В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 2 страница



К примеру, часто встречающийся признак— изображение солнца на детских рисунках, по мнению Дж. Аллана (1997), обычно олицетворяет теплоту и обеспечивает рост; нередко символизирует человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в психологическом развитии. А по опыту Г. Ферса (2000), солнце может символизировать сильный авторитет значимого человека, оказывающего влияние на ребенка, причем ребенок, возможно, его боится.

«Действительно ли солнце следует ассоциировать с авторитетом, по­тому что оно „царит" на небе, дарит всем свет, тепло и связано с пред­ставлением о Боге? Это не означает, что подобные толкования образов являются неверными. Просто они далеко не всегда верны. И даже если верны, то можно ли это как-то проверить?» — размышляет арт-терапевт Р. Гудман (1998).

Очевидно, причина подобных дискуссий кроется в самом феномене проекции, на котором и построены рисуночные (графические) тесты и методики. Их популярность у практических психологов вызвана простотой и безопасностью применения, низкой вероятностью протестных реакций тестируемых, информативностью, а также широкими возможностями целост­ного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.

При выполнении проективного рисунка основным объектом исследо­вания становится придуманный испытуемым субъектом графический образ в соответствии с собственной индивидуальностью. Научно доказано, что определяющую роль в формировании данного образа играют потребности, интересы и в целом психическая организация человека.

Вследствие этого тематические тесты, рисунки на свободную тему, спонтанные рисунки и другие рисуночные техники выявляют личностные особенности автора, «портретируют» его индивидуальность, выявляют эмо­циональные состояния, невротические реакции и т. д.


12           Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Вчисле достоинств проективной диагностики специалисты отмечают и то, что рисуночные тесты облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, которые он сознательно скрывает, вытесняет или не в состоянии выразить прямо (словами). Поэтому проективные методы, методики и тесты нередко называют косвенными, неформализованными. Полученные результаты (даже специалисту с основательной теоретической подготовкой и богатым практическим опытом) позволяют только сори­ентироваться в особенностях индивидуальных проявлений испытуемого, в связи с чем считаются неточными, с высокой степенью субъективности интерпретаций и низкой надежностью в сравнении со стандартизирован­ными методами психологического исследования личности.

И, хотя проективные рисуночные методы лишены научной строгос­ти и однозначности, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства, они информативны, высокогуманны и корректны. Особенно если предметом научного исследования становится духовное «Я» человека, «привычная для психолога и педагога исследовательская и формирующая установка недопустима и бессмысленна: тайна останется за семью печатями, а настойчивый исследователь уйдет с пустыми руками. ...Можно только приблизиться, прикоснуться, диалогически приобщиться к духовному „Я" в себе самом и другом человеке» (Флоренская Т.А., 1999).

Поистине удивительные возможности открывает изобразительная де­ятельность как проективная.

Рисунки (картины, композиции и т. п.) обычно разделяют на две группы: спонтанные рисунки и рисунки-экспромты.

Очевидно, что «спонтанный» означает «не имеющий внешних причин или влияния». Спонтанные рисунки выполняются по собственной инициа­тиве автора, а не в соответствии с инструкцией или просьбой. К числу таких рисунков логично отнести и так называемые «почеркушки», когда человек, занятый каким-либо делом или мыслями, машинально выполняет на листе бумаги те или иные изображения, иногда даже не замечая, что рисует.

В названном контексте в литературе встречается также термины «не­произвольный рисунок» и «кинестетический рисунок».

Непроизвольные рисунки Г. Фурт (1981) даже назвал молитвой своему внутреннему «Я».

Рисунки-экспромты выполняются по просьбе, но без подготовки, в ситуации «здесь и теперь», на свободную или заданную тему. Соответс­твенно, такие работы нередко называют «свободными» или «тематическими» рисунками.

Известно, что свободный рисунок проявляет фоновое эмоциональное состояние.

