КАЧЕСТВА ПРОРОКОВ Они суть рабы божьи



Пророк ислама в отличие от других людей, на которых ока­зывает влияние малейшее изменение в их общественном поло­жении и степени ответственности, никогда не отклонялся от пути поклонения Господу и всегда проявлял скромность в от­ношение правоверных. Он здоровался с детьми и работал в до­ме и во время путешествий, а в битве был ближе всех к врагу как передает Коран, он многократно говорил: «Я такой же че­ловек, как и вы». У него не было никаких психологических комплексов и наклонностей тирана. Коран четко говорит, что ни один человек не имеет права требовать поклонения себе за то, что на него снизошло откровение и Священная книга и что ему было дано право пророчества, а также право судить людей: «Не может так быть, чтобы человек, которому Бог дал Пи­сание, мудрость, пророчество, стал говорить людям: поклоняй­тесь мне так же, как и Богу.» (Сура Семейство Имрана, 79).

Пророки даже не имеют права заступаться за своих люби­мых детей, если это заступничество неуместно. Как мы знаем, святой Ной в ответ на просьбу о спасении своего сына получил такой ответ: «Он не идет по твоему пути» (Сура Худ, 46).

Дар предсказания

Одним из отличительных качеств пророков является их дар предсказания. Коран говорит об этом так: «Он, знающий тайны и открывающий свои тайны только одному тому, кто угоден Ему, то есть посланнику» (Сура Гении, 26-27).

Вопрос. В аятах Корана читаем, что только Господь обла­дает даром ясновидения: «В Его руках ключи сокровенного зна­ния, которым не обладает никто, кроме Него» (Сура Скот, 59). Если эти аяты утверждают монопольное право Бога на яснови­дение, как можно приписывать этот дар также пророкам?

Ответ. Ясновидение изначально относится к Богу, и если Пророк и имамы что-либо знают, это знание дал им Бог: они в отличие от Него не имели этого сокровенного знания всегда. Когда жена Пророка спросила его о том, откуда он узнал о не­котором таинственном происшествии, Пророк ответил: «Всеве­дущий Господь просветил меня» (Сура Запрещение, 3).

Во-вторых, ясновидение может быть двух видов; в каких-то сферах этим даром обладает только Господь и не сообщает об этом никому. В молитве читаем: «Господь наш по праву зна­ния, которое есть только у тебя...»

Однако в других вопросах, которые также относятся к пред­видению, Господь являет милость и просвещает своих верных последователей и предводителей правоверных. Именно дар предвидения, полное подчинение Богу, добро­детель, решительность, любовь к Богу и особое поклонение Ему отличает пророков от других людей. И мы тоже знаем та­ких реформаторов, цель которых заключалась исключительно в создании общества, все члены которого были бы добродетельны и выполняли свой долг. Но только пророки своими особыми качествами и помощью сверхъестественной силы отличаются от других. Рассмотрев только часть человеческих качеств пророков, уместно поговорить немного о том, каким был Пророк ислама. Знакомство с жизнью этого святого человека должно стать уро­ком для всей мусульманской общины.

Взгляд на жизнь Пророка ислама

Из всех пророков только жизнь Пророка ислама известна и записана во всех подробностях, что само по себе является для мусульман предметом большой гордости. Ведь жизнеописание других пророков было составлено их последователями по про­шествии многих лет с момента их кончины и сопровождалось многочисленными искажениями и клеветническими измышле­ниями. Написано множество книг о Пророке, большинство из которых на арабском языке. Так как в предыдущих главах мы уже говорили о пророках, их познании и деяниях, я счел необ­ходимым кратко рассказать о жизни нашего дорогого Пророка, ибо знакомство с образом жизни, чертами характера и обще­ственным поведением этого великого человека будет несомнен­но полезно всем без исключения. Прошу Всевышнего принять от меня эту главу и сделать нас лучшей частью всей исламской общины (уммы). То, что я буду здесь говорить, взято из книги Бахар, том 16; Жития Ибн Хашшама; Кохл-аль-Баср; Коммен­тария Аль-Мизан, том 6, и других изданий.

