (паранойяльное™), увереннос­ти человека в том, что за его спиной о нем дурно говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также люди, страдающие снижением слуха), иногда неудовлетворенность своей внешностью (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

Большие или под­черкнутые

Чувствительность к критике

«Дрм- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
«Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Н. Самоукина [28,29] Е.С. Романова [27]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]

 

 

Возможны слуховые галлюцинации

«Дрм- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

 

«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]

 

«Рисунок чело­века» К. Маховер [17] А.Л. Венгер [7]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


123


 

 

 

 

 

 

   

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Рот

Как признак Является источником чувственного или эротического удовлетворения «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Слишком большой Оральный эротизм «Дом-дерево-человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]

Открытый

Признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Возможно, она носит защитно-оборо­нительный характер

«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
«Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
Изогнутый, чувс­твенный Обычно отмечается в рисунках инфан­тильных, зависимых индивидов. Функ­ционально рот такого типа изначально пассивен и открыт для принятия пищи Обычно такое выражение оральной зависимости демонстрируют требова­тельные и паразитически настроенные взрослые испытуемые «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Обозначенный од­ной прямой чертой Внутреннее напряжение «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]

 

Изображение рта одной линией на рисунках в профиль так, как будто он был плотно сжат, закрыт от чего-то Особенно это заметно в рисунках тех испытуемых, которые имели активный опыт фелляции или находились в состоянии напряженности. Сходный тип изображения, но с менее выра­женной напряженностью, отмечается у пациентов, которые лишились речи в результате операции на горле «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

 

Обозначается как короткая, грубая линия (испытуемый начинает рисовать под ощутимым дав­лением, но быстро заканчивает работу над листом бумаги) Побуждение к вербальной агрессии сильно, но ожидаемый отпор застав­ляет индивида предусмотрительно от нее отказаться Такой способ изобра­жения рта, как правило, достоверно ассоциируется с сверхкритичной и подчас садистической личностью «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

 

Впалый Пассивная значимость «Дом-дерево-человек» Д. Я. Райгородский [231 Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

 

Перекошен Негативизм, отрицательное отноше­ние к обследованию, иногда органи­ческое поражение мозга (с шестилет­него возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

124          Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Рот

Изображение рта с помощью широкой приподнятой на концах линии, как на клоунской маске Часто отмечается в детских рисунках и иных фигурах, нарисованных в инфантильной манере. В зависимос­ти от других аспектов рисунка это интерпретируется как подчеркнутое стремление к одобрению либо как неадекватный аффект «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Рот клоуна

Вынужденная приветливость

«Автопортрет» Л.Д. Столяренко [34]
«Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова 27] Л.М.Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Неадекватные чувства «Дом- дерево- человек» Е.С Романова [27] Л.М. Костина [13]

Выделенный (силь­но обведенный)

Предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затруднен­ность с речью «Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27]

 

Незрелость оральной активности «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]

 

Выделенный, акцентированный Склонность к активному общению, коммуникабельности «Автопортрет» Н. Самоукина [28,29]

 

Выделение, которое может выражаться в стирании, смеще­нии, непропорцио­нальных размерах, подчеркивании и т. д. Типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамосто­ятельности «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]

 

Выделение ораль­ной области путем пропуска рта (отказ от изображения вообще), подчерки­вания, необычного размера, особых очертаний, штри­ховки, стирания или смещенного изображения Отмечается в рисунках маленьких детей, а также отсталых и дегради­ровавших индивидов, алкоголиков и депрессивных пациентов, в рисунках индивидов, имеющих сексуальные проблемы. Чрезмерно сильное выделение рта обычно связано с фиксацией на пище, с желудочной симптоматикой, а также склонностью к сквернословию и подверженностью вспышкам гнева, агрессии, садизму «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


125


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник
Рот С детально прори­сованными зубами в рисунке взрослого человека Считается признаком инфантильной, оральной агрессивности. Часто можно видеть такой рот на рисунках испыту­емых, страдающих простой формой шизофрении, а также явных истериков. Дети и дефективные испытуемые не­высокого уровня часто демонстрируют такой способ изображения рта, однако, в отличие от рисунков шизофреников, оральная агрессия, обозначаемая таким образом, является скорее пока­зателем развития, нежели регрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

Зубы

Агрессивность

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
«Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7] К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
«Автопортрет» Л.Д. Столяренко [34]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32, 33] Дж.Остер,П.Гоулд[19]

Наличие языка

Как признак

Подчеркивает оральную концентра­цию на примитивном уровне. Этим привносится также эротическая нота «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Указывает на сексуальное или физи­ческое насилие «Розовый куст» Дж. Аллан [2]

