Вопрос шестой. Почему приход пророков закончился с Мухаммедом (ДБАР)?



Ответ. Воду в хоузе * меняют тогда, когда она становится грязной и непригодной для употребления; машину ремонтиру­ют тогда, когда в ней что-то выходит из строя. Потребность в новом пророке возникает тогда, когда учение предыдущего пророка подверглось многочисленным искажениям. Но если в Коране не было изменено ни одного слова и ничто не было скрыто, то не возникает никакой необходимости в приходе но­вого пророка. В этом отличие Корана от других небесных книг. Если вы проанализируете Библию и Евангелие, то найдете там столько несуразностей и столько слов, противоречащих разуму, что устыдитесь их читать. Поэтому одной из причин появления Пророка ислама было искажение предыдущих учений, чего в исламе нет. Есть и другое объяснение: неграмотный человек, которому нужно найти определенное место в городе, вынужден постоянно у всех спрашивать, как ему пройти. В то же время грамотному человеку достаточно дать карту или нарисовать план этого места, чтобы он самостоятельно до него дошел. Ког­да человек смог получить от пророка общий план своей жизни, ему больше не нужны другие пророки. Другой пример. Когда болеет ребенок, ему нужно перечис­лять все продукты, которые он не должен есть или пить, напри­мер уксус, сок незрелого винограда и лимонный сок. А взрос­лому человеку достаточно сказать, что он должен воздержаться от всего кислого и после этого уже нет необходимости перечис­лять все кислые продукты.

Для народов, которые в древности переживали период свое­го детства, нужно было все объяснять подробнейшим образом. Но когда общество достигло необходимого развития для того, чтобы понять свои проблемы и научиться их решать с по­мощью общего плана действия, который был ему дан, уже нет необходимости в регулярном появлении пророков. Нужны только имамы и ученые богословы для защиты и сохранения учения. Кроме того, предыдущие пророки были в числе ограничен­ной группы лиц, которые имели Писание и несли на своих плечах тяжелый грех ответственности по его распространению. Ведь не у всех пророков было новое писание и новое слово. Когда же эта ответственность легла на плечи безгрешных има­мов, ученых и исламских богословов, места для пропаганды пророков не осталось.

Конечно, потребность в религии и религиозном учении су­ществует всегда, но обновление религии необязательно должно быть постоянным процессом. В заключение не следует забывать проблему иджтихада, со­гласно которому справедливые богословы могут на основании общих правил, имеющихся в их распоряжении, выводить из них веление Господа. Это были примеры нескольких распространенных вопросов, которые достаточно часто задают. Мы не можем осветить все вопросы и на этом заканчиваем эту главу.

*Небольшой бассейн для хранения воды во дворе дома.

 

ДЕЯНИЯ ПРОРОКОВ

В предыдущих главах мы кратко рассмотрели темы потреб­ности в пророках, познания пророков, их человеческие качест­ва и особенности. В этой главе мы так же кратко рассмотрим деяния пророков и их священные цели. Нашим методом как всегда будет использование Откровения и изречений безгреш­ных исламских вождей. Сначала обратимся к Корану и посмот­рим, как в нем объясняется долг и обязанность пророков

Обращаясь к Моисею, Господь говорит: «Иди к фараону, ибо он взбунтовался» (Сура Таха, 24). Пророки обязаны пресе­кать всяческий деспотизм и своеволие (на современном языке это называется «борьбой с империализмом и угнетением», но часто эти слова остаются только лозунгом, не воплощенным в жизнь). Настоящая борьба с угнетателями была основой дея­тельности пророков.

Ведь даже устранение с политической арены всех этих угне­тателей и властелинов создает основу для единобожия, ибо по­ка не произойдет отрицание всех других Богов, мы не придем к Аллаху. Лозунг единобожия «Нет бога, кроме Бога» начинается с отрицания других богов (угнетателей), а заканчивается тем, что мы приходим к истинному Богу. Пока сердце не очистится от присутствия других богов, в нем не будет места для истинно­го Бога.

Святой Моисей говорит Фараону: «Освободи сынов Израилевых, которые стали рабами из-за твоей несправедливости, и прекрати их мучения и издевательства над ними.» (Сура Таха, 7). Спасение несчастных и обездоленных, попавших в рабство, является другой признанной задачей пророков. Понятно, то, что делали пророки по освобождению обездоленных и борьбе с угнетением, в корне отличается от принимаемых сейчас резо­люций и высказываний дипломатов и представителей различных стран в этом плане. Мы видим, что Моисей действительно освободил сынов Израилевых и сделал несчастным фараона, а эти защитники прав человека за всю свою жизнь не потратили даже одного месячного заработка на спасение людей. Они до сих пор нигде в мире не сделали сколько-нибудь значительных шагов для освобождения обездоленных, а в основном использу­ют лозунг прав человека в своих собственных целях. Разве еще не настало время для того, чтобы обездоленные мира отверну­лись от этих организаций, объединились и встали на путь, заве­щанный пророками?

