Современное состояние проблемы



Исследования последних десяти-пятнадцати лет, совпавшие с обновлением науки о древнерусском искусстве, продемонстрировали стремление многих ученых расстаться  с укоренившимися

Ю2 Вздорное Г.И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в. // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 115-134; Он же. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 68-74.

ЮЗ Лифшиц Л.И. Об одной ктиторской композиции Нередицы // Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 188-196.

104 Пуцко В. Печерский ктиторский портрет // Зограф. 13. Београд, 1982. С. 42-48; Он же.
Эпитафиальный портрет царевича Димитрия и московская парсуна XVI - начала XVII веков // Зограф. 18.
Београд, 1987. С. 54-64.

105 Пуцко В. Тема коронования в миниатюре Трирской Псалтири // Българско средневековие. Българско-
съветски зборник в чест на проф. Ив. Дуйчев. София, 1980. С. 300-307; Он же. Об источниках миниатюр
Изборника Святослава 1073 года // Etudes balkaniques. 1980. № 1. С. 101-119; Он же. Славянская
иллюминованная книга X-XI веков//Byzantinoslavica. XLVI. 1. Praha, 1985. С. 150-151.


63


представлениями о природе средневекового портрета и о принципах их исследования. Вместе с тем, на рубеже 1980-х - 1990-х гг. публиковались работы исследователей, представлявших собой советскую историографическую традицию или реанимировавших некоторые ее положения. К числу первых можно отнести С.А. Высоцкого, который в нескольких своих трудах подвел итоги многолетнего изучения княжеского

портрета в Софии Киевской!06. Ктиторский портрет в наосе храма наряду с фресками лестничных башен был определен Высоцким как памятник светской живописи, смысл которого во многом аналогичен смыслу "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона. Рассуждая о значении ктиторских портретов, Высоцкий использует жанровую теорию Вагнера, приписывает византийской церковной живописи репрессивные функции по отношению к зрителю и пытается определить принципы построения византийских ктиторских композиций на материале памятников VI-XV вв. Отстаивавшаяся Высоцким реконструкция и интерпретация ктиторского портрета Софийского собора, а также фресок его лестничных башен, несколькими годами позже была оспорена Н.Н. и М.М. Никитенко, занимавшимися отражением в живописи собора "исторической проблематики", которая приобрела гипертрофированные размеры. Согласно гипотезе этих исследователей, к постройке киевского кафедрала причастны два заказчика - Ярослав и Владимир. По их мнению, ктиторская фреска, в которой первоначально отсутствовало изображение Христа, изображала освящение Софии семьей Владимира Святославича и символизировала крещение Руси!07. Выводы Н.Н. и М.М. Никитенко,

10" Высоцкий С.А. Ктиторская фреска Ярослава Мудрого в Киевской Софии // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988. С. 120-134; Он же. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.

'0' Никитенко Н.Н. Княжеский групповой портрет в Софии Киевской и время создания собора // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1986. Л., 1987. С. 237-244; Она же. Историческая проблематика в росписи Софии Киевской. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1992; Никитенко H.H., Никитенко М.М. Княжеская усыпальница в Софии Киевской // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1997. М., 1998. С. 468-469, примеч. 50 на с. 472; Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Историческая пролематика. Киев, 1999.


порвавших с длительной традицией изучения софийских фресок, покоятся на излишнем доверии к источникам времени обновителя собора Петра Могилы, сохранившейся в виде копии зарисовке А. ван Вестерфельда, и, кроме того, навязывают ктиторскому портрету в принципе не свойственную ему роль фиксации некоего реального ритуала.

С научным наследием Г.К. Вагнера связана попытка реконструкции развития иконографии позднесредневекового надгробного портрета, предложенная в статье О.П. Святухи. Автор этой работы считает, что основой для возникающего в XVII в. русского портрета становится ктиторский жанр, близкий к деисусному и представленный портретами Архангельского собора, и персональный жанр, к которому относятся надгробные изображения святых. К новому типу портрета, совмещающему признаки этих двух жанров и возникшему на рубеже XVI-XVII вв., согласно Святухе, относятся портреты царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского108.

Известная активизация изучения древнерусского портрета выразилась в своеобразном ренессансе некоторых "портретных" гипотез советской историографии и даже в появлении новых "вновь открытых" портретов (впрочем, такие открытия происходили и в 1970-е гг.109). Так, в диссертации и отдельных статьях Е.Б. Громовой, исследовавшей кремлевскую икону "Похвала Богоматери с Акафистом" и датировавшей ее рубежом XIV-XV вв., была сделана попытка доказать присутствие в ряде акафистных клейм портретов московских князей и митрополита

1US Святуха О.П. К вопросу о русских надгробных портретах XVII века (истоки и композиция) // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 4. XVII - начало XVIII вв. М., 1992. С. 302-317.