Применение термина «рисунки-экспромты» допускает влияние на рисунок также и внешнего мира, пишет Г. Ферс (2000).


Глава 1. Рисунок в психологической диагностике                                                                      13

По его мнению, высока диагностическая ценность всех рисунков, втом числе и выполненных под руководством. В последних также может проявиться бессознательное, видимое в свете работы-экспромта.

Таким образом, картины и рисунки, выполненные «на заказ», являются «ценным орудием для прояснения разных аспектов бессознательного... Как великие художники, так и любители, которым предлагают определенную тему, в той или иной степени обязательно вкладывают в произведение содержание своего бессознательного» (Ферс Г., 2000).

Итак, способ создания рисунка в психодиагностическом контексте не имеет особого значения, поскольку все рисунки, образно говоря, открывают дорогу к психике, перекидывают мостик от сознательного к бессознатель­ному конкретного человека.

Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расцениваются как индикатор самопознания и социальной зрелости лич­ности, что передается структурой непроизвольных линий (Ульман Э., 1975, Кейн Ф., 1980; Бетенски М., 2002). По сути, каракули— это кинестетичес­кий рисунок, графический «отпечаток» движения руки, вид экспрессивного двигательного поведения.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или содержании, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Вместе с тем линия может символизировать жизненный путь или его определенный этап. Можно заключить, подчеркивает М. Бетенски (2002), что каракули представляют новую информацию для диагностики и новые ресурсы для арт-терапии.

Таким образом, каракули логично рассматривать в группе спонтанных рисунков, если они выполнены машинально, и в группе рисунков-экс­промтов, если человека побуждают к такому способу рисования, как, на­пример, с целью установления коммуникативного контакта или в процессе арт-терапевтической работы. В последнем случае каракули выполняют не только диагностическую, но и терапевтическую функцию. Отсюда еще один термин — «терапевтический рисунок».

Поскольку в процессе терапевтического рисования наиболее ярко выявляются неосознанные реакции личности, уделим этому феномену отдельное внимание.


Глава 2

ПРОЕКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

В АРТ - ТЕРАПИИ

Ключом к пониманию исцеляющих возможностей искусства служит реализация творческого потенциала человека, утверждает Ш. МакНифф (1996).

По существу, данная мысль иллюстрирует базовую характеристику арт-терапевтического подхода к интерпретации изобразительного продукта.

С позиций феноменологии в продукте творчества отражаются все виды подсознательных процессов (внутренние конфликты, воспоминания детства, вытесненные переживания и др.). Причем наиболее важные мысли и переживания человека легче передаются в виде образов, нежели словами (Крамер Э., 1977; Наумбург М., 1966).

Рисование как художественное самовыражение настолько открыто и искренне повествует о мире тонкой реальности личности, что образно может быть названо невербальной исповедью автора.

Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапев­тическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксаци­онным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным и др.). Возможно, именно поэтому арт-терапию образно называют «исцеляющим искусством».

В англоязычных странах термин «арт-терапия» означает лечение «плас­тическим изобразительным творчеством», пишет Р.Б. Хайкин (1992).

Считается, что термин «арт-терапия» ( Art Therapy ) впервые предложен Адрианом Хиллом (1938).

Art ; artist (англ.) — искусство, художник.

Therapeia (греч.) — забота; уход; лечение, которое понимается, как:

1) избавление от чего-либо; 2) «социально-психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способ­ностей личности средствами спонтанной художественной деятельности).

Релятивность понятия «терапия» аргументирует его введение в поня­тийный аппарат психологии и педагогики.

Арт-терапия, согласно англоязычному оригиналу «Art Therapy», в до­словном переводе — художественная терапия, рассматривается в контексте так называемых пластических искусств: живописи, графики, скульптуры,


Глава 2. Проективное рисование в арт - терапии


15


дизайна и других форм творчества, в которых визуальный канал коммуни­кации играет ведущую роль.

