Латынина А. Убийца и мститель
Среди главных аргументов противников смертной казни — тот, что на протяжении двух веков литература Европы и России боролась за ее отмену. Действительно — примеров тому хоть отбавляй. Виктор Гюго с пронзительным состраданием к обреченному человеку описывает последний день приговоренного к смерти. Тургенев, стоя на Рокет-ской площади в Париже, около гильотины, наблюдает казнь Тропмана, хладнокровно вырезавшего большую семью (двое мужчин, беременная женщина и пятеро детей), чтобы потом доставить «несколько аргументов защитникам отмены смертной казни или по крайней мере — отмены ее публичности». Толстой в 1908 году, в разгар военно-полевых судов, обращается к власти с воззванием «Не могу молчать», требуя немедленно прекратить правительственное насилие, которое лишь умножает насилие революционное. Леонид Андреев в «Рассказе о семи повешенных» с сочувствием рисует террористов, отблеск жертвенности которых падает и на лихого разбойника, и на туповатого убийцу — невольных соседей по виселице (напрашивается аналогия — по кресту). Но тот же Гюго, почти одновременно с «Последним днем приговоренного к смерти» (1830 год), сочиняет драму «Эрнани», герой которой делом своей жизни считает месть за убийство отца. И автор вполне сочувствует этому «священному» долгу. Короленко, публично протестовавший против смертной казни, пишет рассказ «Из записок сибирского туриста», главный герой которого,
|
|
благородный «убивец-мститель», избавивший мир от злодея. Достоевский, единственный из писателей, который пережил то, что нафантазировал Гюго — испытал ощущения человека, стоящего на эшафоте, заставляет кроткого Алешу Карамазова в ответ на вопрос брата, что делать с генералом, затравившим псами восьмилетнего мальчика, тихо и решительно ответить: «Расстрелять». Примеры можно множить и множить. Отношение
литературы к убийству и возмездию за него — по меньшей мере амбивалентно. Странная получается вещь. Протестуя против смертной казни как института, искусство склонно признать право отмщения за отдельным человеком. Но государство развивалось прямо противоположным образом — отвергая право частного человека на кровную месть и присваивая себе прерогативу на насилие. И массовая культура, скорее всего, просто обнажает подсознание общества, в котором дремлет вытесненный современным правом вопрос: проявляя гуманность по отношению к преступнику, не проявляем ли мы жестокость и равнодушие по отношению к жертве?
988
мести делал кровопролитие бесконечным. Именно возникновение государства положило конец этому, во-первых, потому что оно ограничило применение кары за убийство только непосредственно тем, кто совершил убийство, а не относило его ко всем представителям его семьи, клана; во-вторых, оно освободило от моральных обязательств представителей семьи жертвы, которые по традиции и долгу должны были совершить акты мести-убийства по отношению к членам семьи, клана убийцы. Государство от имени всего общества осуществляло право на насилие, применение которого — его рамки и мера — всегда определялись принятыми обществом законами, обязательными для всех. Государство полностью взяло на себя обязательства выступать от имени и по поручению общества в качестве высшего и справедливого судьи.
|
|
Исторически уголовное право формировалось медленно, сохраняя такие формы самозащиты отдельных родов, семей и людей, как кровная месть, талион и система композиций. Но постепенно они вытеснялись мерами уголовного наказания. Со временем государство полностью взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия, отстранив от этого местные общины и рядовых граждан. Так, уже индийские законы Ману (2000—1200 гг. до н.э.), законы Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н.э.), законы Ассирии (1500 г. до н.э.), законы хеттов (1600— 1200 гг. до н.э.), еврейские законы Пятикнижия (1400 г. до н.э.), законы Драконта (621 г. до н.э.), законы Солона (409—408 гг. до н.э.) в Древней Греции, законы 12 таблиц в Древнем Риме (450 г. до н.э.) и др. предусматривали широкое применение смертной казни. Все они свидетельствуют о том, что уголовное право древних государств было направлено прежде всего на защиту государства, религии, собственности и личности и носило классовый характер.
