И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 1 страница



 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Нарисованная фигура есть сам этот человек, а окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением

К. Маховер [17]

Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребенка, они нередко символизируют важных лиц в психологическом окружении ребенка (J. N. Buck, 1948,1978)

Дж. Аллан [2]

Фигура

Длинная, вытянутая Астеничность, психастеническая акцентуация, интровертность, иногда анорексия (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Угловатость и ее худоба, вытянутость Типичны для интровертного типа личности и особенно для шизоидной акцентуации (с восьмилетнего возрас­та), проблемы общения «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Маленькая, буквально «кожа да кости» Сжатое «эго» и чувство соматической дезорганизации «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Особо полная Иногда недовольство своей внешнос­тью (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Изображена штри­хами, без контура Острая тревога, иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Изображение субтильного тела с длинными обезьяньими руками и маленькой головой, ненадежно балансирующей на плечах Характерно для обсессивно-компуль-сивных субъектов, которые выражают осознанные желания игнорировать контроль со стороны своего мозга и руководствуются грубыми побуждени­ями своего тела «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Схематичный характер Символическое мышление «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

 

Рисунок человека представлен только осью тела и ногами Нежелание столкнуться с проблема­ми, которые встают перед ним «Рисунок чело­века» К. Маховер [17] Голова Как признак Сфера интеллекта (контроля) «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


109


 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Голова

Как признак

  «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

Сфера воображения

«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
«Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Сфера волевого управления «телес­ными» побуждениями «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33] К. Маховер [17]

 

Место локализации «Я» ребенка, его психического центра «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]

 

Тщательно прори­сованная Некоторые опасения и подавляемая агрессия в социальных контактах «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

 

Излишне прорабо­танные детали Склонность к фантазии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

 

Ребенок уделяет рисунку головы слабое внимание Проблемы адаптации к социальной среде, трудности в общении или даже наличие невроза «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]

 

Изображается в самом конце

Межперсональный конфликт

«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33] К. Маховер [17]

 

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]

 

Нечеткий рисунок головы

Застенчивость, робость

«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]

 

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский 23] Е.С. Романова [27]

 

Контур головы, на­рисованной анфас, выполнен с нажи­мом, а черты лица слабо набросаны Сильное стремление к социальным контактам контрастирует с застен­чивостью, робостью и самоуглуб­ленностью в реальном социальном поведении «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

 

Изображение на голове чего-либо, например шляпы Символ защиты от воздействия внешнего мира «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24]

 

Шляпа на голове Контролирование злости в страхе, что это чувство может захватить человека полностью «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]

110         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

               Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

 

 

Как признак

Предполагает большие интеллекту­альные претензии или недовольство своим интеллектом

«Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н.Самоукина[28,29] Д Я. Райгородский [23]
«Дом- дерево- человек» Е.С. Романова[27]

Выделение роли разума как наиболее важного элемента в человеческой жизни

«Дом-дерево-человек» Дж.Бук[3] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» А.Л. Венгер[7]
Может быть знаком того, что ребенок «Рисунок чело- К. Тейлор [35]

Большая голова

 

страдает от головных болей или испы­тывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возраста­ет. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее Также характерно для подростков, осознаю­щих свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии на­выков чтения или письма и т. п. Или страдающих от нарушений адаптации века» К. Маховер[17]

 

Часто характерен для умственно неполноценных испытуемых, а также для параноидных, нарциссичных, интеллектуально высокомерных и тщеславных субъектов как выражение своего преувеличенного «эго» «Рисунок чело­века» К Маховер[17]

 

 

Поглощенность миром воображения, концентрация на психологической активности «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П Гоулд [19]

 

 

Склонность к мечтам, фантазиям, защитное фантазирование (с семи­летнего возраста) «Рисунок чело­века» АЛ. Венгер[7]

 

 

Характерно для испытуемых, стра­дающих органическим поражением головного мозга, подвергавшихся нейрохирургическому вмешательству «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Большая голова

У фигуры противо­положного пола

Свойственно маленьким детям вследствие зависимого положения ребенка, в большей степени делается акцент на социальном (в аспекте межличностных отношений), нежели на активности «эго», отраженной в значении, придаваемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Мнимое превосходство противопо­ложного пола и более высокий его социальный авторитет

