ДЕДОВЩИНА И НЕУСТАВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ



Дедовщина представляет собой часть более глобального явления, на­зываемого «неуставные взаимоотношения». Сюда относятся разные по­роки, например землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). В основе неуставных отношений лежит доминирование любой не­формальной группы, которая захватила власть в подразделении и на­вязывает ее другим группам. Такой группой могут выступать представ­ители одной национальности, выходцы из одной местности, представи­тели одного поколения.

Дедовщина — система неформальных взаимоотношений между двумя поколениями (старшим и младшим) призывников в действующей армии, легализующая угнетение одними людьми других.

СУЩНОСТЬ НЕУСТАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема неуставных взаимоотношений освещалась в работах К.Л. Банникова, А.В. Барабанщикова, СВ. Ворошилова, А.Д. Глоточкина, Ю.И. Дерюгина, Ю.П. Зуева, В.В. Иванова, В.Н. Ковалева, СВ. Конинина, В.М. Крука, Н.И. Марченко, И.В. Меркулова, Н.В. Нарыкова, И.В. Образ­цова, СИ. Съедина и др.

Неуставные взаимоотношения распространение в армейских кол­лективах безнравственных, а по мере обострения — и противоправных по­сягательств (моральное и физическое давление) отдельных военнослужащих или групп на личность и права сослуживцев. Наиболее распространенные формы — словесные оскорбления, шантаж, принуждение сослуживцев или молодых воинов к выполнению различных прихотей, перекладывание на них своих обязанностей в быту и по службе, вымогательство денег, предме­тов обмундирования, продуктов питания, избиения и издевательства, оди­ночные и групповые драки и т.д.'

К неуставным взаимоотношениям относят также проявления чрезмерной требовательности младших командиров к своим подчиненным и нервных

' Крук В. Неуставные отношения // Аргументы и факты. 1983. № 44.

659

срывов, когда человек, попадающий в непереносимую личностную ситуа­цию и не являющийся по сути хулиганом или насильником, совершает ху­лиганский поступок. Сюда же можно отнести и расправу над обидчиками, которые превышают необходимые пределы обороны.

Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид или несдержанности на межличностном уровне, имеют го­раздо меньшую социальную опасность (эти проблемы могут и успешно ре­шаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом и личностно-групповом уровнях (рис. 52). В основе личност-но-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, предусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.), при кото­ром в подразделениях и частях по определенному признаку (признакам) об­разуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего доминирующего положения в подразделении, части (на корабле).

При этом формы утверждения социального статуса (положения) той или иной группы в воинском коллективе приобретают характер создания для доминирующей группы негласных «привилегий» и «обязанностей» по отношению к ней остальных групп, закрепляемых системой мораль­но-психологического и физического насилия. Неформальное разделе­ние военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения, устойчивости и самовоспроизводства в силу своей функциональности:

Врезка

Армейские наказания и «шутки» «дедов»

Если «дед» («деды») зайдет в комнату к «духам» и даст команду «Сушить крокодилов!» все «духи» должны залезть на кровати так, чтобы руки были на одних перилах, а ноги на других (что-то вроде моста). «Сушить крокодилов» заставляют в том случае, если кто-то провинился. Тех, кому рост не позволяет выполнять такое «упражнение», за­ставляют делать другое: взять табуретку за самые кончики ножек и, наполовину присев, держать ее на вытянутых руках. Это может длиться в течении до 10 мин. Выдержать позу «Сушить крокодилов» можно около 30 с, затем начинают болеть мышцы рук и ног, особенно сильно болят кисти рук. А пос­ле 1-й мин начинает сводить все тело... По команде «Сушить летучих мышей» все заби­раются под кровати и висят под ней, уцепившись руками и ногами за металлическую сетку. Это тоже совсем нелегко.

