Категория военнослужащих Жаргонное наименование
Военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме «карантин», «слон», «мамонт», «салабон»
Военнослужащие первого периода службы (до полугода) «дух», «салабон», «щегол», «чижик», «гусь»
Военнослужащие второго периода службы (от полугода до одно- «молодой», «морж», «лёник», «щегол»,го года) «старший гусь»
Военнослужащие третьего периода службы (от года до полутора лет) «котел», «черпак», «помазок», «фазан»
Военнослужащие четвертого периода службы (от полутора додвух лет) «дед»
Военнослужащие, находящиесяв части после выхода приказа обувольнении в запас (дембельско-го приказа) «дембель», «квартирант»
Кроме того, в солдатском обществе существует две лиминальных21 (по терминологии А. ван Геннепа22) категории: 1) военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме; в разных частях их называют «карантин», «слоны», «мамонты»; после принятия присяги и распределения по подразделениям они включаются в общую систему и становятся «духами»; 2) военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа), их называют «дембелями» или, реже, «квартирантами».
Распределение по «рангам» — старая армейская традиция. В каждом роде
войск своя ранговая классификация. Но по сути это временные группы, и у каждой из них, естественно, свое положение в общей солдатской массе. Эта иерархическая лестница и есть не что иное, как дедовщина, или неуставные взаимоотношения.
|
|
Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат. Самая бесправная среди них — «духи», самая полновластная — «деды», промежуточное положение занима-
Истоки дедовщины в Советской Армии. Материалы семинара. — http://www.situation.ru/app/rs/ mater/dedov/Dedovschina.htm.
Лиминальный (от лат. limes — граница) — находящийся на границе, в промежуточном пространстве, между одним и другим или в переходной стадии. Лимитация — ограничение, установление предела. 22 Gennep A. van. The Rites of Passage. L., 1960.
675
ют «молодые» и «котлы». Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем дольше он служит.
Особенно ярко противопоставление «духов» и «дедов» проявляется в форме одежды. «Дух» обязан носить не подогнанную по фигуре (неушитую) форму — китель (гимнастерка) и брюки. «Молодой» должен подпоясываться духовским ремнем из дерматина. Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или чуть согнутой. Ремень должен быть затянут так сильно, чтобы между ним и телом не проходил палец. На голове полагается носить духовскую шапку, т.е. шапку обычно слишком большого размера или бесформенную, серого цвета. «Деды», напротив, ушивают (т.е. подгоняют) свою форму точно по фигуре, при этом существуют особые способы проглаживания кителя. Дедовский ремень из натуральной кожи (обычно такие ремни покупаются в солдатских магазинах) с пряжкой, выгнутой под углом примерно в 120—90°, носится очень свободно, на бедрах. Дедовская шапка — маленького или даже очень маленького размера, подстрижена и окрашена сапожным кремом в фиолетовый цвет. Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой23.
|
|
Нормы, регулирующие форму одежды военнослужащих разных периодов службы, разительно напоминают стандарты, принятые в лагере (на зоне), где, например, внешним признаком выс шей «касты» — воров — также является ушитая и отутюженная форма, сапоги с увеличенным каблуком и другие сходные признаки24.
Военнослужащие, склонные к мыслительному процессу и обобщениям, на досуге занимаются классификацией солдат: «воздух» — гражданский человек; «запах» — призывник до принятия присяги; «дух» — солдат до первого приказа о дембеле; «муравей» — солдат осеннего призыва; «фазан» («фазаненок») — молодой солдат весеннего призыва; «фазанарий» — весенний призыв; «гусь» («скворец») — солдат второго полугодия первого года службы; «черпак» — солдат, служащий третьи полгода; «ворона» — тот же солдат, служащий во внутренних войсках; «дед» («дедушка», «старый») — солдат второй половины второго года службы; «дембель» — солдат, ожидающий увольнения в запас25.
|
|
В системе армейских взаимоотношений форму, очередность и содержание социальных взаимоотношений между солдатами различных периодов службы определяет их иерархический ранг. Чем он ниже, тем выше зависи-
23 Дьячок М. Т. Указ. соч. С. 35-42.
24 Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 98.
25 Щуплов А. Потаенная армейская муза. Признанья дембельских альбомов... // Независимая газета.2001.24февр.