«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Маленькая голова

Как признак

Обычно отражает чувство интеллек­туальной или социальной неадекват­ности

«Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Н. Самоукина [28,29] Е.С. Романова [27]
«Дом- дерево- человек» Д.Я Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Характерно для маниакально-ком-пульсивных личностей, чувство более низкого интеллектуального уровня «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Указывает на психическое расстройс­тво и депрессию (J. H. Di Leo, 1970).   Дж. Аллан [2]
Голова миними­зирована, чтобы выгодно подчерк­нуть телесную силу (фигура похожа на обезьянью) Характерно для обсессивно-компуль-сивных испытуемых «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Исправления, приводящие к уменьшению ее размера Соответствуют недостатку у пациента внешней агрессивности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

112         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Волосы

Как признак

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней)

«Дом-дерево -человек» Д.Я. Райгородский [3] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Сексуальная привлекательность, половая зрелость «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

В рисунках незре­лых индивидов

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней) «Дом-дерево -человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]
  «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Сексуальная привлекательность, половая зрелость «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Заставляют заподозрить маскировку слабости лица «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Акцентирование Рассматривается как индикатор зрелости «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Акцентирование на волосах, тщатель­ное изображение пышных причесок, длинных, ниспа­дающих каскадом волос в сочетании с другими явны­ми элементами украшательства в рисунках девочек Может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Акцент на волнис­тых, ниспадающих очаровательным каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства (ювелирные украше­ния и подобные детали) Имеет место в рисунках сексуально распущенных девочек, а также тех, кто предается возбуждающим фантазиям «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Обрамляют голову, не заштрихованы, не закрашены Субъектом управляют враждебные чувства «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] Д.Я. Райгородский [23]
Закрывают боль­шую часть головы Выражение переживаний по поводу собственной мужественности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


113


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Волосы

Закрывают боль­шую часть головы, но нарисованы редко Неадекватная мужественность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Закрывают боль­шую часть лба Зависимость от сексуальной виталь­ности и стремление к социальному проявлению в большей степени, чем к интеллектуальным достижениям «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
На челюсти Характерно для рисунков подростков, чей конфликт, связанный с созрева­нием, имеет шизоидную основу «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Сильно заштрихо­ваны Тревога, связанная с мышлением или воображением «Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Энергичная рас­тушевка наряду со слабо выраженной формой прически Часто является выражением конф­ликта созревания, перерастающего в отклоняющееся сексуальное пове­дение «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Тщательно нарисо­вана прическа Демонстративность, т. е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Беспорядочная при­ческа (хаотичное изображение волос) Сексуальная витальность и свобода, иногда сексуальная распущенность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Женская фигура нарисована с заметно выделен­ными волосами, в то время как мужская увенчана несуразной шляпой в рисунках мужчин Регрессировавший или шизоидный характер, оставшийся сексуально ин­фантильным и подверженный яркому фантазированию на темы мужествен­ности. Возможно, шляпа служит цели сделать мужчину более представи­тельным, скрывая его импотенцию, и в этом смысле представляет собой бессознательную сексуальную ком­пенсацию «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Черты лица

Как признак

Символ сферы общения «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24] К. Маховер [17]
Импульс к социальному контакту «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

114         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Черты лица

Хорошо проработаны

Потребность во внимании «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе, здоровом самоуважении «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Проработаны с законченностью, уверенностью и избыточной детализацией Это свидетельствует об активном воображении «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Богатая детализация лица в сочетании с артистическим, «устремленным внутрь» выражением Фантазийное развитие социальной агрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Дополнительные линии, чтобы обозначить морщины или придать лицу особую выразительность (такого типа линии обычно заметны в области носогубных складок и на лбу) Целью такого рода графического акцента является добавление серьезности и зрелости изображаемому лицу «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Преувеличенные части лица Свидетельствуют о том, что эти части подверглись облучению или их функции вызывают озабоченность ребенка (J.N. Buck, 1948,1979, R.C. Burns and S. H. Kaufman, 1970).   Дж. Аллан [2]
Чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица, сосредоточенность на них Могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения «Рисунок человека» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Лицо неясное, тусклое Боязливость, застенчивость «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека                  775


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!