Так как я не могу составить полное жизнеописание Пророка и не думаю, что кто-нибудь сможет похвастаться тем, что написал полное жизне­описание Пророка, было бы целесообразно согласно заглавию этой части главы ограничиться только кратким рассмотрением образа жизни и характера Пророка ислама. Как сказал поэт: Если не можешь вычерпать всю воду, возьми столько, сколько нужно, чтобы утолить жажду.

 

Сочувствие и сострадание

До начала пророческой миссии Мухаммеда (ДБАР) случилось так, что люди столкнулись с большими трудностями, началась засуха и голод. Ужас и пани­ка охватили людей. Абу Талиб, отец имама Али (ДБМ), у которого была большая семья, и небольшой до­ход также очень нуждался в помощи.

Пророк договорился со своим дядей Аббасом пойти к Абу Талибу и взять по одному его ребенку к себе в дом, дабы облег­чить для него бремя семейных расходов. Они выполнили свое решение: Аббас взял себе Джафара, а Пророк взял к себе Али (да благословит его Господь!) и с тех самых пор стал его воспи­тателем. Это был пример чувства сострадания, которым отли­чался Пророк.

Характер Пророка

Пророк спал на простом ковре или на циновке, сам ставил заплаты на своей одежде. Иногда он отвечал на оскорбления улыбкой и прощал обидчика. Сам ходил на рынок и сам нес свои покупки домой. Анас говорит: «Я долгие годы жил в доме Пророка (ДБАР), и он никогда не ругал меня».

Пророк доил коров, здоровался с детьми, принимал пригла­шение от рабов посетить их. Он не упрекал никого за то, что ему дают еду, которая ему не по вкусу. Он был очень внимате­лен к тому, чтобы вовремя чистить зубы, пользоваться благово­ниями, мыться по пятницам, приводить в порядок волосы и лицо и надевать белую одежду перед тем, как выйти из дома. Во время еды он ни на что не облокачивался, чтобы во время потребления божественных благ не принимать высокомерный вид.

Содержание ясен

Хотя большинство жен Пророка были вдовы с детьми или без детей, к тому же не молодые, Пророк, как сказано в Коране (Сура Жены, 19), относился к ним по справедливости и был добр с ними. Иногда некоторые из них вели себя настолько не­достойно, что соратники Пророка с возмущением говорили: «О, Пророк Аллаха, брось ее!» Но Пророк отвечал, что обиды, причиняемые плохим по­ведением женщин, следует рассматривать в сопоставлении с их положительными качествами. Человек не должен по ма­лейшему поводу бросать свою жену, ведь она может быть ему полезна, а кроме того обладает многими совершенства­ми. Пророк сказал: «Тот, кто живет в богатстве, но без причи­ны притесняет свою жену и детей, чужд нам». (Мостадрак, том 2, стр. 643) Соблюдая верность своей жене Хадидже, Пророк после ее смерти проявлял уважение к женщинам, которые были ее под­ругами. Пророк говорил: «Я лучше всех обращаюсь со своей семьей». (Васа'ил, том 14, стр. 122) Он настолько справедливо обращался со своими женами, что даже тогда, когда он сильно заболел, его постель каждую ночь по очереди переносили в комнату одной из жен.

Внимание к детям

К Пророку принесли новорожденного для молитвы или на­речения имени. Ребенок обмочился на одежду Пророка. Мать ребенка и те, кто был с ней, очень огорчились, однако пророк сказал: «Оставьте его в покое. Я выстираю свою одежду, а вы своими криками можете напугать невинного ребенка.» (Кохол-аль-Баср).

Пророк здоровался с детьми

Пророк с уважением говорил о детях, особое уважение про­являл к девочкам. В его учении проповедуется особая ценность женщины. В Книге Пророка говорится, что рождение дочери вызывало гнев отцов: «А когда кого-нибудь из них порадуют вес­тью о девочке, лицо у того делается мрачным, он становится унылым.» (Сура Пчелы, 58). В такой атмосфере особое уважение к детям, в частности к девочкам, имело большое значение.

В то время, когда иметь дочь считалось позором, Пророк го­ворил: «Дочери — ваши лучшие дети; если у женщины первым ре­бенком родится дочь, это должно считаться хорошим призна­ком». (Мостадрак, том 2, стр. 614-615).

