В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 4 страница
4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 136-157.
5. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
6. Полуянов Ю.А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. 176 с: ил.
7. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. Alien Art Studio, 1997. http://www. ipk.alien.ru/copyright.html
8. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. 384 с
9. Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических проявлений // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 286-309.
10. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: /Пер. с англ. К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. М.: Центр Общечеловеч. Ценностей: Республика, 1993. 511 с: ил.
11. Флоренская Т.А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. 1999. № 1. С. 34-39; № 2. С. 27-31; № 4. С. 37-40.
12. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992. 158 с.
13. Сапе F. Art Therapy History. http://www.burleehost. com/artery/ ATH/ florence-cane.htm
14. Goodman R. Talk, Talk, Talk, When Do We Draw // American Journal of Art Therapy. Vol. 37. № 2. November, 1998. P. 39-49.
15. Johnson D. The Role of the Creative Arts Therapies in the Diagnosis and Treatment of Psychological Trauma // The Arts in Psychotherapy. 1987. Vol. 14. P. 7-13.
16. Kramer E. Art Therapy With Children. New York: Schocken Books, Inc., 1977.
17. Naumburg M. Dynamically Oriented Art Therapy: Its Principles and Practices. New York: Grune and Stratton, 1966.
18. Ulman E., Dochinger P. Art Therapy in Theory and Practice. New York: Schocken Books, 1975.
Глава 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ
|
|
В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
30 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
ТАБЛИЦА ПРОЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЛИНИЙ
| ЛИНИИ |
| |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | ||
Линии контура тела | Как признак | Изначально является рубежом между телом и окружающей средой и часто отражает степень защищенности, уязвимости, сензитивности или изоляции субъекта | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
«Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] | ||||
Уверенные, яркие и легкие | Грубость, черствость | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | ||
Неяркие, неясные | Боязливость, робость | «Дом-дерево-человек» | Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | ||
Особо четко подчеркнутые | Повышенный самоконтроль, стремление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания | «Рисунок человека» | АЛ. Венгер [7] | ||
«Несуществующее животное» | А. Л. Венгер [7] | ||||
Очерчивание (линия в абстрактной форме намечает то, что уже существует в уме рисовальщика) | Проявление рационального начала | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | ||
|
|
Затемнение, «запачкивание»
Страх, тревога
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
31
Линии | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |||
Линии контура тела | Незамкнутые (линии не доводятся до конца) | Частый признак астенического состояния. Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Иногда импульсивность (с пятилетнего возраста) | «Рисунок человека» | АЛ. Венгер [7] | ||
Разрыв | Сфера конфликтов | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л . М . Костина [13] | |||
Использование линий всех типов (тонких, толстых, жирных, с нажимом, слабых и т. д.) В одном рисунке
| Характеризует уверенного в себе ребенка | К. Тейлор [35] | ||||
Двигательные персеверации (множественные линии) | Говорят о высокой тревоге, стрессовом состоянии, возможно органическое поражение мозга, иногда - психическое заболевание, интеллектуальное нарушение, импульсивность (с четырехлетнего возраста) | АЛ. Венгер [7] | ||||
Одиночные линии | Характеризуют личностную сферу человека. Такой способ рисования говорит о способности к рациональному управлению, которая свойственна людям, контролирующим свои импульсы и способным целенаправленно добиваться намеченного | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |||
Бледные, «эктоплазмиче-ские» линии | Встречаются сравнительно редко, появляясь в основном, у самоуглубленных шизофреников | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Слабые линии | Как признак | Тревожность | «Несуществующее животное» | ЕС. Романова [27] | ||
Паутинообразные | Свойственны астеникам | «Несуществующее животное» | С.С. Степанов [32,33] Е.И. Рогов [26] ЕС. Романова [27] ИА Фурманов [37] | |||
При выполнении некоторых деталей | Нежелание ребенка рисовать эту деталь из-за неприятных ощущений, связанных с нею или с тем, что она символизирует | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] |
32 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
|
|
Линии | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Слабые линии | При изображении ствола | Страх перед самоутверждением, избегание действовать самостоятельно | Тест дерева | Автор не установлен |
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
При изображении листвы | Развитая чувствительность, впечатлительность, подверженность влиянию | Тест дерева | Автор не установлен | |
«Дерево» | ЕС. Романова [27] | |||
«Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |||
При изображении дома, дерева, человека | Показатель генерализованного чувства неполноценности, сопровождаемого нерешительностью и боязнью поражения | «Дом-дерево -человек» | Дж Бук[3] К Тейлор [35] | |
Легкие линии | Как признак | Недостаток энергии | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] |
Тонкость чувств и развитая интуиция | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | ||
Легко-хрупкие линии (не только легкие, но и ломкие, непрочные, они проводятся нетвердой и неуверенной рукой) | Указывают на гиперчувствительность, могут свидетельствовать о нарушениях психики | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |
Прерывистые, дрожащие линии | С легким нажимом | Часто встречаются у шизоидных алкоголиков | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] |
