Архитектура и искусство Византии.



В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ.

Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.

Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища – цистерны.

Характерные черты.

Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Бетонная техника была забыта: природный цемент - пуццолана - добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.

С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки. Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма. Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Созданы еще Церковь Святых Апостолов.

Искусство. Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Сначала иконопись сохраняла античные черты, затем развитие этого изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества. Ближе к закату Византийской империи характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма.

Мозаика – это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолырасполагалисьпосторонамотцентральныхфигур.

Архитектура и скульптура романского стиля.

Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:

1.Полуциркульные арки 2.Массивные стены 3.Цилиндрические 4.Крестовые своды

Стиль подразделяется на:

1. Замковый — небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами. 2.Крепостной — боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.

Британия. Минимализм декора: возведение замка внушительных размеров было непростой

задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант. Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно — полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.

Пример: Собор Святого Дэвида

Англия. Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме. В начале 12-го века возводились башнеобразные донжоны: прямоугольные или многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму. Пример: Английский Тауэр

Германия. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены(вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены)

Франция. Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики — в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза). Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера. А церковь Норт-Дам (Пуатье) отличалась красивейшими скульптурами, украшающими строение.

Испания. В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.

Италия. В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи — все это применялось в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия. Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческим византийским образам приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции. Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!