Третья важная задача пророков, борьба с многобожием и суевериями (Сура Пророки, 57), как то возвеличивание одного человека (культ личности), обожествление Луны и Солнца, кам­ня и дерева, а также почитание национальности, документа, фе­тишизация денег и погодных явлений. Все это корни и ветви многобожия, которые пророки должны вырывать и уничтожать своими руками. Даже Ибрагим, который сначала ласково и спо­койно говорил со своим дядей-язычником, приводил множество аргументов Нимроду и пытался всячески отговорить луно - и сол­нцепоклонников от этой пагубной веры, увидев, что слова и до­воды не помогают, вскричал: «Скоро я уничтожу ваших идолов», и так и поступил. Там, где не помогает совет, увещевание и ар­гументация, следует пробудить в людях их уснувшую человече­скую сущность одним резким революционным шагом.

В тот день, когда город опустел, Ибрагим взял топор и от­правился к языческому храму и, согласно Корану, изрубил идо­лов на куски (Сура Пророки, 58), повесил топор на шею одно­му из более крупных идолов и ушел. Вернувшись в город, его жители пошли в свой языческий храм, увидели, что произошло с идолами и спросили: «Что за злодей так поступил с нашими богами?» Но вскоре все вспомнили об Ибрагиме и сказали: «Это дело его рук. Ибрагим всегда нападал на наших идолов и критиковал нас за поклонение им. Надо поймать и привести его, чтобы он признался в своем преступлении и мы смогли до­стойно наказать его за это.»

 

Привели Ибрагима и спросили у него: «Почему ты разру­шил наших идолов?» Он ответил: «Если Большой идол может говорить, спросите у него.» Люди переглянулись и подумали: «Но ведь этот идол не говорит». Святой Ибрагим увидел, что люди внезапно стали понимать истинное положение вещей и потупили взоры, и вскричал: «Так вы поклоняетесь идолам, ко­торые не могут сделать вам ни плохое, ни хорошее? Разве вы не думаете и не размышляете?»

Это событие, описанное в суре Пророки в 58 аята, рассказы­вает об одном из важных деяний пророков: для пробуждения уснувших людских душ в борьбе с многобожием и предрассуд­ками они идут на риск и даже готовы броситься из огня Страш­ного суда в пламя мирское. Ведь мы видели, как люди развели огонь и бросили в него этого героя единобожия. Но не знали они, что их намерениям не суждено сбыться: по воле Божьей Ибрагим вышел из огня целым и невредимым. «Давид! Мы поставили тебя наместником на земле; суди людей справедливо» (Сура Сад, 26). Этот аят говорит о другой стороне миссии пророков, которая заключается в том, чтобы они вершили справедливый суд. В другом аяте читаем: «К каж­дому народу был свой посланник; вот и к ним пришел посланник, и суд над ними совершается справедливо.» (Сура Иона, 47).

«Пророк повелевает людям делать добрые дела» (Сура Преграды, 157). Он ведет их от воровства к жертвованию, от идолов к Богу, от раскола к единству, от убийства к братству, от расточительности к воздержанию, от невежества к знанию, от несправедливости к справедливости, от дискриминации к равенству, от гордыни к скромности, от ереси к чистосердеч­ности, что проводит в конечном итоге к настоящей культур­ной революции в самом широком и всеохватном значении этого слова. Пророк ислама, как и все другие пророки, удерживал людей от совершения запретных деяний. Жизнь людей до начала его пророческой миссии с точки зрения культуры и идеологии, гигиены, экономики, безопасности и состояния общества пре­бывала в самом плачевном состоянии. Каждую из сторон жизни общества того времени мы проиллюстрируем высказываниями имама Али (ДБМ).

С точки зрения мыслительной деятельности, источник на­ставления на истинный путь был полностью погашен, и всеми овладели чувства растерянности и неопределенности (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 2). Что касается культуры, то нельзя было найти человека, уме­ющего читать (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 33). В плане веро­ваний и убеждений картина была такова: люди ставили идолов, сделанных из камня и дерева, кружились вокруг них как мо­тыльки и таким образом совершали обряд поклонения своим богам. Что касается гигиены, то они пили грязную воду (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 26) и ели испорченную пищу (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 88).

