ФИЛОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. 8 страница



изменение в решении проблем детьми не менее важно для разви-

тия культурно опосредованных действий. Еще со времени пио-

нерской работы Ж. Пиаже известно, что в этот же период наб-

людаются самые первые формы использования орудий, при ко-

торых дети оказываются способны сочетать две схемы (напри-

мер, <уронить предмет в жестяную коробку> и <подать звуковой

сигнал>). По словам Ж. Пиаже, первая схема <...определяет спо-

соб действия, а вторая является сигналом для его окончания>

(Piaget, 1952, р. 55).

 

Ряд поведенческих изменений, возникающих в течение нес-

кольких месяцев до и после окончания первого года жизни ре-

бенка, приводит к совершенно новому уровню способности опос-

редовать действия с помощью артефактов и других людей. При-

мером этого является указывание как средство привлечения

внимания своего опекуна. Дети начинают указывать на объекты

в возрасте около одного года (Bruner, 1983; Franco and Butter-

worth, 1991). Когда годовалые дети видят проезжающую мимо

машинку с дистанционным управлением, они сначала указывают

на нее, а потом смотрят, как на нее реагирует мать (социальное

реферирование).

 

<Вербальное указывание> (с использованием неконвенцио-

нальных звуков) также возникает в самом начале второго года

жизни. Элизабет Бэйтс, например, приводит следующее наблю-

дение за тринадцатимесячной девочкой: <К. сидит в коридоре

перед кухонной дверью. Она смотрит на мать и зовет ее, издавая

на высоком тоне звук "Ха". Мать подходит к ней. К. продолжает

смотреть в сторону кухни, вытягивая в этом направлении плечи

и верхнюю часть туловища. Мать несет ее в кухню, и К. указы-

вает на раковину. Мать дает ей стакан воды, и К. с жадностью

пьет> (Bates, 1976, р. 55).

 

М. Томазелло и его коллеги утверждают, что способы, кото-

рые начинают использовать дети для координации внимания

между объектами и людьми как составляющими одного и того

же действия, указывают на осознание ими того факта, что люди,

в отличие от неодушевленных предметов, действуют намеренно:

 

ОНТОГЕНЕЗ yi культурд________________________________________________223

 

<Дети не пытаются смотреть туда же, куда смотрит их кукла,

они не пытаются использовать стул в качестве объекта социально-

го реферирования и не требуют действий от своей бутылочки. Они

проделывают все это только, когда взаимодействуют с другим че-

ловеком, потому что понимают поведение других людей в свете

лежащих за ними представлений и намерений> (Tomasello et al.,

1993, p. 498). По мнению М. Томазелло и его коллег, возникнове-

ние этой способности относиться к другим, как к существам, ру-

ководствующимся намерениями, играет решающую роль в обеспе-

чении возможности для возникновения форм подражания, кото-

рые понадобятся детям, чтобы освоить культуру своей группы.

 

В психологии развития обычно принято считать, что между

18 и 24 месяцами конвергенция изменений в социальной, биоло-

гической и психологической сферах приводит к качественно но-

вой стадии развития, означающей окончание младенчества.

Это - период, который, по Ж. Пиаже, отмечен возникновением

мышления в представлениях. Это - период, когда, по Л. Выгот-

скому, начинают соединяться история культуры и филогенез,

порождая качественные изменения в человеческом мышлении. К

числу важнейших признаков этих изменений относятся:

 

1. К 18 месяцам коммуникативная функция указывания ста-

новится более сложной. Ранее отмечалось что, если по полу не-

ожиданно проедет игрушечная машинка с дистанционным уп-

равлением, годовалые дети, как правило, укажут на машинку, а

затем посмотрят, заметила ли ее мать. Около 18 месяцев ребе-

нок, как правило, сначала посмотрит на мать, видит ли она ма-

шинку, и лишь затем укажет на нее. Если дети этого возраста

находятся в комнате одни, когда появляется такая машинка,

они не указывают на нее до тех пор, пока в комнату не войдет

взрослый - это ясно показывает, что их указывание является

целесообразным и служит для коммуникации (Butterworth, 1991).

