СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОРОКА ИСЛАМА



Верность

Омар говорит: — До начала своей пророческой миссии Му­хаммед вместе со мной был пастухом. Однажды я предложил ему на следующий день перейти на другое пастбище, которое хорошо подходило для выпаса овец. Мухаммед принял мое предложение. На следующий день я пошел туда и увидел, что Мухаммед уже там, но не дает своим овцам пастись. Я спросил, почему он это делает. Он ответил: «Потому что я обещал тебе, что мы вместе начнем пасти овец на новом пастбище. Я не хо­тел, чтобы мои овцы опередили твоих.»

Обучение

Когда Пророк занимался обучением других или отвечал на вопросы, он всегда повторял то, о чем говорил, три раза, чтобы слушатель мог хорошо все понять и запомнить.

 

Пощада врагу

В восьмой год по хиджре Пророк ислама повел армию из Медины, захватил Мекку и разбил идолов. Один из предводи­телей идолопоклонников по имени Абу Суфьян из племени Бани-Омеййя бежал в Джидду, находящуюся недалеко от Мекки. К Пророку пришли люди и попросили для него охранную гра­моту. Пророк послал ему свою чалму, дабы он с ее помощью чувствовал себя в безопасности и возвращался в Мекку.

Абу Суфьян вернулся из Джидды и пришел к Пророку и сказал: «Дайте мне два месяца на раздумье». Пророк дал ему четыре месяца. Абу Суфьян, участвовавший в некоторых поезд­ках Пророка, почувствовал влечение к этой религии и этому вождю и сознательно принял ислам. В шестом аяте суры Покаяние наряду с рассмотрением темы джихада говорится и о пощаде и предоставлении убежища в ис­ламском праве. Однако если мы более подробно будем говорить об этом, не сможем соблюсти принцип краткости изложения.

Отношение к врагу

Завоевав Мекку, Пророк простил своих самых заклятых вра­гов. Он простил даже женщину-еретичку, которая хотела отра­вить его отравленной пищей. Однажды один из врагов Пророка вошел к нему и вместо слов «мир тебе!» (ас-салам-у 'алейк) сказал «смерть тебе!» (ас-сам-у 'алейк)'. Он дерзновенно несколько раз повторил эти сло­ва. Однако Пророк, который мог ему отомстить, ответил двумя словами: «тебе также» (ва 'алейк). Присутствовавшие при этом опечалились и спросили: «Почему ты не ответил на все эти ос­корбления?» Пророк сказал: «Я. ответил ему «и тебе также» и этого достаточно»

Всегда с друзьями

Во время приготовления пищи в путешествиях с соратника­ми, когда все брали на себя определенную работу, Пророк со­бирал хворост для костра. Как ни пытались помешать ему вы­полнять эту работу, он не соглашался оставить ее.

В другом случае, когда Пророк, сойдя с верблюда, пошел привязать его, друзья захотели освободить Пророка от этих хло­пот. Однако он не согласился и сказал: «Не надо пытаться на­вязывать свою работу другим».

 

Другие качества Пророка

Он принимал приглашения рабов. Проявлял уважение к тем, кого уважали и кому доверяли люди и целые кланы. Иногда он доверял таким личностям ответственность за свой народ. Он не был равнодушен к благим и недостойным делам, а напротив поощрял хорошее и выступал против плохого. Он с таким усердием, не жалея себя, занимался наставлени­ем людей на путь истинный, что был ниспослан такой аят: «Мы ниспослали Коран не для того, чтобы ты так утруждал себя» (Сура Таха, 2). Во время совместных трапез и бесед он так тепло обращался с каждым человеком, что всякий участник таких, собраний по­лагал, что он самый близкий человек к Пророку.

Иногда некоторые соратники просили Пророка проклясть врагов, но он не соглашался этого сделать и только просил у Всевышнего наставить этих людей на путь истинный. Здороваясь с кем-либо за руку никогда первым не заканчи­вал рукопожатие. Всякий раз, когда он ехал верхом, никому не разрешал сле­довать за собой пешком: он сажал своих спутников на лошадь или говорил, чтобы они шли отдельно и встретились с ним в указанном месте. По мере возможностей не отталкивал просящего. Однажды некая женщина послала к нему своего сына с просьбой отдать ему свою рубашку. Пророк подарил ему свою рубашку, но за­тем снизошел аят: «Не растрачивай все» (Сура Сыны Израилевы, 29). Входя на собрание, он садился в самом непрестижном мес­те. Отказывался даже от незначительных подарков. Всякий раз, когда замечал отсутствие кого-либо из друзей или соратников, спрашивал о нем; если же он был в путешест­вии, то молился за него; если тот болел, навещал его. Участников собраний (меджлисов) рассаживал в круг, чтобы не было «высоких» и «низких» мест.

Соблюдал закон и не делал при этом разницы между людь­ми. Поэтому когда один из его сподвижников ходатайствовал о том, чтобы божье наказание в отношении женщины из извест­ного и знатного клана не выполнялось в полном объеме, Про­рок сказал: «Клянусь Господом, даже если моя дочь совершит воровство, я выполню то, что предписано Аллахом, и не буду проводить разницы между людьми.» Он очень заботился о пленных и рабах. Женился на пленни­це, что послужило пробуждению добрых чувств людей и уваже­ния к пленным: многие пленники были освобождены. Пророк говорил: «Давайте им ту же пищу, что сами едите, и ту же одежду, что сами одеваете, и обращайтесь к ним с достойными словами, чтобы они не чувствовали обиды.» Пророк одинаково обращался с бедными и богатыми. Во время беседы избегал ссор и перебранок и ненужных слов. Никогда не выискивал недостатки в других. Никогда громко не смеялся.

 

Прежде всего думал о других

В противоположность вождям, которые в момент опасности прежде всего спасают себя и пускаются в бегство, забывая о подданных и соратниках, Пророк остался в Мекке, а своим со­ратникам повелел уехать в Эфиопию. Во время эмиграции в Медину он сначала отправил других, а затем сам совершил хид­жру.

Советовался с людьми

В тех делах, в отношении которых Господь не дал особых указаний и возложил их исполнение на мусульманскую общи­ну, Пророк иногда считал мнение других более важным, чем собственное суждение. Например, во время войны при горе Ухуд он собрал совет для того, чтобы посоветоваться, стоит ли мусульманам выйти из Медины или укрепиться в Медине и обороняться из города. По мнению самого Пророка и некото­рых из его сподвижников, следовало укрепиться в самом горо­де, однако большинство молодых сподвижников Пророка на­стаивали на том, чтобы покинуть Медину. Они сказали: «О Пророк Аллаха! Мы подчиняемся Вам, но если уж Вы захотели узнать наше мнение, то мы полагаем, что следует выйти из го­рода.»

В этой ситуации Пророк отдал предпочтение мнению моло­дых правоверных мусульман перед мнением других соратников и даже своим собственным взглядам на проблему. Он незамед­лительно приготовил свое оружие и отправился на битву. Инте­ресно отметить, что аят «Советуйся с ними в деле» (Сура Семей­ство Имрана, 159; комментарий «Намуне», том 3, стр. 142) был ниспослан после поражения при Ухуде. Хотя в этой войне мусульмане, последовав предложению соратников Пророка, по­терпели поражение, Господь предупреждает его от неверия му­сульманам и призывает продолжать советоваться с ними. (Статьи «Жизнь Пророка» профессора Мотаххари). Однако окончательное решение принимает вождь, ибо Коран в конце упомянутого аята говорит Пророку: «Если решился, то полагайся на Господа» (Сура Семейство Имрана, 159; смотрите также Комментарий «Намуне»).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!