676
мость от других. Чем выше ранг, тем больше свободы действий и шире круг тех, кто обслуживает обладателя данного статуса. Вершину армейской иерархии занимают «деды», и от них вниз последовательность взаимодействий выстраивается, как на рис. 57:
Рис. 57. Армейская иерархия
Иерархия обусловливает социальный порядок клюва, т.е. очередность совершения престижных или привилегированных действий.
|
|
Понятие социального клюва ввел в научный оборот норвежский психолог и этолог Т. Шелдерун-Эббе. Наблюдая за поведением цыплят, он обнаружил, что один из них всегда господствует над всеми другими — он всегда клевал первым, никого не допуская. Вторым подходил другой петушок, который склевывал то, что оставалось от первого. Остальные выстраивались в очередь, и каждый занимал определенное место, которое соответствовало его позиции в иерархии. Как и у людей, у птиц соблюдаются порядок старшинства и права старейшин. Одни занимают верхние ступени в иерархии, а другие — низшие. Старшинство может основываться не только на возрасте, но и на том факте, что кто-то раньше занял более выгодные позиции, а пришедшие позже всегда получают самое худшее место26.
26 LundbergG., SchragC, LarsenO. Sociology. N.Y. 1954.
B77
Порядок клюва действует во всех социальных организациях, в том числе в армейском сообществе. Старший по званию стоит «в очереди» первым и получает благ больше, чем другие. Поскольку он получает принадлежащее ему по званию без борьбы, другие не проявляют агрессивности и желания его опередить. Как показывают наблюдения, в армейской столовой первыми накладывают себе пищу из общей посуды «деды», затем «котлы», затем «молодые» и лишь потом остатки ее разбирают «духи». В результате последним часто не достается наиболее ценимых в армии продуктов — мяса, жареной рыбы, масла, сахара.
Понятно, что порядок клюва определяет систему социального ранжирования, а на ее основании — стратификацию власти. Социальный ранг определяет такие формы взаимоотношений, как лидерство, господство и подчинение. Если система устойчива, то она в течение долгих десятилетий может регулировать социальный порядок в сообществе, где каждый знает свое иерархическое место и не посягает на чужое. Таким способом в мире животных и в человеческом обществе устанавливается порядок, базирующийся на стратификации и статусах. Для закрепления иерархии, придания ей незыблемости и авторитета старослужащие применяют социальные практики, которые основаны на воспитании покорности и угодливости. Особой изощренностью славятся так называемые построения. От официальных построений, проводимых старшими офицерами и призванными проверить наличие военнослужащих, дедовские построения отличаются вывернутым содержанием. Их цель — не проверить присутствие военнослужащих на местах, а унизить их. Подобные псевдопроверки проводятся в тот момент, когда в казарме нет офицеров, например ночью. По приказу старослужащих подается команда «Духи, строиться!» или «Духи и молодые, строиться!». Затем старослужащие обходят строй молодых солдат, придираясь к малейшей мелочи в их одежде или просто так, без причины, вспоминая их прошлые оплошности. Для многих «духов» построения заканчиваются избиениями. Молодого солдата, не вынесшего этих издевательств, забитого, опустившегося, называют «задроченным». Если к этому прибавляется его неопрятный внешний вид, такой военнослужащий называется «чмо», «чмырина». Наконец, если тяжелый образ жизни приводит к тому, что солдат буквально теряет человеческий облик, он переводится в категорию «чуханов», или «чуш-ков». Задроченные духи и тем более чушки в армии презираются всеми, даже военнослужащими одного с ними срока службы27.
Таким образом, один из важнейших этических принципов, существующих на «гражданке», — уважение к старшим и послушание младших — превращается в армии в способ легализации отношений власти. Апелляция
27 Дьячок М.Т. Указ. соч. С. 35—42.
678
к общепризнанной культурной норме придает армейской статусной системе характер абсолютной нормы.
Социальная стратификация казармы выражается множеством самых разных признаков, начиная с внешнего вида солдат (костюма и манеры его носить, ремня, головного убора), подчинения разным режимам солдатской жизни (облегченного для одних и неимоверно затрудненного для других), вольностей, разрешаемых в поведении, до состояния духа и менталитета.
Несмотря на то что все солдаты облачены в одинаковую форму, глядя на строй, по отдельным незначительным признакам можно безошибочно определить статус каждого и, следовательно, время, которое ему осталось служить.
