В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 5 страница
| Линии | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Нажим | Сильный (карандаш глубоко продавливает бумагу) | Большая эмоциональная напряженность | «Рисунок человека» | К. Тейлор [35] А.Л. Венгер [7] Л.М. Костина [13] |
Энергичность, настойчивость | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | ||
Скрытая агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, неуверенность, склонность к самобичеванию | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |||
Сверхсильный (карандаш рвет бумагу) | Свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Сильный нажим нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакальном состоянии; может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции | А.Л. Венгер [7] | ||
Стабильность | Устойчивость | «Школа зверей» | С. Панченко[21] | |
Метод пиктограммы | С.С. Степанов [32,33] | |||
Сильно варьирующий (неровный, неодинаковый) | Неустойчивый психомоторный тонус, повышенная эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста), т. е. тенденция к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода, иногда острое состояние | А.Л. Венгер [7] | ||
|
|
Циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность, лабильные настроения
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
37
Линии | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |||
Нажим | Колебания в нажиме по ходу линии с эпизодическим ее усилением (голова и черты лица могут быть хорошо прорисованы, в то время как тело размыто, а выделяющиеся части едва намечены) | Обычно видны на рисунках индивидов, подверженных истерическим, часто даже амнестическим реакциям на свои проблемы | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | ||
Линии неравномерны по нажиму и толщине | Напряжение, неуверенность и эмоциональная нестабильность | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Неожиданное изменение линии или явный разрыв | Психические срывы, порожденные конфликтами, сосредоточенными в специфических областях фигуры | «Рисунок человека» | К. Маховер [17] | |||
Отрывистость линий
| Сильный нажим | Импульсивность | «Кактус» | М. Памфилова [20] Л.М.Костина [13] | ||
Наличие обводов | Свидетельство тревожности, неуверенности | Метод пиктограммы | С.С. Степанов [32,33] | |||
«Школа зверей» | С. Панченко[21] | |||||
Часто прерываемые , состоящие из штрихов линии | Как признак | Свидетельствуют о нерешительности, даже робости, неровном характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, имеют место проблемы с пищеварением (расстройство кишечника и др.) | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |||
Свидетельствуют о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | ||||
Ребенок не умеет действовать прямо, так как боится коварства и препятствий внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения | К. Тейлор [35] |
38 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Линии | ||||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |||
Часто прерываемые , состоящие из штрихов линии
| Как признак | Признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, а также подозрительность и недоверчивость | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | |||
В изображении ствола | Неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене настроения, может быть нервным, капризным | «Рисунок дерева» | К. Тейлор [35] | |||
Очерчивающие ствол | Реактивный страх перед реальными травмирующими ситуациями | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Тест дерева | Автор не установлен | |||||
Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства) | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | ||||
Линии, проведенные с отрывом (рисующий в процессе работы проверяет себя, он прерывает начатое рисование, рассматривает изображение издали, а потом вновь возвращается к работе) | Человек склонен к рефлексии, к постоянной проверке себя | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] | |||
Раздробленные линии | Выявляют неуверенность автора. Характерно то, что раздробленность линий, в отличие от их разорванности, предполагает связанность кусочков друг с другом. Такая графика отражает нервозность самоконтроля | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант [1] | |||
Пунктирные линии
| В рисунках тяжелобольных могут свидетельствовать о распаде границ тела (возможно при лейкемии) | Дж. Аллан [2] | ||||
Эскизные линии: сначала приблизительно в одном и том же направлении проводятся несколько линий со слабым нажимом, потом одна из | Характерны для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги (т. е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы), стремления ее контролировать, держать себя в руках | «Рисунок человека» | А.Л. Венгер [7] | |||
них, показавшаяся автору наиболее удачной, наводится жирной линией | В лучшем случае - мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д. Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
39
Линии | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
| Тревога, робость | «Дом- дерево- человек» | ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Прерывистые линии | Зигзагообразные | Означают чувство беззащитности, медлительность и зависимость | К. Тейлор [35] | |
Зазубренные и острые | Выражают эмоции возбуждения | М. Бетенски [5] | ||
Заостренные линии | Как признак | Агрессивность, в зависимости от направлений и формы линий проявляемая или скрытая | «Дерево» | Е.С. Романова [27] |
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Агрессивность | «Дом-дерево -человек» | Е С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] | ||
«Школа зверей» | С. Панченко[21] | |||
«Несуществующее животное» | И.А. Фурманов [37] ЕС. Романова [27] | |||
Плохая адаптация | «Дом-дерево -человек» | Е.С Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] | ||
При изображении листвй | Агрессивная критичность, ироничность, склонность к оппозиции, ощущение виновности. Вероятно, агрессивность скорее чувствуется, чем проявляется повседневно | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Тест дерева | Автор не установлен | |||