«Художественный», по словарю СИ. Ожегова, — изображающий действительность в образах, а «художество» — то же, что изобразительное искусство.

Итак, классический подход в арт-терапии основан на использовании средств художественной спонтанной деятельности, т. е. акцент делается на изобразительное искусство, а не на искусство вообще.

Недаром восточная мудрость гласит: «Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов».

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художест­венной деятельности.

В узком смысле слова арт-терапия рассматривается как технология или как система психологической работы, основанная на феномене «ис­целяющих возможностей искусства».

Классифицируют такую работу по различным основаниям.

Так, по форме различают:

• индивидуальную;

• групповую арт-терапию. По направленности:

• симптоматическую;

• каузальную.

Симптоматическая арт-терапевтическая работа направлена на конк­ретные проявления (симптомы) тех или иных отклонений (нарушений) в развитии личности.

Каузальная арт-терапия направлена на работу с причиной (причина­ми), т. е. предполагает диагностику отклонений (нарушений), исследование и устранение причин или формирования адекватного к ним отношения. Такая работа длительна по времени. В отдельных случаях может продол­жаться несколько лет.

По продолжительности работы арт-терапия бывает:

• краткосрочная;

• длительная;

• долговременная.

Краткосрочная арт-терапия обычно применяется «здесь и теперь» как экстренная психологическая помощь в кризисной ситуации или в ситуации острого стресса. Может ограничиться одной или несколькими сессиями с целью обозначения и разрешения актуальных изолированных проблем, конфликтов, прояснения психотравмирующих переживаний и др. Например, помощь ребенку в момент сильного страха.


7 6           Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

Длительная арт-терапия — система психологической работы на протя­жении нескольких месяцев или всего учебного года. Обычно за этот период позитивные результаты приобретают устойчивый характер.

Долговременная арт-терапевтическая работа может длиться годы, при­меняется с лечебными целями в случае «застревания» личности на каких-либо проблемах или при нарушениях личностного развития. Используется в специальной психологии и педагогике.

По способу организации деятельности участников:

• директивная;

• недирективная арт-терапия. По содержанию решаемых задач:

• профилактическая;

• реабилитационная;

• специальная.

Основные задачи профилактической и реабилитационной арт-тера­пии — восстановление и укрепление психологического здоровья, гармони­зация личности и межличностных отношений в группе, социуме.

Специальная арт-терапия предназначена для работы с детьми, имею­щими проблемы в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития, аутизм и др.), поэтому рассматривается как арт-психотерапия в контексте медицинской модели.

В педагогической модели арт-терапии акценты с плоскости личностных проблем смещаются в направлении творчества, художественной экспрессии, гуманистического взаимодействия субъекта как с миром внешним, так и со своим внутренним миром. Такое взаимодействие, безусловно, обладает значительным терапевтическим потенциалом, а также способствует успешной индивидуализации и социализации личности.

Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — личность, стремящаяся к творческому самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширению диа­пазона своих возможностей.

В арт-терапии используются элементарные художественные средства, не требуется предыдущего опыта в рисовании и специальных художест­венных способностей. В основе — спонтанные, произвольные, свободные рисунки, рисунки-экспромты, которые не бывают «неправильными», а также экспериментирование с различными нестандартными изобразительными средствами и материалами.

Субъекты арт-терапевтического процесса — участник (клиент) и арт-терапевт — взаимодействуют между собой вербально на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуни­кации через продукты творчества (Рис. 1).


Глава 2. Проективное рисование в арт - терапии


17


Рис. 1

Создавая рисунок, картину, композицию или другой изобразительный продукт в процессе арт-терапевтической сессии, каждый участник сначала пребывает в роли «художника», затем становится «зрителем», наблюдая свою работу отстраненно (со стороны). Этот этап предполагает рефлексив­ный анализ работы непосредственно самим автором, а также обсуждение в группе. Возможна (если это уместно) и обратная связь со стороны арт-терапевта.

