УРОК 18. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ



ОСОБЕННОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ГЛАГОЛОВ

Цель: обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи; развитие умений классификации, написания текста по теме, заданной строкой из стихотворения.

 

Структура урока:

1. Актуализация знаний по теме. Работа с эпиграфом.

2. Совершенствование умений выполнять сопоставительный анализ поэтических текстов с целью обобщения знаний о глаголе как части речи (код 4.1). Творческая работа (код 8.6).

3. Закрепление правописных умений (код 6.10).

4. Домашнее задание.

 

Ход урока:

Т. Эпиграфом к уроку становятся слова Алексея Толстого «Движение и его выражение — глагол — является основой языка».

— Согласны ли вы с высказыванием писателя или нет? Аргументируйте свой ответ.

Приводим примеры минитекстов, состоящих только из глаголов, связанных служебными частями речи.

 

II. Совершенствование умений выполнять сопоставительный анализ поэтических текстов с целью обобщения знаний о глаголе как части речи.

 

Есть речи — значенье

Темно или ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

 

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

 

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рожденное слово;

 

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.

 

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

                (М. Ю. Лермонтов.)

 

Обратим внимание на первую строку «Есть речи — значенье...». В каком значении употреблено слово речи? (В значении «слова».)

— В чем особенность таинственных слов? (Без волненья внимать невозможно; в них все — и слезы, и трепет свиданья.)

Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века.

 

             «ЕСТЬ РЕЧИ...»

У каждого свои волшебные слова.

Они как будто ничего не значат.

Но вспомнятся, скользнут, мелькнут едва

И сердце засмеется и заплачет.

 

Я повторять их не люблю; я берегу

Их от себя, нарочно забывая.

Они мне встретятся на новом берегу:

Они написаны на двери Рая.

 

— Как перекликаются эти стихотворения? В каком значении употреблено поэтом слово речи? В чем особенности волшебных слов? (Они как будто ничего не значат, но в них — все, что заставляет сердце смеяться и плакать.)

Две строфы стихотворения Гиппиус выражают ту же мысль, что и пять строф стихотворения Лермонтова. Такую выразительность речи придают собственно глаголы и глагольные формы.

 

Далее проводится работа с глаголами, использованными в стихотворении. Создание классификации позволяет повторить и обобщить их морфологические и грамматические признаки.

 

Записываем в тетради и на доске:

1) не значат                                   6) заплачет

2) вспомнятся                                7) повторять

3) скользнут                                  8) не люблю

4) мелькнут                                   9) берегу

5) засмеется                                  10) встретятся

 

Какие виды классификации мы могли бы предложить для глагола, помня о законах языка? Основания для классификации — морфологические признаки глагола.

Распределяем глаголы, выписанные из стихотворения З. Гиппиус, по группам.

 

1. Вид:

а) совершенный — 2, 3, 4, 5, 6, 10;

б) несовершенный — 1, 7, 8, 9.

 

2. Наклонение:

Отмечаем, что все глаголы в форме изъявительного наклонения.

 

3. Время:

а) прошедшее время — нет;

б) настоящее время — 1, 8, 9;

в) будущее время — 2, 3, 4, 5, 6, 10.

 

Инфинитив — 7.

Обращаем внимание на то, что время и вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени, глаголы совершенного вида только прошедшее и будущее, поэтому у нас полное совпадение двух групп 1а и 3в.

При выполнении творческой работы необходимо уметь определять вид, наклонение и время глагола с целью соблюдения видовременного единства глаголов, а также для верного, грамматически правильного перевода текстов на иностранный язык.

 

4. Категория переходности-непереходности:

а) переходные глаголы — 7, 8, 9;

б) непереходные глаголы — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10.

К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие движение, положение в пространстве, физическое и нравственное состояние; глаголы с постфиксами -сь, -ся.

Переходные глаголы требуют дополнения в винительном падеже без предлога, поэтому следует разграничивать конструкции с глаголами, близкими по значению, но требующими различного управления.