10" Ср. бездоказательное предположение о наличии портретов заказчиков в росписи Успенского собора Кирило-Белозерского монастыря (Кочетков И.А., Лелекова О.В., Подъяпольский С.С. Кирило-Белозерский монастырь. Л., 1979. С. 124) и гипотезу А.А. Рыбакова о том, что в состав росписей Казанской церкви в Устюжне (середина XVIII в.) входит портрет одного из Строгановых (Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С. 47) - на самом деле это фарисей из "Притчи о мытаре и фарисее".


КиприанаНО В работах Г.В. Сидоренко развиты идеи А.И. Некрасова

относительно изображений всадников на киевских плитах!И. СМ.
Новаковская-Бухман    попыталась    по-новому   аргументировать

пошатнувшуюся гипотезу об изображении Всеволода Большое Гнездо и его сыновей на северном фасаде Дмитриевского собора во Владимире112. Продолжает сохранять свое влияние и, невзирая на предупреждения А.Н. Грабара, эволюционирует по пути все большей конкретизации сюжета предложенная М.В. Щепкиной интерпретация так называемой "пелены Елены Волошанки": недавно Л.М. Евсеева предположила, что на этой пелене изображена не просто церковная процессия, но один из моментов венчания на великое княжение Дмитрия Ивановича! 13. Сторонником гипотезы о том, что в составе литургических композиций XVI в. из храмов Свияжска и Сольвычегодска находятся портретные изображения, является

В.Д. Сарабьянов114 Многочисленные царские портреты обнаружены в новгородских иконах макарьевского времени Э.А. Гордиенко115. Своего апогея эта историографическая тенденция достигла в монографии СИ. Масленицына о живописи Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII вв., в

11" Громова Е.Б. Проблемы иконографии Акафиста Богоматери в искусстве Византии и Древней Руси XIV века. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1990. С. 13-16, 20; Gromova Е.В. An Encomion of Our Lady with the Akathistos from the Circle of Theophanes the Greek: An Iconographic Program as a Reflection of Russian Historical Events at the Turn of the Fifteenth Century II Acts of XVIIIth International Congress of Byzantine Studies. Selected Papers. Moscow, 1991. V. III. Shepherdstown, 1996. P. 94-102.

Ш Сидоренко Г.В. Памятник монументальной пластики эпохи Киевской Руси // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994. С. 169-179; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995. № 91. С. 195-196; Сидоренко Г.В. "Михайловские" рельефные плиты XI в. О возможной алтарной преграде Дмитриевского собора в Киеве // Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2000. С. 243-261.

112 Новаковская-Бухман СМ. Был ли портрет Всеволода III в скульптуре Дмитриевского собора во Владимире? // Культура и искусство христиан-негреков. Научная конференция памяти А.В. Банк. Тезисы докладов. СПб., 2001. С. 40-45.

ИЗ Евсеева Л.М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 430-439.

114 Сарабьянов В. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария // Вопросы искусствознания. 4/93. С. 265-266. См. также маловероятную и, видимо, заимствованную из дореволюционной литературы гипотезу Вл.В. Седова о портретах Германа и Гермогена Казанских в Сергиевской церкви Свияжска (Седов Вл.В. Псковская архитеткура XVI века. M., 1996. С. 191).

ИЗ Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 232, 234.


которой снова появились портреты князей в виде Христа, Дмитрия

Солунского и других святых^ 16

Тем не менее, другие случаи обращения к портретной проблематике говорят о постепенном выравнивании прежних историографических перекосов. Так, например, некоторые памятники, пополнившие фонд древнерусских портретов, постепенно теряют свой

былой портретный статус! 17 Параллельно с этим процессом развивается изучение русской портретной традиции - чаще всего, на примере отдельных памятников. Некоторые замечания о судьбе этой традиции были высказаны в исследованиях М.А. Орловой о наружных росписях русских храмов. В частности, она отметила относительную бедность русских памятников ктиторскими портретами, но предположила, что такие изображения должны были применяться в искусстве Владимиро-Суздальской Руси. В книге М.А. Орловой была сделана попытка увеличить количество ктиторских портретов за счет некоторых поздних изображений в древних храмах; в число ктиторских портретов была включена надгробная композиция на южном фасаде собора Ферапонтова монастыря, а сами ктиторские изображения определены как "разновидность

исторических композиций" 118.

В 1990-е гг. появилось несколько исследований о иконографии конкретных портретных композиций, принадлежащих Э.С. Смирновой. В этих статьях был дан иконографический и стилистический анализ

116 Масленицын СИ. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157-1238 годы. М., 1998.