Медленные | Свидетельствуют о том, что рисующего легко сбить с толку. Он нерешителен, неуверен в себе. Это может быть свойством его характера, но может быть и признаком психического расстройства | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант [1] | |
Тонкие | Ярко выраженное беспокойство | «Дом- дерево- человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] |
3.7. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий 33
Линии | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Тонкие линии | Как признак | Чувство неприспособленности, нерешительность | «Дом-дерево -человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] К. Тейлор [35] |
Быстрые | Уверенность, человек без смущения стремится к своей цели и добивается ее, его не так просто выбить из колеи | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | |
Продленные | Напряжение | «Дом-дерево -человек» | Е С. Романова [27] Д Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Тенденция уменьшения толщины от рисунка к рисунку | Это может указывать на тревогу или депрессию | «Дом-дерево -человек» | К. Тейлор [35] | |
Ствол нарисован тонкими линиями, крона - толстыми | Испытуемый может самоутверждаться и действовать свободно | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Толстые линии контура тела | Говорят о выделении из среды и уходе в тело | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] | |
Толстые жирные линии в качестве барьера между собой и окружением | Характерны для хронических шизоидных алкоголиков и тех, кто страдает от страхов деперсонализации или от острых конфликтов в связи с тенденциями к обособленности. Телесная оболочка превращается в прочную структуру, чтобы отражать удары извне и надежно защищать содержание тела. Невротик, преисполненный опасений, иногда рисует жирные линии. В таких случаях карандаш сильно и безотрывно прижимают к листу, как будто субъект черпает поддержку из этого контакта | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Жирные линии | Как признак | Склонность к импульсивному, естественно-спонтанному поведению | «Звезды и волны» | У Аве-Лаллемант [1] |
6 изображении определенных деталей | а) Фиксация на этой детали и/или б) враждебность, подавленная или открытая по отношению к нарисо ванному объекту или тому, что он символизирует | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] К. Тейлор [35] | |
В стволе | «Пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется | «Дерево» | Е С. Романова [27] |
34 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
| Линии | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Жирные линии | В стволе и листве | Значимые впечатления препятствуют деятельности | «Дерево» | Е.С. Романова [27] |
При прорисовке контуров дома, дерева или человека | Испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс (чувствует угрозу нарушения своей целостности) | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] К. Тейлор [35] | |
Торца дома или ствола дерева | Пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] К. Тейлор [35] | |
Контура крыши дома | Фиксация на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] К. Тейлор [35] | |
Земли | Отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] К. Тейлор [35] | |
Всего рисунка | Наличие напряженности неопределенного характера | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] К. Тейлор [35] | |
Очень жирные | Графическое выражение избытка моторной агрессии (у сильно возбужденных шизофреников или маниакальных больных) | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |
Густо-жирные линии (не только широкие, с сильным нажимом, но и грубые) | Неуправляемая чувственность (инстинктивность поведения), которая нуждается в руководстве. Возможно, односторонне напористое спонтанное поведение, встречающееся у подростков после пубертата, а у взрослых чаще всего при задержке развития личности | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | |
С нажимом | Свидетельствуют о тревожности. Важно обратить внимание, какие детали выполнены с особым нажимом, т. е. к какой сфере относится обостренная тревожность | «Несуществующее животное» | С.С. Степанов [32,33] Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] ЛД Столяренко [34] И А Фурманов [37] | |
Линии с нажимом | Как признак | Агрессивность, настойчивость | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] К. Тейлор [35] Л.М.Костина [13] |
По контуру ствола | Активность и самоутверждение | Тест дерева | Автор не установлен |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
35
| Линии | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Линии с нажимом | В изображении ствола | Решительность, активность, продуктивность | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] |
Нажим | Сила нажима на карандаш | Характеризует особенности психомоторного тонуса, это важный показатель уровня активности | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] |
Слабый | Может указывать на неуверенную, колеблющуюся, робкую, нерешительную, пассивную личность | К. Тейлор [35] АЛ Венгер Щ | ||
Низкие энергетические ресурсы, скованность | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
Гибкость и подвижность мышления | К. Тейлор [35] | |||
Проявление тревожности | Метод пиктограммы | С.С. Степанов [32,33] | ||
«Школа зверей» | С. Панченко[21] | |||
Доминирование в характере рисующего человека восприимчивости | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | ||
Ослабленный, нитяная, еле видимая линия | Снижение психомоторного тонуса встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии. Нередко сигнализирует о снижении настроения, субдепрессивном состоянии, депрессии (с четырехлетнего возраста) | «Рисунок человека» | АЛ. Венгер [7] | |
Сильный (карандаш глубоко продавливает бумагу) | Импульсивность (с четырехлетнего возраста), ригидность, т. е. затрудненное переключение с одной деятельности на другую, склонность к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях | А.Л. Венгер [7] | ||
Резкая генерализованная тревожность | «Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] | ||
Большая эмоциональная напряженность | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] | ||
Метод пиктограммы | С.С. Степанов [32,33] | |||
«Школа зверей» | С. Панченко[21] |
36 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!