 

2. В решении проблем проявляется опосредование символи-

ческими комбинациями возможных решений. Классическая ил-

люстрация этого - описание Ж. Пиаже способности его дочери

Люсьенн просунуть палку сквозь прутья кроватки. Вместо того,

чтобы идти медленным путем проб и ошибок, ребенок прежде,

чем действовать, похоже, создает в воображении картину после-

довательных действий. Ж. Пиаже выделял способность ребенка

прийти к выводу о том, что палку можно просунуть сквозь пру-

тья, если повернуть ее, не делая при этом никаких видимых по-

пыток, как решающее свидетельство существования новой фор-

мы мышления, отделенного от непосредственного действия.

 

224__________________________________________культурно~/1СТОРИЧЕСКАЯ психология

 

3. Между 12 и 18 месяцами дети используют различные пред-

меты в игре так же, как взрослые использовали бы их в реальной

жизни, то есть, например, ложку они берут в рот, а молотком

стучат. Но по мере приближения к концу второго года жизни

дети начинают обращаться с вещью таким образом, как если бы

она была чем-то другим, не самой собой. Они размешивают свой

кофе прутиком и расчесывают кукле волосы игрушечными граб-

лями или считают край песочницы дорогой. Такого рода поведе-

ние называется символической игрой - игрой, в которой один

объект замещает, представляет другой, как грабли замещали

расческу. В течение следующих нескольких лет игра будет обра-

зовывать важный культурный контекст, в котором дети смогут

имитировать культурные практики, которые они наблюдают и в

которых участвуют, включая и роли, исполнение которых будет

впоследствии ожидаться от них в реальной жизни. Игра пролеп-

тична.

 

4. Стремительно расцветает речь. Дети начинают составлять

сложные предложения, их словарный запас увеличивается с на-

растающей скоростью.

 

Имеются и другие показатели того, что дети начинают опо-

средовать свое понимание мира символами. Они начинают руко-

водствоваться в поведении стандартами взрослых. Оказавшись

перед зеркалом узнают себя в изображении. Дети начинают ис-

пользовать слова таким образом, указывающим, что они говорят

о себе (например, когда обрушивается башня из кубиков, ребе-

нок скажет: <Ой-ой, что я наделал>). Они испытывают более

сложные чувства и начинают учиться самостоятельно <плавать>

в мире, ставшем более сложным и менее связанным со взрослы-

ми (Cole and Cole, 1996, гл. 6).

 

Модулярность и контекст

 

Предыдущие примеры иллюстрировали влияние культуры на

развитие, более или менее игнорируя существенную роль фило-

генетических ограничений. Чтобы восстановить равновесие, об-

ратимся к той линии современных работ по влиянию филогенеза

(<врожденного>) на интеллектуальное развитие детей, которая

характеризуется понятием модулярности. В предлагаемой здесь

версии культурно-исторической психологии модулярность и

культурный контекст вносят общий вклад, совместно влияют на

развитие психики.

 

Мне неизвестно точно происхождение понятия <модуляр-

ность>. Кажется, оно возникло в дискуссии между Ж. Пиаже и

 

ОНТОГЕНЕЗ м культурл________________________________________________225

 

Н. Хомским (и многими комментаторами), материалы которой

были изданы Массимо Пьятелли-Пальмерини в 1980 году. Воз-

ражая Ж. Пиаже, утверждавшему, что язык конструируется на

основе предшествующего развития сенсомоторных схем, Н. Хом-

ский отстаивает существование того, что стало называться язы-

ковым модулем: <Если мы действительно как следует всмотрим-

ся в развитие [конкретной языковой структуры],... мы обнару-

жим в точности то же, что и при изучении любого физического

органа. Путь развития любого органа зависит от средовых фак-

торов всех видов, но я думаю, что, как и следовало ожидать, мы

снова и снова обнаружим, что фундаментальные свойства орга-

низации, общие черты скорее неизменны, нежели наживаются>

(Piatelli-Palmerini, 1980, р. 176).

 

В процессе этой дискуссии Джерри Федор применил логику

теории языка Н. Хомского к когнитивному развитию в целом, под-

робно изложив это в своей книге <Модулярность психики> (Fodor,

1983). Если сильно упростить, Дж. Фодор утверждал следующее:

 

1. Психические процессы специализированы по областям.

Информация из окружающей среды проходит через совокупность

специальных входных систем или модулей, определенным обра-

зом преобразующих входную информацию. Они передают эту

информацию в общем формате <центральному процессору>.