С точки зрения экономики они жили в такой нищете, что большинство из них не могли позволить себе ничего, кроме черствой корки хлеба. (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 26). С точки зрения безопасности, сердце людей обуревал страх, а думали они только о мече; только страх и меч были в их жиз­ни (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 88). С одной стороны, все ис­пытывали сильный страх, но на вид казались сильными и сме­лыми, постоянно нося оружие и запугивая друг друга.

С общественной точки зрения, раскол, напряженность, «хо­лодная» и «горячая» война и постоянные стычки между племе­нами достигли такого размаха, что они проливали кровь друг друга по самым ничтожным поводам. Семейные узы ослабли. Истина была слаба, сатанинство было сильно. Глаза окрашива­лись не сурьмой, а слезами. Эти сцены также описываются имамом Али (ДБМ).

Короче говоря, Пророк ислама пришел в то время, когда жизнь людей была ужасна, а сами люди погрязли в суевериях и впали в темную бездну расколов, несправедливостей и нищеты. Пророк пришел и раздвинул все эти покрывала недостойных дел и несправедливости. Воистину, одной из задач пророков является предостережение от запретных поступков и борьба с развратом. Разве может быть что-либо более запретное, чем убийство, уничтожение своих детей, земной поклон перед ша­хом в Иране, идолы в Аравии, распространение ростовщичества и алкоголизма и что может считаться более ценной услугой че­ловечеству, чем борьба с этими пороками?

Если мы еще больше были знакомы с жизнью и жертвенно­стью этих небесных вождей и истинных реформаторов обще­ства, то никогда бы не отдали их место вождям, которые гово­рят о пролетариате и об обездоленных, а сами живут во двор­цах. Мы никогда не стали бы слушать псевдофилософов, кото­рые под предлогом знания и философии погубили миллионы людей. Мы бы шли по прямому пути, указанному пророками. Пророки были искренни, и дела их были успешны; другие вож­ди не обладали ни тем, ни другим качеством. Мы долгое время сталкиваемся с недостатками различных учений и доктрин, ко­торые если и могут иногда предложить обществу правильный путь, все равно в учении пророков мы находим нечто лучшее. Кроме всего прочего, земные реформаторы и вожди не видят дальше собственной смерти, а то, что предлагают пророки, со­здано для вечности. Кроме того, то, что предлагают другие, иногда улучшает од­ну сторону жизни, но игнорирует другие проблемы. Иногда за лозунгами приоритета человека и его свободы забывают обо всех других этических и общественных ценностях.

Иногда обращают внимание только на экономику и объяв­ляют ее базисом, находя всем социально-политическим явлени­ям экономическое объяснение и забывая об иных ценностях. А пророки предлагают человеку божественную установку, в кото­рой ничто не выпадает из поля зрения и ни одна ценность не игнорируется. Это само по себе составляет преимущество пути, предлагаемого пророками. Только в рамках ислама на поле бит­вы присутствуют проблемы молитвы, этики и гигиены. Общий намаз в исламе всегда имеет не только религиозную, но и об­щественно-политическую сторону.

Приношу свои извинения за то, что этот раздел несколько затянулся. Рассмотрим седьмую составляющую деятельности пророков.

Одной из задач пророков было очищение и обучение. Очищение в том смысле, что пока человек не освободится от эгоизма, невежественного фанатизма и других недостойных ка­честв, он не сможет духовно расти и развиваться. В этой связи хочу привести один рассказ: Всадник на лошади достиг мелководной реки. Конь вместо того, чтобы войти в воду и переправиться через реку, остано­вился. Всадник слез с коня, поднял свою одежду, взял коня за поводья и пошел вперед, однако конь все равно не тронулся с места. Тогда он зашел сзади коня и стал бить его кнутом, но и это не помогло. Человек не знал, что делать. Мудрец, наблюдавший за этой сценой, подозвал к себе хозя­ина лошади и сказал: «Если ты палкой взбаламутишь воду, конь спокойно перейдет реку.» Тот так и поступил, и конь спокойно пошел вперед. Всадник с другого берега реки поблагодарил мудрого старика. В чем же был смысл того, что посоветовал всаднику мудрец? Когда вода была чистой и прозрачной, конь видел свое отражение в воде и не мог наступить на себя. Ведь и человек, когда видит только себя (то есть эгоист), не согласен на то, чтобы наступить на горло собственным капризам и стра­стям, и не может двигаться дальше в своем развитии. Тот, кто не переступит через себя, не сможет достигнуть Бога.

