ФИЛОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. 5 страница



более сильными или более эффективными, чем предыдущие, -

скорее в этой интерпретации сила и эффективность различных

форм мышления решающим образом зависят от деятельности,

которую эти различные формы опосредуют. Сильвия Скрибнер

приписывает этот взгляд Л. Выготскому, который, как она ут-

верждает, <представляет высшие системы мышления не как об-

щие формы или общие структуры интеллекта в смысле Пиаже.

Выготский обращался к вопросу об общих проблемах формиро-

вания конкретных функциональных систем, - задача сущест-

венно иная, нежели та, что нацелена на установление конкрет-

ной совокупности общих функциональных систем> (Scribner,

1985, р. 132). Эта позиция, которую Дж. Верч определяет как

<неоднородность, несмотря на генетическую иерархию> соответ-

ствует той разновидности контекстуального культурно-истори-

ческого подхода, которую мы начали отстаивать в середине

1980-х годов.

 

То же утверждает и ученик А. Лурии Питер Тульвисте, пов-

торивший и продолживший некоторые из более ранних кросс-

культурных исследований в течение 1970-х годов (Tulviste, 1991).

 

<Существует очевидная связь между различными формами

деятельности и неоднородностью мышления. Это справедливо

 

ФИЛОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ КуЛЬТурЫ_____________________________________________________________________201

 

как внутри одной культуры, так и для разных культур. Причину

неоднородности вербального мышления не следует искать в слу-

чайном сохранении обществом или индивидом <старых>, <низ-

ших> или <предыдущих> социоисторических или онтогенетиче-

ских стадий мышления. Напротив, ее следует искать в многооб-

разии видов деятельности, распределенных в обществе и выпол-

няемых индивидами. Эта неоднородность развивалась на протя-

жении истории общества так, что с развитием материального и

духовного производства возникали новые формы деятельности.

Эти новые формы деятельности требовали новых типов мышле-

ния и порождали их. В то же самое время в той мере, в какой

более ранние формы деятельности, которые выполняют в обще-

стве некоторую роль, сохраняются - <старые> типы мышления,

им соответствующие, также сохраняются и продолжают функ-

ционировать> (1986, р. 24-25).

 

Дж. Верч отмечает большое сходство этой позиции и взгляда

Уильяма Джеймса на отношение между типами мышления и

формами деятельности. У. Джеймс выделял три вида мышления,

которые называл соответственно здравым смыслом, наукой и

критической философией (James, 1916). Он утверждал, что хотя

эти типы и возникали исторически последовательно, было бы

неверно считать какой-либо из них лучшим, чем другой. Все

мышление инструментально, а, следовательно, вопрос, какой тип

мышления лучше, решительным образом зависит от той сферы

деятельности, в которой он протекает.

 

Условный релятивизм

 

Эти рассуждения снова возвращают меня к уже изложенному

говорилось в предыдущих главах. Поскольку существуют разли-

чия в том, какие проблемы признаны и укоренены в культурных

практиках разных обществ, логично принять позицию культур-

ного релятивизма: никакое универсальное представление о еди-

ной, общей психологической характеристике, именуемой <уро-

вень мышления> или как-либо еще, не является универсально

применимым.

 

Однако эта радикальная релятивистская позиция не вполне

выражает представления той культурно-исторической деятельно-

стной теории, которую развиваем мы с коллегами, поскольку

она отказывается рассматривать факт взаимодействия культур-

ных групп. Взаимодействие групп, как правило, означает конку-

ренцию в отношении ресурсов. Эта конкуренция иногда бывает

мирной, но гораздо чаще способность одной группы одержать

 

202____________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

верх над другой играет решающую роль в формировании после-

дующих культурно организованных видов деятельности в обеих

группах, а особенно среди побежденных.

 

Ключевыми ресурсами в подобной борьбе всегда бывают вы-

работанные культурой орудия (от лука и стрел до межконтинен-

тальных баллистических ракет, и от рудиментарных систем за-

поминания до цифровых компьютеров). В прежние века было

принято считать, что совершенствование такого рода технологий,

ассоциирующихся с <современным миром>, обеспечивает пока-

затель степени, в которой пользователи этих технологий достиг-

ли большего развития, чем другие, в решении общей проблемы

сохранения жизни на планете Земля. Однако именно в отноше-

нии этой проблемы превосходство современных индустриальных

обществ вызывает глубокое сомнение.

