КОНТИНУУМ ИНТЕНСИВНОСТИ ДЕДОВСТВА



В современной социологии подразделения военнослужащих срочной службы определяются как многоуровневые статусные системы организован­ного насилия, ибо армия в любом государстве — институт общества, кото­рый (наряду с полицией) обладает законным правом применять насилие по отношению к тому, кого общество считает врагом. К сожалению, при извест­ных условиях насилие меняет свой вектор и становится не внешним, а внут­ренним фактором развития института. Областью, куда прорывается наси­лие, выступают социальные отношения, а пораженный новой болезнью организм именуется дедовщиной.

Если армия представляет собой систему структурированного коллектив­ного насилия в своей легитимной форме, то дедовщина выступает нелеги­тимной формой коллективного насилия. В первом случае насилие направ­лено вовне общества и помогает ему выжить, во втором оно ориентировано внутрь и может привести к его гибели (рис. 55).

Рис. 55. Два вектора коллективного насилия

Таким образом, дедовщина и война симметричны относительно насилия, но их векторы противоположно направлены и имеют разную модальность, поскольку одна приносит огромный вред обществу, а другая — пользу. Вой­на и дедовщина — это как мир и антимир. Война направлена против «чужих»,

G67

а дедовщина — против «своих». В том и другом случае организующим цен­тром выступают офицеры: на войне они организуют солдат на битву против врага, а при дедовщине не мешают либо потворствуют насилию одних сол­дат (старослужащих) над другими (новобранцами). Вовсе не случайно отслу­жившие в армии молодые люди и военные эксперты единодушны в сужде­нии: если бы ротные офицеры захотели, то могли бы прекратить любые про­явления дедовщины.

Симметричность и взаимосвязь двух явлений — войны и дедовщины — показывают исторические факты. Во время войны — всемерного напряже­ния физических и духовных сил народа — дедовщина отсутствует. Принято

считать, что в армии над людьми изде­ваются от безделья, поэтому насилие старослужащих в отношении ново­ бранцев в наибольшей мере проявляет­ся в мирные дни и почти угасает в во­енные. Социальная диффузия лежит в основе трагедии, случившейся в во­енном подразделении, дислоцировавшемся на мысе Желтом (Камчатская обл.), когда в период смены личного состава в апреле 1999 г. был изнасило­ван и насмерть замучен боец молодого пополнения В. Войтенко. «Что же заставило вполне обычных, нормальных во всех отношениях молодых лю­дей потерять человеческий облик?» — задался вопросом журналист анали­тического еженедельника «Новая Камчатская правда» В. Яковлев. Одно­значно ответить на этот вопрос невозможно. Один из обвиняемых прямо­душно ответил: «Просто там было очень скучно».

Дедовщина как социальный феномен неоднородна не только с точки зре­ния социально-классового и этнического состава участников (хотя в послед­нее время в армию идут преимущественно представители социально неза­щищенных слоев и лица славянской национальности), но также по интен­сивности проявления неуставных, в том числе насильственных, отношений в воинских частях. В своем исследовании И. Попов14 выделяет три формы или, лучше сказать, степени дедовщины:

1. Дедовщина, не связанная с унижением человеческого достоинства, состоит в том, что новобранцы выполняют некоторые виды работ, рассчи­танные на весь личный состав. Старослужащие, уставшие от рутинной ра­боты, перекладывают ее на плечи новобранцев. «Деды» могут приказать сбегать в столовую за хлебцем и сахарком или чистить картошку, разгребать снег. Такого рода «ненасильственное дедовство» выглядит как слегка испор­ченная модель наставничества: младших по званию учат уму-разуму, за­ставляют (без рукоприкладства) подкачать мускулы в спортгородке, следят за внешним видом (пришит ли чистый подворотничок, начищены ли сапоги и т.п.). Такая дедовщина даже полезна, и многие отслужившие небез­основательно полагают, что на ней держится вся армия. Толковый лейтенант умеет поддерживать в коллективе первый тип неуставных отношений, пре­секая попытки издевательств.

2. «Дедовские игры» — промежуточный вид между «полезной дедовщиной» и откровенным насилием. «Деды» используют систему насилия и доминиро­вания ради собственного удовольствия и развлечения. Они, к примеру, могут

14 Попов И. «Дедушки» и «салабоны» // Аргументы и факты. 1994. № 31.