Например, головные уборы не только согревают человека, но являются знаком социальной принадлежности. В армии между пилотками, шапками-папахами и фуражками лежит огромная статусная дистанция. То же можно сказать и о других частях армейского костюма, начиная с нижнего белья и кончая шинелью — ее качеством и цветом. Богат социальной семантикой солдатский ремень. Устав предписывает солдатам срочной службы ремни из плотного дерматина. Кожаные ремни выпускаются для курсантов военных училищ, поэтому в солдатской массе они — большая редкость и ценятся намного выше низкостатусных дерматиновых. Во-первых, это инструмент инициации; во-вторых, он фактически находится в коллективной собственности подразделения («дед» отдает его своему «духу» при инициации, а себе на увольнение покупает новый); в-третьих, ремень — календарь, на котором отмечают прошедшие месяцы службы, своеобразная модель протяженности жизненного пути. Его носят не просто с достоинством, но максимально распущенным — как символ статусной привилегированности.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Поскольку армия представляет собой не только общественный институт, но и конкретный тип социальной организации, а именно трудовой, то проблема организации и производительности труда, постановки и распределения заданий, распределения работ в ней стоит на одном из первых мест. Мы здесь не будем обсуждать вопросы эффективности использования боевой техники и живой силы во время войны. Речь пойдет о дедовщине как специфическом типе распределительных отношений.
Распределительные отношения в казарме формируются по поводу борьбы за власть над системой негласных «привилегий» и «обязанностей». Тот, кто занимает в иерархии доминирующее положение, получает больше привилегий и меньше обязанностей. Обычно в этой роли оказывается поколение старослужащих, которое за время до очередного призыва успело сплотиться и стать незримой корпорацией. Они определяют порядок клюва в социальной организации и занимают командные высоты на пирамиде власти. Следовательно, они и определяют правила распределительных отношений в неформальной системе армейской службы.
Неформальное, или теневое, распределение заданий представляет собой зеркальное отображение формальной, или официально-уставной, практики.
679
Действительно, работы, которые по уставу должны выполнять все военнослужащие в равной степени независимо от срока службы, «деды» по-своему и непропорционально перераспределяют, а точнее сказать, перекладывают на «молодых». Типична ситуация, когда в наряде «молодой» усиленно моет шваброй пол, а старослужащий изредка подмахнет веником. «Деды» следят за «правильным» распределением работ и всеобщей занятостью «духов»: дать какое-либо задание незанятому солдату, привлечь его к работе, заставить кого-то (из «молодых») выполнять не свою работу; переложить свою работу на других. Собственные обязанности «деды» не просто перекладывают на тех, кто в
одной команде тянет с ними трудовую лямку, а на лиц, не имеющих к ним отношения. Например, когда в наряд назначают двух старослужащих, они вместо себя заставляют работать молодых.
Другая черта теневого механизма распределения армейских работ — сверхурочная занятость. «Духи» обязаны выполнять все работы, возлагаемые на солдат, в том числе самые непрестижные (грязные, тяжелые, рутинные), например после подъема они заправляют свои кровати и кровати старослужащих, натирают пол в помещении, отведенном для подразделения, при помощи натирок — кусков сукна или иной плотной ткани — моют пол. Лишь после этого, если у них остается время, они умываются, в то время как старослужащие или лежат на кровати (если в подразделении нет офицеров или прапорщиков), или занимаются своими делами. После этого солдаты отправляются в столовую на завтрак, а затем распределяются по местам работы. После приема пищи солдаты должны собрать посуду со столов и унести ее в судомойку. Это всегда обязанность «духов», старослужащий не понесет грязную посуду, даже если его к этому принуждает офицер. Вечером после возвращения солдат в казарму и ужина «духи» обслуживают «дедов».
Старослужащие заставляют «молодых» выполнять некоторые сугубо личные работы: заправлять постель, стирать портянки и т.п. Наиболее распространены такие виды работ, как стирка и глажение белья старослужащих, подшивание белых подворотничков (для этого используется специальный лоскут белой ткани — подшива, или подшивка, который часто отрывается от простыни), уборка помещения и др. Эта работа не прекращается и после отбоя — команды ложиться спать28.