Смысл очищения заключается в том, чтобы человек не по­хоронил себя под грузом желаний, чтобы он не стал пленником своих страстей. Человек должен очистить свою душу от много­божия, зависти, тщеславия, униженности, страха, жестокости и лени; мысли — от невежества, предрассудков, незрелости и дурмана; общество — от удушения, обмана, эксплуатации, насилия и почитания деспотов. Самой большой проблемой вче­рашнего и сегодняшнего общества, несмотря на все его науч­ные достижения в различных сферах, это проблема отсутствия такого рода очищения.

С каждым днем увеличивается число ученых, но не сокращается количество преступлений. Хотя все больше становится специалистов в области права, права наро­дов также все больше попираются. Почему так происходит?

Причина заключается в том, что, как говорится, в крахмал вылили молоко, то есть дали знание человеку, не прошедшему моральное очищение. На простых статистических данных мож­но без труда определить разницу между людьми, воспитанными учением пророков, и теми, кто вырос в других культурах. Ко­нечно, нельзя считать каждого человека, который называет себя мусульманином, воспитанным в мусульманском учении.

Воспитание и обучение было действительно одной из важнейших целей пророков. Преимущество людей перед жи­вотными заключается именно в воспитании и образовании в широком смысле этого слова, основа которого была заложена сильной рукой пророков. В самых развитых «цивилизован­ных» странах в борьбе за пост президента самые просвещен­ные люди этих стран прибегают к различным недостойным сделкам и неуместной пропаганде, они дают лживые обеща­ния и расточают лесть направо и налево. Духовная нищета на вершинах «цивилизованного мира» просто бросается в глаза. Именно очищение, богобоязненность и человечность дают человеку силы достойно выдерживать все радости и печали такой человек никогда не согласится на то, чтобы «обидеть даже муравья ради приобретения участка земли» (Нахдж-аль-Балаге).

Современный мир располагает всеми материальными воз­можностями, но мы своими глазами видели, как он поддержи­вал шахский режим в Иране. Представители «современного ми­ра» были настолько равнодушны к 160 тысячам погибших и ставших инвалидами иранцев (или, напротив, боролись с ними в качестве наемников), что никто даже не прислал телеграмму с выражением соболезнования. Впрочем, чего можно ждать от мира, который отвернулся от учения пророков и в котором за­быт принцип духовного очищения. Мы рассмотрим тему вос­питания и образования в исламе, ее важность, а также качества, которыми должен обладать наставник, и способ воспитания в отдельной брошюре под названием «Воспитание и образование в Коране». Поэтому ограничимся в этой главе тем, что уже бы­ло сказано на данную тему.

Пророки приходят для того, чтобы создать общество, в котором люди сами установят справедливость (Сура Железо,25). Они пришли, чтобы создать общество, которое не будет уг­нетать других и не даст подавить себя. Их задачей было создание общины, которая, как говорит Коран, должна стать общи­ной, идущей по среднему пути: в ней один принцип не должен подавлять другой. Признается ценность не только индивидуаль­ности, но и общества. Есть план устройства земной жизни, ноне забывается и загробная жизнь.

Пророки пришли для того, чтобы создать общину, в которой были бы не только лозунги, но и понимание и сознательность, и все находилось в равновесии. Целью пророков было создание общества на божественной основе, общества от Аллаха (Сура Корова, 138).

Если человек или общество примет божественное начало, оно уже не будет подвержено влиянию сверхдержав и деспотов, в нем не будет расизма, трайбализма и клановости. Такое об­щество и его члены не будут рабами своих личных желаний. Обращение к Богу — это лучшая гарантия от прозападных или про восточных влияний.

А то, что наше общество еще не смогло полностью устано­вить справедливость, вынуждено терпеть угнетение и пока не стало Божественным обществом, свободным от крайностей, проистекает из того, что народ пока еще не встал всем сердцем и душой на путь пророков, безгрешных вождей или их закон­ного наместника. «Снимет с них бремя их и цепи, какие на них» (Сура Пре­грады, 157)