|
|
Одним из древнейших памятников Руси является «Русская Правда», содержащая нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Этот документ, учитывая уже субъектную сторону преступления, различает убийство на пиру, в ссоре, убийство, не носящее низменного характера, от убийства при разбое как более тяжкого преступления. Преступление в «Русской Правде» именовалось обидой, а наказание за нее осуществлялось в соответствии с установленными правилами. При этом преследование обидчика предоставлялось на усмотрение потерпевшего или его близких родичей. «Русская Правда» предусматривала преступления, которые преследовались не потерпевшим, а общиной в целом. В качестве наказания предусматривались: месть, поток, разграбление и система выкупов. Смертная казнь применялась без суда в порядке расправы веча или князя над своими противниками. В «Русской Правде» еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб») — в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального).
|
|
Таким образом, «Русская Правда» еще не знала института легитимной смертной казни, который впервые был законодательно закреплен в 1398 г. в
989
Двинской уставной грамоте. Она предусматривала назначение смертной казни только в одном случае — за кражу, совершенную в третий раз. Псковская судная грамота 1497 г. значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой. Смертная казнь устанавливается здесь за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Судя по всему, Псковская грамота, устанавливая смертную казнь, ставила задачу избавиться от наиболее опасных для общества элементов9.
В первый период формирования российской государственности, примерно с IX по XVв., смертная казнь являлась органическим продолжением обычая кровной мести. Разница заключалась в том, что ей был придан статус официального государственного установления, чего никогда не было от обычая. Однако в тот период то и другое преследовали общую цель — возмездие за причиненный в прошлом ущерб и устрашение против преступления в будущем.
На втором этапе, когда государство стало осознавать себя как часть общества и охранителя его безопасности, институт смертной казни начинает терять родовую связь с обычаем кровной мести. Верховная власть начинает проявлять известную заботу о жизни, собственности и правах людей, но прежде всего — о своей собственной безопасности. С этого момента смертная казнь применялась в целях безопасности всего общества и относительного спокойствия отдельных граждан.
Расширение функций, выполняемых этим институтом, повлекло за собой расширение состава преступлений, за которые неотвратимо следовала смертная казнь. Если в Судебниках 1497 и 1550 гг. расширение круга наказуемых смертью деяний еще не столь заметно, то в Уложении 1649 г. смертная казнь могла быть назначена уже за 63 преступления10. Уложение 1649 г. санкционировало три вида смертной казни: сожжение, заливание в горло расплавленного металла, закапывание живым в землю. Кроме того, применялось сажание на кол, колесование, четвертование.
В петровском «Артикуле воинском» (1715) смертная казнь предусматривалась в 123 случаях. Она подразделялась на простую (отсечение головы, повешение и расстрел) и квалифицированную (четвертование, колесование, закапывание в землю заживо, заливание в горло металла, сожжение на костре или в срубе, повешение за ребро на железном крюке).
Впервые Россия обходилась в течение длительного периода без смертной казни в годы правления царя Федора Алексеевича (1676—1682). Петр I повел страну другой дорогой, и казнили сотнями и тысячами. Попытку отменить смертную казнь предприняла дочь Петра I императрица Елизавета. В 1744 г. она подписала сенатский указ о запрещении экзекуции над приговоренными к смертной казни, заменив эту меру другими наказаниями.
9 Русецкий А.Е. Смертная казнь. — http://tarasei.narod.ru/read/stl5.htm.
10 Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. М., 1996. С. 390.
990
Но тюрьмы оказались переполнены людьми, осужденными к новому наказанию. Для разгрузки тюрем в 1754 г. вышло постановление, предписывавшее преступников ссылать, наказывать кнутом, рвать ноздри и клеймить. Попытки отменить смертную казнь не нашли поддержки ни у дворянства, ни у представителей государственной власти. Отсюда непоследовательность Елизаветы в реализации своего замысла: с одной стороны, она считала целесообразным сохранение смертной казни для устрашения, с другой — выражала отвращение к смертным казням и приостанавливала их".
В эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело изменений. Екатерина II была противницей смертной казни, но допускала
возможность ее применения, рассматривая ее как воздаяние.
Восшествие на престол императора Николая I ознаменовалось восстанием на Сенатской площади, подавлением его и казнью пяти декабристов. Суд над ними осуществлялся не высшим судебным органом России — Сенатом, а созданным по указанию императора Особым судебным присутствием — Верховным уголовным судом. Смертный приговор был вынесен 36 декабристам. Николай I утвердил только пять смертных приговоров через повешение. Остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой.
Смертная казнь не отменялась и в годы правления царей-либералов — Александра I и Александра II. В одном случае ее отмене помешала накаленная международная обстановка и война, а в другом — напряженная внутренняя ситуация — постоянная стрельба, взрывы и покушения.
В последние два десятилетия XIX в. и в начале XX в. смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к сохранению государственного порядка от 4 сентября 1881 г., принятого Александром III. Положение давало право высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.
После подавления первой русской революции 1905 г. смертная казнь применялась в невиданных ранее масштабах. Массовым становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. Количество выносимых смертных приговоров резко увеличилось после подавления революции 1905 г. Так, в 1906 г. было казнено 574 человек, в 1907 г.- 1139, в 1908 г.- 1340, в 1909 г. - 717, в 1910 г. - 129, в 1911 г.— 73, в 1912 г. — 126 человек12.
На заседании Государственной думы 19 июня 1906 г. обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Однако проект, одобренный Государственной думой, не утвержден Государственным Советом, несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные доводы ученых.
" Русецкий А.Е. Смертная казнь. — http://tarasei.narod.ru/read/stl5.htm. 12 Наумов А.В. Указ. соч. С. 391.
991
В период Первой мировой войны смертная казнь сохранялась. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство приняло ряд прогрессивных (как оказалось позднее, попросту популистских) актов. Так, 12 марта 1917 г. было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 г. она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время. Временное правительство отменило смертную казнь, поскольку надеялось, что ему удастся сохранить армию от распада, но эти надежды развеялись после неудачного наступления русской армии на Юго-Западном фронте в
конце июня — начале июля 1917 г. Среди причин поражения — массовое неподчинение приказам военачальников вплоть до отказа идти в атаку, распрос транение пораженческой пропаганды большевиков, главным следствием которой стали повальное мародерство и дезертирство с фронта, частые попытки крестьян захватить имущество помещиков и хуторян. Во избежание полного распада армии и тыла новый Главковерх русской армии генерал П. Корнилов предложил Временному правительству вернуть смертную казнь не только за ряд преступлений на фронте (неоднократное дезертирство, мародерство и насилие над мирными жителями), но и за самочинный захват земель, поджоги строений и урожая частных владельцев, наконец, за забастовки на железных дорогах и крупнейших военных заводах. Отдельные пункты докладной записки Корнилова, особенно в плане укрепления воинской дисциплины, Временное правительство ввело в действие в конце июля — начале августа 1917 г.
Столь же непоследовательным было и большевистское правительство. Второй Всероссийский съезд Советов своим декретом отменил смертную казнь. Но уже 25 ноября 1917 г. в обращении Совета Народных Комиссаров «Ко всему населению о борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина и Дутова» говорилось: «Нужно смести прочь преступных врагов народа. Нужно, чтобы контрреволюционные заговорщики, казачьи генералы, их кадетские вдохновители почувствовали железную руку революционного народа»13. В июне 1919 г. права ВЧК в части применения расстрела были расширены14.
В 1930—1940-е гг. смертная казнь, согласно УК РСФСР 1926 г., предусматривалась за 42 состава преступления. В 1947 г. смертная казнь на короткий срок была заменена 25-летним заключением в лагере усиленного режима. Через три года 12 января 1950 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», а 30 апреля 1954 г. смертную казнь ввели и за умышленное убийство.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 г. смертная казнь устанавливалась за хищения в особо крупных размерах, спекуляцию валютными ценностями, дезорганизацию работы исправительно-трудовых
13 Шишов О. Смертная казнь в России в XX веке. — http://index.org.ru/journal/14/shishovl401.html.
