ФИЛОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. 11 страница



ник (Resnick, 1994) выдвигает идею так называемого <ра-

ционального и ситуативного> синтеза исторической и модуляр-

ной точек зрения. Говоря о ситуативности, Л. Резник опирает-

ся на широкий спектр теорий и точек зрения, утверждающих

социальную и контекстуальную природу мышления и учения.

Говоря о рациональности, она имеет в виду теории, утвер-

ждающие приоритет биологических направляющих в развитии

знания, специфичного для различных областей (Carey and

Gelman, 1991).

 

Л. Резник объединяет представления о социокультурных и

биологических направляющих в понятии <готовых структур>. С

этой точки зрения индивиды развивают свои способности специ-

фичным для данной области способом и в любой ситуации на

основе своих готовых структур. Эти готовые структуры по сво-

ему происхождению являются одновременно биологическими и

социокультурными. В процессе развития меняется их относитель-

ная значимость.

 

По мнению Л. Резник, биологические аспекты развития до-

минируют в младенчестве и раннем детстве, в то время как со-

циокультурные аспекты обретают <...нарастающую власть... по

мере того, как увеличивается его личная событийная история и

первоначальные биологически подготовленные структуры после-

довательно модифицируются> (Resnick, 1994, р. 479). Подводя

итог она отмечает, что есть достаточно оснований полагать, что

более ранние, имеющие биологические основания схемы не пол-

ностью исчезают и у взрослых.

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

. Культурные

контексты

 

Культурные

контексты

 

Рис. 7.3. Слева вверху: схематическое изображение модулярной

точки зрения, выдвинутой Дж. Федором (Fodor, 1983). Справа вверху:

Вторжение направляющих, обусловленных культурным контекстом,

между модулями и центральным процессором (ЦП), как предлагают

Р. Гелман и Дж. Гриноу (Gelman and Greeno, 1989). Внизу: предвари-

тельная попытка представить переплетение модулярных и контексту-

альных составляющих, отрицающая временную первичность какой-

либо из них и допускающая перетекание информации между модулями

на уровне микрогенеза.

 

ОНТОГЕНЕЗ ч\ культурд__________________________________________________245

 

Говард Гарднер в своем описании когнитивных способностей

маленьких детей, достигших школьного возраста, придерживает-

ся похожей точки зрения: <Категория <естественного развития> -

это фикция; социальные и культурные факторы вторгаются с

самого начала и их влияние становится преобладающим задолго

до поступления в школу... Однако как только ребенок достигает

возраста шести или семи лет, влияние культуры, независимо от

того, провозглашается оно в школе или нет, становится столь

всеобъемлющим, что трудно вообразить, каким было бы разви-

тие в отсутствие поддержки и ограничения со стороны культу-

ры> (Gardner, 1991, р. 105).

 

Надеюсь, из сказанного до сих пор ясно, что утверждение

Л. Выготского о том, что процесс развития претерпевает качест-

венное изменение с освоением речи, вполне подтвердилось. Од-

нако, на мой взгляд, он неправильно судил о природе этого из-

менения в двух важнейших отношениях. Во-первых, он повто-

рял ошибку А. Кребера, помещая филогенетические влияния во

времени впереди культурных, не принимая во внимание коэво-

люцию культуры и человеческого тела. Во-вторых, он не сумел

понять, что даже самые маленькие дети вбирают культурные

 

направляющие как основные составляющие своего саморазви-

тия, поскольку находятся <внутри взрослых сценариев>, а

взрослые воплощают свои (идеальные) культурные черты в на-

личном идеальном и материальном контексте своей повседневной

жизни. Вследствие этого он недооценивал степень, до которой

культурная и природная линии развития - культурная история

и филогенез в моем переложении - проникают друг в друга уже

задолго до освоения языка. Метафора взаимопроникновения

двух многоволоконных веревок скорее, чем двух (имплицитно

однородных) линий, более точно выразила бы его основные от-

крытия.

 

Совершенно очевидно, что в рамках одной главы невозможно

охватить все когнитивное развитие, как оно видится с культур-

но-исторической точки зрения. Соответственно, мой обзор был

чрезвычайно избирателен, и многие вопросы я не раскрыл.

