ПЕРИОДИЗАЦИЯ НЕУСТАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Некоторые авторы различают четыре периода в развитии неуставных отношений и дедовщины в советской — российской армии30.
Первый — до начала 1950-х гг., когда серьезных свидетельств существования беспорядков в армии не было. Правда, издавались отдельные приказы, передающие обеспокоенность высшего армейского командования по поводу принесенных из царской армии ритуалов «солдатских присяг», проблем взаимоотношений начсостава и красноармейцев (1920-е гг.). В 1930-е гг. это явление практически исчезло: видимо, сказалась система жесткой авторитарности, в том числе и в войсках, те широкие дисциплинарные права, которыми были наделены командиры, а также классовая система отбора в Красную Армию. Война дала командирам особые полномочия, позволяя пресекать любые беспорядки, и в те годы проблема неуставных отношений не стояла.
Второй период (с середины 1950-х гг. до начала 1960-х гг.) был отмечен резким всплеском неуставных взаимоотношений во всех родах войск, значительным возрастанием числа физических расправ над требовательными младшими командирами. В этот период в связи с сокращением армии военного времени и демобилизацией ветеранов, призванных еще в довоенные и военные годы, в войска стали набирать всех подряд, в том числе и вчерашних заключенных. Они и принесли в войска тюремные и уголовные традиции — организацию судилищ, принятие блатной присяги, избиения и пр. Ас появлением в 1957—1958 гг. так называемых институтов общественности и замены гауптвахты «взятием на поруки» безобразия прочно укоренились в казармах. Именно в этот период неуставные взаимоотношения начали перерастать в самостоятельное социально-психологическое явление.
|
|
Третий период (с середины 1960-хдо середины 1980-х гг.) — время всплесков и спадов проявлений неуставных взаимоотношений. Но, как правило, снижение их количества в официальной отчетности было приурочено к различным событиям и датам, а затем вновь следовал рост преступлений, который свидетельствовал о стабильности явления. Нельзя сказать, что с дедовщиной не боролись — начиная с 1946 г. министрами обороны СССР и начальниками Главного политического управления было издано более 150 документов по этому поводу, но положение не изменялось к лучшему.
Четвертый период начался в 1985 г., когда о непорядках в армии стали говорить и писать открыто. Документы свидетельствуют о резком снижении преступности в армии. Однако преступные явления на почве дедовщины сегодня не только не уменьшились, но стали еще более изощренными и жестокими.
В ходе опроса ВЦИОМ в сентябре—октябре 1990 г. опрошенные (1848 человек, репрезентирующих взрослое население СССР) на вопрос «Как вы ду-
|
|
30 Крук В. Неуставные отношения // Аргументы и факты. 1983. № 44.
684
маете, кто в первую очередь виноват в том, что в армии получила распространение «дедовщина?» ответили: среда, в которой растет молодежь, — родители, учителя, все, кто занимался ее воспитанием до армии, — 28%; сама армия, командиры, допускающие и поощряющие насилие среди подчиненных, — 60%; другие — 3%; затруднились ответить 9%.
После распада Советского Союза российская армия в числе прочих унаследовала и проблему неуставных взаимоотношений. Результаты социологических опросов показывают, что от 50 до 70% солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих службу по призыву, подтверждают наличие в своих частях (на кораблях) случаев неуставных взаимоотношений. Только каждый четвертый из
опрошенных характеризует обстановку в своем воинском подразделении как товарищескую; 52% солдат и сержантов отмечают равнодушное и безразличное отношение друг к другу; 23% респондентов склонны оценивать ситуацию в своих коллективах как напряженную, осложняемую конфликтами31.
ВЦИОМ в 1997 г. провел опрос: «Как вы считаете, за последние годы стало больше или меньше случаев дедовщины, неуставных отношений в армии?» Доля ответивших «больше» или «столько же» в 6 раз превышала долю ответивших «меньше». Разумеется, этот результат — свидетельство не столько состояния дел в армии, сколько отражения этих дел в общественном мнении.
|
|
На самом деле дедовщина существовала и в царской армии. Знаменитый лейтенант П.П. Шмидт, руководитель восстания матросов на крейсере «Очаков» в 1905 г., во время обучения в военном училище создал и возглавил восстание против гнета старшекурсников, издевавшихся над младшими курсами. Неуставные отношения тогда именовались по-разному: «цук», «подтяжка». «Не в одной школе, — вспоминал Е. Вадимов, воспитанник Николаевского кавалерийского училища конца XIX в., — был и есть "цук". Его подобие существует везде и везде оно в своем роде — начиная от "фуксов" в студенческих корпорациях немецких университетов и кончая знаменитым Сен-Сиром прекрасной и республиканской Франции. Кто хочет — пусть ищет»32. А.И. Куприн в своих «Юнкерах» писал о «цуканье», которое состоит в грубом, деспотическом и часто унизительном обращении старшего курса с младшим: дурацкий обычай, собезъяненный когда-то, давным-давно, у немецких и дерптских студентов, с их буршами и фуксами, и обратившийся на русской черноземной почве в тупое, злобное, бесцельное издевательство33.
|
|
В самом первом в России кадетском корпусе, открывшемся в 1731 г. в Петербурге, проявились социальные болезни, присущие нынешней армейской
Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 63. Вадимов Е. Корнеты и звери («Славная школа»). Белград, 1929. СП. 33 Куприн Л.И. Юнкера // Собр. соч. В 9 т. Т. 8. М., 1973. С. 213, 223, 228-232.
