Архитектура и искусство Древнего Египта периода Среднего и Нового царств.



Период Среднего царства – это XXI—XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее. Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли. В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

Для второй половины этого периода характерно появление в храмах статуй фараонов. Они были выставлены на всеобщее обозрение, поэтому важность портретного сходства была особенной.Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали, украшение, которое носилось на груди, и имело вид прямоугольной пластины. Ее обязательно клали на грудь умершего. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

Новое царство

Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и КарнакеИпетРес и ИпетСут.

С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

Характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

Архитектура и искусство стран Передней Азии.

На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) в долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры - ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие. Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определи и особенности архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала - сырцового кирпича, простые кубические объемы и т. д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Однако статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.

Архитектура Шумера и Аккада

На протяжении конца 4 - начала 3 тысячелетия до и. э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция. Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них - Белый Храм в Уруке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тысячелетии до н. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

С середины 3 тысячелетия до н. э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.

Скульптура

Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера - изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н. э. появилось изображение человека - участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тысячелетия до н. э. появляются фантастические сюжеты.

И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников - Триумфальная "Стела коршунов" (около 2500 г. до н. э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой - воины, воплощение грозной силы.

В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из У рука (начало 3-го тысячелетия до.н. э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.

Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмической монотонности и другое (стела царя Нарам-Суэиа, около 2300 года до и. э.).

Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т. п.), отличающееся многообразием и изысканностью.

Эгейское искусство

Эгейское искусство или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря. История эгейского искусства характеризуется переходом от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Египта Древнего, Сирии, Финикии. Эгейское искусство отличается более светским характером. Расцвет культуры эгейского мира был в 7 - начале 3-го тысячелетия н. э. Эпоха ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага: укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы - ящичные и круглые в плане, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, лепная керамика - с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой. Вид изобразительного искусства Киклад-мраморные статуэтки геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Для культуры Троады характерны поселения городского типа (Троя I-V, 3000-1800 до н. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов (Полиохни на острове Лемнос), водоснабжением. Самые яркие памятники искусства Троады - золотые, редко серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, и архитектоничных форм и плавных силуэтов сосуды из кладов Трои II ("клад Приама") и Полиохни. Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы ("раннеэлладский период") развивалась в материковой. На Крите большинство открытых памятников - "раннеминойского периода" (около 3000/2800 - около 2200/2000 до н. э.): жилые многокомнатные дома (село Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (остров Мохлос). Около XXIII в. до н. э. ведущим центром эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. э.). Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро). На Крите был создан тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи "стиля камарес" (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали) сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э. (в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный стуковый рельеф "царь-жрец" из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись "дворцового стиля"). Культура, близкая критской, существовала на острове Фера - город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тысячелетия до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика. XVII-XIII вв. до н. э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемые циклопические кладки и планировкой в двух уровнях - нижний город и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища складывается тип прямоугольного с портиком здания - мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах". Лучше других сохранился дворец в Пилосе. Для XVII-XVI вв. до н. э. характерны "шахтовые гробницы", с XV в. до н. э. распространяется тип купольногофолоса с ложным сводом и коридором-дромосом. Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе, но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с двумя фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!