Губы

Как признак Символ сексуальной сферы «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
Подчеркнутые (очень большие или с повышенным нажимом, или особо тщательно вырисована форма) Высокая значимость сексуальной сферы {типично для подросткового возраста, особенно для девочек) «Рисунок чело­века» А. Л. Венгер [7]
Более грубая и специфическая эротическая кон­центрация на губах и области рта Имеется в рисунках очень незрелых индивидов - их рисунки сами по себе весьма грубы «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

126         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Губы

Прорисованные на рисунке подростка Могут означать наличие нарциссичес­ких тенденций «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Пухлые в рисунках девочек Признак половой идентификации «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]

Полные на лице мужчины

Женственность

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Специфически изогнуты, чтобы походить на фаллос Для этих испытуемых был актуален опыт оральной сексуальности «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Тщательно вырисо­ванные в форме лука купидона в сочетании с другими обильно приукрашенными чертами изображен­ной фигуры Можно видеть в рисунке преждевре­менно сексуально развившейся де­вочки. О том, выражается ли сильное сексуальное влечение в поведении, можно судить, исходя из других аспектов рисунка «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

Неуместная линия, нахо­дящаяся между губами, наподобие соломинки или зубочистки

Отмечается в рисунках тех испы­туемых, в чьей сексуальной сфере имеется предрасположенность к оральному эротизму «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

Включение очень замет­ной сигареты или трубки

Более изощренный вариант орально-эротического акцента «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

Шея

Как признак

Символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влече­ний (телом), это их координационный признак

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Маховер[17] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Способность к рациональному само­контролю «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Фокус конфликта   К. Маховер[17]

Чрезмерно крупная

Осознание телесных импульсов, старание их контролировать

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


127


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Шея

Длинная

Ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным челове­ком, хорошо контролирующим себя «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Может обозначать любопытство «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24]
Высокая длинная Наблюдается в рисунках аристокра­тических и культурных, «зажатых», ригидных и сверхморальных испытуе­мых, которых отличает подчеркнутый контроль над своими импульсами «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Длинная тонкая

Торможение, регрессия

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Особенно часто встречается на рисун­ках шизоидных или даже шизофрени­ческих индивидов. Клинически многие из них страдают от чувства телесной слабости, которое они выражают в компенсаторных стремлениях к физи­ческой силе и агрессии. Они являются физически неполноценными и пси­хосексуально инфантильными, и ряд представителей этой группы изучался в связи с их компенсаторными актами агрессии. Чрезвычайно длинная шея одной из фигур в комплекте рисунков может часто сочетаться с отсутствием шеи либо очень короткой шеей у другой фигуры в паре «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Короткая Может символизировать естествен­ность, прямолинейность «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Короткая у индиви­дов пикнического телосложения Считаются грубыми, прямолинейны­ми, их поведение более направляется побуждениями, нежели интеллектом «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Толстая короткая

Уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]

128          Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Шея

Адамово яблоко Появляется в рисунках сравнительно редко. В основном его можно увидеть на рисунках молодых мужчин как выражение сильной мужественности или маскулинных побуждений «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Убранство шеи различными укра­шениями Наблюдается в рисунках примитивных людей, которые избирают эту область для украшательства, чтобы отвлечь от нее внимание и перенести его ниже, на линию груди, либо на лицо «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Подчеркивание, вы­деление, стирание

Подразумевает конфликтное отношение, нескоординировашость между импульсами и рациональным контролем, проявляется во многих рисунках, поскольку равновесие между самовыражением и социальны­ми предписаниями особенно зыбко в сложной и противоречивой культур­ной среде   К. Маховер [17]
Потребность в защитном интеллекту­альном контроле «Дом-дерево -человек» Д.Я Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М Костина [13]
Предполагается наличие конфликта, относящегося к силе супер-эго «Рисунок чело­века» К Маховер [17]
Это характерно для людей, не уверенных в том, что они могут справиться со своими импульсами. Им присуще состояние некой раздвоенности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17] К. Тейлор [35]

Соотношение пропорции головы и туловища

Отношение между физическим и духовным в ребенке «Рисунок чело­века» Р Римская, С. Римский [24]

Голова, туловище и область ниже талии изображаются рассогла-сованно

Это расценивается как проявление хронического нарушения координа­ции главных измерений образа тела, указывающее на неадекватность личностной интеграции, которая тем серьезнее, что она включает разъеди­нение между сексуальными потреб­ностями, стремлением к физической силе и рациональным контролем «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Туловище Как признак Представление ребенка о физическом облике человека «Рисунок чело­века» Р Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               129


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!