Чтобы почувствовать эту разницу, работаем над выбором падежной формы при глаголах переходных и непереходных.

К переходным глаголам из нашего текста (повторять, люблю, берегу) подбираем глаголы, близкие по значению, составляем с ними словосочетания, используя слова, данные в скобках (см. домашнее задание).

 

5. Категория возвратности:

а) возвратные глаголы — 2, 5, 10;

б) невозвратные глаголы — 1, 3, 4, 6, 8, 9.

 

6. Спряжение:

а) 1-е спряжение — 3, 4, 5, 6, 9;

6) 2-е спряжение — 1, 2, 7, 8, 10.

Правильное определение спряжения глагола позволяет безошибочно писать глагольные окончания.

Вновь обращаем внимание на эпиграф. Только ли движение выражает глагол?

Мы рассмотрим не грамматические признаки глагола, а его лексическое значение, выделив следующие лексико-семантические группы:

а) глаголы движения: скользнут, мелькнут, встретятся;

б) глаголы, передающие чувства, состояние: засмеется, заплачет, не люблю, берегу;

в) глаголы, обозначающие действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: не значат, вспомнятся, повторять.

Данное стихотворение «держится» на глаголах. Это те ключевые слова, которые помогают понять и принять идею стихотворения: «У каждого свои волшебные слова...»

Творческая работа. Разговор столетий может и должен продолжаться. Продолжите мысль поэта в сочинении-миниатюре, ответив на вопрос: что же таит в себе фраза: «У каждого свои волшебные слова...»?

 

II. Закрепление правописных умений.

А) Самостоятельная работа. Проверка умений образовывать глаголы и глагольные формы, умений иллюстрировать орфографические правила, приводя примеры из текста.

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню подниматься, падать с неба.

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, залечь

И там, где залегла, там оставаться.

                                    (Д. Самойлов.)

 

Задания к тексту:

1) Какие правила орфографии могут проиллюстрировать использованные в стихотворении глаголы? Подтвердите это одним-двумя примерами. (Написание мягкого знака в инфинитиве, -тся и -ться в глаголах, написание личных окончаний глаголов.)

2) Образуйте от данных глаголов формы — причастие, деепричастие, а также формы повелительного и условного наклонения глаголов. Используйте пять глаголов (по выбору учащихся).

 

Б) Правописание форм глагола.

Наибольшее количество ошибок в правописании глагольных форм учащиеся допускают в написании гласных перед суффиксами. Индивидуальное задание: заполнить предложенную таблицу своими примерами.

 

Изъявительное наклонение (прошедшее время) Условное наклонение Действительные причастия прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени (кроме гласной и) Деепричастия совершенного вида
         

 

I V . Домашнее задание:

1) Составить словосочетания со словами, близкими по значению (аналогично тому, как это выполнялось в классе). Обратить внимание на управление при словах, близких по значению:

 

Дорожить — беречь (слова); восхищаюсь — люблю (поэзия); вторить — повторять (песня); доволен — рад (жизнь); думать — задумать (проект); обращать внимание — уделять внимание (здоровье); наградить — удостоить (улыбка); удивляться — быть удивленным (красота природы); беспокоиться — тревожиться (друг); начать — приступить (работа); коснуться — говорить (вопрос); поделиться — рассказать (проблема).

 

2) Продолжить фрагмент текста Сергея Довлатова:

 

Рассказчик действует на уровне голоса и слуха. Прозаик — на уровне сердца, ума и души. Писатель — на космическом уровне. Рассказчик говорит о том, как живут люди. Прозаик — о том, … . Писатель — о том, … .

(Прозаик — о том, как должны жить люди. Писатель — о том, ради чего живут люди.)

 

Какую синтаксическую конструкцию, усиливающую выразительность речи, использует автор? Написать развернутый ответ на вопрос: видите ли вы разницу в значениях слов рассказчик, прозаик, писатель?

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!