Аргументы в пользу единобожия.
Первый аргумент заключается в гармоничном сочетании живых существ.
Второй аргумент был приведен имамом Али, предводителем правоверных: если бы был другой Бог, он бы также послал своих пророков и показал свою силу.
К тому же, два источника власти должны быть одинаково ограничены, и тогда это уже не Бог. Ограниченная власть на определенном этапе исчезает и превращается в ничто, и понятно, что это не может быть Бог. А если обе эти силы неограниченны, то это уже не две силы, а одна. Приведу пример, указанный одним из ученых:
Если вы скажете, чтобы вам построили такой дом, который бы занимал неограниченную площадь, вам построят только один дом, так как для другого не будет места.
Поговорим о многобожии.
Многобожие означает опору не на Бога, так что Богом почитается всего лишь то, что создано Всевышним, и против божественной силы выдвигается другая сила.
Многобожие есть беспрекословное подчинение не-богу.
Многобожие есть всякое поклонение и объединение, не связанное со служением Господу.
Во всех Коранических повествованиях привлекают особое внимание два момента:
возрождение веры в божественную силу, внимание к потаенным милостям и потаенной помощи, а также то, что всегда
следует помнить о гневе божьем.
1) уничтожение всех мифических, не существующих в реальности объектов упования, отрицание всех неверных критериев и уничтожение всех питательных источников ереси.
|
|
Мы читаем в Коране, что святой Ной предупредил своего неверующего сына, что все неверные из-за гнева божьего утонут в воде. Сын его ответил: «Пока не настигнет меня гнев божий, я доберусь до горы и укроюсь на ней.»
Видите, из какой логики исходит сын Ноя: он противопоставляет гору и ее силу силе Господа. Это пример еретических настроений. Если мы, как сын Ноя, противопоставим что-либо или кого-либо Богу, то и мы станем многобожниками. Примеры многобожия и ереси.
Кто-то сказал: нам больше не нужно молиться о дожде. Выкопав средний колодец, сможем обеспечить для себя необходимое количество воды.
Другой говорит: теперь уже не то время, чтобы Господь, разгневавшись, послал людям голод и засуху, ибо тут же приплывут корабли, груженные зерном, из заграницы.
Третий говорит: конечно, закон шариата строг и упорядочен, однако мы не можем игнорировать государственные законы и международное право. Или говорят: да, это повеление Бога, однако следует принимать во внимание желания народа или жены. Иногда мы выполняем повеления Господа, а иногда слушаем тех или иных людей. Такой взгляд и такая логика противоречат единобожию и принципам понятия «раб божий».
|
|
Если кто-нибудь будет думать о чем-либо, кроме служения Богу и угождения Ему, он выйдет из сферы единобожия. Основой нашей жизни должен быть Бог, а не связи и привязанности, местничество и расовая принадлежность, работа и местнический или племенной фанатизм и т. д.
Символ многобожия.
В святом Коране приблизительно 200 раз с помощью слов «дун Аллах» или «дунаху», что значит «не-бог», указывается на многобожие и язычество.
Если мы захотим найти для многобожия точный коранический символ, то не найдем ничего лучше этого слова. Воистину, те кто следуют за «не-богом», просят своего возвышения и унижения у «не-бога», выполняют законы и повеления не-бога, сердцем привязаны к нему. Ими движет одобрение не-бога, они боятся его, для него работают. Они не относятся к сфере единобожия.
Число многобожников.
В том смысле, который мы указали, очень незначительно число искренне верующих людей, которые думают только о Боге и не принимают от других наказание и благодарность; мало людей честных, готовых покориться законам божьим и не говорить о других законах. Да, число этих людей очень невелико. Коран говорит об этом так:
«Многие из них веруют в Бога не иначе, как присоединяя к Нему других богов.» Сура Иосиф, 106.
|
|
Многобожие приводит к появлению психологических комплексов.
