В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 7 страница
Штриховка, зачернение | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Штриховка тонкими линиями юбки в области гениталий или на плавках | Предполагает тайную и сдержанную сексуальную озабоченность | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Штриховка сочленений на одежде | Ассоциируется с конфликтом в отношении к сокрытию тела. Это может включать одновременно и влечение, и страх демонстрации тела. Тело, таким образом, становится завернутым плотно, с подчеркнутым выделением швов и застежек одежды | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Штриховка в мелких деталях | Повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Стирания, исправления | ||||
Стирания | Как признак | Форма конфликтного отношения, чаще всего встречается у невротиков, обсессивно-компульсивных личностей и у психопатов с невротическими конфликтами. Стирания также считаются выражением тревоги, но отличаются от усиления линии и штриховки, поскольку они свидетельствуют о выраженной неудовлетворенности. Моторное беспокойство является общим симптомом. Стирания в большей степени поддаются сознательному контролю, чем выражение конфликта посредством усиления линии или штриховки. Они представляют собой попытку что-то изменить или улучшить. Следует заметить, что стирания не связаны с объективной трудностью изображения той части, которая стирается. Они часто приводят к ухудшению формы, а не к исправлению, подтверждая тем самым, что стирание означает конфликт. Чрезмерно много стирают девочки-гюдростки | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] |
|
|
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
51
Старания, исправления | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |||
Стирания | Частые | Нерешительность, недовольство собой | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
С последующим ухудшением рисунка | В отношении отражаемого материала также произошли ухудшения | Г. Ферс [36] | ||||
Наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта | «Дом- дерево- человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||||
С последующим улучшением
рисунка | Скорее всего, улучшение действительно имеет место в жизни автора | Г. Ферс [36] | ||||
Хороший знак | «Дом-дерево -человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||||
Без попытки перерисовать (то есть поправить) | Внутренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует) | «Дом- дерево- человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |||
Без попытки перерисовать (то есть поправить) | Конфликтные отношения с отражаемым, вероятно, продолжаются | Г. Ферс [36] | ||||
Линий вокруг шеи | Конфликтное отношение к грубым импульсам | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Плеч | Физическая неуверенность в силе (в отношении сексуальных характеристик) | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | |||
Исправления | На стволе (хорошо выполненные) | Поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | ||
Ствола, листвы и корней (плохо выполненные) | Субъект выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Расположение рисунка на листе бумаги
| ||||||
Средняя линия стандартного листа | Норма | «Несуществующее животное» | С.С. Степанов [32,33] Л Д Столяренко [34] И. Жуковский [11] ЕЙ. Рогов [26] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] И А. Фурманов [37] | |||
«Школа зверей» | С. Панченко[21] |
52 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |||
Середина рисунка | Как признак | Цель пространственной интеграции | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | ||
Акцентирована | Предполагает проекцию эмоциональной личностной тематики | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант [1] | |||
Выделяется пробелом или особенностями штриха | Тема репрезентации «Я» актуальна в общих чертах. Она дает вполне очевидные указания на тему «самости», на тему экзистенциального отношения к собственной личности | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант [1] | |||
Центральная часть (то, что нарисовано в центре) | Часто указывает на суть проблемы или на то, что для человека является важным | Г.Ферс[36] К. Тейлор [35] | ||||
Символизирует настоящее, актуальное, связана с эмоциональными процессами | Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Т.М. Грабенко [12] | |||||
Центр листа
| Как признак | Желание найти согласие, равновесие с окружающими, свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки | «Дом- дерево- человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||||
Тест дерева | Автор не установлен | |||||
Указывает на нормальную, уверенную личность, чувствующую себя в безопасности. Постоянно повторяющееся расположение такого рода может означать обеспокоенность и скованность, особенно во взаимоотношениях | К. Тейлор [35] | |||||
Проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям служит критерием безопасности для испытуемого) и ригидности | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] К. Тейлор [35] Л.М. Костина [13] | ||||
Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] К. Тейлор [35] Л.М. Костина [13] | ||||
Обозначает явную агрессию | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | ||||
С отчетливо широкой и утвердительной позой | Агрессия и обсессивное побуждение к централизации и симметрии | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Эмоционально развитый, благополучный, позитивно принимающий самого себя и свою семью ребенок | «Рисунок семьи» | Н. Самоукина [28,29] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
53
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Центр листа | Крупный | Эгоцентризм, стремление к лидерству | «Кактус» | М. Памфилова [20] Л.М.Костина [13] |
Завышенная самооценка | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||
Низ листа | Что-то тяжелое, но одновременно это «почва под ногами», солидность, которая может и спасти, и «посадить на цепь» | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант [1] | |
(Чем ниже, тем более выражено) | 1) Субъект чувствует себя небезопас но и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение. 2) Субъект чувствует себя ограничен ным, скованным реальностью | «Дом-дерево -человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Как признак | Иногда снижение самооценки | А.Л. Венгер [7] | ||
