В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 11 страница
Изображение дома | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |||
Окна | Занавески | Подразумевают озабоченность красотой и стремлением сохранить дистанцию в общении | «Дом-дерево-человек» | Л.Д. Столяренко [34] | ||
Отсутствие занавесок | Отсутствие стремления скрывать свои чувства | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М Костина [13] | |||
Поведение открытое, непосредственное | «дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | ||||
С форточками | Резерв, самоконтроль | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |||
Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями | Показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других | «Нарисуйте дом» | С.Ф. Спичак, А. Г. Синицын [22] | |||
Решетки, утрированные оконные рамы | Боязнь агрессии, иногда подозрительность, ощущение несвободы, зависимости | А.Л. Венгер [7] | ||||
Без оконных стекол, нет окон, окна со ставнями (задернутыми занавесками, шторками, штриховкой и т. д.), Дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т. п. | Замкнутость, враждебность | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] Дж. Аллан [2] | |||
Изображаются в последнюю очередь | Стремление к уединению, нежеланию контактировать с окружающими | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | |||
Двери
| Как признак | Подразумевает возможность доступа или отступления | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | ||
Крошечные, «миниатюрные» | Крайняя замкнутость, отрицание любых контактов | «Дом- дерево- человек» | К Тейлор [35] | |||
Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
3.2. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дома
79
Изображение дома | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Двери | Крошечные, «миниатюрные» | Отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам, впускать в свое «Я» | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.Д. Столяренко [34] Л.М.Костина [13] |
Очень большие | Легкомысленность, непредсказуемость в поступках, но и великодушие, иногда даже чрезмерное | «Нарисуйте дом» | С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22] | |
Чрезмерная зависимость от других | «Дом-дерево -человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
|
|
Фронтальные (парадные)
80 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Изображение дома | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | ||
Двери | Боковые | Отчуждение, уединение, неприятие реальности, значительная неприступность | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М, Костина [13] | |
|
|
Открытые
Общительность
|
|
3.2. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дома
81
Изображение дома | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Трубы | Дымоход | Фаллический символ | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] Дж. Остер, П. Гоулд [19] К. Тейлор [35] |
Символ теплых, интимных отношений | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] К. Тейлор [35] | ||
Выделение трубы | Озабоченность психологической атмосферой в доме, это может также означать мужественность, силу и творческое начало | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] | |
Конфликт в фаллической сфере | «Дом-дерево -человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | ||
Преувеличенный размер | Слишком преувеличена сексуальная сфера, также возможны эксгибиционистские тенденции | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Может символизировать сексуальный конфликт (в рисунке подростка) | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | ||
Нарисованы косо по отношению к крыше | Норма для ребенка, значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Прорисованы какие-то мелкие детали (например, кирпичики) | Жизненный оптимизм | «Нарисуйте дом» | С.Ф. Спичак, А.Х. Синицын [22] | |
С дымом | Желание тепла и уюта | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Признак великодушия | «Нарисуйте дом» | С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22] | ||
Густой дым | Признак значительной внутренней напряженности (интенсивность по густоте дыма) | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] ЕС. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Дж. Остер, П. Гоулд [19] К. Тейлор [35] Л.М. Костина [13] |
82 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Изображение дома | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Трубы | Густой дым | Напряженная эмоциональная атмосфера в семье | «Дом- дерево- человек» | Дж Аллан [2] |
Дым тонкой струйкой | Признак недостатка эмоциональной теплоты дома | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Единичная линия над трубой | Эмоциональная пустота | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Без дыма | Признак бесчувственности, которая вызвана целым рядом разочарований в жизни | «Нарисуйте дом» | С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын [22] | |
Водосточные | Признак усиленной защиты, мнительности | «Дом-дерево -человек» | Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Водосточный желоб | Подозрительность | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Дорожки | Хорошо нарисованные | Хорошее чувство контроля над своим поведением и развитое чувство такта в отношениях с людьми | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Длинные или нарисованы ступени | Чувство дистанции в общении | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] | |
Очень длинные | Уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Длинная тропинка, отходящая от левого нижнего угла листа | Необходимость упорядочить окружение и эмоциональная неуверенность | «Дом-дерево -человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] | |
Широкие вначале и сужающиеся у дома | Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием | «Дом- дерево- человек» | Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Дж. Остер, П. Гоулд [19] Л.М. Костина [13] |
3.2. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дома
83
Изображение дома | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Лестницы и ступени | Как признак | Характерны для весьма амбициозных и честолюбивых людей | Автор не установлен | |
Крыльцо | Большое великодушие, чувство уверенности в себе | «Нарисуйте дом» | С.Ф Спичак, А.Г. Синицын [22] | |
Нарисованы небрежно, как бы в спешке | Стремление к вершине, невзирая на способы достижения своей цели | Автор не установлен | ||
Тщательно прорисованные лестницы | Готовность к борьбе за первенство | Автор не установлен | ||
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) | Отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения) | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Две большие ступени, ведущие к глухой стене | Признак недоступности испытуемого | «Дом- дерево- человек» | Дж. Бук [3] | |
Дорожка к дому, открытая дверь и дым из трубы | Указывают на радушие автора рисунка, говорят о его готовности вступать в контакт с новыми людьми | Автор не установлен |
3.3. ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ДЕРЕВА
Изображение дерева | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
Дерево (как признак) | Жизненная энергия | «Дом-дерево-человек» | Л.Д. Столяренко [34] | |
«Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |||
Г. Ферс [36] | ||||
Женственная, кормящая, укрывающая, дающая поддержку Великая Мать | Г. Ферс [36] | |||
Символ стоящего человека | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] | ||
Символизирует то, как ребенок ощущает себя в окружающей его реальности | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] | ||
Олицетворяет пять граней психики ребенка: бессознательное представление о психологической сфере в целом, бессознательное представление о развитии, психосексуальный уровень развития и зрелости, связь с реальностью и ощущение внутриличностного равновесия. Предполагается, что изображение дерева на рисунках способствует формированию ассоциаций, связанных с жизненной ролью и способностью ребенка получать радость от своего окружения (J.N. Buck, 1948,1978). | Дж. Аллан [2] | |||
Центр дерева | Личный способ поиска равновесия | «Дерево» | ЕС. Романова [27] | |
Середина | Означает источник развития, ибо все органическое, живое развивается из сердцевины наружу | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
«Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |||
Тип дерева | Тип 1 - «ель» | Изображение ели весьма разнообразно, от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность | «Дерево» | Е.С. Романова [27] |
3.3. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дерева
85
Изображение дерева | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источник | |
| Тип 2 - «синтетический рисунок» | Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы - это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к «философствованию», т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль» | «Дерево» | Е.С. Романова [27] |
Тип 3 - «педантичный рисунок» | Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева придают значение большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также - склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль» | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Тип 4 - «зимний рисунок» | Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей | «Дерево» | Е.С. Романова [27] |
86 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!