Княжеские усыпальницы и отние монастыри



Князья из рода Рюриковичей выступали в роли строителей кафедральных соборов, дворцовых и городских церквей, мартириев, связанных с культом Бориса и Глеба, и, наконец, являющих собой классический вариант ктиторской инициативы храмов отних монастырей -иначе говоря, всех возможных разновидностей культовых сооружений, которые эпизодически или постоянно могли выполнять погребальные функции. Соответственно, летописные известия как правило говорят о чьих-то ктиторских заслугах не только в связи с постройкой и возобновлением храма, но и по поводу погребения в нем самого храмоздателя или его родственников. Этот принцип, свидетельствующий о том, что в летописной системе координат отсчет постоянно начинается с фигуры ктитора, подкрепляется довольно частыми случаями включения

5 Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Подг. Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников. М., 1999. С. 17, 22, 32-33.

6 Кусков В.В. Древнерусские княжеские жития. М., 2001. С. 146-157.


известий о возведении храмов вообще или конкретного храма в княжеский некролог или в более простое по своей структуре известие о смерти заказчика. Однотипные фразы, выстроенные по схеме "Мьстислав ... умре и положиша и в церкви у святаго Спаса юже бе сам зал ожил "7, применяются русскими летописцами ко многим храмам начиная с

основанной Владимиром Десятинной церкви^. Из этого следует, что на погребение в храме имеет право либо сам ктитор, либо его потомки. Устойчивость этой конструкции позволяет говорить о том, что связь княжеской "задужбины" с погребением ктитора и его ближайших родственников, и следовательно, с попыткой изменения их посмертной судьбы в лучшую сторону, неизменно осознавалась летописцами и вряд ли оставалась незамеченной самими заказчиками храмов. Со второй половины XI в. важным аспектом многих ктиторских мероприятий оказывается династический фактор - с этим связано появление при Ярославичах "отних" монастырей, система которых разрасталась параллельно размножению представителей определенной ветви Рюриковичей. Впрочем, следует уточнить, что окончательное формирование этого типа обителей, как и появление в обиходе летописцев самого слова "отний", приходится уже на XII в. - несмотря на то, что Ярослав, его жена Ирина и их сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод имели в Киеве по собственному монастырю, местом их погребения были кафедральные соборы - Десятинная церковь, София Киевская и черниговский Спас.

Отний монастырь^, чаще всего посвящавшийся не празднику, а какому-нибудь святому-покровителю князя, был предпочтительным

7ПСРЛ. Т. І.Стлб. 150.

8ПСРЛ. Т. І.Стлб. 130.

" Летописные примеры использования этого термина: в 6676 г. князь Ростислав Мстиславич "вложен бысть в гроб у святаго Феодора в отни ему манастыри приложився к отцем своим"; в 6702 г. князя Святослава Всеволодовича "положиша ... во святем Кюриле во отне ему манастыре" (ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 532, 680). Об отних монастырях и княжеских некрополях см.: Артамонов Ю.А. Формирование родовых


местом погребения для члена данной ветви - наличие в том или ином храме гроба отца или иного представителя старшего поколения, или даже сам факт основания ими церкви становилось весомым аргументом для

выбора места погребения сынаЮ. В свою очередь, постройка церкви могла рассматриваться как "отнее благословение" сыну (так охарактеризован возведенный князем Ростиславом Мстиславовичем храм Смядынского монастыря) или как "память роду своему" (так определены функции построенной князем Романом Ростиславичем церкви Иоанна

Богослова в Смоленске)! 1. Перед смертью в подобном монастыре можно было постричься в схиму, хотя в мужской княжеской среде этот обычай явно не пользовался популярностью (примечательно, что пострижение черниговского князя Николы Святоши вызвало у его родчией настоящий стресс). Саму обитель нередко именовали по имени ктитора (Всеволож, Янчин, если говорить о ктиторах некняжеского происхождения - Стефанеч монастырь), а переход такого храма под чужую юрисдикцию и смена его посвящения (то есть явное нарушение ктиторских прав основателя) рассматривались как события, достойные осуждения ("В се лето преяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра с грехом великим и

неправо 12). В некоторых княжествах этот тип обители наделялся специфическими чертами - так, во Владимире на Клязьме появился монастырь, соименный традиционному месту погребения здешних князей Успенскому собору и превратившийся в место пострижения и усыпальницу женщин из княжеского родаІЗ. Короче говоря, отние монастыри занимали не последнее место в религиозном и родовом

некрополей на Руси в XI-X1I вв. // Восточная Европа в древности и средневековье. Генеалогия как форма исторической памяти. XIII Чтения памяти В.Т. Пашуто. М., 2001. С. 11-20.

