Архитектура и искусство готики. Конструктивные особенности готического храма.



 Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. н.э.), которых римляне называли «готами». Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики. Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей. Если рассматривать готический стиль в архитектуре на фото в разных ракурсах, можно представить величественный размах идеи средневековых зодчих, отображающих возвышенную религиозность, воспевание и поклонение Высшим Силам. Вот примеры: собор Парижской Богоматери, соборы в Нуайоне, Лане, соборы в Шартре, Реймсе и Амьене, церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем.

Особенностью готического зодчества стала каркасная система – этот конструктивный прием строители переняли от романского крестового свода. Основой сводчатой конструкции являются ребра – нервюры.Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены храмов прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Архитектура и искусство Киевской Руси XII – XIII вв. Владимиро-Суздальская и Новгородская архитектурные школы.

Архитектура. Усиление княжеских распрей в XII в. привело к активному обособлению отдельных земель. В XII –начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская и д.р. Обустраивая вотчину, князья в первую очередь заботились о строительстве храмов. Со второй половины XI века величественные монументальные соборные храмы уступают место «домовым» церквям. Это небольшие, как правило, одноглавые, четырехстолпные храмы, требовавшие небольших затрат. Они были рассчитаны на ограниченное число прихожан. Крупнейшим очагом культуры и новым центром объединения стала Владимиро-Суздальская земля. Владимировцы были прекрасными строителями, в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоскостной резьбы. В архитектуре Владимира сильно влияние романского стиля. Город приобретает торжественный, парадный вид. Гостей встречали здесь арки «Золотых», «Серебряных», «Медных» ворот, широкие проезды, мощеные камнем площади, белокаменные княжеские постройки, богато украшенные скульптурой, золоченной медью, фресками. Совершенно иная архитектура Новгорода. Город располагался на окраине русских земель, торговые связи носили международный характер. Отсюда, художественная культура испытывала самые разнообразные влияния. К тому же, в ней как в зеркале отразились новгородские демократические традиции. Здесь основным заказчиком был не князь, а бояре и купцы, жители города (например, жители одной улицы). Вкусы и миропонимание этих людей легли в основу Новгородской художественной школы. В отличие от Владимира, новгородские церкви внешне суровы и сдержанно величавы. Новгородский деловой люд ценил демократическую простоту, строгость, внушительную сил. Возникает новый тип храма – небольшой по величине, призматической формы, близкой к кубу, с одним куполом. Строили его из местного известняка, который плохо поддавался обработке, поэтому фасады очень просты, без декора.

Изобразительное искусство Продолжает развиваться древнерусская живопись, где по-прежнему преобладает плоскостное, линейное, графическое начало. Живопись и архитектура не соперничают друг с другом. Фрески гармонично сочетаются с плоскостью стен, не нарушают всей конструкции. И во фресковой живописи, и в иконографии русские изографы делали акцент на красоте цвета и простоте линий, избегали мелких деталей. В отличие от различных архитектурных стилей, в живописи можно говорить лишь о выделении двух линий. Первая была характерна для княжеских заказов. Византийским духом пронизана живопись Владимиро-Суздальской земли, в частности росписи Дмитреевского собора, которые плохо сохранились. Уцелели фрески «Страшного суда». Фигуры апостолов напоминают эллинистические образы. Однако чисто русский облик ангелов, орнаменты в стиле народного узорочья выдают руку русского мастера. Византийское влияние прослеживается и в новгородских иконах, например, «Ангел Златые Власы», написанный в конце ХII века. И все же именно в Новгороде с особой силой проявляется народное начало. Это вторая линия в живописи, где строгий византийский канон наполняется земными чертами. Особенно ярко это направление выражено в нередицких фресках. Как уже говорилось, фрески в церкви Спаса-Нередицы покрывали стену снизу доверху. Здесь нет светских сюжетов, как это было в Киевской Софии. Росписи преследовали одну цель – наставлять в вере. Традиционно расположены евангельские сюжеты, причем мастер сопровождает их надписями: «Скрежет зубов», «Тьма кромешная». Видимо, только в свободном  Новгороде могла появиться сцена наказания богача.

Нередицкие фрески не отличались особой утонченностью. Исчезает Владимирская аристократичность. Лица на фресках напоминают новгородцев. Художникам удалось точно передать психологические черты – твердость духа, умение постоять за себя, свободолюбие, суровость. 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 802; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!