ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОРОКОВ И НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ПРОРОКА МУХАММАДА (ДБАР)



В этой главе мы кратко расскажем о нравственном облике и человеческих качествах пророков, ибо знание их играет огром­ную роль в наших мыслях и наших делах. Одним из факторов, оказывающих большое влияние на развитие и воспитание чело­века, является знание истории и философии. Поэтому и нам было бы неплохо познакомиться с историей жизни людей, ко­торых по праву можно назвать самыми счастливыми, самыми совершенными и правильными людьми в истории человечества. Знание истории и человеческих качеств пророков оказывает положительное влияние не только на нас, но в свое время по­ложительно сказывалось и на самих пророках. Мы видим, что всякий раз, когда что-то досаждает и мучает пророка, его единственным средством спасения становится луч надежды, который Господь передает ему через воспоминания о предшествующих пророках.

Как только пророк стал объектом насмешек и преследова­ний, незамедлительно снизошел аят: «Пророк, предшествовав­ший тебе, также подвергался осмеянию» (Сура Пророки, 41). Господь говорит: «Ты должен, как и твои предшественники, проявить выдержку и не поддаваться этим насмешкам». Относительно мучений, которым подвергался предыдущий пророк, Господь повторяет его девиз: «Мы вытерпим все муче­ния от вас». (Сура Ибрагим, 12).

Короче говоря, знакомство с характером и историей проро­ков оказывает на всех положительное воздействие. Теперь мы можем приступить непосредственно к теме нашей беседы. Народная жизнь пророков так как лучший способ пропаганды чего-либо есть пропа­ганда на собственном примере, пророки Аллаха должны в жиз­ни сталкиваться с теми же проблемами, что и простые люди, чтобы служить им примером воспитания и выдержки. Именно поэтому пророки вели такую же простую жизнь, как и все; ис­пытывали все несчастья и трудности, например схватка с вра­гом, непослушание сына, противоречия с женой, болезни, бед­ность, насмешки и другие неприятности: все, что выпадает на долю простых людей, не обошло стороной и их. Приведем на эту тему несколько аятов.

«Мы создали для пророков жену и детей» (Сура Гром, 38) — соответственно, пророков преследуют и все сопутствующие трудности и проблемы.

«Пророки, каких Мы посылали прежде тебя, ели пищу, ходили по рынкам...» (Сура Фуркан, 20).

Противники пророков упрекали их за эту простоту жизни, исходя из своей сатанинской культуры. Они так говорили о святом Ное:

«Разве это не такой же простой человек, как вы, который ест то же, что вы едите, и пьет то же, что вы пьете?» (Сура (?), 33)

Мы читаем в жизнеописании пророка ислама, что когда он сидел среди сподвижников, все рассаживались в круг, чтобы не было более и менее почетных мест. Он был настолько скромен в одежде и в общении, что незнакомец, вошедший в мечеть, как ни старался, не смог понять, кто же из присутствующих Пророк. Это принцип исламского правления относительно жизни вождя.

С точки зрения рода занятий, большинство пророков зани­малось животноводством, в частности, многие из них были пас­тухами. Во время путешествий сам Пророк собирал хворост для то­го, чтобы развести огонь и приготовить пищу. Такими были не только пророки, но и первое поколение их учеников и последователей, а также те, кто занял их место. На­пример, имам Саджад шел с неизвестным караваном в хадж и договорился с главой каравана паломников, что ради божьего благословения будет делать все, что нужно паломникам. Некто вошел в баню и увидел там имама Резу, но так как он не узнал его, то попросил, чтобы тот потер ему спину мочал­кой. Имам Реза (ДБМ) без возражений согласился. Когда же тот человек понял, что перед ним сам имам Реза, он начал извиняться за свою просьбу, но имам от­ветил: «Я не отпущу вас, пока не выполню вашу просьбу.»

Имам Али (ДБМ) говорит: «Во время войн в особо трудные минуты мы обращались к Пророку и вставали за ним.»

Имам Али (ДБМ) иногда помогал по дому святой Захре. Такова наша религия и наша культура, таков человеческий образ наших вождей. Мы с гордостью можем показать эти до­стойнейшие образцы всему миру: если они болтают о равенстве и справедливости, то пусть знают, что ничего нового они не сказали и не могут привести в пример своих вождей.

Предупреждение пророкам

Хотя любовь и поклонение пророков перед Богом было без­гранично, иногда - Господь посылал этим достойным мужам предупреждение, что если они хоть на мгновение отойдут от единобожия и признания повелений Господа, на них обрушат­ся страшнейшие беды. Для примера обратимся к этим несколь­ким аятам: «Если ты будешь многобожником, то твоя деятельность будет тщетной» (Сура Толпы, 65) В другом месте читаем. «Пророк! передай, что открыто тебе свыше Господом твоим, если ты не сделаешь этого, то ты не передашь того, что послано Им» (Сура Трапеза, 67). Господь говорит Пророку, что если он не передаст людям Его послание относительно определения и назначения безгрешного вождя, то не выполнит волю Господню.