Один из сподвижников Пророка, находившийся в его при­сутствии, получил известие, что его жена родила девочку, и опечалился. Когда Пророк увидел это, он сказал: «Почему ты переживаешь: земля станет для нее местом жизни, небо будет ей покровительствовать, и Господь даст ей пропитание. Она будет благоухающим цветком, дающим тебе радость.» (Васаиль, том 15, стр. 101). Некто сказал перед Пророком, что никогда не целовал свое­го ребенка. Пророк ответил: «Это свидетельствует о твоей чер­ствости». Относительно справедливости в отношении детей Пророк оставил такой завет: «Если поцелуешь одного из них в присут­ствии другого, то обязательно поцелуй и второго ребенка.» Он не пользовался случаем в своих целях. Одного из сыновей Пророка звали Ибрагим, он умер в де­тстве. После его смерти произошло солнечное затмение и люди решили, что причина его в смерти Ибрагима. Однако Пророк быстро собрал людей и сказал: «Затмение не имеет отношения к смерти моего сына». Таким образом, он уберег людей от суе­верия и ложного почитания. Если бы на его месте был любой политик, то он, следуя принципу «цель оправдывает средства», воспользовался бы такими настроениями людей и еще больше бы их усилил.

Всегда шел впереди

Когда все антиисламские группировки (многобожники, ере­тики и лицемеры) задумали антиисламский переворот, Пророк принял решение начать войну и защитить ислам. Посовещав­шись со своими соратниками, он решил вырыть ров вокруг го­рода Медина. Сам Пророк первым начал копать ров, в то время как некоторые мусульмане с его разрешения или без него бро­сили эту работу. Однако Пророк работал до самого конца.

Гостеприимство Пророка

Салман говорит: «Когда я вошел в дом Пророка, он пред­ложил мне подушку для сидения, которой пользовался сам. Он так делал в отношении каждого гостя» Однажды молочные брат и сестра * пришли по отдельности к Пророку, и Пророк оказал большее внимание сестре, чем брату у него спросили, в чем причина такого различия? Про­рок ответил' «Эта сестра проявляла большее уважение к своим родителям, поэтому и я отношусь к ней с большим вниманием и уважением.» (Бахар, том 16, стр. 281). Иногда гости пророка после еды не расходились и продол­жали беседовать, но Пророк ничего не говорил и терпел их присутствие. Затем был ниспослан аят, который предписывал гостям после еды расходиться, ибо их бессмысленное сидение отрывает Пророка от личных и общественных дел: «И когда покушаете, расходитесь и не медлите там для како­го-либо дела это стесняет Пророка» (Сура Соумышленники, 53).

* Тех, кто в детстве на условиях, описанных в богословских книгах, сосали молоко из груди одной кормилицы, называют молочными братьями и сестрами, хотя у них разные родители

Набожность Пророка

По прошествии половины ночи Пророк вставал с постели и после земных поклонов, очищения зубов и чтения нескольких аятов Корана приступал к молитвенному бдению, то есть к на­мазу. Некоторые из его жен, видевших его в этом положении, спрашивали: Зачем ты льешь столько слез — ведь за тобой нет никакого греха? Пророк отвечал: Разве я могу не благодарить Господа? Когда наступал священный месяц рамазан, он отпускал на волю всех своих рабов. Во время намаза тело его охватывала дрожь, а когда совер­шал намаз в одиночестве, медленнее чем обычно совершал ракяты и земные поклоны (седжда). Но когда участвовал в общем намазе, выполнял его как все. Он советовал своему соратнику, ставшему имамом у другой группы мусульман, прочитать после восхваления Господа короткую суру и не затягивать намаз.