Одной из важнейших проблем психологии является изучение психологических комплексов и способов их предотвращения. Но я считаю, что человек, ставший на путь единобожия и думающий и действующий во имя Господа, не будет страдать комплексами и психическими расстройствами и не дойдет до душевного взрыва. Объяснение этой точки зрения таково:
Как только человек сделал шаг во имя Бога, Господь становится получателем плодов его труда (Сура Покаяние, 111: Господь покупает у правоверных их душу и имущество ценой рая.)
Господь слышит его слова и видит то, что он делает (Смотрите все аяты, которые описывают Бога как всевидящего и всеслышащего). Он не имеет никакого дела к «не-богу» и ничего не ждет от него:
Предводитель правоверных Али (да будет мир с ним!) три ночи раздавал пищу для разговения неимущим и сказал: «Наша цель — удовлетворение Господа, мы от вас, неимущих, не ждем ни благодарности, ни возмездия».
Когда мы в повседневной жизни говорим, что у кого-то что-то получилось или не получилось, что он победил или проиграл, или когда в психологии говорят, что такое-то действие стало причиной психологического комплекса, это все находится вне сферы единобожия, ибо в единобожии нет неудачи и невезения.
|
|
Для Пророка ислама и его духа не имело значения, был ли он пастухом, ехал ли из Мекки в Медину, прятался ли в горах, был ли на войне или на минбаре в мечети, шел ли вокруг Каабы или собирал глину для строительства мечети, был ли он в воинских доспехах или в обычной одежде, был ли один либо среди толпы людей. Все это было неважно. Разница в ответственности, а не в развлечениях и наслаждениях.
Но если кто-то захочет дать нам другую работу, или даже заменить нам одежду, стол, контору или квартиру, мы можем не только опечалиться, но и дойти до самоубийства, ибо все эти вещи для нас фетишизировались, или, иными словами, превратились в идолов.
Да освободит нас Господь с помощью своих верных людей от всех этих пут и этих ложных богов, проникших в наши души.
Последствия многобожия.
Многобожие имеет сугубо отрицательные последствия, на некоторые из которых мы здесь укажем.
1) Практическое влияние.
Многобожие уничтожает плоды человеческого труда. В Коране говорится, что все хорошее, сделанное человеком, вследствие ереси и многобожия превращается в ничто. Иногда в жизни так случается, что какой-то пустяк сводит на нет все человеческие старания. Приведем несколько примеров:
а) Ученик в течение всего учебного года прилежно учится, но не присутствует на экзамене. Он не получает официального документа, и, хотя его знания остаются при нем, но они не имеют общественного признания.
б) Человек всю свою жизнь соблюдает гигиену, но потому в него попадает некоторое количество яда, и это перечеркивает все его предыдущие старания.
в) Ученик всю жизнь служит учителю, работает для него и пользуется его расположением, но одним своим действием, например, убив сына учителя, сводит на нет все свои предыдущие усилия.
Воистину, многобожие подобно яду и убийству сына любимого наставника: оно может свести на нет все усилия человека на его жизненном пути. Коран говорит об этом так:
«А если бы они предались многобожию, то все, что ни сделали они, оказалось бы тщетным.» Сура Скот, 88.
2) Психологическое воздействие многобожия.
Понятно без лишних объяснений, что одна из причин волнений человека заключается в том, что он не может всем угодить: людей много, и у всех у них свои желания и запросы. Когда человек сталкивается со столькими разнообразными запросами, он впадает в волнение, ибо удовлетворение одного человека или группы людей неизбежно ведет за собой неудовлетворенность других.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой единобожия и многобожия. Монотеист думает только о том, чтобы удовлетворить Господа. Ему все равно, чего хотят отдельные люди или группы людей. Понятно, что он пребывает в особом спокойствии. Коран в этой связи приводит два примера:
«Многие ли властелины стоят больше или единый и могущественный Бог?» Сура Иосиф, 39.
Если человек будет думать об удовлетворении одного Бога, он будет спокоен, либо если попытается удовлетворить желания нескольких человек, к тому же с разными вкусами?
