Побудительные мотивы сторонников пророков



Некоторые утверждают, что так как пророки боролись с не­справедливостью, угнетением и бедностью, то и присоединялись к ним люди исключительно по причине обездоленности и нищеты. Но это мнение не соответствует действительности. Та­кой вывод основывается на том, что не учитывается правдо­искательство как свойство сущности человека. В истории мы встречаем примеры людей, которые жили в богатстве и не ис­пытывали никакого притеснения и гнета, но тем не менее охот­но приняли учение пророков и даже пожертвовали во имя его всем своим богатством, благополучием и жизнью. Можно при­вести в пример жену фараона, Хадиджу и других. Поэтому, ес­ли кто-то скажет, что вера в пророков была только средством стать сытым и свободным, это будет то же самое, как если бы он сказал, что нос создан для того, чтобы на него надевать оч­ки. Абсурдная мысль.

У пророков было две группы последователей:

нестойкие последователи;

стойкие последователи.

Нестойкие последователи

В суре Корова мы находим рассказ о неверных последовате­лях одного из пророков израильтян, который хотим вкратце пе­ресказать: Группа евреев, которые после кончины святого Моисея под­верглись унижению и гнету со стороны тиранов и угнетателей, решили восстать против них. Они пошли к своему пророку Са­муилу и попросили, чтобы он назначил им достойного воена­чальника. Сначала пророк предупредил их, что когда будет от­дан приказ начать войну, они могут уклониться от его выпол­нения. Однако те ответили, что будут сражаться стойко и не­преклонно. Они сказали: «Разве можно не восстать после тако­го тяжелого гнета, когда враги захватили наши города, а наши женщины и дети стали беженцами? Мы обязательно пойдем в бой и просим Вас только назначить нам достойного команди­ра.» Пророк молил Господа о ниспослании достойного воена­чальника для этого восставшего народа, его молитва была услы­шана, и Господь ниспослал человека, достойного стать предво­дителем восставших как с физической, так и с нравственной точки зрения. Его звали Талут. Пророк представил его людям и назначил командующим. Однако люди, доверявшие только сво­им глазам и ушам, сказали: «Этот командующий и выглядит не так, и не обладает славой и известностью. Мы никогда не ста­нем подчиняться ему, ибо если уж сравнивать, то мы богаче и более достойны стать военачальниками!» Хотя пророк Самуил доказывал, что Господь многократно указывал на Талута из-за его физического и умственного совершенства, некоторые все же не согласились и отделились от основных сил восставших. Таким образом, их количество уменьшилось, и это стало еще одним испытанием, устроенным ренегатами.

Второе испытание объявил сам военный предводитель всем тем, кто принял его власть над собой. Он сказал, что для борь­бы с тиранами и угнетателями люди должны подвергнуться ма­териальному испытанию: подойдя к реке, вы не должны пить из нее воду — каждый, кто это сделает, — не с нами. Талут ска­зал: «На поле боя мне не нужен солдат, думающий только о своем животе (впрочем, не возбранялось выпить небольшое ко­личество воды). Все восставшие приняли эти условия, но когда подошли к реке, не смогли сдержать себя: почти все из них за редким исключением стали пить воду. Здесь мы видим, как од­но испытание устроили ренегаты, а в другом испытании, кото­рое заключалось в незначительном самоограничении, мнимые революционеры не смогли сдержать себя.

Третье испытание было тогда, когда восставшие столкнулись с огромной армией врага. Они настолько растерялись и испуга­лись, что вскричали: «Мы не можем с ними сражаться!» и броси­лись в бегство. И опять определенное количество из них были отвержены. Однако несколько человек, которые действительно верили в цель движения и следовали по пути пророков, правиль­но вели себя при назначении командира и выдержали оба испы­тания. Они не поддались страху и отчаянию и сказали: «Сколько раз небольшие войска побеждали многочисленные армии по изволе­нию Божью!» (Сура Корова, 249). Они пошли в атаку на врага и юноша по имени Давид сразил предводителя неверных.