Тотальная занятость распространяется на рабочее и внерабочее время, сферу труда и досуга. Старослужащие заставляют молодых определенным образом развлекать их: например, считать дни до дембеля или разыгрывать перед ними некое театрализованное представление.
28 Дьячок М. Т. Указ. соч. С. 35—42.
680
ДЕДОВЩИНА И АГРЕССИЯ
Корни дедовщины кроются как в психологии самого человека, так и в социальном устройстве общества. Необходимо учитывать, что наиболее криминогенный возраст — призывники от 18 лет до 21 года. Молодежи вообще свойственно агрессивно-разрушительное поведение, особенно в последние десятилетия. Можно даже сказать, что это — особенности психики переходного возраста. Для личности правонарушителя — военнослужащего срочной службы характерна несложившаяся, а потому и неустойчивая психика. Окончательное становление психики у юноши происходит, как правило, не ранее 21 года. Согласно последним научным данным, содержание психики не наследуется, а формируется на протяжении всего постнатального периода и особенно в первый, наиболее бурный период (до 21—22 лет). Кроме того, подросткам, молодым людям вообще присуще удовольствие от риска, чувства опасности, которые испытывает человек, как бы играя. Некоторые исследователи считают, что большинство преступников, совершивших насильственные преступления, по темпераменту могут быть отнесены к холерикам, для которых характерны вспыльчивость, невыдержанность, возбудимость.
Насилие, когда старшие подчиняют младших, сильные — слабых, существовало и будет существовать всегда. Проблема в масштабах, которые оно принимает в том или ином обществе, в том, пресекают его или нет.
Определенная доля агрессивности присуща каждому человеку. Она ему необходима для выживания, защиты себя и завоевания жизненного пространства для своей семьи. Однако у отдельных Homo sapiens агрессивность
Врезка
Дедовские традиции
Затяжка ремня. Нелегкую армейскую жизнь усугубляет еще один порядок, придуманный «дедами»: ремень у «духа» должен быть затянут по размеру головы, т.е. не превышать ее — от подбородка до макушки. При такой затяжке солдат выглядит как балерина. Если «дух» нарушит этот неписаный закон, «деды» попробуют перекрутить бляху на его ремне. Сколько раз они перекрутят ее, столько десятков раз заставят отжиматься от пола или «отфанерят» столько раз, сколько удалось перекрутить ремень. Пуговицы. Если «дед» увидит, что у «духа» на кителе или штанах хотя бы одна пуговица расстегнута, то отрежет все остальные, после чего бедолаге придется все их пришивать. А пуговиц более 20.
Постель. Каждое утро несколько «духов» должны застилать «дедам» их постели. И каждый вечер, перед сном, несколько «духов» обязаны расстелить их для «дедов». Все должно быть сделано так, чтобы «дед» ложась, одним движением руки и без особого труда мог бы накрыться одеялом. Курево. Если «дед» попросит у «духа» сигарету, тот обязан достать ее за 2 минуты. В противном
случае «дед» даст еще 2 минуты, но придется принести уже 4 сигареты, и т.д. Когда «деду» надоест ждать, он может отпустить «духа», а ночью послать его за пределы воинской части покупать сигареты.
Подворотнички. Каждый вечер солдаты обязаны подшивать свои воротнички на кителе. При этом
грязный воротничок отрывается, стирается, гладится, аккуратно складывается и пришивается на старое место. А главное: при подшивании воротничка нужно четко следить, чтобы сверху было 12 стежков, снизу 6 и 2 по бокам. За «дедов» всю работу делают «духи». Источник: http://beavis.nm.ru/37.htm.
681
может иметь патологические, сверхконцентрированные дозы, и это трудно изменить, воздействуя на человека привычными средствами воспитания.
Попадая в нормальную среду, агрессанты, если можно так выразиться, впрыскивают в нее повышенные дозы адреналина, вызывая защитную реакцию людей, не обладающих повышенной концентрацией эмоций. Возникают столкновения и конфликты. Они могут разрешаться по-разному. Так, в городе, где большинство людей — случайные встречные по отношению друг к другу, стороны межличностного столкновения расходятся и стараются больше не встречаться. Но так не может быть в замкнутой среде, где одни и те же люди вынуждены пребывать длительное время вместе. Казарма — это
неестественная среда, где сконцентрирована однородная социальная масса (возраст и пол), имеющая неоднородный психологический уклад: одни тихие и покорные, другие буйные и агрессивные.
