И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 7 страница



 

 

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Одежда

Функция одежды «Формирование защиты от стихии» «Человек под дождем» Н. Юринова [40]
Одежда и/или зонт Защита, человек не чувствует себя угнетенным и не впадает в панику перед лицом стресса «Человек под дождем» Дж. Остер, П Гоулд [19]

Ее избыток

Указывает на потребность в дополни­тельной защите «Человек под дождем» Н. Юринова [40]
Эти испытуемые могут быть отне­сены к нарциссистам одежды. Для них характерна инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуаль­ной дезадаптации Нарциссисты одежды используют одежду в смысле социальной и сексуальной приманки Телесный эксгибиционизм и самоде­монстрация дополняются декориро­ванием, в то время как собственно тело не обыгрывается. Рисунок мужчины-нарциссиста одежды чаще похож на иллюстрацию из журнала мод - фигура в изящном костюме с подложными плечами, носовым платком, тщательно сложенным в нагрудном кармане, и другими деталями превосходного швейного искусства и ухоженности. При этом женская фигура в паре может быть одета в купальный костюм и быть скорее мускулистой, чем соблазни­тельной Нарциссист одежды внешне вполне социален и экстравертиро-ван Однако социальность более мотивирована сильной потребностью в социальном одобрении и превос­ходстве, нежели истинным интере­сом к объекту Рисунки фигур своего пола, выполненные женщинами, принадлежащими к типу нарцис-систов одежды, характеризуются чрезмерным вниманием к деталям косметики, украшениям и ухоженно­сти В целом такие индивиды имеют тенденцию к психопатическому типу адаптации «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

150         Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Одежда

Малое количество Эти испытуемые могут быть отнесены к нарциссистам тела. Хотя для этой группы характерна та же инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуальной дезадаптации, как и для нарциссистов одежды. Нарциссист тела, если это мужчина, чаще всего демонстрирует в рисунке развитую мускулатуру, отдавая дань одежде лишь в виде коротких спортивных плавок. Женская фигура нарциссиста тела часто полностью одета, но так, чтобы подчеркнуть сексуальность одежды. Нарциссисты тела, выставляющие на первый план мускульную силу, соотносятся более с шизоидным, самоуглубленным и интровертированным типом личности. Они озабочены своим телом часто до такой степени, что предаются долгим и напряженным упражнениям по развитию тела ради самого этого результата. Сексуально они, возможно, в основном ограничиваются аутоэротической стимуляцией. Они не получают истинного удовлетворения от социальных взаимодействий, предпочитая свои собственные фантазийные размышления «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Фигура обнажена, полуобнажена или просвечивает через одежду Интерес к сексуальной сфере. У относительно взрослого человека подобная особая значимость сексуальной сферы обычно сигнализирует о каком-либо неблагополучии в отношениях с противоположным полом   А.Л. Венгер [7]

 

Отсутствие одежды Связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования «Человек под дождем» Н. Юринова [40]

 

Отсутствие зонта в рисунке Отрицание поддержки со стороны родителей в трудной ситуации «Человек под дождем» Н. Юринова [40]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               151

 

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник

Одежда

Мокрый человек, без какого-либо прикрытия Чувство своей неспособности и «покинутости», отсутствие уважения к самому себе и, вероятнее всего, нерешенные проблемы с независимостью. Автор не имеет мотивации к избеганию неполезных ситуаций и не подготовлен принять вызов, если он будет рассчитывать на свои силы «Человек под дождем» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Добавлена в конце Попытка компромисса, чтобы при­крыть откровенность тела (вуайери-стические тенденции и маскировка соответствующей озабоченности) «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

 

Прямой наряд на женщине, который достигает щико­лоток Может быть расценен как обозначе­ние того, что фигура представляет образ матери «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

 

V-образная линия выреза на одежде женщины нарисова­на темной линией Сексуальная фиксация на груди с вуайеристическими тенденциями «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

 

Изображение испытуемыми-муж­чинами на фигуре молодого человека одежды той моды, которая была во времена молодости отца Таким образом подтверждается силь­ная идентификация с отцом «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

 

Особо тщательно вырисована одежда (карманы, отделка), или присутствуют элементы украша­тельства Демонстративность, т. е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

Дополнительные аксес­суары (бантики, пряжки и пр.)

Повышенное внимание к собственной персоне «Рисунок человека» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]

Выделение пряжки

Свидетельство сексуальной озабо­ченности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вер­тикальная ось фигуры, карманы

Зависимость «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

152           Энциклопедия признаков и интерпретаций в проактивном рисовании и арт - терапии

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Пуговицы

Как признак Наблюдаются в рисунках дезадапти­рованных индивидов «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Пуговица (часто в форме круглой пряжки) иногда помешается на месте пупка Психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком - сим­волом зависимости от матери «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
На манжетах Добавляют обсессивную ноту к чер­там зависимости «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Механический и неуместный ряд пуговиц, рисуемый строго посередине фигуры, возмож­но в сочетании с негармонирующей шляпой Наблюдается у эмоционально дегра­дировавших взрослых, служит для полного представления одежды «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Как средство проработки сильно выделенной сред­ней линии Отражают эгоцентрическую и сомати­ческую озабоченность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Выделение пуговиц (посредством зачернения, чрез­мерного нажима либо странного или неправильного расположения на фигуре) Встречается в основном у зависимых, отягощенных комплексом подчи­нения авторитету, инфантильных и неадекватных людей. Это в большей степени видно в рисунках мужчин, нежели в рисунках женщин, и больше у детей, особенно мальчиков, нежели у взрослых «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Многочисленные Ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, инфан­тильность (с подросткового возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста

