В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 8 страница
57
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |||
В левой части листа | Как признак | Предполагает обращение к бессознательному | Г. Ферс [36] | |||
Бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности | «Несуществующее животное» | Е.С. Романова [27] | ||||
Акцентирование на себе | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] К. Маховер[17] | ||||
Интровертированность, выраженное чувство вины, застенчивость. Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций | «Несуществующее животное» | И.Жуковский [11] И.А. Фурманов [37] | ||||
Преобладают интропунитивные реакции, снижается уровень внешне-направленной агрессивности и реактивности | «Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] | ||||
Привязанность (амбивалентность) к матери, к тому, что связано с ее образом | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | ||||
Тест дерева | Автор не установлен | |||||
«Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | |||||
Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Т.М. Грабенко [12] | ||||||
Импульсивность | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||||
«Человек под дождем» | Н. Юринова [40] | |||||
Г. Ферс [36] | ||||||
Акцент на левой стороне | Проецируются внутренние переживания рисующего. Левая сторона картины чаще выделяется содержательно и реже выделяется пространственно | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | |||
Правое направление
| Будущее, представленное поступком или окружением. Эго то, что нас ожидает. Это будущие размолвки, соответствующий им успех или провал | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |||
Правая часть | Символизирует социум, взаимоотношения с отцом и другими значимыми мужчинами, друзьями | Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Т.М. Грабенко [12] |
58 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
В правой части листа | Как признак | Выражение преобладания интеллектуальной сферы | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] |
Тяготение личности к сознательному. Такой человек обладает лучшей способностью контролировать свое поведение, ищет удовлетворения в интеллектуальной деятельности | «Дом-дерево -человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
Г. Ферс [36] | ||||
Устремленность в будущее | «Несуществующее животное» | Е.С. Романова [7] И Жуковский [11] И.А. Фурманов [37] | ||
|
|
Устремленность в будущее
Ориентация на внешний мир
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
59
Расположение рисунка на листе бумаги | |||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | ||
В правой част листа | Акцент на правой стороне | Может указывать на ставшую актуальной экстравертную тематику. При этом если правая половина рисунка выделена содержательно, то мы можем предположить, что рисующий имеет трудности в общении с окружающими людьми, а также проблемы, связанные с будущим, с вопросами выбора профессии. Они могут усиливаться вплоть до конфликта, что довольно типично для подростков. Это особенно вероятно, если в рисунках имеется еще и акцентированное зачернение | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | |
|
|
Крайне справа
Наклон персонажа
Слева направо
|
|
В углу листа
60 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение рисунка на листе бумага | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
В углу листа | В верхнем левом | Стремление избегать нового опыта и желание вернуться в прошлое | «Дом- дерево- человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [231 Л.М.Костина [13] Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] |
Желание углубиться в фантазии | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
Маленький в верхнем левом углу | Высокая тревожность | «Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] И. Жуковский [11] | |
Часто встречается у личностей, склонных к суициду | «Несуществующее животное» | И. Жуковский [11] | ||
Склонность к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я») | «Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] | ||
Расположение рисунка в левой части и внизу | Связан с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями, пассивностью | «Несуществующее животное» | Л.Д. Столяренко [34] И.А. Фурманов [37] | |
Депрессия и неуверенность | «Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] | ||
Позиция с тенденцией к центру | Левая | Желание независимости в пределах покровительствующего окружения | «Дерево» | Е.С. Романова [27] |
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Правая | Желание найти согласие, равновесие между собой и другими | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Расположение рисунка в правой части и вверху | Связано с положительно окрашенными эмоциями | «Несуществующее животное» | Л.Д. Столяренко [34] И.А. Фурманов [37] | |
Связано с энергией, активностью, конкретностью действий | «Несуществующее животное» | Л.Д. Столяренко [34] И.А. Фурманов [37] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
61
Расположение рисунка нацисте бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Расположение рисунка в правой части и вверху | Связано с действительным моментом или с периодом будущего | «Несуществующее животное» | Л.Д. Столяренко [34] | |
Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев | Сомнение в поведении или богатство воображения в соответствии с качеством линий и оригинальностью форм | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Расположение на листе двойственное | Отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, то есть к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Изменение оптимального вертикально-горизонтального положения листа | Склонность демонстрировать агрессивное поведение и/или негативист-ское неприятие инструкций | «Дом-дерево -человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] | |
На краю листа | Как признак | Генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением: а) правая сторона - будущее, левая - прошлое, б) связано с предназначением комнаты или с постоянным жильцом, в) указывает на специфику переживаний: левая сторона - эмоциональные, правая -интеллектуальные | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Зависимость, неуверенность в себе | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | ||
Потребность в одобрении и поддержке, стремление избегать принятия самостоятельных решений | К. Тейлор [35] | |||
Скала | Указывает на какую-то форму бессознательного сопротивления | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |
Использование нижнего края страницы вместо линии основания рисунка | А) Более или менее генерализованная незащищенность; Б) депрессивно окрашенное настроение | «Дом-дерево -человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни | «Дом-дерево -человек» | Дж. Остер, П. Гоулд [19] |
62 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Рисунок , примыкающий к краю страницы | Или выходящий за верхний край | Означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения, отказ от поиска его в реальности | «Дрм- дерево- человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Дж. Аллан [2] | ||||
Рисунок дома (боковой срез страницы используется в качестве границы стены дома) | Символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет: а) определенное временное значение (левый край - прошлое, правый - будущее) и/или б) определенное значение, связанное с назначением комнаты или ее постоянным жильцом | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Рисунок дерева | Сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет | «Дом- дерево- человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Рисунок человека | Выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность | «Дом- дерево- человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] | |
Фигуры или объекты, помещенные вдоль границы листа так, что они как будто выходят за пределы бумаги и нарисованы лишь частично | Это метод, дающий испытуемому возможность не отдаваться целиком, а быть вовлеченным лишь частично. Это способность и присутствовать, и в то же время находиться в стороне | Г. Ферс [36] | ||
Выход рисунка за край листа ( «срезание» ) | Как признак | Импульсивность, острая тревога, иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние | А.Л. Венгер [7] | |
Одной или нескольких комнат дома | Нежелание испытуемого рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома и/или проживающими в нем людьми | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |
Маленькое дерево, выступающее за верх листа | Одновременно чувство подавленности и показной поиск компенсации | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Тест дерева | Автор не установлен |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
63
Расположение рисунка на листе бумаги | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Выход рисунка за край листа ( «срезание» ) | За нижний край листа | Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями | «Дом- дерево- человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] |
Фиксация на прошлом вкупе со страхом перед будущим | «Дом-дерево -человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | ||
Ствол дерева, выступающий за низ листа | Признак остроты состояния | «Несуществующее животное» | А.Л. Венгер [7] | |
«Срезание» элементов рисунка человека(например, «ампутация» ступней или нижней части ног со ступнями) | Поиски безопасности, потребность в стабильном окружении, в эмоциональном контакте, в нежности | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Тест дерева | Автор не установлен | |||
За левый край листа | Выражает переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности | «Дом- дерево- человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] | |
За правый край листа | Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого | «Дом-дерево -человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л М. Костина [13] | ||
Положение рисунка относительно наблюдателя | ||||
Очевидная позиционная взаимосвязь между наблюдателем и рисунком (например, наблюдатель видит дом как бы с высоты птичьего полета) | а) Отвержение нарисованного дома или б) отклонение испытуемым довольно распространенной тенденции окружать неким ореолом такое понятие, как «домашний очаг» | «Дом-дерево -человек» | Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] |
64 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!