И7 Ср. исследования, посвященные рельефам Дмитриевского собора и иконе "Благословенно воинство небесного царя..." (Гладкая М.С. Материалы каталога рельефной пластики Дмитриевского собора во Владимире (Дмитриевский собор во Владимире. Материалы и исследования. Вып. 1. Владимир, 2000. С. 104; Кочетков И.А. К истолкованию иконы "Церковь воинствующая" ("Благословенно воинство небесного царя") // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 38. Л., 1985. С. 185-209 (при этом Кочетков считал Иваном Грозным всадника с крестом); Сорокатый В.М. Икона "Благословенно воинство небесного царя". Некоторые аспекты содержания // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

118 Орлова М.А. К истории создания росписи собора Ферапонтова монастыря // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 47-48; Она же. Наружные росписи средневековых памятников архитектуры. Византия. Балканы. Древняя Русь. М., 2002. С. 158-165, 234-240.


миниатюр Трирской Псалтири, а также икон "Богоматерь Максимовская" и "Богоматерь на престоле с Сергием Радонежским", для которых были найдены некоторые византийские аналоги И 9. Довольно активно изучается иконография икон русских святых XVI-XVII вв., связанная с иконографией ктиторских и надгробных портретов (хотя эта очевидная связь была продемонстрирована лишь в работах В.Г. Пуцко), а также

входящие в состав таких икон изображения храмов 120, Однако репертуар подобных композиций и судьба их иконографии, дожившей до начала XX в., пока не дождались систематического исследования.

Заметное место в современной историографии занимают работы Н.В. Пивоваровой и Т.Е. Самойловой, которые, занимаясь исследованием системы росписей соответственно нередицкого храма и Архангельского собора Московского Кремля, обратились к находящимся там ктиторским и надгробным портретам. В трудах этих исследовательниц заметно

11У Смирнова Э.С. Икона Богоматери Максимовской: Возрождение русской художественной традиции в конце XIII в. // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1993. С. 72-93; Она же. "Богоматерь с младенцем на престоле с архангелом и преподобным Сергием Радонежским" - икона первой трети XV в. Истоки и смысл иконографии. Русское подвижничество. М., 1996. С. 124-135; Она же. Миниатюры XI в. в Кодексе Гертруды (Псалтири архиепископа Эгберта из Трира), Чивидале, Национальный археологический музей, cod. CXXXVI // Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 17-19 ноября 1998 г. СПб., 1998. С. 32-34; Smirnova E.S. Le miniature del libro di preghiere della principessa Gertrude II Psalterium Egberti. Fascimile del ms. CXXXVI del Museo Archeologico Nazionale di Cividale del Friuli. A cura di Claudio Barberi. 2000. P. 91-103.

120 Попов Г.В. Проблемы атрибуции первой выходной миниатюры Хроники Георгия Амартола // Русские исторические деятели в иконе. Тезисы докладов научной конференции. Декабрь 1989 года. М., 1995. С. 7-20; Сорокатый В.М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н.П. Кондакова на происхождение икон русских святых // "Охраняется государством": 3-я Российская научно-практическая конференция. Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа "Храм". СПб., 1994. В. 5. Ч. II. С. 105-123; Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей. Каталог выставки. СПб., 1996; Полякова О.А. Архитектурные фоны на иконах русских святых // Искусство христианского мира. Вып. 2. М.. 1998. С. 74-84; Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Авт.-сост. А.Г. Мельник. Ростов, 1998; Вахрина В.И. Иконы Ростовского Архиерейского дома // Искусство христианского мира. Вып. 3. М., 1999. С. 134-143; Она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исайи, Игнатия. К истории иконографии ростовских святых // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001. С. 111-124; Пуцко В.Г. Иконописные портреты основателей северных русских монастырей: корни локальной художественной традиции // Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. II. Вологда, 1997. С. 207-224; Он же. Проблема образца в русской иконописи XVII века // II научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Ярославль, 1998. С. 5; Putzko V. Das Motiv der "Proskynesis" in der russischen Ikonenmalerei II Festschrift Konrad Onasch (Stimme der Orthodoxie. 1996. 3). Berlin, 1996. S. 30-32; Мильчик М.И., Секретарь Л.А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1999. М., 2000. С. 273-299; сокращенный вариант той же работы: Мильчик М., Секретарь Л. Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII веков // София. Издание Новгородской епархии. № 4. 1998. С. 33-35).


стремление отойти от советских научных традиций и приблизиться к мировым стандартам. Поэтому в их работах тщательно анализируется связь портретов с системой храмовой декорации, с функциями храма, а также роль заказчика и исповедуемой им идеологии в составлении этой программы!21.