Другой пример:
«Бог предлагает теперь в притчу человека, у которого с товарищами постоянно идут распри, и человека, у которого с другим человеком всегда мир. Равняются ли один другому?» Сура Толпы, 29.
Этот пример также подтверждает сказанное выше. Когда человек обретает спокойствие: если он подчиняется одному человеку, или если он зависит от нескольких невоспитанных и драчливых сообщников?
К тому же угодить другим очень тяжело, но Господь быстро удовлетворяется. В молитве Комейл читаем: «О, тот, кто быстро удовлетворяется!»
Следует добавить, что другие, хотя и удовлетворяются нашими деяниями, но не забывают наши слабости. Только Господь не обращает внимание на недостатки. В молитве читаем:
«О, Господь, открывающий хорошее и скрывающий плохое!»
В целом, если люди удовлетворятся не в рамках многобожия и не во имя служения Богу, какое это имеет значение? В конце концов, что они могут для меня сделать, кроме того как поаплодируют или назовут какую-нибудь улицу моим именем. Кроме этих мимолетных и пустых поощрений от них нельзя ждать ничего.
Когда я был еще в утробе матери, кто, кроме Бога, следил за мной? Разве сейчас Он все время не контролирует меня? И разве после дня Страшного суда я не буду иметь дело только с ним? Разве все хорошее и совершенное не от Него? Разве сердце людей не в Его руках? Так зачем мне, покинув источник всего, пытаться угодить разным людям?
Короче говоря, лучше угождать Господу, который быстро удовлетворяется благими делами, который может повернуть ко мне сердца людей, и с которым связано мое прошлое и будущее, чем угождать стольким людям со столькими желаниями и потребностями, которые к тому же не могут существенно повлиять на мое прошлое и будущее. Коран говорит так:
«Когда есть Бог, не ищи другого бога, ибо не обретешь ничего кроме унижения и упреков.» Сура Асра, 22.
Мы всю жизнь пытались привлечь к себе внимание разных людей и в конце концов поняли, что все хотят нас использовать и только Бог хочет нас ради нас самих. Как только люди находят новых друзей или новую должность, уходят, бросая нас в несчастии и унижении. Поэтому и в Коране говорится, что некоторые ваши жены и дети суть ваши враги, ибо некоторые жены и дети хотят нас только ради своего материального благополучие. А ведь это приводит к нашему несчастью и смерти:
«Из ваших супруг, из ваших детей есть враги вам» Сура Взаимный обман, 14.
3) Социальные последствия многобожия
В монотеистическом обществе личные вкусы и желания, законы и создание организаций лежат в одном русле; существует один закон и одно установление: установление и закон от Бога. У всех людей один Попечитель.
Однако в многобожии вместо одного закона и одного пути существует сто путей и сто законов, и каждый думает о том, как утвердить придуманный им путь. Как говорит Коран:
«В противном случае каждый бог захватил бы то, что сотворил он». Сура Верующие, 91.
В таком обществе адвокат защищает только своего подзащитного, а не истину.
В этом обществе люди не считают себя рабами божьими, напротив, в нем процветает подхалимство:
«Мы повиновались властителям нашим и вельможам среди нас». Сура Сонмы, 67.
Члены этого общества постоянно озабочены конкуренцией друг с другом (Сура Верующие, 91). Каждая группа довольствуется тем, что у нее есть, и не думает о праведном и неправедном. Эти люди признают право на существование только за своим образом жизни, своими сторонниками и своими символами. Они не ценят своих оппонентов, даже если в их словах есть определенная логика. Как говорится в Коране:
«... и каждая община утешается тем, что у нее есть» Сура Римляне, 32.
Большинство столкновений, репрессий, неуместная пропаганда и расколы происходят от многобожия. Коран говорит об этом:
«Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые разделились в своем вероуставе» Сура Римляне, 31-32.
Не думайте, что многобожник обязательно язычник, поклоняющийся идолам. Имеется в виду, что не следует вносить раскол в действующее вероучение и привносить в него личные вкусы и пристрастия, а также заранее сформулированные теории (эти теории, будучи навязанными религиозному учению, уничтожают его подлинность и святость). В противном случае, человек становится еретиком — многобожником, ибо ставит свои вкусы и теории рядом с божественными установлениями и смешивает их.