«И если бы он (Пророк) сказал от Нашего имени неправду, то Мы схватили бы его за правую руку, пересекли бы жилы в нем, и ни один из вас не заградил бы его». (Сура Неизбежное, 44-46).

Такого рода аятов в Коране немало. В них Господь дает не­бесным Пророкам предупреждение и постоянно контролирует их и иногда даже упрекает за содеянное. Таким образом, Гос­подь уберегает пророков от ошибок.

Характер пророков

Как только Господь объявил Моисею, что он является вож­дем своего народа и пророком Господним, Моисей первым де­лом испросил у Него широты души, великодушия, терпения и выдержки. Он сказал так: «Господи, дай мне великодушия!» (Сура Таха, 25). Да и какая сила без скрытой поддержки Господа может вы­стоять под напором оскорблений, клеветы, обвинений и неоп­равданных ожиданий? Ковчег, несущий все это, суть ковчег терпения «Не было такого пророка, который не подвергался бы осмея­нию» (Сура Внутренние комнаты, 11). Не было такого пророка, которого не обвинили бы в кол­довстве или сумасшествии: «К предшественникам их какой ни приходил посланник, они говорили: он чародей; или: он одержи­мый!». (Сура Рассеивающая, 52).

Даже нашего почитаемого Пророка обвиняли в том, что он поэт и жрец. Однако он согласно Корану имел великую душу и обладал несравненной добротой и сочувствием и все это терпел. Если бы это было не так, он не смог бы достигнуть цели и лю­ди отошли бы от него: «Если бы в его сердце был гнев, отошли бы от него» (Сура Се­мейство Имрана, 159).

Когда одна из жен Пророка подвергала его оскорблениям, соратники его обижались и призывали его выгнать эту злосло­вящую жену из дома. Однако Пророк отвечал им, что сравнива­ет отрицательные и положительные черты своих жен и прощает им оскорбления. Пророк молился о прощении грехов людей и иногда совето­вался с ними. Он был добр к ним и очень ревностно подходил к наставлению их на путь истинный, так что даже Господь ска­зал ему: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты так утруждал себя» (Сура Таха, 1). В другом месте Господь обраща­ется к Пророку с такими словами: «Может быть, ты очень сильно огорчаешься в душе твоей по­ступкам их, тем, что они не веруют в это новое учение?» (Сура Пещера, 6) Пророки начали великий подвиг, они шли вперед до самой своей смерти или героической гибели. Это не было следствием возбуждения, и в них не было лес­ти, хитрости и коварства. Они учили не ради выгоды. Чем дальше будет развиваться наука, тем яснее станет науч­ное значение и ценность их слов. Они были реалистами, на них не действовала социальная среда, семья, бедность и богатство, страх и отчаяние. Молясь сегодня в пещере Хир, а завтра на горе Сафа, про­рок всегда призывал людей идти к Богу. Он участвовал в войне, строил мечеть Куба, поднося камни и глину, он завоевал Мек­ку. Все это никак не повлияло на его мысли и слова и на его выбор. Он постоянно был занят мыслями о реальности, кото­рую познал всем своим существом и был призван проповедо­вать народу.

 

Искренность

Другим положительным качеством пророков является иск­ренность. Эти великие люди никогда неожидали ни от кого никаких благ. В суре Поэты (аяты 109 — 180) передается крат­кое содержание посланий святых Ноя, Худа, Салеха, Лута и Шайба, которые в один голос говорят: «Все что мы делаем, де­лаем во имя Бога». Наш Пророк также часто повторяет, что не хочет от людей награды и что лучшая награда для него в том, чтобы народ выбрал путь к Богу: «Я требую от вас за это не какой-либо платы, а только того, чтобы тот, кто хочет, держался пути к Господу своему» (Сура Фуркан, 57)

В конечном итоге, эта плата идет на пользу самим людям. Это похоже на то, как если бы учитель сказал: «Ваша плата за обучение заключается в том, чтобы вы хорошо учились или принесли завтра дрова для обогрева класса.». Понятно, что на самом деле хорошая учеба и обеспечение дров для школы идет на пользу самим ученикам. Так и Коран говорит: «В награду за это я прошу у вас только любви к ближ­ним» (Сура Совещание, 23). Коран говорит Пророку: Скажи, о пророк, что мне не надо от вас никакой награды, кроме того, что вы признаете мои особые качества и достоинства. Эта лю­бовь безгрешных вождей есть секрет продолжения пути Господа и пророков. И если мы говорим, что наградой является придер­живание пути пророков и пути Аллаха, причина в том, что между этими путями нет разницы. Они не отделимы друг от друга. Точно также всегда будет существовать нерушимая связь между Святым Писанием и семьей Пророка. Короче говоря, пророки не требовали от людей никакой ма­териальной награды кроме того, что способствовало выбору их пути и следованию ему. «Скажи: я не просил у вас награды, ко­торая была бы не для вас самих» (Сура Сава, 47).

