Архитектура Москвы XIV – XVII вв.



Возвышение Москвы над остальными городами способствовало активному развитию градостроительства. Строительные традиции Владимиро-Суздальского княжества были восприняты московскими архитекторами, однако привнесенная уникальность позволяет говорить уже с XIV века об архитектурной школе Московского княжества.

Полностью сохранились четыре памятника архитектуры этого периода: собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, собор Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря, а также церковь Успения на Городке. Первым памятником этого времени считается церковь Успения на Городке в древней части Звенигорода. Фрагменты росписи приписываются Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Архитектура собора близка к образцам северо-западных земель: это однокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами. Церковь поставлена на высокий подклет и слегка сужается к верху, что усиливает ощущение стройности и стремления ввысь. Богата декоративными деталями: поребрики, бегунцы, орнаментальный пояс и перспективные порталы. Правление Иоанна III вызвало подъем архитектуры, благодаря политическим и экономическим свершениям. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел Успенский собор Московского Кремля (1475–1479) на месте первого каменного собора XIV века. Этот грандиозный собор построен из белого камня и кирпича, шесть его опор имеют цилиндрическую форму, что отличает собор от построек этого времени. Собор пятиглавый и имеет пять апсид. Росписью собора занимался знаменитый иконописец Дионисий. В Успенском соборе проходило венчание на царство всех русских царей и императоров, также в нем находится усыпальница русских митрополитов и патриархов. На Соборной площади в 1484–1490 годах был возведен псковскими архитекторами Благовещенский собор. Изначально он был трехкупольным, но после пожара в XVI веке был восстановлен с дополнительными куполами и знаменитым «Грозненским» крыльцом. В 1505–1509 годах итальянский архитектор Алевиз Новый построил Архангельский собор Московского Кремля на месте старого, созданного при Иване Калите. Собор кирпичный, но декорирован белым камнем. В украшении стен присутствуют мотивы декора итальянского Возрождения: растительные капители, раковины и др. В Архангельском соборе находится некрополь великих русских князей. Грановитая палата — одна из важных светских построек XV века, парадный зал для приемов великих князей. Построена по приказу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Названаграновитой по «бриллиантовой» отделке бруста восточного фасада. В XVII веке была частично переделана. Стены Московского Кремля подвергаются изменениям, начавшимся еще при Иване III. Стены становятся полностью каменными, и превращаются в мощное фортификационное сооружение, возвышающееся над Москвой. Появляются новые башни, сооруженные по самым ведущим технологиям оборонительного строения того времени. В Кремле также строится на месте церкви Иоанна Лествичника величайший памятник — Колокольня Иван Великий, доминанта кремлевского ансамбля. Архитектором был итальянец Бон Фрязин.

В период правления Елены Глинской, матери Иоанна IV, были построены стены Китай-Города, укреплялись стены многих городов.

 

Московская художественная школа XV в. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

История раннемосковского искусства начинается с XIV столетия. В Москву переезжает митрополит и она становится не только политическим и экономическим, но и церковным общерусским центром, поборов острое сопротивление Твери. Со второй половины XIV в. Москва превращается в общепризнанную столицу формирующегося русского государства. В создающемся централизованном государстве начинается формирование общерусской культуры.

Феофан Грек(1340-1410) .Первые работы Феофана Грека на Руси выполнены им в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображения на Ильиной улице. Главное в росписи - возвеличивании аскетического подвига, ожидание апокалипсиса. В колорите Феофана приобрели особую звучность темные тона, художник моделировал форму яркими мазками белильных тонов - пробелами. Грек работал позже в Нижнем Новгороде, участвуя в создании иконостасов и фресок в Спасском соборе. Впервые Феофан Грек упоминается в Москве в 1395 году. С мастерской Феофана связано изготовление двусторонней иконы «Богоматерь Донская». Изображение Марии дано в темных теплых тонах, формы тщательно проработаны. В Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского Феофан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405 году - Благовещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Иконостас Благовещенский - древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов.

Андрей Рублев(1360-1430). К ранним работам Андрея относятся фрески в соборе Успения на Городке в Звенигороде. В верхней части южного алтарного столба сохранились изображения св. Лавра. На северном столбе - полуфигура св. Флора. Изображения выполнены в светло-зеленом, вишневом и желтом цветах. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный расписали фресками Успенский собор во Владимире. До наших дней дошли образа иконостаса. Рублев написал три поясные иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла, входившие в семифигурный Деисус, созданный между 1408-1422 годами в подмосковном Звенигороде. Канон русской духовной красоты воплощен Андреем в образе Спаса.

Дионисий(1440-1502). Творчество этого художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.Между 1467 и 1477 годами иконописец вместе со своим учителем мастером Митрофаном принял участие в росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Это был один из первых серьезных заказов, выполненных Дионисием. В 1481 году Дионисий получил приглашение владыки Вассиана создать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля

20. Живопись Проторенессанса в Италии (дученто и треченто). Живопись ДжоттодиБондоне, Чимабуэ, Симоне Мартини.

Дученто или проторенессанс. В период XII и XIII веков Возрождение было чисто итальянским явлением. Это было время расцвета городских коммун, отхода от позднеготического канона. Центр культуры переместился из монастыря, замка, поместья в город. В возникновении феномена Возрождения огромную роль сыграл особый характер городов центральной и северо-восточной Италии. Для дученто характерно соперничество локальных школ, таких, как флорентийская, римская, пизанская; индивидуализация художественного творчества, интерес к античному искусству.

Подлинное начало новой эпохи, а именно Треченто, справедливо связывается с именем живописца ДжоттодиБондоне. (1266?—1337). Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя (1303—1306). Более поздние работы Джотто—росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). Вместо разобщенности отдельных фигур и отдельных сцен, свойственной средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Образы Джотто величавы и монументальны, его язык суров и лаконичен. Джотто был не только живописцем: по его проекту была построена замечательная колокольня Флорентийского собора.

В период Треченто центром художественной культуры выступает также город Сиена. Один из знаменитых мастеров сиенского Треченто — Симоне Мартини (1284—1344). Возможно, длительное пребывание в Авиньоне сообщило его искусству некоторые черты северной готики: фигуры Мартини удлинены и, как правило, представлены на золотом фоне. Но при этом Симоне Мартини старается моделировать форму светотенью, сообщает фигурам естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние, как он это сделал в образе Мадонны из сцены «Благовещение». В 1328 г. Симоне Мартини было поручено написать фрески в здании городского управления Сиены — Палаццо Публике: Мартини написал фигуру сиенского кондотьера Гвидориччо да Фолья-но, главы наемных войск, на коне, на фоне сиенских башен.

Чимабуэ Джованни (1240 — 1302). Наиболее известным произведением мастера является алтарная картина “Мадонна с младенцем и ангелами”, выполненная для церкви Санта-Тринита во Флоренции. Это композиция являлась исконным образцом, предназначенным для молитвы и религиозного созерцания.ТворчествуЧимабуэ, развивавшемуся в основном в русле традиций византийской живописи, свойствен и ряд новшеств в духе Проторенессанса. В произведениях художника строгое величие композиции, ее плоскостность и несколько схематичная симметричность сочетаются с изысканной сдержанностью цветовой гаммы, пластической ясностью гибкого контурного рисунка, материальной осязаемостью лиц и фигур, внутренней значительностью образов (“Распятие” и “Мадонна на троне” - оба около 1285, Уффици; цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!