Появление ряда работ о русских портретах XVI в., о судьбе портретной традиции и о московской идеологии этого времени было спровоцировано расчисткой хранящегося в Историческом музее надгробного портрета Василия III, о котором писали еще Снегирев и Филимонов. Мнения об этом незаурядном памятнике разделились: часть исследователей считает, что он относится к 1560-м гг. и является своеобразным продолжением портретной галереи кремлевского Архангельского собора, тогда как А.А. Горматюк датирует его 1530-ми -1540-ми гг. 122.

На рубеже XX-XXI веков появилось несколько работ, посвященных русским портретам XVII столетия. Среди них довольно значительное место занимают фактографические исследования об изображениях патриарха Никона, посвященные как его портретам европейского типа, так

ігі Пивоварова Н.В. Ктиторская тема в иконографической программе церкви Спаса на Нередице // Вспомогательные исторические дисциплины. XXIII. Л., 1991. С. 144-155; Она же. К уточнению идейного замысла наружной росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде // Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. Тезисы докладов конференции. Москва, 24-26 сентября 1996. СПб., 1996. С. 25-26; Она же. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: иконографическая программа росписи. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 1999. С. 10-13, 27-28; Она же. Фрески церкви Спаса на Нередице: иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 17-24, 88-91; Самойлова Т.Е. Княжеские портреты в системе росписи Архангельского собора Московского Кремля XVI века. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1996; Она же. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Исторический вестник. Историческая подкомиссия Юбилейной комиссии Русской Православной церкви по подготовке и проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. 1999. № 3-4. С. 153-219.

122 Горматюк А.А. Икона "Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении". Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. Вып. 2. M., 1998. С. 131-138; Кызласова И.Л. Предварительные наблюдения над портретом великого князя Василия III второй половины XVI века // Там же. Вып. 3. М., 1999. С. 75-87; Самойлова Т. "Новооткрытый" портрет Василия III и идеи святости государя и государева рода // Искусствознание. 1/99. С. 39-58; Горматюк А.А. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. М., 2003. См. также работу А.А. Горматюка о царских изображениях в составе циклов чудес «Богоматери Тихвинской»: Горматюк А.А. Иконография княжеских и царских портретов в клеймах иконы Тихвинской Богоматери // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография - история - почитание. Тезисы докладов международной научной конференции. Санкт-Петербург - Тихвин. 24 -27 октября 2001 года. СПб., 2001. С. 65-69.


и портретам, созданным в рамках средневековой традиции 123. Разные аспекты проблемы портрета в искусстве XVII века рассмотрены в каталоге выставки «Русский исторический портрет», состоявшейся в Государственном Историческом музее в 2003-2004 гг. 1^4 Портретным композициям XI в. уделено большое внимание в монографии М.Б. Свердлова125

Для полноты историографической картины отметим и то, что московские портреты позднего средневековья активно фигурируют в диссертации американской славистки Изольды Тире, посвященной религиозной жизни женщин в Московском государстве XVI-XVII вв. 126 Целая глава ее исследования посвящена эволюции иконографического образа московской царицы от молящейся до заступницы и посредницы между Богом и населением царства. В число памятников, которые считает возможным использовать И. Тире, входят изображения "людей живых суще", икона "Древо государства Московского", созданные при Алексее Михайловиче композиции "Поклонение кресту", и в то же время - иконы "О Тебе радуется...".

Анализ многочисленных исследований, в которых так или иначе затрагивается история древнерусских ктиторских и надгробных портретов, показывает, что эта проблема по существу была проигнорирована русской наукой, хотя само наличие такх памятников воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Это, а также идеологические ограничения, привели к тому, что не только эта проблема, но и проблема портрета

123 Зеленская Г. Святыни Нового Иерусалима. M., 2002. С. 80-81, 190-196, 370-376; Зеленская Г.М.
Прижизненные изображения Святейшего Патриарха Никона // Никоновские чтения в музее «Новый
Иерусалим». Сборник статей. М., 2002. С. 7-14; Кейн К.М. Изображения Патриарха Никона в искусстве
XVII - начала XX века // Там же. С. 82-86; Патриарх Никон. Облачения, личные вещи, автографы,
вклады, портреты [Каталог выставки]. М., 2002. Кат. 30, 43, 63.

124 руССКИИ исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004.

125 Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI первой трети XIII вв. СПб., 2003. С. 364-369, 374-377.

126 Thyret т r Ecclesiastical Perceptions of the Female and the Role of the Holy in the Religios Life of Women in Muscovite Russia. Ph. D. University of Washington, 1992. P. 374-450.


русских государей, дождалась монографического исследования только от зарубежного ученого. Недавняя активизация портретных штудий еще не искупила многолетних деформаций этого научного направления и не получила должного размаха, тем более что эти исследования скорее примыкают к традиции изучения царского, нежели ктиторского портрета. Таким образом, судьба иконографического репертуара русских ктиторских и надгробных портретов остается весьма перспективной темой.


Глава II.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!