Пороки не только не просили ни у кого материальной на­грады, но и не давали обещаний относительно материального воздаяния. Из истории известен такой факт. Несколько человек пришли к Пророку и сказали ему: «Если мы поверим тебе, ты должен оставить нам свой пост и свою власть, чтобы мы управ­ляли после тебя». Пророк (ДБАР) ответил им: «Все дело в миссии и набожности чело­века, и это уже относится к Богу.» Пророк не относился к тем, кто, по выражению имама Али (ДБМ), делил молоко с молочным бра­том уже в груди матери; он не занимался тем, что выторговывал себе условия в виде должности или богатства. Пророк отвечает на предложение материальных благ и под­куп со стороны еретиков: «Клянусь Господом, что даже если вы положите мне на правую руку Солнце, а на левую руку — Луну и сделаете меня властелином земли и неба, я никогда не сверну с пути, по которому иду.* Эта твердость и решительность сама по себе есть одно из достоинств пророков.

Целомудрие и добродетель

Другим отличительным качеством пророков является цело­мудрие и добродетель. Это означает, что они под влиянием не­поколебимой веры и познания обретают такое состояние духа, что осознанно и без принуждения не приближаются ни к чему греховному и даже в мыслях своих не думают о грехе. Хотя некоторые и не понимают, как это человек может не иметь даже греховных мыслей, для нас это вполне разрешимая проблема. Ведь и вы, мои дорогие читатели, в отношении мно­гих грехов проявляете целомудрие, то есть не совершаете гре­ховного деяния и даже не думаете о том, чтобы его совершить. Если вы сомневаетесь, то ответьте на следующие вопросы:

Ходили ли вы когда-нибудь в совершенно голом виде среди людей? Пытались ли себя сжечь на огне?

Бросались ли когда-нибудь вниз с минарета?

Убили ли вы когда-нибудь раба божьего?

Практически все мы дадим на эти вопросы отрицательный ответ, ибо мы находимся на такой ступени сознательности, что верим в пагубность этих поступков и не сомневаемся в этом. Эта уверенность прошла через наш мозг и запала в сердце. Это уже не простое знание, не простая мысль, а уверенность. Если мы действительно достигнем степени уверенности и глубоко поверим в то, что сплетни, которым мы сегодня придаемся, нам припомнят на страшном суде, то мы не будем больше сплетничать. Наша проблема в том, что наши знания не про­шли через мозг и не вошли нам в душу; это знание, а не уве­ренность. Поэтому мы знаем, что это плохо, но не имеем на этот счет глубокой внутренней уверенности. Рассмотрим следу­ющий пример: Все знают, что мертвец не кусается, не дерется и не пинает­ся, но тем не менее боятся спать ночью в одной комнате с по­койником. Почему?

Причина в том, что наше знание не прошло из мозга в серд­це и в душу. Знание еще не стало глубокой внутренней уверен­ностью. Но, возвращаясь к нашему примеру, можем вспомнить о человеке, обмывающем покойников, который спокойно и без страха проводит темную ночь в одном помещении с мертвеца­ми.

В чем разница между обыкновенным человеком и обмывателем мертвецов в нашем примере?

Разница в том, что у нас есть знание, а у него внутренняя убежденность. Поэтому корни борьбы с грехом лежат в истин­ной вере, глубоком знании и абсолютной убежденности.

 

* Житие Ибн Хашшама, том 1, стр 265, цитата из «Форуг-е аба-дийат», том 1, стр. 222

Показатель убежденности

После утреннего намаза Пророк повернулся лицом к людям и увидел молодого человека с пожелтевшим лицом, глубоко ввалившимися глазами и растрепанными волосами. Спросил, как он себя чувствует. Молодой человек ответил: «Сейчас в ва­шем присутствии я нахожусь в состоянии убежденности». Про­рок удивился, услышав слово «убежденность». Ведь тот молодой человек не сказал «я знаю», а произнес слово «убежденность». Пророк спросил, в чем выражается эта убежденность. Тот отве­тил: «Я настолько поверил в Страшный суд, что не могу больше заснуть. Мне кажется, что с одной стороны вижу геенну огнен­ную, а с другой — рай и его неописуемые блага. Мне представ­ляется Божественный суд, стечение народа и я сам, присутству­ющий там » Услышав это, Пророк согласился со словами юноши, а тот попросил Пророка молиться за него, чтобы он пал смертью храбрых во имя Господа. Пророк исполнил его просьбу. Через некоторое время началась война, и тот молодой человек тоже отправился на войну и в этой схватке истины и лжи был удо­стоен великого блага погибнуть во имя Аллаха.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!