Участники конфликта не могут разойтись и забыть друг о друге. Следовательно, человек, вызывающий агрессию у другого, постоянно на глазах, и по отношению к нему негативные чувства не исчезают, а концентрируются.
Кроме того, конфликт вызывает у человека желание отомстить обидчику при удобном случае. Анонимная городская среда позволяет людям разойтись в разные стороны и никогда не увидеть друг друга. Обидчика даже невозможно найти. Но казарма — это малая группа, где люди знают друг друга и могут обнаружить, отомстить или еще раз унизить. Для обороны обижаемые должны объединиться, но и обидчик ищет себе союзников, способных оказать помощь. Наилучшие кандидаты в том и другом случае — призывники одного года, которые сразу попадают в сложившуюся социальную иерархию, где им уготовано то или иное место. Поскольку новобранцам предстоит занять низшую социальную позицию и они об этом знают, они стремятся держаться вместе на случай возможной атаки. Старшим по возрасту прибегать к стихийным формам группирования нет необходимости. За год-полтора они успели привыкнуть друг к другу и сформировать взаимную систему подавления слабых. Они научились этому у старших, уже успевших уволиться из армии.
Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, несут в себе меньшую социальную опасность (эти проблемы успешно решаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом уровне. Такими группами могут стать два поколения военнослужащих, различающихся по срокам призыва.
Отчасти дедовщина является органическим продолжением военной социализации, самой ее сути. Призыв в армию не только пополняет ряды вооруженных сил и тем самым естественным образом решает проблему демографической преемственности, но он формирует и характер юноши в известном направлении. В нем воспитывается не только умение подчиняться командной дисциплине и жесткой иерархии, но и боевые качества, среди которых не последнее место занимает агрессивность. Но агрессивность не имеет ценностного знака, она не может быть положительной или отрицательной. Агрессивность есть или ее нет. Это неуправляемая стихия, которую армейские власти, воспитав ее в молодых мужчинах как добродетель и необходимое солдатское качество, пытаются удержать в определенных границах, указываемых армейским уставом и казармой.
682
Принуждая функционировать ее только в поле дозволенного, армейская администрация на самом деле играет с огнем. Иногда, набирая обороты, агрессивность уже не может реализовать себя в условиях мирного времени и выплескивается наружу за очерченные границы29. Агрессивность, этот монстр, взлелеянный и выращенный армейскими структурами, начинает покушаться на установленный порядок, превращаясь в социально опасное качество. Военные преступления — не единственная форма выброса повышенной агрессии. Жестокое обращение одних военнослужащих с другими трансформируется в армейский садизм, который и называется дедовщиной.
Рис. 59. В армии происходит накопление негативных эмоций и агрессивности
Насилие при дедовщине — это не начало и не конец пути, а его середина. Оно начинается с первого дня — с насильственного призыва в армию юношей, не желающих служить. Любое действие, совершенное вопреки воле и желанию человека, приводит к возникновению агрессии. Если человек не может выразить ее немедленно, например против работников военкомата, то она уходит в глубины подсознания и здесь накапливается. Аккумулированная агрессия еще хуже. Она ждет своего часа, и он наступает, когда попадается более слабый и беззащитный.
К зонам концентрированной агрессии следует отнести перенаселенные коммуналки и перенаселенные тюремные камеры, солдатские казармы, концентрационные лагеря, линчующую толпу, давку в общественном транспорте или на стадионе, население люмпенизированных поселков, трущоб и гетто. Положение людей здесь неестественно, поэтому любой элемент в такой экстремальной группе стремится покинуть ее. Только внешние обстоятельства — невозможность досрочно освободиться, немедленно переселиться в другое помещение и т.п. — заставляют людей пребывать в стесняющих условиях. Невозможность выйти, отсутствие свободы действий, как и любая вынужденная ситуация, приводит к еще большему накоплению негативных
Синельников А. Поощрение и наказание. Мужчина и патриархатная власть // Преображение (Русский феминистский журнал). 1995. № 3. С. 5-15.
683
эмоций и агрессивности. Такие группы склонны к естественному распаду, но продолжают существовать под давлением не зависящих от воли людей объективных обстоятельств.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 763; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!