14 Из истории ВЧК (1917-1921): Сборник документов. М, 1958. С. 300-301.
992
учреждений. Указ от 15 февраля 1962 г. предусматривал смертную казнь за посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, за изнасилование и за получение взятки. В январе 1973 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей об ответственности за угон воздушного судна, которая также предусматривала возможность смертной казни. По данным статистики, за 1987 г. 96% приговоров к смертной казни были вынесены судами в связи с осуждением именно за эти преступления. В общей структуре наказаний, назначенных в 1985—1989 гг., доля смертной казни не превысила 0,05%'5.
Минувший XX в.. особенно его первая половина, пожалуй, как никогда в истории России, отмечен массовым и далеко не всегда обоснованным применением смертной казни.
К началу 1990-х гг. в российском Уголовном кодексе (УК) было свыше 30 составов преступлений, за которые человека могли приговорить к смертной казни. Сейчас их значительно меньше. Кроме того, расширились категории преступников, которым расстрел не грозит. Это несовершеннолетние, все женщины (а не только беременные, как раньше), мужчины старше 65 лет (чего тоже не было).
Россия, усвоив опыт трагического прошлого, нравственные и правовые завоевания культуры человечества, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. установила смертную казнь лишь за пять составов особо тяжких преступлений против жизни. Однако в 1997 г. под влиянием политических факторов, связанных главным образом с вступлением в Совет Европы, Россия объявила мораторий
на исполнение приговоров. В качестве альтернативной меры смертной казни Уголовный кодекс РФ предусматривает пожизненное заключение. В последнее время активизируется инициатива по отмене ныне действующего моратория на смертную казнь, которая находит все более и более мощную поддержку у россиян.
Специалисты пытаются ответить на весьма непростой вопрос: насколько вписывается в рамки традиционных представлений о демократии факт введения моратория на смертную казнь вопреки мнению большинства населения? Насколько эта мера соответствует потребностям эпохи и вызовам времени, если учесть, что негативные тенденции в статистике убийств нарастают, сопровождаясь изменениями их (убийств) форм и качественных характеристик? Введение моратория на смертную казнь привело к эскалации преступности, увеличению количества невинных жертв. Так, поданным МВД России, за этот период было соответственно зарегистрировано: в 1997 г. - 29 285, в 1998 г. - 29 551, в 1999 г. - 31 140, в 2000 г. - 31 829 умышленных убийств. Итого: за 4 года рост на 8,7%.
15 Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. М., 1999. С. 363—364.
993
ТИПОЛОГИЯ КАЗНЕЙ16
Сколько существует цивилизация, столько существует и понятие вины, которая влечет за собой кару, возмездие. Наиболее страшным и разрушительным видом возмездия (как для жертвы, так для судьи и палача), безусловно, является смертная казнь.
Полагая, что смертная казнь — эффективное средство предотвратить худшее, древний законодатель стремился к тому, чтобы она была мучительной и устрашающей. К таким видам казни относились: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, поса-жение на кол, вливание раскаленного свинца в горло, сожжение, сваривание в масле, вине, воде, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление, сбрасывание с башни (с возвышенности) в море или пропасть, распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и др.
Правители всех стран мира расширяли не только перечень преступлений, которые карались исключительной мерой (например, в Англии она назначалась за 220 видов преступных деяний, а во Франции — за 35), но и многообразие форм ее исполнения. В средние века на площадях городов возвышались виселицы, с которых длительное время не снимали казненных, воздвигались костры, после которых оставался лес обгорелых столбов. В России в Уложении 1649 г. предусматривалась как простая смертная казнь — повешение, так и квалифицированные ее виды — сожжение, назначавшееся за
богохуление, отвлечение от православия и поджог (на практике оно чаще всего применялось в отношении еретиков и раскольников, т.е. это, можно сказать, предтеча нашей недавней практики преследования по идеологическим мотивам); залитие горла расплавленным металлом (оловом или свинцом), которое применялось против фальшивомонетчиков; закапывание живыми в землю жен, убивших своих мужей. Практиковались и другие чрезвычайно жестокие виды смертной казни, которые непосредственно в законодательстве не были предусмотрены: четвертование, посажение на кол и др.