10 "Того же лета преставися князь Кыевьскыи Святослав и положен бысть в манастыри в церкви святаго Кирила юже бе созда отець его" (ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 412); "тое же зимы преставися князь Изяслав Ярославичь менший месяца февраля и положиша тело его во святем Феодоре близ отня гроба" (ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 690).

1! ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 617, 703.

12 ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 299.


сознании князя-Рюриковича, желавшего по смерти "приложиться к отцем своим". Не удивительно, что роль таких обителей достаточно полно отражена и в летописях.

Известен случай, когда монастырь оказался забытым сыновьями и внуками ктитора, род которого обзавелся новыми монастырями ("ни един же воследова любви его к месту тому"), но привлек к себе внимание дальнего потомка основателя, вознагражденного сохранившейся в летописи похвальной речью игумена 14. Включающая в себя эту речь летописная запись о постройке и освящении подпорной стены в Выдубицком монастыре является одним из- наиболее ценных источников для изучения ктиторскои деятельности русских князей. В самом деле, этот источник отличается редкой полнотой сведений о модели взаимоотношений князя и его обители: здесь дается краткая историческая справка о монастыре, приводится родословная его нового покровителя (поскольку речь идет об отнем монастыре), подбирается ряд архетипических образов правителей, которым уподобляется Рюрик Ростиславич (Иосиф, Моисей, Давид, Константин) и даже упоминается исполнитель княжеского замысла Петр-Милонег, новый Веселиил. Не менее интересно редкостное описание завершения строительства: ктитор приезжает в монастырь со всем семейством (упомянуты и лица женского пола), привозит в монастырь кутью (это связано с заупокойно-мемориальными функциями родового монастыря, пусть у нас и нет известий о погребении в Выдубичах кого-либо из Всеволодовичей), молит Бога о принятии своего труда (мизансцена, соответствующая иконографии ктиторского портрета, хотя строительство подпорной стены вряд ли позволяло Рюрику запечатлеть свое деяние в такой композиции) и

13 ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 415, 417, 424-425.

14 Выдубицкий монастырь, основанный Всеволодом Ярославичем и возобновленный Рюриком
Ростиславичем (ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 709 и след.).


получает от игумена Моисея обетование мзды от Бога и покровителя храма архангела Михаила.

"Отние" монастыри являются, пожалуй, наиболее точным аналогом семейным монастырям средневизантийского периода, обслуживающим именно семью ктитора, хотя разветвленность правящего рода Рюриковичей обусловила своеобразие древнерусской ктиторской практики: иерархическая дистанция между царским монастырем Пантократора и монастырями, основанными другими представителями рода Комнинов гораздо больше, чем разница между практически равноправными отними монастырями нескольких ветвей потомства Всеволода Ярославича. Впрочем, наиболее полно воплощавшие ктиторскую инициативу отние монастыри вовсе не исключали приспособления под родовые или личные усыпальницы других -кафедральных, придворных и. монастырских церквей. Некоторые храмы, такие как Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Спасский собор в Чернигове, Софийский собор в Новгороде, позднее - Успенский собор во Владимире, могли в разных пропорциях сочетать несколько функций. Для строителей этих храмов идея собственного монастыря была менее актуальна, чем идея крупного кафедрального храма, рассчитанного на регулярное присутствие князя-ктитора, а со временем и на его погребение.

Вряд ли мы ошибемся, предположив, что такой тип храма -разумеется, наиболее репрезентативный, - отмечал собой начальный период истории определенного княжества или епархии, будь то только что христианизированный Киев или набирающий политический вес Владимир на Клязьме. Иногда князей притягивал высокий статус уже существующего сооружения - так, Спасский собор в Чернигове, построенный Мстиславом Владимировичем, начиная со Святослава Ярославича стал усыпальницей другой черниговской династии.