 

Общее предположение состоит в следующем: <Если мы хотим

выделить конкретный вид деятельности из ее культурного кон-

текста и утверждать, (а) что это - универсальный вид деятель-

ности, который разные народы освоили до разной степени и (б)

что мы имеем правильную теорию стадий развития в этой облас-

ти, тогда может быть осуществлено некое условное сравнение, в

котором мы сможем увидеть, как различные культуры организуют

опыт взаимодействия с этой областью деятельности. Забывая об

этой условности, мы оставляем дверь открытой для грубых нару-

шений научных методов ради этноцентрических заявлений об ис-

тинной природе действительности> (LCHC, 1983, р. 710).

 

Даже такого рода вывод покоится на представлении, что, вы-

делив какие-то виды деятельности из их культурного контекста,

мы все же имеем значимые основания рассматривать их как те же

самые виды деятельности. Принять подобное допущение значит

согласиться с представлением, что когнитивные задачи могут быть

составлены независимо от контекста, представлением, глубокие

сомнения в справедливости которого вызывают результаты кросс-

культурных исследований, и к которому я еще вернусь в главе 8.

 

Как уже отмечалось в этой главе, глобальные утверждения о

роли филогенеза или истории культуры в развитии психики не

могут быть ни безусловно приняты, ни безусловно отброшены на

основе имеющихся к настоящему времени данных, если вообще

когда-нибудь это станет возможным. Область исследования слиш-

ком обширна, а в наших данных так много белых пятен, что

многие сообщения могут удовольствоваться уже самой связнос-

тью повествования.

 

ФИЛОГЕНЕЗ /i история культуры___________________________________________203

 

Моя цель была менее глобальной и состояла в том, чтобы оп-

ределить, какие изменения следует осуществить в теории, пред-

ложенной культурно-историческими психологами две трети века

назад, чтобы привести ее в соответствие с современными данны-

ми и способами интерпретации. В общем и целом, я был удивлен

тем, какую малую часть базового теоретического аппарата при-

шлось опустить, скорее изменения состояли в возвращении к

базовым принципам, чтобы исправить ошибки, естественные в то

время, но неприемлемые сегодня.

 

Первое изменение состояло в подчеркивании необходимой

двойственности опосредования по отношению к другим людям и

неодушевленному миру с целью обеспечения уравновешенной

трактовки производства и распределения, с одной стороны, и

социальной координации, с другой. Вторым изменением был от-

каз от идеи о последовательности действия факторов, вносящих

вклад в эволюцию человека, и первичности того или иного из

них. Аналогичным образом мы должны отказаться от идеи, что

какой-либо единственный фактор отвечает за какую бы то ни

было отличительную характеристику нашего вида. В обоих слу-

чаях именно взаимовлияние разных принципов порождает новые

жизненные образования. В-третьих, на культурно-историческом

уровне анализа мы заново подтвердили необходимость связывать

культурные различия в познавательной деятельности с видами

деятельности, принятыми в данных обществах, чтобы удержать

необходимую степень неоднородности когнитивных процессов

между индивидами, занимающимися соответствующей деятель-

ностью. Текстуальные подтверждения того, что первые культур-

но-исторические психологи разделяли обе эти идеи, можно было

бы использовать в подтверждение нынешней жизнеспособности

этих идей. Однако нет необходимости забрасывать читателя ци-

татами. Интерпретация исходных принципов в свете современ-

ных данных говорит сама за себя.

 

204______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Глава 6. Филогенез и история культуры.

 

Зигмунд Фрейд ясно определил ограничения, присущие ретро-

спективному анализу: <Поскольку мы прослеживаем развитие от его

финальной стадии назад, связь оказывается непрерывной, и мы чувст-

вуем, что достигли понимания, которое вполне удовлетворительно или

даже исчерпывающе. Но если мы пойдем обратным путем, если мы

начнем с посылок, выведенных из анализа, и попытаемся проследить

их развитие вплоть до конечного результата, тогда у нас не будет боль-

ше впечатления неизбежной последовательности событий, которые не

могли выстроиться иначе. Мы сразу замечаем, что результат мог бы

быть и иным> (Freud, 1924, р. 226).