Как известно, осужденный не может выбирать вид казни. Таким правом обладает только правосудие. В разных странах и в разные эпохи делалось это по-разному.
Смертная казнь в древних государствах нередко была неотделима от ритуального убийства, жертвоприношения божествам и духам. Например, в Древнем Риме существовала так называемая очистительная (примирительная) жертва (supplisium), затем такая же жертва, соединенная с casratio capitis,
16 Источники: Аргументы и факты. 1996. № 18; Коростелев А.В. Казни в античном мире [http:// xx.lipetsk.ru]; www.murders.kulichki.net; http://scientist.nm.ru; www.chinadata.ru; www.temadnya.ru; http://crazytower.narod.ru; http://www.acr-israel.com.
Э94
т.е. с посвящением головы преступника подземным богам. Тем же словом обозначалась позднее и собственно казнь. В античные времена с их жесткой иерархической структурой сословий смертная казнь также была «расписана» по рангам.
В греческих государствах самым распространенным видом казни свободнорожденных было сбрасывание со скалы или в каменоломню, а позднее — непубличное отравление ядом (Афины) или удушение (Спарта), иногда обезглавливание. Для несвободнорожденных, как правило, применялось побивание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия) и распятие на кресте. Иногда перед казнью над приговоренным совершалась экзекуция.
В Римской империи казнь осуществлялась путем сожжения, повешения, утопления, колесования, сбрасы вания в пропасть, бичевания до смерти и особенно часто обезглавливания, причем в период республики для этого применяли топор, а в период империи — меч. Разделение сословий в античном мире соблюдалось очень четко, распространялось оно и на смертную казнь как в смысле строгости приговора, так и в выборе типа казни. В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (около 170 — около 223) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство, проконсул должен решать, сообразуясь с личностью [преступника], с обстоятельствами дела и времени, [а также] с возрастом и полом [преступника]. Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит [оттуда] приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным [в это понятие включались декурио-ны, всадники и сенаторы], то его следует сослать на остров».
Распятие применялось в Римской республике только для казни рабов, а в империи и для свободных (этот вид казни отменил император Константин). Для рабов и военнопленных существовал еще один вид наказания, о котором упоминает Ульпиан, — передача в цирк для участия в бое с дикими зверями. Осужденного заставляли биться в амфитеатре со львами, пантерами или медведями, используя легкое оружие либо совсем без оружия. Для высокопоставленных лиц империи практиковалось тайное удушение или самоубийство под надзором.
Местом совершения обычной казни была, как правило, тюрьма, где содержался осужденный, или площадка перед городскими воротами. В последнем случае глашатай во всеуслышание объявлял о преступлении осужденного и потом давал сигнал палачу. Преступнику накрывали голову, секли, а уж затем казнили. Тело казненного выдавали родственникам только по особому разрешению; как правило, оно оставалось на месте непогребенным или же его бросали в Тибр. В походе казнь совершалась перед воротами походного лагеря. В период республики одним из мест исполнения приговора был Эскви-лин — один из семи холмов в Риме, где первоначально находилось кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.