Недостаточная зрелость, инфантиль­ность «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]

Карманы

Неадекватное выделение Наблюдается в рисунках инфантиль­ных и зависимых индивидов, и боль­ше у мужчин, нежели у женщин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Особое отношение к карманам Эмпирически ассоциируется более конкретно с аффективной или мате­риальной депривацией как основой психопатического типа адаптации «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               153

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Карманы

В рисунках подростков Выражение стремления к мужествен­ности, которое вступает в противоре­чие с эмоциональной зависимостью от матери «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Специальные в рисунках мальчиков-подростков, арестованных за карманную кражу, (либо аксессуар в виде книжки карманного формата при изображении женщин) Невротическая и символическая природа правонарушения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Шляпа, галстук

Сексуальные символы «Рисунок чело­века» К. Маховер [17] К. Тейлор [35]

Галстук

Как признак Является распространенным сек­суальным символом, он чаще всего встречается на рисунках мальчиков и молодых мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Выделение галстука или носового платка Часто встречается в рисунках сексу­ально неадекватных мужчин «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Маленький и выглядящий ослаб­ленным Характерно для индивидов, которые в отчаянии от своей слабой сексуальности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Длинный и бросающийся в глаза, иногда украшенный деталями фаллического типа Что бывает у сексуально агрессивного индивида, побуждаемого к сверхком­пенсации страхом импотенции «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Нарисован так, как будто он отлетает от тела В случаях явной сексуальной агрессии и обычно означает сильную сексуаль­ную озабоченность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Шляпа

При отсутствии другой одежду Черты регрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Нарисована так, что сквозь нее видны волосы либо лоб Примитивный и неразработанный способ изображения фигуры в целом и весьма часто является симптома­тикой примитивного сексуального поведения субъекта «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

154          Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

 

 

Признак

Интерпретация Тест Источник

Тщательно прорисован­ный пояс

Большой контроль и большая рационализация напряжения, что указывает на тенденцию преобразования напряжения в эстетические и демонстративные формы «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Изображение в претенциозном исполнении большого портфеля в районе сексуальной области фигуры

Может обозначать попытку заменить интеллектуальной силой неадекват­ную сексуальную силу «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Изображение обуви в виде фаллоса, а также в конфликтном изображении, включающем стирания, изменения, затушевку или изменение линии

Чаще всего отмечается в рисунках пожилого испытуемого-мужчины, который в той или иной степени страдает от импотенции «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Обсессивная детали­зация обуви (в виде проработки петель, шнурков или бантиков при том, что тенденция к прорисовке не характер­на для остальных частей рисунка)

Представляет собой явно женскую характеристику в графической экспрессии. Это чаще всего видно в изображениях мужчин, выполненных девочками-подростками, и, похоже, представляет собой акцент на обсессивности, которая обычно сконцентрирована на сексуально символических деталях одежды, что может быть ассоциировано с сексуальными импульсами «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

Каблучки-«шпильки»

Неуверенность и неспособность твердо стоять на ногах «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Симметрия Субъект начинает свой рисунок с наброска скелета или с разметки Такие опоры используются для контроля билатеральности теми индивидами, которые боятся телесного дисбаланса, могут страдать от некоторой деперсонализации или переживают компульсивное побуждение к контролю над буйными и спонтанными импульсами, угрожающими целостности «Я». Стремление к совершенству и побуждение к эксгибиционизму -коррелирующие черты таких рисунков «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
         

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека               155

 

Изображение человека

Признак

Интерпретация Тест Источник
  Излишняя Порождает эффект ригидности. Ригидность фигуры часто коррелирует с соответствующими позами субъекта, у которого с точки зрения психосоматики можно предположить гипертоническую мускульную защиту против высвобождения подавленных эмоциональных состояний, с одной стороны, и с другой -против угрожающего окружения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Симметрия Чрезмерная Характерна для скованных, эмоционально холодных и отстраненных, неустойчивых личностей. Интересно отметить, что такие органы как сердце, желудок, мозг, шея, пенис, которые характеризуют большинство соматических расстройств у эмоционально конфликтного индивида, не являются четко двусторонними. Для компульсивного характера это отсутствие билатеральности может выступать угрозой интегрированности баланса тела и, таким образом, порождать симптомы «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
  Подчеркнутая Может порождать механические, формалистские и подчас причудливые эффекты, как это бывает в рисунках параноидных шизофреников «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Недостаток Незащищенность «Дом- дерево- человек» Л.М.Костина [13]
  Нарушение, преимущественно на основе невнимания, слабого контроля, гиперактивности и несобранности Гипоманиакальный или истеричный индивид, тот, кто страдает от некоторого расстройства побуждений, вообще те, у кого имеются эксцессы спонтанного поведения «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

156        Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт - терапии

 

Изображение человека

Признак


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!