Следующим этапом могли быть личные или семейные монастыри. Впрочем, похоже, что в других княжествах идея отнего монастыря не достигла столь же полного воплощения, что в Киеве, поскольку все наиболее характерные примеры таких "задужбин" находились в этом городе. Кажется, что именно на долю подобных монастырей приходилась большая часть киевских княжеских погребений, тогда как Софийский собор оставался общей «нейтральной» территорией. Возникает ощущение, что, несмотря на неминуемое обособление княжеских некрополей, сформировавшихся в других городах, многим князьям XII в. (прежде всего Мономаховичам и Ольговичам), особенно если им в конце концов доставался киевский стол, идеальным местом погребения казался родовой монастырь на киевской земле, напоминавший о общеродовом праве на этот город и в то же время бывший вполне автономной, ни от кого не зависящей структурой. Очевидно, по этой причине скончавшийся киевским князем Ростислав Мстиславич Смоленский, который мог претендовать на гроб в смоленском соборе или в собственном монастыре на Смядыни, предпочел этим храмам "отний" Федоровский монастырь в Киеве. Ольговичи, чья строительная деятельность распространялась преимущественно на Чернигов, тоже актуализировали идею родового монастыря в Киеве, добавив к уже существующему Симеоновскому монастырь св. Кирилла, построенный добывшим киевский стол Всеволодом Ольговичем и его княгиней и послуживший местом погребения их сыну Святославу, который также побывал киевским князем15. Впрочем, наиболее тщательно Киев был освоен потомством Всеволода Ярославича, которому принадлежало четыре обители (Выдубицкая, Берестовская, св. Андрея и св. Феодора) - в то же время именно эта ветвь рода Рюриковичей пыталась вернуться к модели кафедрала-мавзолея, превратив в подобие родового храма практически

15 ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 612, 680; ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 412. О Симеоновском монастыре см.: ПСРЛ. Т. 2. Стлб.


утратившую свои погребальные функции Софию Киевскую 1°. Тремя родовыми храмами обладали Изяслав и его потомки - специфической чертой построек этой ветви (церкви св. Димитрия, св. Петра, св. Михаила Златоверхого) была их территориальная близость друг к другу.

И все же привилегированный статус "отнего" монастыря не всегда делал его окончательным местом погребения князя: в том случае, если родовой некрополь уже сформировался в главном соборе княжества, и именно там был погребен отец покойного князя, то предпочтение отдавалось этому храму. Характерным примером может служить история перезахоронений убитого в 1148 г. Игоря Ольговича. Вынужденный постричься у св. Феодора, то есть в монастыре, который основали Мономаховичи, убитый Игорь был положен на одну ночь в "Новгородской божнице" св. Михаила, а затем погребен в монастыре св. Симеона, поскольку этот монастырь принадлежал его отцу и деду. Однако и тот, и другой были похоронены не в своем киевском монастыре, а в черниговском соборе, что, вероятно, и побудило брата Игоря Святослава

Ольговича в 1150 г. перенести его "мощи" в "терем" "у святаго Спаса" 17. Известны и другие случаи перезахоронения княжеских останков в более приличествующих им местах - в пределах одного монастыря (перенесение в 1145 г. князя Ярополка Владимировича его вдовой из "гробницы" в

Андреевском монастыре в саму церковь - ближе к гробу его тетки Янки 18) и из одного города в другой (перенесение в 1239 г. во владимирский Успенский собор Ярославом Всеволодовичем захороненных в ростовском

354.

1" В ней были похоронены Всеволод, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах и Вячеслав Владимирович (Каргер М.К. Древний Киев. М.-Л., 1961. Т. 2. С. 104-105). Точно так же Изяслав Владимирович пытался вернуть функции княжеского мавзолея Десятинной церкви (ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 202, 225-226).

17 ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 337-338, 354, 408; ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 318.

18 ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 306, 312; ПСРЛ. Т. 2. Стлб. 302, 319.


Успенском соборе останков погибшего на Сити Георгия Всеволодовича^ 9).


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!