995
В Древнем Риме существовали проскрипции — особые списки, в которые вносились лица, объявленные вне закона. Их мог убить любой человек, причем убийца получал награду, а рабы убитого становились свободными. Особую известность получили проскрипции Суллы (82 г. до н.э.), благодаря которым он избавился от своих противников. Сулла, придя к власти, разрешил бесчисленные убийства. При этом погибали не только его враги: многие, у кого не было с Суллой никаких взаимоотношений, были уничтожены своими личными врагами, потому что диктатор охотно разрешал своим приверженцам эти бесчинства. Сенат, наделив Суллу диктаторскими полномочиями, не возражал против расправ Суллы, но сенаторы хотели, чтобы он публично объявил, кого он решил уничтожить, ибо люди страдали от неведения больше, чем от самого страха смерти. Сулла составил список из 80 имен, на другой день он добавил 220 человек, а на третий день — еще столько же. Выступая перед римлянами, Сулла сказал, что включил в списки тех, кого вспомнил, а тех, чьи имена он запамятовал, он запишет потом. «Тех, кто принял у себя или спас осужденного, — пишет Плутарх, — Сулла тоже осудил, карой за человеколюбие назначив смерть и не делая исключения ни для брата, ни для сына, ни для отца... Самым несправедливым было постановление о том, что гражданской чести лишаются и сыновья, и внуки осужденных, а их имущество подлежит конфискации. Списки составлялись не в одном Риме, но в каждом городе Италии. И не остались незапятнанными убийством ни храм бога, ни очаг гостеприимца, ни отчий дом. Мужей резали на глазах жен, жен — на глазах матерей».
Имущество убитых конфисковывали, и Сулла раздавал его по своему усмотрению. Когда человека казнили не по проскрипционному списку — у него дома, на улице и т.д., а в «нормальных» условиях — в тюрьме или на площади перед городскими воротами, его личные вещи, по обычаю, делили между собой палачи и тюремщики. Правда, как разъясняет Ульпиан, «личные вещи» — это одежда осужденного, мелкие деньги на пропитание, находящиеся в его поясе, или легкие кольца, т.е. такое имущество, которое стоит не больше 5 золотых. Все, что стоило больше, шло на покрытие расходов местных властей.
В средние века смертная казнь применялась очень широко — преимущественно в отношении «имущественных» преступлений. В средневековой России смертная казнь подразделялась на простую (обыкновенную) и квалифицированную. К простой относились повешение, обезглавливание и утопление, к квалифицированной — сожжение, залитие расплавленного металла в горло, четвертование, колесование, посажение на кол, закапывание живым в землю.
В традиционном обществе преступников казнили с особой жестокостью, что отмечают все историки. Так, в XVII в. применялись отсечение головы, повешение, утопление, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. Еще в XVIII в. в Англии смертью наказывалось несколько сотен составов преступлений, причем большинству смертных казней предшество-
996
вали пытки. Основных видов казней тогда было три — сжигание на костре, колесование и отрубание головы. Гильотина и виселицы стали применяться в XIX в. как более гуманные способы казни.
Аутодафе(исп. и португ. auto defe, букв. — акт веры) — торжественное оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях. Аутодафе означало и приведение в исполнение приговора — сожжение осужденного на костре. Аутодафе появились с началом инквизиции (XIIIв.) как средство борьбы с еретиками. Особенно часто применялись в XV в., когда главой испанской инквизиции был Торквемада. Аутодафе включало: торжественную процессию, в которой принимали участие духовенство, члены инквизиционного трибунала, их помощники, монахи, религиозные братства, осужденные, одетые в позорящие их одежды (санбенито) с изображением чертей и адского огня, в остроконечных колпаках на голове; торжественный молебен; оглашение приговора в присутствии королевского двора или местных властей; исполнение приговора — наказание плетьми или сожжение на костре осужденных, что осуществлялось светской властью.
Процессия происходила обыкновенно в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом либо в День всех святых. На рассвете раздавался удар большого соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ собирался на место аутодафе, полагая, что.совершают доброе дело уже одним только созерцанием казни. Знать считала для себя честью оказывать услуги святому суду. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции.
Впереди шли кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимья. За ними шли отделенные большим крестом, который несли перед ними, осужденные на смерть, босые, в санбенито. Затем несли изображения скрывшихся и, наконец, кости умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Шествие замыкали священники и монахи. Процессия по главным улицам города направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. После прочтения им приговора служитель инквизиции ударял каждого из осужденных рукой в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Осужденных принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу. Через несколько часов их вели на место казни.