 

2. Психологические принципы организации каждой области

являются прирожденными в смысле А. Гизелла или Н. Хомско-

го. Они имеют фиксированную нервную архитектуру, они дейст-

вуют автоматически и быстро и <включаются> соответствующи-

ми внешними входами, а не конструируются, как это предпола-

гается в теории Ж. Пиаже .

 

3. Различные области не взаимодействуют друг с другом не-

посредственно, каждая из них представляет собой отдельный

психический модуль. Информация, поставляемая модулями, ко-

ординируется посредством <центрального процессора>, опери-

рующего продуктами их деятельности.

 

4. Модули не могут испытывать влияние со стороны других

составляющих психики, которые не имеют доступа к их внут-

реннему оперированию.

 

В дополнение к языку Дж. Фодор предложил еще ряд воз-

можных модулей, в том числе связанные с восприятием цвета,

формы, трехмерных отношений и распознаванием голосов и лиц.

Впоследствии было предложено множество возможных модулей,

включая модули для механической причинности, целенаправ-

ленного движения, числа, одушевленности и музыки (Hirschfeld

 

8 - 2413

 

226____________________________________________________________КуЛЬТурНОТ^СТОрИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

and Gelman, 1994). Существуют две версии модулярной гипоте-

зы - слабая и сильная. По слабой версии, поведенческие диспо-

зиции, встроенные в геном, и богаче, и сложнее, чем признается

традиционными теориями когнитивного развития. Эти генетиче-

ски определенные характеристики обеспечивают точку отсчета,

начальную структуру, над которой надстраиваются более позд-

ние когнитивные способности. Они устанавливают ограничения

на способы восприятия и осмысления опыта развивающимся ор-

ганизмом, направляя развитие вдоль типичных для вида линий.

Сильная версия модулярной гипотезы идет дальше и полагает,

что в пределах этих областей поведенческие характеристики на

самом деле вовсе не развиваются. Являясь врожденными, они

требуют лишь необходимого включения со стороны окружающей

среды, чтобы реализоваться (обстоятельное рассмотрение этих

вопросов см.: Fischer and Bidell, 1991; Karmiloff-Smith, 1992;

Hirschfeld and Gelman, 1994).

 

Полагаю, что более слабая форма модулярной гипотезы -

основные принципы и точки отсчета - может полезным образом

сочетаться с представлениями о культурном опосредовании. Та-

кое сочетание привлекательно возможностью учета переплетения

<природной> и <культурной> линий развития в едином процессе.

Процесс освоения речи может служить образцом. Каким об-

разом сплетение генетических и культурных направляющих при-

водит к возникновению речи?

 

Освоение языка

 

Никакая область взаимодействия культуры и развития человека

не привлекала такого внимания ученых, как вопрос о культур-

ном опыте в освоении языка. Должен ли язык осваиваться в

процессе учения, опосредованного культурой, то есть, как любая

другая когнитивная способность человека, в процессе конструк-

тивного взаимодействия, или язык является специализирован-

ной отдельной областью (модулем), которая нуждается только в

каком-то включении, чтобы проявиться? (Обсуждение различ-

ных точек зрения по этому поводу см.: Bruner, 1983; Piatelli-

Palmerini, 1980; Pinker, 1994.)

 

Никто не верит, что язык может быть выработан в изоляции,

однако модулярная позиция в отношении языка предполагает,

что его развитие сродни развитию любого телесного органа: если

окружающая среда способствует поддержанию жизнедеятельно-

сти социальной группы, она способна обеспечить и развитие

языка без какого-либо специального внимания.

 

ОНТОГЕНЕЗ и культурА________________________________________________227

 

Однако поскольку среда, поддерживающая жизнедеятель-

ность, есть среда, преобразованная культурой, необходимо более

аккуратно определить минимальные условия культурно опосре-

дованного взаимодействия между детьми и взрослыми, достаточ-

ные для поддержания развития <речевого органа>. Необходимо

также, как и в случае биологического изучения органогенеза,

уточнить природу взаимодействий, в которых возникает этот <ре-

чевой орган>.

 

Метафора сада представляется мне полезной для размышле-

ний об этих вопросах. Рассмотрим, например, обычное бобовое

зерно, часто используемое на занятиях в детском саду для де-

монстрации процесса роста. Представим себе, что мы поместили

его во влажную землю в горшке и поставили горшок в темный

сарай. По истечении определенного промежутка времени, ска-

жем, двух-трех недель, зерно прорастет. Появится росток, а за-

тем листья, первые желто-зеленые листья, похожие на восковые.