Мы пересказали вкратце очень поучительную историю, ко­торая приведена в Коране в суре Корова, 247-253. В этом рас­сказе ярко показана разница между настоящими и ложными последователями, между теми, кто только на словах следует за пророками, и теми, кто делает это от всего сердца. Это преда­ние показывает нам, что важно не стать революционером, а ос­таваться преданным революции. И они провозглашали лозунг борьбы до победы, но всякий раз какое-то количество нестой­ких бойцов отделялось от них. Я могу много сказать и написать на эту тему, хочу только отметить, что это повествование отно­сится не только к прошлому: всегда много амбиций и мало де­ла, много слов и мало истинных чувств; дело начинается с жа­ром, а заканчивается с неохотой.

Не случайно, святой Иосиф, обретя спасение от завистли­вых братьев, освободившись из тьмы колодца и тюрьмы и до­стигнув высокого положения, обращается к Богу с такой мольбой: «Господи, дай мне умереть мусульманином.» Ведь главное, чтобы все хорошо закончилось. Не случайно, имам Али (да будет мир с ним!), услышав известие о своей будущей смерти, не спрашивает у Пророка, кто его убьет. Не спраши­вает, почему его убьют. Единственный его вопрос таков: «По­гибну ли я во имя своей веры?» Короче говоря, существует большое различие между словом и делом, обещанием и его выполнением, претензией и истинной причиной. В Коране около двадцати раз говорится об испытаниях, которым под­вергаются люди. Причина этого в том, что пока человек не подвергнется испытаниям, не проявятся и его истинные каче­ства. Из истории начала ислама мы знаем о таких личностях, как Абузар, Белал и Мисам, которые вытерпели пытки и му­чения, но не отошли от своей веры. Но с другой стороны, бы­ли и такие люди, которые под пытками предали ислам. По­койный доктор Ибрагим Аяти назвал некоторых из них в кни­ге «История Пророка ислама». Коснувшись вкратце темы неверных друзей и последовате­лей пророков, поговорим и о тех, кто сохранил им верность. В Коране есть множество аятов на эту тему. Приведем не­сколько из них в кратком переводе. «Только те суть истинные верующие, кто уверовали в Бога и его пророка и никогда не испытывали сомнений» (Сура Внутрен­ние комнаты, 15).

Несколько арабов пришли к Пророку и сказали, что приня­ли веру. Но Коран тут же в ответ им сказал Пророку: «Скажи им: вы только объявили, что верите, а на самом деле дух веры и ее истина еще не вошли в ваши души и сердца» (Сура Внутренние комнаты, 14).

Истинными последователями пророков являются те, кто всякий раз, когда их зовут на суд к Пророку, от чистого сердца говорят: «Слушаемся и повинуемся». Во время войны Хандак, когда Пророк вместе с другими мусульманами рыл ров, некото­рые без разрешения Пророка (да благословит его Господь!) бро­сили свою работу. Но с другой стороны бьли и такие, кто всег­да просил разрешения покинуть стройку у Пророка на Один-два дня, причем только имея уважительную причину.

Коран в суре Свет восхваляет таких мусульман: «И когда они будут вместе с ним для какого-нибудь общего дела, то не должны уходить от него, не испросивши на то позволения. Действительно, испрашивающие позволения для ухода - они и верующие в Бога и посланника его.» (аят 62).

В суре Семейство Имрана читаем: «Если вы действительно любите Бога, должны подчиняться мне, как его посланнику», (аят 30).

В 68 аяте той же суры читаем: «Ближе всех к Ибрагиму и до­стойнее всех те, кто следуют за ним».

Другим признаком истинной веры в Бога и Пророка являет­ся то, что Пророка призывают в качестве арбитра в спорах: «Ес­ли между вами откроются споры о чем-нибудь, предоставляйте их суду Бога и посланника, если вы сделались верующими в Бога и последний день» (Сура Жены, 59).

