Дефицитарная мотивация и мотивация роста (А.Маслоу)



В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста.

Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность). В этом смысле Д — мотивы являются стойкими детерминантами поведения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям:

-их отсутствие вызывает болезнь (возьмем в качестве примера голод: человек, который не ест, в конце концов заболевает);

-их присутствие предотвращает болезнь (человек, который разумно ест, не заболевает);

-их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа излечить голод, кроме пищи);

-при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их (голодающий человек выберет пищу, а не привязанность семьи или друзей);

-они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека (здоровые люди находятся в условиях благополучных, чтобы их поведение не сдерживалось постоянными поисками пищи).

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие отД — мотивов, мотивы роста (метапотребности, Б — мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (увеличение напряжения). Студент, который выбирает курс органической химии просто потому, что хочет расширить свои познания, в большей степени демонстрирует Б — мотивацию, чем мотивацию типа Д. Конечно, он не заинтересуется органической химией, если умирает от голода. Таким образом, мотивы роста, или мотивы типа Б, приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д — мотивы.

Маслоу указывал на ряд метапотребностей или бытийных ценностей в описании мотивации самоактуализации. Рассматривая эти потребности роста, следует помнить, что хотя они представлены в очень абстрактной форме, в реальных жизненных ситуациях они довольно конкретны и специфичны. Далее, все метапотребности или метаценности тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например, адвокат может искать справедливость (честность, порядок, законность) в своей деятельности. Справедливость является конечной ценностью для него; он занят поисками справедливости, а не престижа или власти, или богатства, просто потому, что любит преследовать недостижимую цель. Для другого человека доминирующей ценностью является истина; он может достичь значительных успехов, изучая, как вирусы атакуют биологическую защиту тела. Если он найдет лекарство от СПИДа, это может быть неожиданным побочным продуктом внутреннего стремления к совершенству, которое достигается только поисками истины.

Феноменологическое направление в теории личности

Феноменологическая теория К.Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное восприятие и познание действительности. Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть данного направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу и ответственны за то, что они собой представляют. Другой отличительной чертой этого подхода является то, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, автономности и зрелости.

Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична.

Он считал, что люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с др. Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, он выдвинул гипотезу, что все человеческое поведение регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений тенденция актуализации естественно выразится в разнообразных формах поведения.

Тенденция актуализации-это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Наиболее важным аспектом этой тенденции, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь).

Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».

Определяющей концепцией в теории К. Роджерса является Я-концепция. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!