 

Здесь не имеется в виду, что у австралопитеков не было того про-

стого использования орудий, которое обнаруживается у современных

шимпанзе. Трудность заключается в том, что только каменные орудия

имели шанс сохраниться до настоящего времени.

 

Некоторые, в частности, М. Доналд, утверждают, что там сущест-

вовали также мифы и ритуалы, но в отсутствии материальных останков

это в лучшем случае следует рассматривать как догадку.

 

У неандертальцев, существовавших одновременно с Homo sapiens,

не было анатомически современного голосового аппарата, что и привело

к представлению о решающей роли различий в коммуникативных спо-

собностях в последующем развитии Homo sapiens, с одной стороны, и

стагнации и последующем исчезновении неандертальцев, с другой (Li-

berman, 1991).

 

Остается вопрос - было ли использование орудий у Homo erectus

достаточно сложным, чтобы требовать такого обучения. К. Уинн

(Wynn, 1988) утверждает, что нет; М. Доналд, ссылаясь на исследова-

ния, показывающие, сколько времения и труда требует от современного

человека изготовление ранних каменных орудий, утверждает, что да

(Donald, 1991).

 

График на рисунке 6.1. можно интерпретировать и как иллюстра-

цию к высказыванию Ф. Энгельса: <Вечные законы природы превра-

щаются в еще более вечные законы истории>.

 

Русские прибегали к авторитету Р. Турнвальда и в своих возраже-

ниях против биологических объяснений культурных различий, и в от-

стаивании идеи о том, что элементарные психические функции общи

для всего человечества благодаря общему филогенетическому наследству.

 

Я провел лето 1966 года в Москве, работая с материалами по

Средней Азии в процессе подготовки к изданию того, что стало назы-

ваться <Культурный контекст обучения и мышления> (1971). Я привез

тогда с собой все доступные последние издания.

 

ГЛАВА 7.

ОНТОГЕНЕЗ И КУЛЬТУРА.

 

Имея модифицированный культурно-исторический подход к во-

просам филогенеза и истории культуры, мы можем теперь обра-

титься к теме, ставшей основным предметом моего собственного

исследования: онтогенезу в его историческом контексте.

 

Выбрав онтогенетическое развитие в качестве предмета ис-

следования, мы выбираем и такой способ анализа, который со-

гласуется с нашим повседневным опытом. Это, однако, происхо-

дит в теоретической рамке, в которой развивающийся индивид

рассматривается в качестве третьего потока истории, третьей со-

ставляющей, переплетающейся с филогенетической и культурно-

исторической составляющими. При таком подходе к онтогенезу

сохраняются важные принципы нашего анализа процесса изме-

нений в филогенезе и истории культуры:

 

1. В процессе развития совмещаются дарвиновский и ламар-

кианский виды изменений.

 

2. Филогенетические (дарвиновские) и культурно-исторические

(ламаркианские) изменения происходят с разными скоростями;

возникающие источники изменений не совпадают во времени.

 

3. <Уровни развития> внутренне гетерогенны.

 

4. Прямые причинно-следственные связи не объясняют раз-

вития, ведущего к возникновению новых форм и функций взаи-

модействия между людьми и их мирами.

 

5. Адекватным предметом анализа для изучения взаимопо-

рождения онтогенеза и истории культуры является культурная

практика или система видов деятельности, служащая ближай-

шей средой развития.

 

Патриция Миллер так суммирует взгляд российских и аме-

риканских культурно-исторических психологов на процесс онто-

генетического развития: <По мере того, как дети вовлекаются в

совместные с другими людьми интерпсихические акты, в частно-

сти, в диалог, эти акты постепенно становятся для них интрап-

сихическими. В этом смысле функционирование индивидуальной

психики имеет социокультурное происхождение. Речевое взаи-

модействие с другими людьми постепенно становится разговором

 

206____________________________________________________________КуЛЬТурНО-НСТОрИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

с собой и для себя (эгоцентрическая речь), а затем безмолвной

мысленной диалогической внутренней речью. Дети интериоризуют

(Л. Выготский) или присваивают (Б. Рогофф) информацию и спо-

собы мышления из своих взаимодействий с родителями, педаго-

гами, другими взрослыми, более способными сверстниками.