Еще одно задачей Пророков было устранение строгих пред­писаний и уложений, которые были возложены на них, а также борьба с неуместными ожиданиями, ложными обычаями и тра­дициями и т. д. В приведенном выше аяте обязанностью Про­рока называется освобождение от цепей и ненужных обычаев. Пророк ислама (да благословит Господь его и его род!) много­кратно снимал с плеч людей тяжелый духовный груз, который мешал им заниматься своими основными делами. Прошло уже 1400 лет с того момента, как клич Корана за­звучал во Вселенной, но до сих пор мы видим в странах, ко­торые клянутся в верности Корану, людей, которые не могут развиваться из-за привязанности надуманным обычаям и традициям. Например, не имея подходящей одежды, они не участвуют в полезных и поучительных собраниях. Они отка­зываются от хаджа из-за обрядов, которые совершаются после него. Из-за бюрократических проволочек они предпочита­ют не преследовать преступника и отказаться от своих прав. Обычаи, связанные со свадьбой, приводят к тому, что они откладывают свою женитьбу на долгие годы. Но когда при­шел такой человек, как Пророк ислама (да благословит его Господь!), и построил простую глинобитную мечеть в Меди­не, она стала таким религиозным центром, что ее значение невозможно сравнить с шикарными зданиями заседаний, се­минаров и т. д.

 

Вы сами можете сравнить встречи с Лидером иранской ре­волюции в Хусейние в Джамаране с приемами, которые орга­низуют европейские и американские президенты или папа римский. В одном случае мало затрат и внешней пышности, но много содержания, искренности и религиозного единства, а во втором случае — только утомительные протокольные формаль­ности и ненужная роскошь.

Это не такая простая проблема, чтобы игнорировать ее. Ес­ли мы взглянем на вещи немного шире и охватим своим взгля­дом весь мир, если вычтем из бюджетов государств деньги, ко­торые идут на различные пустые формальности и обряды, и от­дадим их неимущим, то, возможно, решится большая часть проблем отсталых регионов.

Это может служить кратким объяснением фразы «снимет с них бремя их»: Пророк своими делами и повелениями освобож­дает людей от «бремени» и тяжелых обязанностей. Он также ос­вобождает людей от оков, которые сковывают их разум и мыш­ление, их язык и перо и мешают движению их рук и ног. Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда люди хотят что-то выразить, но не могут это сказать или написать. Иногда сведу­щие, но продавшиеся люди скрывают от людей истину. И здесь появляется достойный вождь, готовый к самопожертвованию, который открывает людям глаза на все и просвещает их. Вне­запно люди забывают о своем страхе, они начинают говорить, пишут воззвания и делают то, о чем не так давно трудно было даже мечтать.

Пример тому мы находим в великой Иранской революции под руководством имама Хомейни. Один достойный вождь су­мел снять оковы с уст людей, и весь народ проклял шахский режим. Народ, который до того боялся даже американской со­баки, сумел поставить Америку на колени, взяв в заложники крупных американских фигур. Разоблачения открыли людям уши и глаза. Это был небольшой пример, который свидетельст­вует о великих делах Пророка.

Еще одной задачей Пророков было то, что они несли до­брую весть, давали людям оптимизм и вселяли в них надежду на лучшее будущее, обосновывая ее. Воистину, человек всегда живет надеждой. Все эти далекие от Бога учения предвещают человеку небы­тие и уподобляют его смерть падежу скота, а всю человеческую жизнь помещают в незначительный срок его земного существо­вания, в котором на одну радость приходится сто печалей. Не случайно, с каждым днем и с каждым часом растет число ду­шевнобольных и самоубийц. Люди все больше прибегают к наркотикам, алкоголю, транквилизаторам и т. д. Поэтому же развивается увлечение хиппи и другими движениями, отрицаю­щими общественные законы и нормы человеческой жизни. Все это происходит из-за неверия в будущее и отчаяния, которое угрожает существованию человеческого общества.

Ведь если не будет надежды на вечную жизнь и развития до состояния совершенства и если человек будет думать, что смерть — это конец его существования, почему ему не покон­чить с собой раньше? Ведь впереди нет ничего, кроме долгих лет печалей и страданий. Представим себе, что мы проживем еще несколько лет и за это время съедим определенное количе­ство пищи и выпьем некое количество воды. А что же произой­дет в конце концов? Такова перспектива человека в материали­стическом мировоззрении и таково убеждение того, кто не чув­ствует себя под Богом и не понимает, что такое богобоязнен­ность, приближение к Богу, вечная жизнь и вечный рай.

