Портреты князей-Рюриковичей XI - первой половины XIII вв.



Ктиторы русских храмов XI-XIII вв.

Известия письменных источников

Возведение киевской Десятинной церкви, заказчиком которой выступил обращенный в христианство князь Владимир, было, судя по всему, первым случаем масштабного импорта на Русь византийских художественных форм и одновременно впервые представившейся русским князьям возможностью побывать в роли ктитора полноценного христианского храма - святилища отныне привилегированной религии, с помощью которого можно создать идеальный образ княжеской власти и обеспечить себе посмертное оставление грехов. Уже в это время в распоряжении древнерусского храмоздателя могли оказаться все обычные для византийского мира средства фиксации ктиторской инициативы -ктиторский портрет, вотивная надпись и изображение патронального святого, тогда как состоявшееся вскоре появление внутри храмов первых захоронений было реальным поводом для введения в оборот надгробного портрета. Впрочем, точными сведениями на этот счет мы не располагаем и можем говорить только о том, что с этого момента на несколько столетий вперед именно княжеская инициатива является основным двигателем русского храмоздательства. Разумеется, это правило действует преимущественно для каменных церквей, которые и были наиболее удобным и привычным местом для размещения вотивных портретов, большей частью выполненных в технике фрески. Источники не содержат сведений относительно того, как рано обычай возведения церквей (в том числе и деревянных) распространился на другие слои древнерусского общества. Сохранившиеся свидетельства о постройке каменных храмов (в


основном летописные) отдают пальму первенства именно князьям, хотя уже со второй половины XI в. известны примеры "альтернативных" ктиторских акций, в которых участвуют архиереи, настоятели монастырей, дружинники или представители новгородской аристократии. И все же, невзирая на эти примеры, трудно не обратить внимания на тот факт, что ни один киевский митрополит - по крайней мере, судя по летописной информации, - не отметил свое пребывание на кафедре постройкой каменного храма, а из других иерархов (кроме новгородских епископов XII в.) активной строительной деятельностью прославился лишь

митрополит Ефрем Переяславский 1. Точно таким же образом летописи молчат о местах погребения домонгольских архиереев (естественно, кроме Новгорода и Ростова XIII в.): характерно, что единственным исключением из этого правила является описание впечатлившей современников чрезвычайной ситуации - захоронения в черниговском Спасском соборе киевского митрополита Константина (умер в 1159 г.) вопреки его просьбе оставить тело на съедение псам^.

Специфика письменных источников, от которых в данном случае зависит исследователь, существенно ограничивает возможности изучения принципов патроната над храмами в домонгольский период. Этот аспект древнерусского благочестия может быть сколько-нибудь полно рассмотрен лишь в тех регионах Руси, которые внесли заметный вклад в формирование русского летописания: более или менее точная информация об обстоятельствах появления на свет той или иной постройки обычно встречается в летописи, непосредственно связанной с данной землей, либо в летописи, использовавшей в качестве рабочего материала источники из другого княжества. Именно изначальным отсутствием или позднейшей

1 Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997 (далее - ПСРЛ. Т. 1).
Стлб. 208-209; Раппопорт П.А. Русская архитектура Х-ХШ вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 32-35.

2 Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1998 (далее - ПСРЛ. Т. 2). Стлб.
349.


утратой памятников местного летописания можно объяснить то полное, то почти полное отсутствие сведений о строительстве храмов в Рязани, Полоцке, Гродно, Смоленске, Галиче и Владимире-Волынском. Впрочем, даже в более благополучных землях далеко не все существующие или выявленные раскопками храмы могут быть идентифицированы с постройками, упомянутыми летописью - часто лишь вскользь. Почти не приходится говорить о летописном восприятии таких проявлений личного благочестия, как реставрация храма, его новая роспись или же устройство открытых раскопками новых приделов и галерей с погребальными и коммеморативными функциями. Словом, мы не в силах определить социальную принадлежность остатков множества построек, на которые когда-то кто-то возлагал определенные надежды, и не можем сказать, кто именно строил стоявшие на киевском Подоле Турову и Новгородскую

божницы^, названия которых явно отсылают нас к ктиторам этих храмов -видимо, ктиторам некняжеского происхождения, о которых летописи как правило умалчивают. Еще одной типичной чертой летописного повествования является суммарная, за редкими исключениями, характеристика другого разряда даров - икон, рукописей, предметов церковной утвари и "портов блаженных первых князей". Судя по всему, летописцы рассматривали такие вклады как приложение или один из элементов образцового дара - возведения и украшения храма.