При изображении ствола или земли | Разочарование в повседневной жизни и критические установки по отношению к реальности, склонность обвинять себя или окружающих | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Нечеткие линии (часто фрагментарные или отрывочные. Контуры теламогут быть неопределенными, отдельные части тела имеют расплывчатые очертания) | Появляются чаще всего у робкого и неуверенного индивида. Часто эти неясные линии контрастируют с чертами агрессии, содержащимися в рисунке, что может быть, в частности, интерпретировано как наличие сильных агрессивных импульсов, которые сдерживаются в социальном контакте | «Рисунок человека» | К. Маховер[17] |
40 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Линии | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Четкие линии | Как признак | Способность к рациональному управлению, активный контроль сознания | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] |
Резкие (тонкие и сильные по нажиму, которые проводятся столь бурно, что на бумаге остается бороздка) | Излишне напряженное и одностороннее рациональное мышление, преувеличенное участие волевого усилия, внутренняя неуверенность | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | |
Стабильные | Стабильность деятельности, уверенность в себе | Метод Пиктограммы | С.С. Степанов [32,33] | |
Прямые на стволе и очерчивающие ствол | Решительность, деятельность, активность | Тест дерева | Автор не установлен | |
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Прямые линии | Ствола | Ловкость, находчивость, испытуемый не задерживается натревожащих фактах | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л М.Костина [13] |
Жесткие | Выражение внутренней ригидности | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
Избегание изображения кривых линий | Вероятнее всего, характеризует «колючий» характер | Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] | ||
Искажение формы линий | Импульсивность; иногда органическое поражение мозга или психическое заболевание (с пятилетнего возраста) | А.Л. Венгер [7] | ||
Легко раскачивающиеся волновые линии (маятниковый штрих) | Характеризуют витальную сферу, указывают на сохранность элементарных жизненных процессов. К использованию этой техники рисования склонен тот, кто может отдаться своим собственным ритмам | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1) | |
Кривыелинии | Как признак | Свойственны женственной или зависимой, конформной личности | К. Тейлор [35] | |
Острые | Оживленность, возбуждение и злоба | М. Бетенски [5] | ||
Изломанные | Творчество и воображение. Эти люди ценят свободу и независимость, отрицают любую рутину, оценивают окружающих по их внутренним качествам, интересуются поэзией, музыкой и другими видами творчества | _ | К. Тейлор [35] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
41
Линии | ||||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники | |
Кривые линии | Изломанные, близкие по характеру к изображению кардиограммы | Тревожный симптом: ребенок не способен «выйти» из каракулей, стремится скорее «излить душу», чем построить пространство по образцу. Возможно нарушение эмоционального состояния. Ребенок, которому не удается провести даже короткую ровную линию, может иметь проблемы психического характера | К. Тейлор [35] | |
(Корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол | Ловкость, находчивость. Испытуемый не задерживается на том, что его печалит | «Дерево» | Е.С. Романова [27] | |
Медленные линии ствола и очерчивающие ствол | Замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствия | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Неровные и быстрые линии по контуру ствола | Горячность, поспешность, расторопность | Тест дерева | Автор не установлен | |
Волнистые линии в изображении ствола дерева | Символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни | «Рисунок дерева» | К. Тейлор [35] | |
Линии волн в форме изгороди | Наличие страха принятия решений | «Звезды и волны» | У. Аве-Лаллемант[1] | |
Изогнутые линии | Здоровый признак, хотя они также могут свидетельствовать о неприятии условностей и/или ограничений | «Дом-дерево -человек» | Дж.Бук[3] | |
«Вермишель» («макаронные линии») | Тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] | |
«Дерево» | Е.С. Романова [27] | |||
Тест дерева | Автор не установлен | |||
Зигзагообразные линии по контуру или внутри | Скрытность, осторожность | «Кактус» | М. Памфилова [20] Л.М. Костина [13] | |
Закругленные (округленные) линии | Женственность | «Дом -дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Закругляющиеся книзу линии | Печаль | М. Бетенски [5] |
42 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии
Линии | |||
Признак | Интерпретация | Тест | Источники |
Мягкие, круглые линии, падающие вниз | Умиротворяющее принятие с налетом меланхолии, но не депрессии | М. Бетенски [5] | |
Уверенные, твердые линии | Амбициозность | «Дом- дерево- человек» | К. Тейлор [35] Е С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13] |
Рвение | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] | |
Безопасность, решительность, упорство | К. Тейлор [35] | ||
Подчеркнутые линии | Тревога, незащищенность, сфера конфликтов, регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали) | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Тонированные линии | Эмоциональная реактивность и чувственность, неуверенность | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] |
Тонированно-размазан-ные линии | Производят впечатление смазанности и стертости. Они выражают чувственную восприимчивость в общении, переходящую во внушаемость. Здесь отсутствует однозначность чувств, а также контроль сознания. Этот вид линий обнаруживается при неуверенности у детей, которые ищут близости и эмоционального тепла и поэтому легко становятся «соучастниками» какой-то акции | «Звезды и волны» | У.Аве-Лаллемант[1] |
Зубчатые, неровные линии | Дерзость, враждебность | «Дом- дерево- человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку | Импульсивность; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста); органическое поражение мозга | А.Л. Венгер [7] | |
Яркие линии | Грубость | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
Линии неодинаковой яркости | Напряжение | «Дом-дерево -человек» | Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13] |
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!