Все случаи аутодафе оформлялись официальными актами. Тех, кто раскаивался, принимал католическое причастие, сначала удавливали, а потом сжигали, прочих сжигали живьем, а вместе с ними сжигали изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков.
Чтобы не допустить проповеди во время аутодафе или обращения к скрытым в толпе зрителей последователям, стойким еретикам затыкали рот металлическим кляпом. В момент поджигания костра палач (либо специаль-
997
но назначенный наряд охраны) поражал насмерть казнимого копьем или стрелами: формально еретик умирал на костре, как того требовали нормы инквизиционного процесса, но фактически его смерть наступала без тех мучений, которые имели бы место при реальном сожжении.
Процессы проходили очень быстро, судопроизводство было максимально упрощено. Подсудимые допрашивались по 8—10 человек вместе, и их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: № 1, № 2.., и сжигали их на одном костре по 8—10 человек.
Огромное количество разновидностей казни, существовавшее в древности и в средние века, в Новое время уменьшилось примерно до десяти. В XIX в. смертная казнь производилась через обезглавливание топором, ме чом, на гильотине (Германия, Франция), через повешение (Россия, Англия, Австрия, США), расстрел (Сербия); в Испании сохранилась казнь через удавление (гаротта).
В современном мире наиболее распространены расстрел и повешение; несколько реже встречаются казнь на электрическом стуле и смертельная инъекция; еще реже — отравление газом и обезглавливание.
О распространенности казни через повешение говорит тот факт, что еще в 1990 г. она сохранялась в качестве безальтернативного вида казни в законодательстве таких стран, как Бирма, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермуды, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Виргинские острова, Гавана, Гамбия, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Замбия, Западное Самоа, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Каймановы острова, Кения, Кипр, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Монтсеррат, Намибия, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Танзания, острова Терке и Кайкос, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Фиджи, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка, Япония.
Лидерство по количеству повешенных в 1980-х гг. принадлежало Ирану и Южно-Африканской Республике. В ЮАР за период 1985-й — первая половина 1988 г. было повешено 537 человек. В Иране во время исламской революции казни через повешение производились в еще больших масштабах, причем вешали даже девушек. По оценкам организации моджахедов, с июня 1981 г. по июнь 1983 г. подобным способом были казнены 30 тыс. человек; даже официальные иранские данные свидетельствуют о том, что только с июля по декабрь 1981г. были казнены 2444 человека, из них большая часть — через повешение.
В США преступников казнят на электрическом стуле и по-прежнему используют газовые камеры и виселицы; немало легенд связано с казнью на электрическом стуле, а некоторые из них легли в основу художественных фильмов. Оказывается, вовсе не случайно: медики установили, что не всегда электрический разряд убивает человека сразу, бывали случаи, когда разряд повторяли по нескольку раз, чтобы остановить сердце человека и окончательно парализовать его мозг. Во многих штатах США используют газовую камеру. Капсула, в которой содержатся цианиды, разрывается от
998
механического воздействия, цианиды, взаимодействуя с кислотой, образуют ядовитые газы, которые парализуют дыхательную систему человека, вызывая смерть. Здесь трудно определить, насколько быстро это происходит и что при этом чувствует жертва.
Истории известны случаи символической смертной казни. Она применялась у некоторых славянских племен в тех случаях, когда родственники потерпевшего не хотели мстить, следуя правилам христианской добродетели. Древняя рукопись, обнаруженная в библиотеке князя Фюрстенберга, описывает исполнение покоры, т.е. символической смертной казни. Родственники потерпевшего и осужденный в белых саванах подходят к фобу. Один из родственников заносит меч над головой, и осужденный называет себя убитым, а держащий меч после этого говорит: «Оживляю». Затем родственники потерпевшего прощают преступника.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 449; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!