СТРАТИФИКАЦИЯ АРМЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ



Социальная стратификация в армии начинается на уровне дифференциа­ции двух социальных сообществ — офицерского и солдатского, а затем углуб­ляется внутрь каждого из них, продолжая расставлять людей по множеству ступеней, рангов, страт и групп. Таким образом, армия — не единый моно­лит и вначале распадается на два крупных сословия, различающихся матери­альным положением, статусными полномочиями и возможностями, ролевы­ми предписаниями и образом жизни: 1) генералы, офицеры, прапорщики, а также солдаты и сержанты сверхсрочной службы (т.е. служащие по найму); 2) военнослужащие срочной службы. По указанным социальным признакам офицерский слой мало отличается от гражданских служащих, многие прожи­вают в городах, снимают частные квартиры, имеют выходные, надевают форму только на службе, проводят досуг, как и все другие горожане.

Те ограничения, которые налагают на них служба и воинское звание, компенсируются льготами (длительный отпуск, относительно высокая оп-

16 Истоки дедовщины в Советской Армии: Материалы семинара. — http://www.situation.ru/app/rs/ mater/dedov/Dedovschina.htm.

672

лата труда и др.). Поэтому говорить об изолированной армейской подсис­теме можно лишь в отношении военнослужащих срочной службы (солдат).

Для них служба в армии длится два года (для лиц с высшим образовани­ем — один год). Жизнь солдата протекает в замкнутых условиях казармы и прилегающей территории. За пределы части солдат может выйти лишь в трех случаях: 1) если ему предоставляется 10-дневный отпуск, который дается части солдат и обычно один раз за два года службы; 2) если он отпущен в увольнение (на срок не более суток); 3) если он направлен на работы за пре­делы части.

Помимо этого, контакты с прочей частью общества осуществляются по следующим каналам: переписка; чтение газет и журналов, выписываемых в части; чтение книг, обычно из библиотеки части; просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач17.

Если воинская иерархия включает офицеров и рядовых, то солдатское общество состоит из рядовых и младшего офицерского состава (сержантов и старшин), которые постоянно находятся вместе с подчиненными, делят с ними кров и еду, имеют с ними общий или сходный образ жизни, ценност­ные ориентации и манеру поведения.

Несмотря на ряд общих черт, состав социальных групп, на которые диф­ференцируются военнослужащие, весьма разнообразен. В литературе пока не сложилось единой их классификации.

Согласно предположению М.Т. Дьячка18, солдатское общество делится на четыре группы:

4 военнослужащие первого периода службы (0—0,5 года),

« военнослужащие второго периода службы (0,5—1 год),

+ военнослужащие третьего периода службы (1 — 1,5 года),

4 военнослужащие четвертого периода службы (1,5—2 года).

В различных частях эти группы называются по-разному. В табл. 22 при­ведено несколько вариантов их наименования.

Таблица 22 Наименование групп разных периодов службы

 

Группа 1 2 3
Срокслужбы Мотострелковые войска Войска связи Внутренние войска
0-0,5 года Дух (или чижик) Дух Щегол
0,5-1 год Молодой (щегол) Морж Лёник
1-1,5 года Котел (или фазан) Черпак Помазок
1,5-2 года Дед Дед Дед

В разных частях и в разные годы социальные страты могут именоваться по-разному. К.Л. Банников19 приводит универсальную для всех войск схему.

Дьячок М.Т. Солдатский быт и солдатское арго // Русистика. Берлин. 1992. № 1. С. 35-42. 18 Там же.

Банников К.Л. Антропология экстремальных групп: Постановка проблемы // III Конгресс россий­ских антропологов. М., 1999.

673

«Духи» — новобранцы, те, кто только призвался и не имеет никаких прав, низшая каста. Их называют «духи», что подчеркивает их социальную эфе­мерность. Статус «духа» длится первые 6 месяцев службы.

«Молодые» — следующая ступень иерархии. Они уже имеют некоторые незначительные права (в основном это право психологического давления на «духов») и максимально расширенный круг обязанностей. «Молодые» отве­чают за социализацию «духов» в «правильной» директории. Затем их «пере­водят» на следующую ступень соответствующим ритуалом, в результате чего они становятся «черепами».

«Черепа» («черпаки») — первый привилегированный слой в системе экс­тремальных групп. Их главной обязан­ностью является контроль за «молоды­ми» и «духами». Пользуются всей пол­нотой прав. Имеют право вести счет своего времени и обсуждать связанные с демобилизацией проблемы. «Деды» — полноценные субъекты всей неуставной системы. Это военно­служащие четвертого периода (от 18 до 24 месяцев). Пользуются всеми пра­вами. Их основная обязанность — блюсти себя, поддерживать реноме эли­ты, готовиться к дембелю. Последнее является действительно обязанностью, поскольку в конечном итоге сводится к противостоянию официальному ко­мандованию, офицерскому составу. Их доминация носит уже не столько ис­полнительный характер, сколько законодательный. Они выступают своего рода гарантами неписаного права, собственно дедовщины, осуществляя кон­троль за всеми уровнями отношений и их знаково-символическим выраже­нием. Кроме того, они являют собой некий символ высшего социального осуществления, столь желанного для низших.

«Дембелями» становятся те, на кого распространяется приказ об увольне­нии в запас. Соответственно, их статус длится с момента его опубликования до реального увольнения. «Дембель» —лицо особое. Он —трансцендентный субъект армии, мысленно соотносящий себя с гражданским обществом уже на полном законном основании. Его обязанности по отношению к системе экстремальных групп находятся исключительно в сфере символов. Он мог бы пользоваться всеми привилегиями, но блага казарменного мира — это не его блага. Он демонстративно выходит из сферы внутренних отношений и подчеркивает этот трансцендентный переход знаками, выражающими его аутсайдерское состояние.

«Чмо» — так в армии называют парий, тех, кто находится на нижней сту­пени социальной аутсайдности. Они приравнены к «духам», но на них не распространяется принцип автоматической мобильности. Феномен изгоя возникает не случайно, а тогда, когда группа испытывает в нем потребность. Явление «чмо» в армейском коллективе показательно тем, что с ним соци­альная структура приобретает двойной стандарт: на специфическую пяти-членную модель «духи» — «молодые» — «черепа» — «деды» — «дембеля» накладывается универсальная трехчленная парии — масса — элита.

Таким образом, к трем основным вертикальным стратам добавляются еще по одной — сверху и снизу — с пограничным статусом, поскольку «духи» и «дембеля» конституируют верхний и нижний пороги социальной аутсайд­ности.

674

Другие специалисты20 подразделяют все солдатское общество на следу­ющие группы:


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!