В нижней части листа | «Несуществующее животное» | Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] И. Жуковский [11] Л.Д. Столяренко [34] С.С. Степанов [32,33] Л.М.Костина [13] И.А. Фурманов [37] | ||
«Школа зверей» | С. Панченко [21] | |||
«Моя семья» | Н. Самоукина [28, 29] | |||
| Неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность | «Несуществующее животное» | Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] И. Жуковский [11] Л.Д. Столяренко [34] С.С. Степанов [32,33] Л.М.Костина [13] И.А. Фурманов [37] | |
«Моя семья» | Н. Самоукина [28,29] | |||
«Школа зверей» | С. Панченко [21] | |||
Чувство угнетенности, подавленности | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||
Отсутствие тенденции к самоутверждению | «Несуществующее животное» | Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] И.Жуковский [11] С.С. Степанов [32,33] Л.М.Костина [13] |
54 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
В нижней части листа | Как признак | Незаинтересованность в своем социальном положении, признании | «Несуществующее животное» | Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] И. Жуковский [11] Л.М.Костина [13] И.А. Фурманов [37] |
Склонность к фиксации на проблемах, часто - это «отверженные», «изгои» | «Несуществующее животное» | И. Жуковский [11] ИЛ. Фурманов [37] | ||
Испытуемый тяготеет к депрессии | Г.Ферс[36] Т.Д. Зинкевич-Евстигне- ева,Т.М.Грабенко[12] | |||
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
«Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | |||
К. Тейлор [35] | ||||
Тест дерева | Автор не установлен | |||
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Чувство незащищенности | «Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | ||
К. Тейлор [35] | ||||
Дерево целиком | Ощущение покинутости, собственной ненужности, бесполезности, самообвинение | Тест дерева | Автор не установлен | |
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Большая его часть | Автор тяготеет к реальности, к конкретному, ощущая ничтожность своих попыток справиться с масштабными проблемами окружающей действительности | Г. Ферс [36] Т.Д. Зинкевич-Евстиг- неева, Т.М. Грабенко [12] | ||
Маленький | Неуверенность в себе, зависимость | «Кактус» | М. Памфилова [20] Л.М. Костина [13] | |
Изображенный объект маленький, на тоненьких ножках | Невротическое поведение и чувство неполноценности | Дж. Дилео [10] | ||
Верх | Легкость, духовность и вместе с тем символ познания и знаний, которые могут как освобождать, так и угнетать | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |
Положение ближе к верхнему краю (и чем ближе, тем более выражено) | Высокая самооценка и уровень притязаний, обостренная тенденция самоутверждения и претензии на признание, не находящие, однако, по ощущению испытуемого, полной реализации | «Несуществующее животное» | С.С. Степанов [32,33] Л.Д. Столяренко [4] И. Жуковский [11] Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] И.А. Фурманов [37] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
55
| Расположение рисунка на листе бумаги | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Положение ближе к верхнему краю (и чем ближе, тем более выражено) |
| «Школа зверей» | С. Панченко[21] | |
«Моя семья» | Н. Самоукина [28,29] | |||
А.Л. Венгер [7] | ||||
Предрасположенность к конфликтному поведению, агрессии (насилию, хулиганству, притеснению и т. п.) | «Несуществующее животное» | И. Жуковский [11] | ||
В верхней части листа | (Чем выше, тем более выражено) | 1) Субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели. 2) Субъект предпочитает искать удов летворение в фантазиях(внутренняя напряженность). 3) Субъект склонен держаться в стороне | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] |
Как признак | Стремление соответствовать высокому социальному стандарту, стремление к эмоциональному принятию со стороны окружения. Также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей | «Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] | |
Склонность к отчужденности и замкнутости. Такие люди предпочитают находить удовлетворение в своих фантазиях, и их приходится возвращать к реальности. Чаще всего они находятся в постоянном стремлении к недостижимой цели | Г. Ферс [36] Т.Д. Зинкевич-Евстиг- неева, Т.М. Грабенко [12] | |||
Компенсация депрессии возбуждением, нестабильность и поиск самообладания, амбиции, желание навязать себя другим | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | ||
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Чрезмерный оптимизм, который часто не оправдан | «Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | ||
«Рисунок человека» | К. Маховер[17] | |||
К. Тейлор [35] | ||||
Возвышенность чувств, воодушевлен-ность, энтузиазм | К. Тейлор [35] | |||
Склонность испытуемого к уходу от действительности, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования | «Человек под дождем» | Н Юринова [40] |
56 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
В верхней части листа | Как признак | Недостаток надежной опоры | «Человек под дождем» | Н. Юринова[40] |
«Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Фигура расположена относительно высоко на листе и часто производит впечатление парящей в пространстве | Недостаток осознания, низкий энергетический уровень | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] | ||
Рисунок смещен вбок | Иногда органическое поражение мозга | А . Л . Венгер [7] | ||
Левое направление | Представляет прошлое, пережитое, интимное окружение и близкие отношения или разногласия с самим собой, проблемы идентичности, может означать также уход в себя | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |
В левой части листа | Как признак | Признак доминирования эмоциональной сферы | «Дом- дерево- человек» | Дж. Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] |
Г. Ферс [36] | ||||
Устремленность в прошлое | «Несуществующее животное» | Е.С. Романова [27] И. Жуковский [11] И.А. Фурманов [37] | ||
«Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |||
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Тест дерева | Автор не установлен | |||
«Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | |||
Г. Ферс [36] Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Т.М. Грабенко [12] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!