668

заставить новобранцев «сдавать вождение». Молодой солдат ползает на карачках, двигая перед собой тазик с водой и «бибикая», а «деды» сверху подают команды: «Налево!», «Газу прибавь!», «Задний ход!» У связистов свой фирменный «стиль» — заставляют но­вобранца встать на табуретку и шваброй от­гонять помехи от антенны радиоприемни­ков; иногда предлагается задуть лампочку, но самым любимым игрищем является дем-бельский поезд, когда старослужащий лежит на своей кровати, которую слегка покачива­ют два-три «салабона», а вокруг носятся сол­датики с ветками в руках (за окошком дере­вья проплывают). Наконец, подходит «про­водник» со стаканом в руках: «Чайку не желаете?»

3. Самый жестокий вид неуставных отношений — диктатура «дедов». Это систематические избиения, террор, изощ­ренные издевательства, часто замаскиро­ванные под тренировки молодых (дли­тельное ползание в противогазе; отжи­мания до потери сознания), глумление над человеческим достоинством, принужде­ние к полному обслуживанию «элиты» (стирка портянок и т.п.) и даже несение за «дедов» боевого дежурства. Тако­го рода диктатура распространена в строительных войсках, авторотах, Мор­флоте, мотострелковых войсках и у пограничников.

ВОЗРАСТНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

В узком смысле дедовщиной называют порочные отношения между сол­датами срочной службы, отслужившими различные сроки.

Деление на новобранцев и старослужащих не относится к сфере формаль­но-должностных отношений, и в принципе не может относиться. Если бы воз­растные различия закреплялись в воинском уставе, то немедленно за каждым поколением расписывались разные функции, боевые задания, обязанности, а следовательно, и права. Причем у старшего поколения, обладающего боль­шим боевым опытом, должно быть больше обязанностей, а у младшего поко­ления, которое только начинает проходить социализацию, еще неопытно и беззащитно, должно быть больше прав. Но ни в советской, ни в российской армии никогда не существовало возрастного разделения труда, а тем более системы защиты прав новобранцев. Неизвестно, существуют ли они в других армиях мира и существовали ли они в другие исторические эпохи. Прямых свидетельств письменных источников не сохранилось.

Социальные отношения в армии, построенной на принципе единообра­зия и равенства всех перед уставом, не могут и не должны строиться на за-

669

конах возрастного разделения труда. Тем не менее возрастное разделение существует. Оно не определено уставом — его определяют конвенциональ­но сами служащие. Вначале система негласного разделения определяется стихийно, а потом закрепляется традицией, становится общим местом и как бы само собой разумеющимся обычаем для всех вооруженных сил в данной стране (экспорт дедовщины в другие страны невозможен).

Если армейские командиры не позаботились о справедливой системе возраст­ного разделения, не выстраивают ее на принципах разумности и эффективности, то военнослужащим остается одно — компенсировать недостаток, создавая не­справедливую систему возрастных полномочий. Такого рода система называет­ся дедовщиной. Здесь старшие доминиру­ют над младшими, сильные — над слабы­ми, а в целом неформальное возрастное разделение действует не во благо, как это могло бы быть, а во зло обществу. Дедов­щина обслуживает не потребности обще­ства, а узкокорыстные интересы одной из социальных групп. Удивительно, но в фор­мальной табели о рангах старослужащие — отнюдь не самая сильная и властная категория. Старшее офицерство, тем более генералитет, обладает куда больши­ми полномочиями и возможностями, нежели созданная в низовом звене управ­ленческой пирамиды неформальная система привилегий. Тем не менее генера­литет ничего не может сделать с сержантским произволом.

Живучесть дедовщины объясняется рядом причин, в том числе и возраст­ным разделением труда. Больше всего от нее страдают новобранцы. Но они знают: через год вся система привилегий перейдет к ним. Не прилагая уси­лий, не добиваясь заслуг, беззащитные «салаги» станут всесильными «деда­ми» просто в силу перехода из одного возрастного класса в другой.

Реальная перспектива получения со временем представителями угнетаемых групп привилегий, характерных для доминирующей (подавляющей) группы (по­вышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с увольнением ста­рослужащих или изменениями, происходящими в национальном составе подраз­деления), — основа живучести дедовщины. Если она возникает и самовоспроиз­водится, значит это кому-то надо. Подобная ситуация именуется в науке функциональным эффектом явления. Дедовщина, порочная и безнравственная, выполняет какую-то важную социальную и психологическую функцию.

Во все времена и во всех общественных системах младшие занимают не­привилегированное положение и обладают меньшими правами, чем стар­шее поколение. У старших и физически более сильных особей в биологиче­ском стаде или у людей в человеческом сообществе всегда больше власти, прав, привилегий, возможностей, а самое главное — соблазна, для того что­бы доказать свое превосходство над другими.