 

Технические и психические средства, предоставляемые куль-

турой, опосредуют функционирование интеллекта. Язык, в част-

ности, помогает детям эффективно руководить своим собствен-

ным мышлением; они планируют, рассуждают логически и т.д.>

(Miller, 1993, р. 421).

 

Читая это, я киваю головой и думаю: <Хорошо сказано>. Од-

нако здесь есть и скрытые проблемы. Одну из них замечает и

сама П. Миллер: это краткое изложение не схватывает процесс

развития. Чтобы понять, что она имеет в виду, следует еще раз

обратиться к этой цитате и задаться вопросом: каким образом

меняется сам процесс изменений как таковой в ходе онтогенеза?

П. Миллер подытоживает общие принципы опосредования и об-

ретения мышления, но ничего не говорит об условиях воплоще-

ния этих принципов в опыте детей разного возраста.

 

Пытаясь ввести необходимые дополнительные соображения,

мы обнаруживаем еще одну особенность этого описания. Оно

спокойно и свободно от противоречий. Нам говорят, что язык

<помогает> детям, и это верно, но это же справедливо для всех

систем опосредования. Язык одновременно и ограничивает детей,

и содействует им, он одновременно и побуждает, и сдерживает.

Напряжение реальных человеческих отношений, испытываемое

людьми в опыте их повседневной жизни, отсутствует. Сказанное

выражает идеализированные представления о социокультурной

роли детей в опосредовании жизненного опыта взрослых. Дети

отнюдь не всегда податливы, а взрослые отнюдь не всегда дейст-

вуют целенаправленно (Goodnow, 1990; Litowitz, 1993; Smolka,

De Goes and Pino, 1995).

 

Это ограничение усугубляется отсутствием способов обраще-

ния с богатым разнообразием видов деятельности, образующих

контекст развития. Впрочем, отложим методологическую дис-

куссию до следующей главы. Здесь же рассмотрим разнообразие

способов вхождения культуры в процесс онтогенетического раз-

вития. Этот подход будет отличаться от принятого в главе 3, где

обсуждались экспериментальные данные кросс-культурных ис-

следований. Не игнорируя эти данные, я сосредоточусь, однако,

на универсальных процессах культурного опосредования, прояв-

ляющихся от самого рождения и в течение жизни любого ребенка.

 

ОНТОГЕНЕЗ и культурд__________________________________________________207

 

Новорожденный встречается с группой

 

Джон Доллард, один из предшественников нынешних теоретиков

в области социального научения, предложил заслуживающий вни-

мания способ размышления о встрече нового человеческого су-

щества с постнатальным окружением и последовательном влия-

нии культуры на его поведение: <Возьмем для рассмотрения два

объекта: во-первых, группу, которая существовала до появления

индивида, и, во-вторых, новый организм, который входит в эту

уже существующую целостность. В этот момент организм считает-

ся свободным от культурного влияния, а группа - от организма.

Спросим себя теперь, что мы можем сказать теоретически отно-

сительно того, во что превратится этот организм того или иного

пола, когда вырастет. Все факты, которые мы можем предсказать,

имея в виду влияние группы, будут определяться культурой, в

которую он входит. Эти факты могут включать характер одеж-

ды, которую он будет носить, язык, на котором он будет гово-

рить, его теоретические идеи, типичные занятия, в некоторых

случаях - кто окажется женой или мужем, что может его ос-

корбить, что он будет считать благополучием, каковы его пред-

ставления о личностном росте и т. п.> (Dollard, 1935, р. 14-15).

 

Этот мысленный эксперимент наглядно показывает некото-

рые очевидные способы влияния культуры на развитие детей.

Д. Доллард также прав в том, что со временем новые члены со-

общества станут ощущать культуру настолько <своей>, что будут

<...действовать так, как если бы они сами выдумали все то, что

предписывает им традиция> (там же). В процессе онтогенеза

происходят фундаментальные структурные изменения, заклю-

чающиеся в том, что для существа, живущего в культурной сре-

де, опосредование действий культурой становится второй приро-

дой. Объяснить, как возникают такие изменения, - увлекатель-

нейшая задача.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!