Однако религиозное мировоззрение убедительно обосновы­вает, что человек не исчезает и у него очень светлое будущее, и что за каждое свое деяние мы получаем воздаяние, а жизнь на­ша не ограничивается только кратким мигом существования на этом свете. Человек понимает, что все неприятности только способствуют его духовному росту и что это скрытая милость Божья. Когда он так смотрит на жизнь, она воспринимается им совсем по-другому. Благая весть о Божественном прощении и о поощрении, многократно превышающем то благое, что сделано человеком, о вечной жизни в раю рядом со святыми, а также о приближении к Господу вселяет в человека надежду и дает ему оптимизм относительно Бога и бытия. Жизнь для него уже не мираж, и его усилия и старания не пропадают даром. Сейчас, когда мы поняли роль надежды в человеческой жиз­ни, видим, что сообщение доброй вести является одной из це­лей и деяний небесных пророков. То же относится и к предо­стережению вселению в души страха. Страх — это способ отвратить человека от совершения мно­гих недостойных поступков. Но человек должен знать о буду­щей опасности, чтобы бояться ее. Ребенок, не знающий о жале змеи, думает, что змея не отличается от обыкновенной веревки. Родители должны рассказать ребенку о змее, чтобы он знал об опасности, которая от нее исходит. Говоря об истории ушедших народов, которые подверглись гневу Господнему и были уничтожены из-за несправедливости, неверия, гордыни, коварства, мошенничества, нетвердости в убеждениях, расколов и ненужных страхов, убийств и бунтов, пророки предупреждают людей о том, что гнев Божий так же, как и Его милость, есть непреложное установление. Любой на­род, заслуживший наказание, подвергнется ему независимо от выбранного пути. В этом плане между народами нет никакой разницы.

Предупреждения, которые сопровождаются пересказом при­меров из истории, относятся ко всему обществу и к судьбе це­лых наций и народов. Другой вид страха относится собственно к человеку: проро­ки предупреждают нас о геенне огненной. Они рассказывают, что после смерти человека все его тайны становятся явными на Господнем суде перед всеми пророками и ангелами, в присут­ствии всех людей, и он кричит: «Что это за книга, в которой записаны все мои дела?!!»

Пророки напоминают о дне, когда каждый из нас должен приготовиться нести ответственность за свои мельчайшие про­ступки. Это так страшно, что преступник готов согласиться на то, чтобы взяли в заложники и бросили в ад его родителей и всю семью, но отпустили его самого. Страх Божьего гнева, огня, пыток и позора в день Страшно­го суда — это самое сильное средство, способное удержать че­ловека от недостойных развратных деяний. Если мы видим, что в Коране более тысячи аятов посвяще­ны загробной жизни и сотни стихов повествуют о гибели и упадке исчезнувших народов, то должны понимать, что цель их состоит в том, чтобы человек вышел из неведения и обратил внимание на опасности, которые подстерегают человека и об­щество; чтобы он боялся Бога и тем самым способствовал свое­му спасению.

 

Воистину, одной из задач пророков наряду с внушением на­дежды на прощение и помилование и награду за благие дела, является предупреждение о Божественном гневе на Страшном суде и уничтожение в этом мире. «Да выведет вас из тьмы на свет» (Сура Соумышленни­ки, 43).

Пророк пришел, чтобы вывести вас из тьмы и вести вас к свету: из тьмы неведения к свету знания, из тьмы вражды к свету мира, из тьмы многобожия к свету единобожия, из тьмы раскола к свету единства, из тьмы страха к свету безопасности, из тьмы фанатизма к свету понимания, из тьмы подражания к свету мышления, из тьмы страстей к свету истинной веры. Это были основные направления деятельности пророков, но истинная деятельность вождей от Аллаха никогда не ограничи­валась только этим.

Главным в деятельности великих пророков был призыв к единобожию, борьба с различными видами многобожия и спа­сение угнетенных народов, борьба с суевериями, проповедь должного и предостережение от запретного, предупреждение и воодушевление. Но если мы хотим более подробно ознакомить­ся с деяниями пророков, то должны слушать уроки из Корана и анализировать все, что Коран рассказывает о пророках.

«Верующие! будьте послушны Богу и его посланнику, когда он призывает вас к тому, что животворит вас» (Сура Добыча, 23).

В этом аяте повеления Пророка называются «живительны­ми» для человека и общества. Становится понятно, что до нача­ла пророческой миссии в обществе не было жизни: оно было мертво. Это общество не могло ни о чем думать, кроме подра­жания предкам-язычникам. Общество, в котором не было другой мысли, кроме клано­вого фанатизма; общество, в котором было только угнетение и которое не было готово освободить и спасти себя или дру­гих.

Общество, которое убивает своих детей и рождение девочки в нем считается позором, общество погрязшее в суевериях. Лю­ди, живущие в нем, не знают цивилизации и гигиены, в них нет мысли и им неведома свобода. В таком обществе, которое по праву следует назвать мертвым, появляется пророк, который призывает к Богу, объявляет мышление религиозным поклоне­нием, а учение — обязанностью каждого мужчины и каждой женщины. Он говорит, что долг каждого человека — борьба с угнетателем и помощь угнетенному. Он дает сотни гигиениче­ских советов по уходу за волосами, одеждой, зубами и всем те­лом. Он осуждает дискриминацию, неуместную лесть, чванство, никчемные привилегии, культ личности, излишнее сочувствие, опору на угнетателей и т.п.