Дети в семье — высокоценимая, но послушная и находящаяся в подчи­нении категория. Родители приказывают — дети подчиняются. Старшие братья навязывают свою волю и свое видение мира, даже если оно непра­вильное, младшим братьям и сестрам.

Школьная дедовщина — отбирание денег у младших, унижение и даже сексуальные посягательства — процветает и в окраинных школах, и в гимна­зиях, и в лицеях. Школьное насилие — это характеристика не только отече-

670

ственного, но и западного образования. В 2002 г. в гимназии Гутенберга (Гер­мания) 19-летний преступник, ранее учившийся здесь, ворвался и открыл беспорядочную стрельбу по людям, убив 11 мужчин, пять женщин и двух де­вочек, после чего нападавший подвел итог и собственной жизни. Осенью 2001 г. четыре американские школьницы пытались отравить свою учительни­цу. Практически каждый месяц информационные агентства сообщают о тра­гедии в школе или другом учебном заведении в результате применения оружия. В пионерских лагерях царил тот же майорат (от англ. Major — старший), что и в армии, с той лишь разницей, что младшие по возрасту, не имевшие в своей первой смене преимуществ над старшими, во вторую и третью смены

получают преимущества, перейдя в ка­тегорию старожилов — своеообразных «дедов». Они много знают и как бы по­кровительствуют своим ровесникам-«новобранцам», объясняя им законы и правила лагерной жизни, показывая потаенные места или рассказывая мест­ные слухи, легенды и байки. Одним из обязательных элементов их власти слу­жит «посвящение в тайну» — сообще­ние новичкам-подросткам неких зна­ний, известных «взрослым» членам сообщества. У них неформальный авто­ритет, хотя никакими формальными властными полномочиями они не наделены: старшие отнимают конфеты у младших, принуждают к выпол­нению физического труда и т.д. В пионерском лагере в отношениях между детьми уже просматриваются серьезные зачатки армейской «дедовщины». В организации более старший по возрасту начальник всегда докажет бо­лее младшему по возрасту и низшему по должностному статусу подчинен­ному, что его место не рядом с ним, а ниже.

Если дедовщину рассматривать под углом зрения возрастной стратифи­кации, то ее следует считать разновидностью конфликта поколений. Это до­статочно распространенное в литературе объяснение возникновению дедов­щины. При этом конфликт трактуется в двух смыслах:

хронологический, когда в одной армейской казарме встречаются две воз­растные когорты почти одинакового года рождения, но в силу разли­чия сроков службы превратившиеся в два различных поколения («деды» и «салабоны»): у них разные установки и ценностные ориен­тации, модели поведения и отношений;

исторический, совпавший с переходом от 3-летнего к 2-летнему сроку службы в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Именно в этот период воз­ник феномен дедовщины: «трехлетки», дослуживавшие свой срок, на­чали вымещать свое неудовольствие на младшем призыве, которому посчастливилось служить только 2 года. Для поддержания прежней численности военнослужащих именно тогда потребовалось существен­но расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов в армейские ряды15.

Истоки дедовщины в Советской Армии: Материалы семинара. — http://www.situation.ru/app/rs/ mater/dedov/Dedovschina.htm.

G71

Еще более ранний конфликт поколений произошел в 1945 г. После Ве­ликой Отечественной войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии: одни не хотели потому, что привыкли к армейской жизни, другие не могли, поскольку на «гражданке» — голод и безработица. В это же время в армию, переходившую на стационарный режим мирного времени, пришло новое молодое поколение ребят, не нюхавших пороха. Служебный этикет не позволял отправлять в наряд «старика», даже если подходила его очередь, когда «молодой» оказывался занят. В дальнейшем возрастное разделение, уже не связанное с войной, закрепилось в практике мирного времени. На смену одним не нюхавшим пороха поколениям при­ходили другие такие же, но привилегии самого первого послевоенного фрон­тового поколения закрепили за собой именно старослужащие.

В 1970—1980-х гг. офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом, были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Именно в это время стало вы­годно служить в армии. Конечно, кто-то шел в военные училища по призва­нию, но многие молодые люди стали рассматривать военную карьеру как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию при­мерно в 45 лет; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и заработную плату; многих военных пенсионеров обеспечивали жильем. При этом им хотелось и работу полегче. К примеру, один прапорщик (командир) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с «дедов», а они пусть с молодых требуют. Не смогут — будут сами делать. Так мне надо всех контро­лировать, а так — только дедов»16.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!