4) Влияние многобожия на загробную жизнь
В загробной жизни результатом многобожия становятся позор и мучения в аду. В Коране многократно указывается, что в день страшного суда многобожникам скажут: в земной жизни вы шли за ложными богами и думали, что они решат ваши проблемы. Сейчас вам трудно, так воззовите к ним, чтобы они придумали выход из этого положения. В Коране читаем:
«Не следуйте за ложными богами, ибо с упреками будете сброшены в ад» (Сура Сыны Израилевы, 39).
Пример единобожия.
В Коране принято не только давать указания, запрещать определенные поступки и предлагать определенные схемы, но и показывать образцы и примеры, достойные подражания. Сама по себе тема «Достойные примеры в Коране» очень интересна. Один из них таков:
Жена фараона — пример для правоверных. Эта женщина не свернула со своего пути под воздействием многочисленных соблазнов, на ее волю и решительность не смогли подействовать богатство и роскошь двора и высокое положение. Она настолько выросла в своей вере, что просила Господа о спасении:
«Верующим же Бог предлагает в пример жену Фараона...» Сура Запрещение, 11. В Коране находим и пример безбожника, которым предстает жена Ноя: ее упрямство и капризы не дали ей правильно выбрать свой путь (Сура Запрещение, 10), и даже в доме, на который снизошло Откровение свыше, и под покровительством пророка Ноя она так и осталась на своем ложном пути.
Героический образец единобожия:
Коран говорит о святом Ибрагиме так: «Он не был многобожником» (Сура Семья Имрана, 95). А теперь обратимся к рассказу о святом Ибрагиме и перечислим его деяния, дабы стало понятно, каким героем единобожия он был.
Святой Ибрагим во всех своих делах был предан Господу никакие препятствия не мешали ему, и он выдержал все испытания, которые Господь уготовил ему (Сура Корова, 124).
1) Ибрагиму был дан приказ, что он должен принести в жертву своего любимого сына, которого обрел после почти ста лет ожидания. Он беспрекословно повиновался этому приказу Господа, ибо свой долг ставил выше родственных чувств и разбил внутри себя идола страстей и прихотей. Сдерживая свои чувства, он положил Исмаила (на алтарь) и поднес нож к его горлу, чтобы выполнить повеление Бога, но в это время услышал: «Остановись! Наш приказ был испытанием тебе». Воистину, он победил в борьбе с внутренним идолом (Сура «Стройные ряды», 105)
2) Ибрагим уничтожил сатану своего времени: с помощью аргументов и доказательств он дал отпор Нимроду (Сура Корова, 258).
3) Он боролся с естественными идолами: обратившись к людям, поклоняющимся луне, солнцу и звездам, он воскликнул -«Я не люблю то, что иногда появляется и потом исчезает», и таким образом, пробудил их уснувшую человеческую сущность(Сура Скот, 76).
4) Он забыл о своей жене и грудном ребенке ради величия веры в Бога (Сура Ибрагим, 37).
5) Когда его бросили в огонь, он отрекся даже от своей жизни (Сура Пророки, 69).
Все это подробно описывается в сурах Корана, но мы, не выходя за рамки перечисления, ограничились указанием на них в сносках.
Лицемерие суть многобожие.
В одном из хадисов читаем: «Всякая хитрость и лицемерие есть многобожие и ересь». Есть разные степени многобожия, которые могут проявляться открыто (как например, у идолопоклонников, исповедующих культ луны и солнца) или незаметно, настолько незаметно, что сам человек может не обратить на это внимание.
В хадисе читаем: проблема различения многобожия и искренности настолько тонка и точна, что напоминает по сложности слежение за движением муравья по камню темной ночью. Поэтому освобождение от этой тонкой паутины многобожия возможно только с помощью постоянного усердия, внимания к этой проблеме и постоянной милости божьей.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!