Б85
службе: нехватка жилья; помещения, не приспособленные для учебы; недостаток учебных пособий и подготовленных учителей. На учебу молодых людей отправляли силой, а за шалости и нарушения наказывали очень жестко, как взрослых. Следствием были частые побеги, заканчивавшиеся поимкой малолетних учеников и наказанием розгами, плетьми и даже кандалами34.
Правда, поведение тогдашних недорослей было далеко не ангельским: драки, воровство, пьянство, азартные игры воспитанников были повседневными. Указом Екатерины II от 1765 г. воспитание и обучение должны были проходить в изоляции от общества, дабы оно не воздействовало разлагающе на ученика.
Отмененные Екатериной II телесные наказания были снова введены Александром I в 1805 г. В результате в первой половине XIX в. появились «закалы» — воспитанники, способные выдержать сотни ударов (в основном из второгодников), при этом показывая удаль перед товарищами. А вымещали злобу «за-калы»-переростки, конечно, на младших и слабых, поскольку классы формировались так, что, например, к 7-му классу переростки составляли до 18%35.
Уже тогда в военных учебных заведениях зарождался дух «товарищества», формировались неуставные взаимоотношения в подростковых и юношеских группах, основанных на принципе возрастной солидарности. Изъятые из привычной социальной среды молодые люди, не успевшие закончить цикл социализации, а потому не умеющие формировать нормальные социальные отношения, как у взрослых, создавали собственную модель общества, чаще всего принимавшую вид социальных превращенных отношений. Процесс перерождения подлинного товарищества в замкнутую корпоративность убедительно описал в своих воспоминаниях о Николаевском кавалерийском училище В.А. Сухомлинов36.
О сходном явлении в 1855 г. писал Л.Н. Толстой:
У нас есть солдаты трех родов — есть угнетенные, угнетающие и отчаянные. Угнетенные — люди, сроднившиеся с мыслью, что рождены для страдания, что одно качество, возможно и полезное для него, есть терпение, что в общественном быту нет существа ниже и несчастнее его. Угнетенный солдат морщится и ожидает удара, когда при нем кто-нибудь поднимает руку; он боится каждого своего слова и поступка, каждый солдат, годом старше его, имеет право и истязает его, и он, угнетенный солдат, убежден, что все дурно, что только знают другие, хорошо же то, что можно делать скрытно и безнаказанно; его бьют и гнетут всегда и за все, потому что он — угнетенный и потому, что власть имеют над ним бывшие угнетенные — самые жестокие угнетающие. Угнетающие солдаты — люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом. Их чувство справедливости заставляет страдать каждого столько же, сколько они страдали. Угнетающий солдат свыкся с мыслью, что он солдат, и даже гордится своим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство ненависти и ропот начальнику. В нем есть чувство сознания
34 Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений // Социс. 1993.№ 12. С. 113.
35 Там же.
36 Воспоминания В.А. Сухомлинова. Берлин, 1924. С. 4.
686
своего достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его. Он так же, как угнетенный, невежествен, но твердо убежден в своих понятиях.
Отчаянные солдаты — люди, убежденные несчастьем, что для них нет ничего незаконного и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника и никогда не раскается.
В 1890-х годах «цуканье» начало активно распространяться по всем учебным заведениям России, ускоряя вырождение местных традиций37.
Факты издевательств и глумлений старших над младшими среди воспитанников юнкерских и кадетских корпусов получили особенно распространение в 1900—1914 гг. Эти случаи расценивались самими воспитанниками как утверждение боевого духа и испытание на прочность своих товарищей, т.е. как своеобразная форма армейской традиции, через которую обязаны были пройти все для того, чтобы отсеять слабых в физическом и моральном отношении будущих офицеров. В 1914 г. журнал «Разведчик» отмечал, что «наша казарма — синоним скучного, нудного, тяжелого... что-то вроде тюрьмы или арестантских отделений».
Рис. 60. Современные кадеты
Сохранились материалы военного трибунала времен Гражданской войны 1919 г., где говорится о неуставных отношениях бойцов 3-й роты 1-го полка 30-й дивизии Красной Армии, основанных не на старшинстве в званиях, а на
Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX—XX столетий. 1881 — 1903. М., 1973. С. 324; Геруя Б. Воспоминания о моей жизни. Т. 1. Париж, 1969. С. 28.
687
продолжительности времени, проведенного на службе. Тремя «дедами» был до смерти забит красноармеец Ю.И. Куприянов, 1901 г. р., уроженец Бала-ковского уезда Саратовской губернии, за отказ выполнять приказание «дедов». Приговор трибунала в соответствии с законами военного времени был суров: расстрел.