Вместо пессимизма, подозрительности, вражды и идолопок­лонничества он привнес в общество мир и согласие, прощение и примирение, а также истинную богобоязненность. Это была всеобъемлющая культурная революция. На основе Божествен­ного откровения он дает повеления, лишенные какого-либо своекорыстия, повеления, в которых нет ошибок и сомнений. Как можно назвать все это, кроме как оживлением общества? Коран поэтому и называет деяния Пророка «воскрешением». «Пророк призывает вас к тому, что воистину живительно».

Эти слова становятся более понятны тогда, когда мы рас­сматриваем преступления и разврат, царящий в обществе, ли­шенном откровения и пророков, хотя это общество и достигло прогресса в науке и промышленном производстве. Был изобре­тен телефон, но его используют для лживых сообщений. Был создан самолет, но с помощью самолетов обрушивают бомбо­вые удары на города, уничтожая и делая бездомными тысячи людей. Поэтому мы приходим к такому выводу, что если изо­бретение не будет сопряжено с верой и богобоязненностью, нельзя ожидать от него ничего, кроме разрушения и зла. Согласно нашим историческим взглядам, почерпнутым из Корана, в конечном итоге этот мир науки и техники, лишен­ный пророков и их наставления, уничтожит себя с помощью этих своих достижений. Он устанет от своего существования. Ведь и сейчас по плодам его деятельности и по поведению международных организаций, глав государств и сверх держав видно, что они не способны ни на что, кроме защиты своих интересов, использования права вето, колониализма и эксплуа­тации других народов. В конечном итоге, обездоленные разуве­рятся в них, и мир снова будет готов к принятию небесного пророка и Божественного закона. Согласно нашему исламскому мышлению, этот узел проблем будет распутан святым Махди (да будет мир с ним!). Мы должны в ожидании его светозарно­го явления приложить максимум усилий, чтобы зажечь свет во тьме.

Если мы хотим лучше узнать работу садовника, нам следует посмотреть, какие плоды он вырастил, сколько он вложил уси­лий в эту подготовленную почву? Также и учение пророков можно оценить по тому, какие люди были в нем взращены. Это длинная беседа, которая требует пристального изучения жизни тех, кто воспитан учением пророков.

Нам следует в сжатом виде представить наставление проро­ков людям. Имам Реза (ДБМ) сказал: «Если лю­ди услышат наши слова, они последуют за нами». (Бахар, том 1).

В другом хадисе читаем, что имам сказал двум своим собе­седникам: «Мы не найдем истинное знание ни на западе, ни на во­стоке — оно только в нашем учении». (Бахар, том 1).

В качестве примера приведем несколько высказываний, что­бы стало понятно насколько мало мы знаем о Коране и на­сколько больше нас привлекают другие яркие и шумные лозун­ги:

Система экономического распределения должна быть организована так, чтобы богатство не вращалось только в руках немногих богатых людей; все должны иметь возможность создать себе относительный достаток: «Чтобы не было богатства только у богатых».

Общество не должно подчиняться несправедливости и уг­нетению либо угнетать кого-либо. Следует поступать по спра­ведливости и бороться с империализмом и сверхдержавами: «Не угнетайте и не поддавайтесь угнетению» (Сура Корова, 279).

Проблемы должны решаться на основе совета с другими и выбора лучшего пути: «Им предписано держать совет друг с дру­гом» (Сура Совет, 38).

Выбирая способ действий в какой-либо сфере, поступайте так, чтобы другие не навязали вам свою волю и не оставили вас в унижении: «Да не будет у других слова над вами» (Сура Корова, 150).

Возмездие так же, как прощение, должно присутствовать в справедливом обществе. Поэт сказал: Жалость к острозубому леопарду была несправедливостью по отношению к овцам. «Разумные люди! Возмездие свидетельствует о том, что вы живы» (Сура Корова, 179).

Во внешней политике должны быть полностью запреще­ны такие явления, как гегемония, контроль действий других го­сударств и вмешательство в их внутренние дела. Об этом ясно и четко говорится в Коране: «Не бывать тому, чтобы Бог невер­ным дал успех против верующих» (Сура Жены, 141).

Не отдавайте богатство и достояние страны в руки глу­пым и никчемным людям, а также прожигателям жизни и лю­бителям спиртного (по словам имама). Безгрешные имамы счи­тали таких людей недостойными глупцами: «Не доверяйте своедостояние глупцам» (Сура Жены, 5).