Чтобы развитие продолжалось, росток теперь должен получать

солнечный свет. Если не вынести его из темного сарая, он завя-

нет и погибнет. Но если вынести его на солнечный свет, он вы-

растет и расцветет.

 

Аналогия между разными условиями для семени в тени и на

солнце и ситуацией, с которой сталкиваются человеческие дете-

ныши в своей среде ясна. Как семя в почве, человеческое дитя

должно иметь достаточную для обеспечения жизни поддержку;

оно должно быть согрето и накормлено, иначе оно умрет.

 

Известно, что некоторые признаки <семян> языка имеются

уже при рождении или приобретаются так рано, что это как буд-

то отрицает важность обширного опыта. Эти признаки включают

способность различать очень широкий набор различных фонем,

способность различать слоги, предпочтение речевых звуков нере-

чевым и отбор среди речевых тех звуков, которые соответствуют

естественным границам предложения, продолжительным глас-

ным, языковым ударениям и ритмам. Короче говоря, дети рож-

даются с богатым набором речевых возможностей или <семян

языка> (обзоры см.: Adamson, 1995; Karmiloff-Smith, 1992). Ка-

ковы же тогда условия, при которых эти семена прорастут и

расцветут?

 

Данные о детях, депривированных в отношении.

языкового опыта

 

Данные о детях, которые росли в условиях, ограничивавших их

вхождение в культуру, помогают понять общий нижний предел

<*

 

228______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

культурной поддержки, необходимой для обеспечения речевого

развития. Хорошо известен случай Жени, исследованный Сю-

занн Кюртисс (Curtiss, 1977). Жени была заперта одна в комнате

незадолго до ее второго дня рождения. На протяжении после-

дующих одиннадцати лет она днем была прикована к горшку, а

ночью туго спеленута в спальном мешке. На протяжении этого

времени у нее не было нормальных речевых контактов, и она

имела лишь самый минимум социальных взаимодействий, кото-

рые могли бы считаться нормальными в любой культуре. Нико-

му не разрешалось с ней разговаривать, а ее отец, приносивший

ей пищу, издавал лишь нечеловеческие звуки.

 

Когда в возрасте тринадцати лет ее освободили из этих ужас-

ных обстоятельств, состояние Жени было жалким: она было ис-

тощена и очень мала. Она не могла нормально ходить, редко из-

давала какой-нибудь звук, не умела пользоваться туалетом. При

тестировании она показывала замечательные результаты по про-

странственному разделу, но так и не смогла освоить язык. Жени

так и не оправилась от многих лет жестокой депривации: она

приобрела лишь очень небольшой словарный запас и освоила

лишь немногие формы социального взаимодействия, в целом ее

поведение оставалось аномальным, несмотря на все попытки те-

рапевтического вмешательства.

 

Между этой крайней степенью депривации и положением по-

давляющего большинства детей есть несколько промежуточных

случаев. Особенно поучительна ситуация рождения глухих детей

у нормально слышащих родителей, не верящих, что их детям

полезно пользоваться знаками и настаивающих, чтобы они вме-

сто этого учились взаимодействовать посредством устной речи

(Goldin-Meadow, 1985; Goldin-Meadow and Mylander, 1990). Эти

дети воспитываются в среде, богатой культурно-опосредованны-

ми социальными взаимодействиями (в частности, языковое опо-

средование между другими членами семьи), включающими и

ребенка, и происходящими в значительной мере так, как они

происходили бы, если бы ребенок мог слышать: люди вместе

принимают пищу, детей купают и укладывают в постель, их бе-

рут с собой, идя в магазин, приучают к туалету. Таким образом,

они живут в мире, наполненном смыслом, хотя и не имеют досту-

па к специфически речевому поведению, заполняющему пробелы

между действиями. Эти дети вносят в свои взаимодействия актив-

ную мысль, которая наверняка содержит представления о событи-

ях и схемы. Во многих ситуациях взаимодействия этих ресурсов

оказывается достаточно как для самого взаимодействия, так и для

 

ОНТОГЕНЕЗ w культурл________________________________________________229

 

развития лежащих под ним схем до степени, необходимой, чтобы

участвовать во взаимодействии наравне с другими.

 

Известно, что при таких обстоятельствах дети начинают спон-

танно применять <домашние знаки> - род коммуникации по-


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!