Распорядительность Пророка

Решая проблемы, Пророк действовал по плану и проявлял инициативу и искренность в своих поступках. Из истории мы узнаем, что арабские племена объединились и заново отстроили Каабу, но когда дело дошло до возложение Черного камня, каждый захотел опередить других, чтобы эта честь выпала на его долю. На этой почве возникло насилие и создалась основа для конфликта. Некто сказал: «Вместо того, чтобы ссориться, подождем, кто первый войдет в ворота мечети Аль-Харам. Он должен будет нас рассудить.» В это время все увидели, что в во­рота вошел сам Пророк ислама Мухаммед (ДБАР). Его призвали рассудить этот спор. Пророк приказал принести кусок ткани, на него водрузили Черный ка­мень. Затем представители всех племен взялись за край этого куска материи и поднесли его к Каабе. После этого сам Пророк Аллаха (да благословит Господь его и его род!) поднял Черный камень, поставил его на место и таким образом положил конец ссоре.

 

Пророк на войне

Именно имам Али (ДБМ) сказал, что Пророк на войне был ближе всех к врагу. Во время войны партий (джанг-е ахзаб), когда было принято решение вырыть ров вокруг Медины, Пророк первым начал эту работу и работал до конца плечом к плечу с другими мусульманами, без отдыха и передышки. Он лично наблюдал за тем, как роется ров. Имам Али (да будет мир с ним!) говорит, что когда во время войн всем нам становилось тяжело, мы обращались к Пророку.

Решительность

Он никогда не шел на то, чтобы ради увеличения числа сво­их последователей отойти от некоторых принципов и положе­ний своего религиозного учения. Пришли к нему люди и сказа­ли: мы поверим тебе при соблюдении двух условий: мы снова будем поклоняться идолам; не будем совершать намаз. Пророк не принял их условий. Он не пошел на то, чтобы религиозное учение хоть ненамного было искажено, хотя из-за этого он потерял некоторых своих последователей. А другие ра­ди привлечения большего числа сторонников согласны на то, чтобы каждую минуту изменять свои принципы. Они как тор­говцы ищут себе покупателей.

Аскетизм Пророка

Пророк дал Али (да будет мир с ним!) 12 дирхемов и прика­зал купить для него одежду. Али (да будет мир с ним!) отпра­вился на рынок и купил точно на эту сумму одежду и принес ее Пророку. Тот, увидев ее, сказал: «Было бы лучше, если бы одежда была дешевле и проще. Если продавец согласится при­нять обратно товар, отдай ему эту одежду обратно.» Али (ДБАР) отдал одежду обратно продавцу и, получив на­зад деньги, вернулся к Пророку. На этот раз сам Пророк (да благословит Господь его и его род!) отправился на рынок вме­сте с Али (да будет мир с ним!). На своем пути они увидели плачущую служанку. Спросили, что с ней случилось. Она отве­тила: Мне дали 4 дирхема на покупки, а я потеряла эти деньги и теперь боюсь возвращаться домой. Пророк отдал ей 4 дирхема из двенадцати. Затем они пошли на рынок, купили рубашку за 4 дирхема, и Пророк надел ее.

Возвращаясь домой, увидели голого человека, Пророк снял с себя одежду и отдал ему. Снова вернулись на рынок и купили другую рубашку. По пути домой увидели все ту же служанку, которая была очень опечалена и сказала: «Я слишком долго не возвращалась домой и боюсь, что меня побьют». Пророк вместе со служанкой направился в дом ее хозяина. Хозяин в знак ува­жения к Пророку простил служанку и освободил ее. Пророк за­метил: «Благословенны эти 12 дирхемов, которые одели двух нагих и освободили одну рабыню!» (Бахар, том 16, новое издание, стр. 215). Если и мы отнимем немного от себя, многие наши братья не будут так обездолены. Один еврей дал Пророку несколько дирхемов и хотел полу­чить долг назад. Однажды он потребовал эту сумму, но у Про­рока этих денег не было. Еврей сказал: «Тогда я останусь прямо здесь рядом с тобой до того времени, пока не заплатишь мне свой долг». И оставил Пророка у себя. Наступил полдень. Они совершили дневной намаз. Прошел день и наступила ночь, а еврей так и держал Пророка у себя. Люди возмутились, но Пророк сказал: «Мы не имеем права прибегать к насилию». На следующий день еврей, который по-прежнему держал Пророка у себя, стал мусульманином и пожертвовал часть своего имуще­ство на богоугодные цели и сказал: «То, что я сделал в отноше­нии Пророка, было не дерзостью, а испытанием».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!