В 1920-е гг. неуставные отношения в армии считались пережитком капитализма — «поганым наследием прошлого». Социально-классовая система комплектования Вооруженных Сил (до 1939 г.), широкие дисциплинарные полномочия начсостава, вся обстановка тех десятилетий с получившими известность способами пресечения подобных фактов не позволяли дедовщине стать массовым явлением.
ДЕДОВЩИНА В СССР
Первые уголовные дела по неуставным отношениям появились в 1963— 1965 гг., но это были единичные факты. В 1970-е гг. происходит постепенное превращение единичных случаев неуставных отношений в социально-негативные проявления.
В Советской Армии начиная с конца 1970-х гг. структуры внутриармей-ского насилия разрослись и постепенно подчинили себе нижние этажи формальной армейской организации. Армия извне представляла собой государственный институт со всей надлежащей атрибутикой и семантикой, а для призываемых на срочную службу людей оказывалась реальностью совершенно другого рода. Они попадали под ничем не ограниченную власть солдат, призванных на год раньше. Помимо полагающегося обучения, работ и прочего, предусмотренного уставами и правилами службы, они год несли ярмо рабов, выполняющих любые прихоти «дедов» — солдат старшего призыва. На следующий год они сами оказывались «дедами» и, поддерживая адскую механику дедовщины, превращались из рабов в господ, из жертв в палачей.
В СССР повсеместно скрывались факты дедовщины, и делали это офицеры, командовавшие ротами и батальонами. Высшее командование армии возлагало ответственность за каждое происшествие непосредственно на офицера. Не желая ухудшать общие показатели подразделения (а в те годы постоянно проводились социалистические соревнования) из-за какого-то негодяя или закрывать себе путь к служебной карьере, офицеры стремились разобраться в проблеме самостоятельно. Солдаты-правонарушители понимали, что об их проступках вышестоящему начальству не будут докладывать. Сокрытие реальных фактов создавало обстановку безнаказанности и стимулировало еще большие беспорядки.
В 1985—1988 гг. в советской прессе прошла мощная кампания по поводу дедовщины. Появились статьи, разрушающие миф об армейском благополучии, книги, ярко описывающие армейскую действительность. Среди них можно назвать повесть Ю. Полякова «Сто дней до приказа» (1987), где впервые откровенно рассказывалось об издевательствах старослужащих над солдатами-первогодками.
В июле 1988 г. разразился громкий скандал. «Комсомольская правда» дерзнула напечатать статью М. Мельника «Случай в спецвагоне» о том, как первогодок, доведенный издевательствами старослужащих до исступления, за-
688
стрелил их (убито 8 человек). Только в открытой печати сообщалось о дюжине подобных трагических случаев за эти годы.
В повести С. Каледина «Стройбат» (журнал «Новый мир», 1989) армия изображалась как тюремная зона. Если повесть «Сто дней до приказа» Полякова считалась наивной, в задачу которой входило всего лишь пробить дорогу реалистической армейской прозе, то произведение С. Каледина38 многих возмутило, поскольку армия показана автором как сборище негодяев. Правда, автор по ходу повествования несколько раз напоминает, что это особый батальон — стройбат, скорее штрафбат, сформированный из криминогенного контингента строительных военных отрядов.
В годы перестройки ленинградский режиссер А. Рогожкин снял фильм «Караул» о неуставных взаимоотношениях в армии, где талантливо рассказал, как ломается молодая душа солдата, охраняющего заключенных на этапе. По его утверждению, показуха присуща всей армии, а дедовщина выгодна офицерам, поскольку позволяет им меньше работать с солдатами.
В последующие годы, особенно после распада СССР, средства массовой информации продолжали вскрывать условия службы в армии, в том числе голод и отсутствие нормального медицинского обслуживания, что в ряде случаев приводило к смерти или инвалидности военнослужащих. Журналисты подробно писали об отчаянии призывников, слишком часто выливавшемся в самоубийство, о множестве случаев дезертирства и о том, как дезертиры расстреливали сослуживцев или стрелялись сами, чтобы не попасть обратно в свою часть.
По мере того как молодые люди призывного возраста и их родители стали все с большей настороженностью относиться к перспективе военной службы, многие стали искать средства «откосить от армии» — и законные, и незаконные. По всей России возникли комитеты солдатских матерей, поставивших перед собой цель помогать призывникам и их родителям находить законные способы избежать призыва. За более чем 10 лет эти комитеты — одна из наиболее массовых и эффективных форм самоорганизации граждан в России — спасли от призывного произвола тысячи молодых людей, имевших законные основания не служить. Они также оказывают правозащитную помощь многим из тех, кто оставил
Повесть «Стройбат» Сергей Каледин написал в 1987 г. «Новый мир» сразу поставил повесть в номер, но она была напечатана только летом 1989 г. В настоящее время «Стройбат» издан в 9 странах, а спектакль «Гаудеамус», поставленный по мотивам «Стройбата», могли посмотреть зрители 21 страны.
689
часть из-за дедовщины, голода и других нарушений. Общественное недовольство обращением с призывниками еще более усилилось в 1990-х гг., когда российское военное руководство стало отправлять необученных солдат в Чечню.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!