Искусство Возрождения в Нидерландах.



В архитектуре Нидерландов в конце XV—первой половине XVI в. продолжало доминировать интенсивное гражданское строительство в стиле поздней готики. При этом вплоть до XVII в. позднеготические типы зданий живописно украшались на фасадах ренессансным, а позже и маньеристическим декором.

Путь развития скульптуры был примерно тот же — она медленно преодолевала готические традиции и по уровню достижений далеко отставала от живописи.

Живопись стала в Нидерландах единственной, кроме музыки, сферой культуры, которая дала в эпоху Возрождения памятники не только национального, но и мирового значения. Ее развитие шло своеобразными путями. В XV в., начиная с творчества Яна ванЭйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии; в XVI в., отличаясь необыкновенным разнообразием, обилием мастеров разных местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии XVII в.

Ян ванЭйкстал подлинным реформатором живописи. Одним из первых художников стал использовать технику масляной живописи. Наиболее известным произведением художника является Гентский алтарь, созданный для капеллы Вейдта в гентской церкви св.Бавона. Алтарь представляет собой большой двухъярусный многостворчатый складень, темой которого было прославление божественных творений и самого Бога.

Иероним Босх. К раннему периоду его творчества относятся "Поклонение волхвов", "Брак в Канне", "Удаление камней", "Семь смертных грехов", "Фокусник". Работы среднего периода: "Несение креста", "Увенчание терновым венцом". Чтобы понять мировосприятие Босха, надо знать, что он был членом Братства Богоматери. Участники новой организации пытались спасти душу и приблизится к Богу без помощи официальной церкви. Босх выбирал панорамный принцип построения композиции и форму триптиха. Босх предпочитал работать в технике "а ля прима" - метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную работу.

Питер Брейгель СтаршийВ 1551 году был принят в антверпенскую гильдию художников. После посещения Италии работает, как живописец и график, вводя пейзаж в нидерландскую живопись. Брейгель передавал скромный облик фламандских деревушек, состояние природы в разное время года. Зарисовывая крестьян, художник мало интересовался жизнью буржуа и аристократии, никогда не писал портретов. Брейгелю чужда сентиментальность в передаче непритязательной жизни простых людей.

Брейгель испытывал сильное влияние Босха, об этом говорит серея гравюр "Семь смертных грехов". Первыми его шедеврами стали "Фламандские пословицы" и "Детские игры". Обе картины можно читать как целую историю. В таких работах, как "Безумная Грета" и "Падение ангелов" влияние Босха заметно по нагромождению сложных до сих пор не разгаданных символов. Так же художник пишет картины на евангельские сюжеты, перенося действие в современные ему Нидерланды.

Лучшие произведения Брейгеля - "Зима. Охотники на снегу" из серии "Времена года". "Крестьянская свадьба", "Фламандские пословицы", "Слепые".

27. Живопись Возрождения в Германии рубежа XI – XVI вв. Развитие искусства Возрождения в Германии проходило под влиянием идей Реформации. По времени это был довольно короткий период с середины XV века до 1520-х гг. Крестьянская война, жестокое подавление крестьянских беспорядков, религиозный раскол и отход нескольких земель от католицизма оборвали развитие возрождения. 1530 год пережили только некоторые мастера, среди которых Альтдорфер, Ганс Гольбейн Младший и Лукас Кранах Старший.

Альбрехт Дюрер. Возрождение в Германии называют эпохой Дюрера. Дюрер - первый художник, чья популярность была общеевропейской уже при жизни.

Художник создавал гравюры на мифологические, бытовые и литературные сюжеты. Он работал над алтарными образами, придавая им реалистическую достоверность. Портреты Дюрера положили начало расцвету этого жанра в немецкой живописи. Во второй половине 90-х годов художник переходит к новой технике: он вводит штриховку по форме изгибающимися линиями, применяет перекрестные штрихи, дающие глубокие тени. Среди лучших работ этого времени - "Св.Екатерина" , серия гравюр "Апокалипсис". Содержащиеся в "Апокалипсисе" описания бедствий и гибели человечества в то время производили сильное впечатление. Иллюстрации Дюрера отражают реформационные настроения.

Гравюра "Меланхолия" является одной из самых загадочных его работ. Она изображает одиноко сидящую женщину в лавровом венке, олицетворяющую творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях - закрытая книга, в правой циркуль - символ геометрии и строительного искусства. На стене за спиной женщины висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Человек для Дюрера - центр мироздания.

Лукас Кранах Старший. В ранних работах Кранаха сочетаются драматизм и лиричность. В пейзажах все тщательно прописано. В монументальных алтарных композициях "Алтарь св.Екатерины", "Княжеский алтарь" художник использует и жанровые мотивы. Его "Мария с младенцем", "Венера" близки итальянским образцам, с которыми он был хорошо знаком. В портретах своих современников Кранах стремился к тщательной передаче всех деталей внешнего облика. В последний период творчества у мастера преобладают мифологические и сказочные сюжеты, проявляются черты маньеризма.

Альбрехт Альтдорфер. Тематика его работ библейская и мифологическая.

1510 году написан "Лесной пейзаж с битвой св.Георгия", в котором стремление к тональной живописи наиболее полно выражено. Зрелость мастера отмечена созданием алтаря монастыря Санкт-Флориан близ австрийского города Линца в 1516-1518 году. Во всех композициях линия горизонта проходила на одном уровне. Все сцены пронизаны кипением страстей, то скрытых, то вырывающихся наружу. Драматическая обостренность особенно проявляется в почти босховскойгротескности. Колорит является наиболее замечательной чертой живописи алтаря. Самое замечательное произведение Альтдорфера "Битва Александра с Дарием" в ней действие разворачивается на фоне показанного сверху грандиозного пейзажа.

В творчестве мастеров немецкого Возрождения происходит единение человека с природой. Опора на античность носила двоякий характер. Художники брали сюжеты из античной истории и мифологии. Но древнегреческие и римские сюжеты решены далеко не в античном духе.

Грюневальдтак с XVII века стали называть крупнейшего немецкого живописца и архитектора МаттиасаНитхарда . В творчестве мастера наиболее полно выразился национальный дух, его мироощущение близко к народному, религиозные образы трактованы в духе мистических ересей. Его манере присуще драматизм и экспрессия, особое соотношение цвета и света. Самое известное произведение Грюневальда - "Изенгеймский алтарь" представлял собой монументальную девятичастную композицию, дополнением которой служила раскрашенная деревянная скульптура. В центре композиции - исполненная полного трагизма, передача мук и боли сцены распятия Христа.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!