Опора на собственные силы и самообеспеченность — это признак идеального исламского общества. Коран сравнивает исламское общество с растением, которое само растет из земли и держится на своем стебле (Сура Победа, 29). Таким образом, Коран призывает людей к опоре на собственные силы. Если в жизни возникли какие-то проблемы, надо самим попытаться их решить, чтобы не испытывать потребности в других. Имам Садык (ДБМ) сказал: «Если сам исправишь то, что у тебя испортилось, не будешь нуждаться в недостойных лю­дях» из книги: «Равновесие между земной и загробной жиз­нью».

Должности и посты должны предоставляться достойным и сведущим людям, преданным вере, ибо каждый ответственный пост суть дар, данный нам на сохранение: «Господь повелевает вам передавать дар, отданный на сохранение, в достойные руки» (Сура Жены, 85).

Имам Али (ДБМ) говорит: «Самые достойные люди занимают посты, самые сильные люди управляют и са­мые сведущие люди живут по божественным законам.» (Нахдж-аль-Балаге, проповедь 172).

Вы должны быть настолько сведущи в военном искусстве и быть настолько подготовлены, чтобы все враги Господни устрашились вас. Вы должны обладать всесторонней боеготов­ностью: «Готовьтесь, как можете, дабы устрашились враги Ал­лаха и ваши враги» (Сура Добыча, 60).

Твердо и решительно идя по пути, предначертанном ре­лигиозным учением, не бойтесь громогласных заявлений сверх­держав и их марионеток, не бойтесь ярлыков, которые они вам приклеивают, ведь люди, посвятившие себя Богу, никого не бо­ятся (Сура Трапеза, 54). Будьте бдительны в отношении притязаний врагов на вас, ибо у них есть несколько желаний:

а) желание компромисса: «Враги твои желают, чтобы ты пошел с ними на компромисс, дабы и они пошли на компромисс стобой» (Сура Калам, 9);

б) желают вам попасть в затруднительное положение (Сура Семейство Имрана, 118);

в) они хотят, что бы вы не думали о своем оружии и богат­стве: «Неверные хотят, чтобы вы не забочивались ни своим ору­жием, ни своим обозом, дабы напасть на вас...» (Сура Жены, 102).

Исламское общество должно быть настолько бдительно, чтобы всякий раз, когда пришла в движения группа людей внутри общества либо за его пределами и когда распространи­лись какие-либо слова или лозунги, быстро понять их цель и разоблачить их замыслы. Коран говорит об этом так: «Истинно, благочестивые когда возбудится в них сатаною какое-либо обольщение, вспоминают Бога, и вот они опять становятся ясновидя­щими». (Сура Преграды, 201). В этом аяте говорится о любом дьяволе, который может быть и из рода человеческого).

Исламская община не должна позволять другим в личине советников и экспертов узнавать наши большие и малые секреты. Коран замечательно говорит об этом: «Верующие! не поверяйте своих секретов другим». (Сура Семейство Имрана,118). Воздержитесь от рассказа о любом происшествии, кото­рое привлечет к вам внимание врагов.

Следует воздерживаться от разговора обо всем, что может сделать вас объектом особого внимания врагов: природные ис­копаемые, археологические находки, произведения искусства, рукописные книги, а также талантливые ученые, военные тайны и т. д. Святой Иосиф, который увидел сон, полный тайн, пересказал его отцу, а отец сказал так: «Он сказал: сын мой/ не рассказывай своего сновидения братьям твоим, чтобы они не умыслили против тебя какого-либо умысла». (Сура Иосиф, 5). Если нельзя рассказывать о сне, который может насторо­жить врага, то уж никак нельзя рассказывать о своем научном потенциале и материальном богатстве и т. д.

Наша беседа затянулась, однако в каждом аяте мы находим тайну и назидание. Английский премьер-министр лучше нас знал Коран, когда сказал: «Пока у мусульман будет этот Коран, мы не сможем властвовать над ними.»

Братья и сестры! Разве не пришло время ступить на путь ре­лигиозного учения, предначертанный этой небесной книгой? Ты еще не можешь прочитать ни одной страницы из Кора­на? Еще не знаком с его уроками?

Оглянемся на прожитые годы: следовали ли мы хоть раз за­поведям хотя бы одного из аятов?

Учитывая мои недостаточные знания и нетерпение читате­лей, закончим на этом наш рассказ о деяниях пророков и об их заповедях нам. Ведь мы собирались писать эти брошюры крат­ко и просто.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!