 

В другом аяте читаем: «Не видел ли ты, как те, которые ут­верждают о себе, что веруют в ниспосланное тебе и в ниспослан­ное прежде тебя, хотят для производства суда между ними обра­щаться к Тагуту, тогда как им повелено не веровать в него». (Сура Жены, 60).

Во времена Пророка между двумя его соратниками вспыхну­ла ссора из-за полива полей. Для того чтобы решить свой спор, они пришли к Пророку. Пророк принял решение. Тот, кто ос­тался им не удовлетворен, дерзко спросил Пророка: «Почему ты вынес приговор не в мою пользу?» В этой связи снизошел аят: «Они — клянусь твоим Господом — дотоле не будут верующими, покуда не поставят тебя судьею в том, что спорного есть между ними. И когда они в себе самих уже не найдут недоумения в том, что ты присудишь, тогда они покорятся полной покорностью» (Сура Жены, 65).

В суре Соумышленники читаем: «Когда Бог и Его посланник решают какое-либо дело, тогда верующему и верующей уже нет произвола в этом их деле» (аят 36).

Другим признаком истинной веры в пророков является то, что носителей этой веры во всех своих политических, экономи­ческих, религиозных и военных делах должен поступать соглас­но Откровению, переданному пророками. Коран резко крити­кует тех мусульман, которые, услышав слухи и не посоветовав­шись с Пророком, начинают эти слухи распространять: «Когда приходит к ним какое-либо повеление — будет ли оно из спокой­ных или тревожных — они разглашают его; но если бы они предо­ставили его суду посланника и имеющих власть между ними, то те из них, которые хотят разведать источник его, узнали бы это» (Сура Жены, 83).

В этом аяте выражается общий закон для всех эпох, кото­рый заключается в том, что мусульмане должны проверять правильность слухов, а также решать свои политические и военные проблемы в прямой связи с Пророком, носителями откровения и теми, кто замещает этих великих людей. В противном случае, недостойные политиканы могут каждый день менять направле­ние движения общества по своему усмотрению.

Коран так говорит об истинных последователях пророков: «Тем, которые пребыли покорными Богу и Его посланнику после понесенного ими поражения, которые делали добро и боялись Бога, предстоит великая награда». (Сура Семейство Имрана, 172).

После поражения в войне Ахад воины, верные Пророку и исламу, несмотря на полученные тяжелые ранения немедленно откликнулись на мобилизационный призыв Пророка и забыли о своих ранах. Впрочем, интересно заметить, что несмотря на все эти подвиги Коран обуславливает восхваление этих борцов за ислам их богобоязненностью: «Тем, которые делали добро и боялись Бога, предстоит великая награда».

В исламском учении имеет ценность только то, кто не толь­ко вынес пытки и тюрьму, ранения и увечья, не только то, кто был соратником Пророка, но прежде всего человек благочести­вый, правильно живущий до конца. Эти борцы за ислам в труд­нейших условиях остались с Пророком, но воздаяние им ста­вится в зависимость от богобоязненности. В суре Семейство Имрана встречаем аят относительно самопожертвования после­дователей пророков, которым мы и закончим эту часть своей беседы: «Сколько было пророков, вместе с которыми вступали в битву тысячи достойных мужей; и они не изнемогали пред тем, что постигало их на пути Божьем, не ослабевали, не унывали; Бог любит терпеливых» (аят 146).

Рассказ об этих примерах самопожертвования у народов, живших ранее, имеет большое воспитательное значение для их потомков. Точно так же и повествование об испытаниях, вы­павших на долю предыдущих пророков, помогает в утешении и воодушевлении самого Пророка ислама.

Будем молить Господа о том, чтобы помог нам стать верны­ми последователями Пророка ислама.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!