Аналитическая теория личностиК. Юнг.



Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Юнг предпола­гал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях, символах. Смысл жизни каждого человека — наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. Коллективное бессозна­тельное — совокупность всех врожденных архетипов. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессо­знательное, основная часть которого составляет «кол­лективное бессознательное». Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врож­денным архетипам, или коллективному бессознательно­му. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чер­тами характера. Н: архетипа «персона» (маска) — ожидание социума, архетипа «тень» — это наши истинные психологические чувства, кото­рые мы прячем от людей; архетипа «анимус» (дух) — быть мужественным, твердым, смелым архетипа «анима» (душа) — нежность, мягкость, заботливость. Мудрость -совокупность опыта и знаний человека весь.В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блокаличности:

Коллективное бессознательное-совокупность всех врожденных архетипов. Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов», или эмоцио­нально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплек­са может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.Индивидуальное сознательное — структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость».Главная цель этого архетипа — «индивидуация» человека,или выход из коллективного бессозна­тельного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У само­сти существует два способа:экстраверсия — ориентация на внешний мир, интроверсия — ориентация на внутренний мир. В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслитель­ный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Та­ким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.

В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

Экстраверт-мыслительный-сфокусирован на изучении внешнего мира, заинтересован в получении фактов, логичен.Интроверт-мыслительный-заинтересован в понимании собственных идей.

 

Социокультурная теория личности К.Хорни

Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье.

Образование она получала в Берлинском университете(медицина). В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом и в 1913 г.

Основные положения социокультурной теории личности Хорни
Хорни подчеркиваладоминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека.Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

Базальная тревога. К. Хорниисходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей(гипоопека) от ребенка, и чрезмерная их опека(гиперопека).

Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).

Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. Отношение к себе должно быть позитивным.

Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Невротические потребности - это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
- услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
- отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
- агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!