 

В другой работе я попытался более подробно согласовать идеи

культурно-исторического подхода с традиционными парадигма-

ми психологии (Cole and Cole, 1996), так как считаю эту цель

достижимой, хотя и остается чрезвычайно трудным предсказать,

как будет выглядеть измененная культурно-историческая теория,

когда такой синтез будет достигнут. Будет этот синтез достигнут

 

246____________________________________________________________КулЬТУрНОТ^СТОрПЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

или нет, дальнейшее углубление понимания будет зависеть от

большой и кропотливой эмпирической работы. Именно к эмпи-

рическим проектам, разработанным для создания методологиче-

ских основ культурно-исторической психологии я и перехожу в

следующих главах. Каждый из этих проектов нацелен на разра-

ботку методов, которые позволили бы культурно-историческим

психологам воплотить свои принципы, основывая свои теории на

повседневных занятиях людей.

 

ОНТОГЕНЕЗ м культурА__________________________________________________247

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Глава 7. Онтогенез с точки зрения культуры.

 

Противоположные случаи тоже возможны, например, если некая

мутация вносит быстрые изменения в процесс онтогенеза (обычно с

разрушительными последствиями), или если создание новой технологии

 

или война вмешиваются в процесс онтогенетических изменений.

<)

 

Заметим, что этот пример раскрывает влияние культуры на пре-

натальное развитие. Подобные влияния включают как способы взаимо-

действия матери с различными биологическими агентами, сформиро-

ванными в культурной практике (Mead and Newton, 1967), так и под-

верженность речевым воздействиям в разнообразных формах (Mehler et

а1., 1986; De Casper and Spence, 1986; см. также обзор: Cole and Cole,

 

1993, ch. 3).

з ,>

 

Как подчеркивают психологи, изучающие развитие на протяже-

нии жизни, отдельные исторические события (война, экономическая

депрессия) могут провоцировать крупные разрывы в развитии (Baltes,

Featherman and Lerner, 1990).

 

Обзор обширной и все растущей литературы о влиянии родитель-

ских представлений на развитие детей и о разнообразии культурных

результатов этих влияний см.: Harkness and Super, 1995.

 

Довольно жесткие схемы, налагаемые современной индустриали-

зованной жизнью, могут переходить границы того, что способен вы-

держать незрелый человеческий мозг; максимальная продолжитель-

ность сна может служить хорошим показателем физической зрелости,

но сдвиг этих границ может стать источником стресса с негативными

последствиями для детей, которые не могут соответствовать родительс-

ким ожиданиям (Konner and Super, 1987).

 

Б. Уайтинг и К. Эдварде также используют понятие сценария.

Они утверждают, что условия жизни детей разного возраста в разных

сообществах организуются в соответствии со <сценариями повседневной

жизни>. Эти предписанные виды деятельности становятся первичным

локусом развития.

 

<7

 

В последние десятилетия было сделано множество попыток свя-

зать модули с конкретными механизмами центральной нервной системы

(Edelman, 1992) и различными формами мышления (Gardner, 1983).

 

Q

 

Еще одну группу данных об обстоятельствах, необходимых для

развития речи, представляют случаи, в которых взрослые, принадле-

жащие к разным языковым группам, взаимодействуют посредством

упрощенного жаргона и их дети, слышащие только этот жаргон, кото-

рому недостает многих черт нормального языка, создают некий гибрид,

 

248______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

имеющий признаки нормального языка и говорят на нем (Bickerton,

 

1990).

д

 

Сходство между представлениями Дж. Брунера об основных куль-

турных объектах, необходимых для освоения языка, использование

того же объекта С. Саваж-Румбау в ее работе с шимпанзе, их общее

сходство с идеями К. Нелсон о сценариях (обобщенных схемах собы-

тий) не должно остаться незамеченным.

 

Барбара Рогофф говорит о том же: <Биология и культура - это

не альтернативные влияния, но неразделимые аспекты системы, в рам-

ках которой развиваются индивиды> (Rogoff, 1990, р. 28).

 

ГЛАВА 8.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!