Следующий этап — трансформация, внесение необходимых изменений в изобразительный продукт сообразно чувствам и психологическому состоя­нию автора. По существу, это важный этап арт-терапевтического процесса, как правило, сопровождающийся терапевтическим эффектом.

Со временем наступает осознание, изменяется субъективное отношение к своей проблеме и корректируется самооценка, Я-концепция, самоприня­тие. В итоге в качестве позитивного результата арт-терапии постепенно ини­циируется ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».

Отобразим сущностный механизм арт-терапевтического процесса в виде упрощенной схемы:

Создание художественного продукта (спонтанное творчество) —> наблюдение со стороны (отстранение, отчуждение) —> рефлексия —> трансформация образа (внесение изменений в продукт изобра­зительной деятельности) —> осознание —> изменение отношения —> новый образ «Я» —> самопринятие

Подчеркнем, что трансформация созданного автором художественного образа, внесение изменений на уровне реальных действий (перерисовыва­ние, исправление, добавление объектов и деталей, коррекция цветового,


18           Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

композиционного решения и тому подобное, включая разрушение и уничтожение продукта творчества) сопровождается трансформацией на символическом уровне (в сознании субъекта). «Материализованные» на бумаге страхи, обиды, другие негативные чувства и переживания лишаются эмоциональной напряженности, своей «драматической» составляющей. Тем самым автор овладевает ситуацией, приобретает, образно говоря, власть и чувство превосходства над «материальными свидетельствами» психотравми­рующих событий, а также возможность посмотреть на ситуацию по-новому. Придуманное счастливое завершение «страшных» или печальных историй способствует освобождению от разрушительной психической энергии. При этом важно подчеркнуть, что любые, даже самые негативные эмоции не причиняют вреда окружающим, так как субъект осуществляет их перенос на продукт своего творчества, а не на других людей. Продукты творче­ства, образно говоря, становятся «свидетелями» негативных, враждебных, агрессивных или, напротив, слабых черт личности. В то же время в них содержится богатый позитивный материал, что помогает человеку найти ресурсы, принять субъективные эмоции и чувства, осознать их необходи­мость и значимость.

Эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. Это дает возможность почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состо­яние, управлять эмоциями, владеть собой. Словом, осознание приводит к новому состоянию личности.

...Я жил как Другой. Это тот, кем меня учили быть, но кем я не являюсь,

П. Коэльо. На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала

Так участник арт-терапии продвигается от исследования своих внут­ренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

Стадии терапевтического процесса:

• припоминание, воспроизведение (когнитивный образ события: знаю, что...);

• образная реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание и его отражение в художественном продукте);

• повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);

• разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).


Глава 2. Проективное рисование в арт - терапии


19


К числу значимых условий, соблюдение которых как по вертикали — от сессии к сессии, так и по горизонтали — на каждой сессии, обеспечивает результативность арт-терапевтического процесса, относят следующие:

Доверие (открытость, доверие своим чувствам, опыту, интерес к себе и другим, сочувствие, доверительные отношения).

Концентрация (внимание к себе и другим, концентрация на чувствах, эмоциях, сопереживание).

Сотрудничество (открытость взаимодействию, интерес к опыту других, сотворчество).

Креативность.

Помимо названных условий важно выделить и такие, как создание терапевтической среды и терапевтических отношений.

Изобразим содержание этой работы в свернутом виде, схематично.

Создание терапевтической среды:

• физическая безопасность (контракт; правила и ограничения; запрет физической агрессии);

• психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, посто­янство обстановки, присутствие арт-терапевта).

Создание терапевтических отношений:

• уважение;

• исключительная сосредоточенность на клиенте, поддержка;

• невербальное общение, использование метафор и символических смыс­лов;

• осознание переноса и контрпереноса.

Специфические особенности арт-терапии проявляются в том, что:

• моменты изобразительного творчества и восприятия изобразительного продукта, осознание его содержания разведены во времени;


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!