В летописных известиях идет речь преимущественно о каменных церквах. Отданное им предпочтение связано, очевидно, не только с безусловной значительностью таких монументальных построек - их достойный занесения в летописи статус часто определяется не столько внешней импозантностью и функциями храма, сколько связанным с ними статусом самого заказчика. Иными словами, каменная церковь - важный

3 Раппопорт П.А. Русская архитектура... С. 113. Вопрос о точном значении слова "божница" ("божонка"), встречающегося в источниках наравне с "церкы", и о принципах его употребления пока остается нерешенным.


атрибут деятельности представителя правящей элиты, что естественно для новообращенной страны, где главным двигателем христианизации является княжеская власть. Реальные возможности ктитора определяют размах постройки, тогда как социальная роль и персональная харизма этого деятеля делают храм предметом внимания летописца (конечно, это не означает, что в летописи попали все крупные княжеские церкви - так, например, мы не располагаем сведениями о постройке киевского храма Спаса на Берестове - одного из отних монастырей Мономаховичей). Сумма этих факторов объясняет преобладание в летописных известиях информации о княжеских заказах, равно как и специфику ситуации в Новгороде, где с середины XII в. в связи с перераспределением властных функций на первое место по количеству возведенных храмов выдвигается местная аристократия и архиепископ. Сопоставление летописных известий с известными в натуре памятниками говорит о том, что характерное для летописей процентное соотношение разных категорий заказчиков каменных храмов соответствует реальному положению дел. И тем не менее, другие типы письменных источников (в основном агиографического жанра) иногда содержат случайные, но все же корректирующие летописную статистику свидетельства того, что не только в Новгороде, но и в Переяславле Русском, и в Смоленске духовным лицам и мирянам некняжеского происхождения было доступно возведение личных или родовых монастырей^. Довольно много сведений о ктиторской деятельности духовных лиц содержится в Киево-Печерском

4 "В Руском Переяславле в Славятине монастыри Жидиславля дщи именемь Мария постржеся. За добродетельное еа житие даша ей игуменьство в своего ей деда монастыри" (курсив мой. - А.П. См.: Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери. Вступительная статья и публикация В.А. Кучкина и Т.А. Сумниковой // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 506); "Преподобный и благочестивыый Игнатий епископ мышляше создати церковь камену в имя святаго Игнатья, в память собе, и есть вне града и таково суще место близь и равьно, угодно на поставьление церкве и вся могуще всприяти ряд монастыреск. И скупи ограды овощныя окрест его, и постави церквицю во имя Богоносца, и потом ту раздрушив и на ино место пресели, и основа болшу, и нарече во имя святое владычица нашеа Богородица Положение честные ризы и пояса. И быша в нем неколико братье, блаженым питаеми епископом Игнатием" (курсив мой. - А.П.). См.: Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб., 1997. С. 52).


патерике. Это известия о строительстве патронального храма Иоанна Предтечи Захарией, сыном боярина Иоанна, принявшим постриг во время или незадолго до начала строительства, слова Владимирского епископа Симона об украшении соборов своей епархии, рассказ о Еразме, пожалевшем о деньгах, потраченных на украшение церкви, и явлении Богородицы, обещавшей ему царствие небесное (ситуация, очень близкая

символическому содержанию многих вотивных портретов) 5. В этом отношении интересен и текст жития преподобной Евфросинии

Полоцкой^, строительницы Спасского монастыря, хотя ее деятельность во многом продолжает традиции княжеского храмоздательства. Сведения житийных текстов, часто более подробные, чем летописные известия, дают интересную информацию о мотивах, руководивших заказчиками, и о восприятии их деятельности.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!