По команде «Сушить попугая» все становятся на одно перило кровати и, чтобы не упасть, сидя держатся за него руками. При этом, один из «де­дов» ходит по комнате и время от времени сби­вает подушкой некоторых «попугаев». Хорошая реакция и ловкость здесь тоже не помешают... Если «дед» говорит «духу»: «Ставь лося!», то тот скрещивает ладони рук и прижимает их ко лбу, после чего следует удар кулаком в получившие-

ся «рога». После этого «дух» должен сказать: «Спасибо, дедушка! Не желаете ли еще?» и, если тот изъявит желание, процедура повторяется... Если «дед» говорит: «Ставь музыкального лося!», то «дух» должен развести руки в разные стороны

и, медленно подводя их ко лбу, напевать «вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» (здесь руки дол­жны уже быть у лба). Далее следует удар, и «духу» нужно так же медленно развести руки обратно, напевая «все мне ясно стало теперь». При команде «деда»: «Ставьфанеру!» «дух» дол­жен сказать: «Я, фанера трехслойная, броне­бойная, 78-го года выпуска, к выстрелу готова». После этого «дед» бьет кулаком в живот, а «дух», немного отойдя, должен сказать: «Дым рассеялся, откат нормальный». Примечание: чис­ло 78 — это год рождения «духа». Источник: http://beavis.nm.ru/36.htm.

660

реальная возможность получения со временем представителями угне­таемых групп соответствующих привилегий, характерных для домини­рующей (подавляющей) группы (повышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с увольнением старослужащих или измене­ния, происходящие в национальном составе подразделения, и т.п.)2.


Рис. 52. Неуставные взаимоотношения как разновидность конфликта'

Большинство военных психологов понимает под неуставными отноше­ниями любые, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных, посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев. При этом социально-психологическое содержание таких отношений включает единичные, индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отри­цательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния воинов, приводящие к унижению ими личного достоинства сослуживцев4.

Таким образом, в основе этого сложного явления лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие социальный или социально-психологический статус личности или группы, материальные или духовные интересы, их честь и достоинство.

Специалисты относят дедовщину к экстремальным и силовым субкульту­рам, подчеркивая тем самым, что здесь господствует не просто культ насилия, но насилие над личностью в особо концентрированных формах. Чаще всего экстремальные субкультуры связаны с криминальными отношениями.

ДЕДОВЩИНА — это наличие неформальных структур внутри фор­мального института, т.е. существование неформальных отношений между военнослужащими.

Как ни странно, но дедовщина проявляется не только в нарушении ар­мейских норм, но и в доскональном соблюдении устава, правда, доведенном до полного абсурда. В связи с этим некоторые авторы предлагают трактовать дедовщину более конкретно — как глумление, издевательство и насилие над военнослужащими5. Согласно Словарю В. Даля, под глумлением понимает­ся насмешка, подшучивание в социально-негативном плане; под издеватель­ством — насмехание, изгаление, зубоскальство; под насилием — состояние,

Образцов И. В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 64. Образцов И.В. Указ. соч. С. 64.

Съедин СМ., Крук В.М. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и иско­ренения. Социально-психологический аспект. М., 1990. С. 14. Неуставные взаимоотношения. — http://www.conservator.ru/forums/free/posts/8202.html.

661

быт, жизнь под гнетом. Интересно, что Даль определял дедовщину как вот­чину, «дошедшую от деда». В некотором отношении это перекликается с современной «дедовщиной», поскольку армейский «дед» передает свою «вотчину» воспитания молодых солдат очередному поколению старослужа­щих. Поэтому, видимо, будет справедливым согласиться с В. Эминовым, определившим понятие правонарушений в сфере межличностных отноше­ний в армии как устойчивых социально-негативных проявлений криминаль­ного характера, основывающихся на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумле­нием, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими с

целью подчинения их своему влиянию (Мацкевич И., Эминов В. Преступное насилие над военнослужащими).

Как считает И.В. Образцов, можно выделить по меньшей мере шесть раз­личных оснований (механизмов функ­ционирования) неформальных статус­но-ролевых систем: «дедовщины», «зем­лячества», «культа силы», религиозного, криминогенного и общественно-поли­тического факторов (рис. 53).

Дедовщинапредставляет собой про­явление неуставных взаимоотноше­ний, при которых в качестве домини­рующего социального признака (а в соответствии с ним и комплекса «при­вилегий» или «обязанностей» в нефор­мальной структуре подразделения) вы­ступает срок службы. Данный механизм функционирования неуставных взаимоотношений в настоящее время наиболее исследован. Разделение военнослужащих на «категории» с соот­ветствующими для каждой из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы пороч­ных ритуалов и традиций.

«Землячество»— неуставные взаимоотношения, основанные на нефор­мальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности. В период с конца 1970-х гг. и вплоть до начала 1990-х гг. шел интенсивный процесс вытеснения дедовщины «землячеством» (на нацио­нальной основе) как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны обеспечивали среднеази­атские и закавказские республики.

«Культ силы»— неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств и особенностей. Представители до­минирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и физическими данными. Этот вид неуставных взаимо­отношений особенно ярко проявляется в подразделениях однопризывного состава. В некоторых подразделениях доминирует группа неформальных

6 Данные НТВ. 2003. 3 сент.

Б62

лидеров, которые подчиняют себе не только рядовых сослуживцев, но и формальных лидеров (сержантский состав, общественный актив).

Рис. 53. Типы механизмов функционирования неформальных взаимоотношений'

Религиозный фактор— неуставные взаимоотношения, основанные на разде­лении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфесси­ям. В противоправные группы собираются представители одной конфессии, на­пример мусульмане. Для образования конфессиональной дедовщины необходи­мо количественное преобладание представителей одной конфессии. При этом объектом посягательства выступают все представители остальных конфессий.

Учитывая значительную активизацию деятельности различных религи­озных конфессий на территории нашей страны, полагает Образцов, можно ожидать в ближайшие годы рост числа верующих военнослужащих различ­ной конфессиональной принадлежности, что в свою очередь может приве­сти к появлению проблем в их взаимоотношениях.

7 Образцов И.В. Указ. соч. С. 65.

663

Криминогенный фактор— неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленности до их призыва в армию. Речь идет не только о военнослужащих, прошедших до призыва в армию и на флот ис-правительно- и воспитательно-трудовые учреждения, содержавшихся в след­ственных изоляторах МВД, но и о молодых людях, к которым не применялись установленные законодательством меры заключения под стражу, однако вхо­дивших в неформальные группировки противоправной ориентации. О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди при­зывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены;

осенью того же года криминогенность призывного контингента составляла уже соответственно 18,3 и 3,7%8.

Растворившись в рядовой массе при­зывников, такие лица в короткие сроки добиваются привилегированного поло­жения, не свойственного их статусу ни с точки зрения дедовщины (срок службы), ни «землячества» (национальность или место жительства). При наличии в под­разделении нескольких субъектов кри­минального доминирования возникают условия для их объединения в спло­ченную группу — аналог высшей «кас­ты» в местах лишения свободы.

В последнее время Вооруженные Силы страны захлестнула волна пре­ступности. Так, за первое полугодие 1995 г. Главной военной прокуратурой зарегистрировано 11 444 преступления. Из них в армии и на флоте — 6651, по­гранвойсках — 1268, внутренних вой­сках МВД — 1000. Около половины совершенных преступлений составляют уклонения от военной службы. Судимость за «дедовщину» возросла в сухо­путных войсках на 17%, в военно-строительных частях центрального под­чинения и войсках ПВО — без малого на треть, в ВВС — на 45%9.

Факты насилия над военнослужащими срочной службы, казарменный беспредел (морение людей голодом), организаторская беспомощность и полная безответственность командования отмечались еще в начале 1990-х гг. во многих частях и соединениях Вооруженных Сил. Приведем несколько фактов. На Северном флоте за семь месяцев 1992 г. погибли 47 военнослу­жащих, зафиксированы 1245 случаев травматизма, требующего медицин­ского вмешательства. По данным исследований10, 90% опрошенных офице-

s Образцов И.В. Указ. соч. С. 63—72.

9 Армия в цифрах //Аргументы и факты. 1996. № 8.

10 Осуществлены Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Ми­нистерства обороны Российской Федерации в Московской, Свердловской, Новосибирской и Ка­лининградской областях летом 1993 г. Опрошена 1 тыс. человек.

664

ров морской пехоты заявляли тогда, что в частях, где они служат, процвета­ют издевательства, избиения и оскорбления со стороны матросов более ран­них сроков призыва.

Даже в самой «уставной части» России (так говорят в войсках про Пре­зидентский полк), в элитной воинской части, охраняющей Кремль и Пре­зидента, солдата довели до попытки самоубийства: в ночь на 7 января 2003 г. доведенный сержантом до отчаяния рядовой А. Фокин зашел в туалет и по­лоснул бритвенным станком себе по венам. В Президентском полку царила классическая дедовщина, отметил адвокат чудом выжившего солдата И. Ко-стюк: молодые были обязаны выполнять малейшие прихоти «стариков»".

Дедовщина функционирует в таком социальном пространстве, где либо не выработаны нормы социального поведения, либо они существуют, но не соблюдаются. Тюрьма и армия относятся к зоне правового беспредела. Он творится не только заключенными по отношению к другим заключенным, но и охраны по отношению к заключенным. В армии беспредел чинят одни солдаты по отношению к другим, а также офицеры, допускающие и не пре­секающие противоправные действия. Нередко офицеры сами применяют запрещенные методы наказания, например рукоприкладство.

В последнее время в группу факторов, определяющих типологию дедов­щины, активно вторгается партийно-политический. Втягивание молодежи в политику со временем может привести к созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих сходные общественно-по­литические ориентации и принадлежавших до призыва к одним и тем же политическим партиям и организациям.

В настоящее время в структуре группообразующих признаков, лежащих в основе неуставных отношений, доминирующими являются дедовщина и отчасти региональное «землячество» (рис. 54). В 1989— 1992 гг. она вытеснила из общей структуры неуставных отношений своего главного соперника — «землячество». В ближайшие два-три десятилетия «дедовщина», видимо, со­хранит свое лидерство, однако в будущем на первый план могут выйти не­формальные структуры, образованные региональным фактором (служба по месту призыва).

К существующим негативным явлениям в ближайшее время может до­бавиться проблема отношений между военнослужащими, занимавшимися до службы в армии различного рода деятельностью (например, участие в работе коммерческих структур и т.п.) и имевшими существенно разный уро­вень доходов и материальное положение в целом. В связи с этим возможно увеличение удельного веса форм проявления неуставных отношений, свя­занных с имущественными посягательствами12.

Одно время в структуре неуставных взаимоотношений проявлялся «че­ченский синдром»: накопившееся за месяцы боев психологическое напря­жение находит выход в форме различных видов физического и психическо­го насилия.

Таким образом, в неформальной структуре современной российской ар­мии присутствует ряд факторов, которые выступают либо причиной возник­новения, либо механизмом функционирования (поддержки, воспроизвод-

Комсомольская правда. 2003. 1 апр. 12 Образцов И.В. Указ. соч. С. 70.

665

ства и даже расширения) дедовщины. А, как известно, чем больше зацепок у того или иного явления, тем более оно живуче и гибко.

В самом деле, дедовщина проявляется в самых разных формах, типах и видах поведения, включая ритуально-символические (ритуал перехода из категории «салаг» в разряд «дедов»), организационно-распределительные (неравное распределение воинских заданий между новобранцами и старо­служащими), социально-психологические (психологическое давление, на­вешивание обидных ярлыков), морально-этические (оскорбительные отно­шения) и др.

Рис. 54. Группообразующие признаки в воинских коллективах, %:

1 — национальная принадлежность; 2 — религиозная принадлежность;

3 — срок службы в вооруженных силах; 4 материальное положение до призыва;

5 — место призыва; 6 — уровень образования; 7 общие интересы и увлечения;

8 — другие признаки"

Однако дедовщина не только играет разрушительную роль в армейской жизни, но и выполняет ряд позитивных функций. Она сплачивает военно­служащих — одних для более эффективного господства над остальными, других — для более эффективной защиты. Если «салага» не сломался мораль­но, а тем более нашел поддержку, нашел друзей, то ко второму году службы, пройдя огонь, воду и медные трубы, он вливается в крепкую солдатскую семью. Листая дембельский альбом с фотографиями сослуживцев, бывшие солдаты с удовольствием вспоминают армейские деньки. Все плохое отхо­дит на второй план, в памяти сохраняется возвышенное, героическое, ро-

13 Образцов И.В. Указ. соч. С. 69.

G66

мантическое. Можно сказать, что дедовщина выполняет роль полосы пре­пятствий, научившись преодолевать которую, юноша укрепляет свой харак­тер, выносливость и живучесть, у него появляется необходимый социальный опыт.

Проходя коллективное испытание (а дедовщина именно таковым и яв­ляется), военнослужащие вырабатывают «чувство локтя», привыкают дей­ствовать сообща, у них появляется ощущение причастности к коллективу «своих», что способствует успешной социализации, самоутверждению в об­ществе. Разумеется, здесь имеются в виду случаи, когда дедовщина не пре­вращается из системы старшинства в патологическое явление.

Солидаризация и сплочение имеют очень важное значение для социали­зации человека. Призывники, только что пришедшие на службу, с социоло­гической точки зрения представляют интерес лишь для статистики.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 640; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!