Теологический взгляд ( Х. КОКС и Д. Бонхеффер)



Автор «Мирского града» ( Х. Кокс) последовательно истолковывает секуляризацию теологически как «законное дитя библейской религии и еще конкретнее — как результат действия христианской Вести (Евангелия) в истории. Он принимает известный социологический тезис о христианстве хак специфически городском типе культуры, связывая эту идею с «универсальностью и радикальной открытостью христианства». Современный город («технополис») — это социальный облик нового секулярного мира, В одной из глав книги Х.Кокс стремится показать» что технополис — «живая и конкретная рехтизация древнего символа Царство Бога. Можно было бы сказать, что Кокс понимает мирской град как нерелигиозную метаморфозу (в смысле Шпенглера) этого новозаветного символа. Другими словами, перед нами опыт того, чго Д.Бонхсффер называл «нерелигиозной интерпретацией библейских понятий»

Уже Бонхёффер исходит из того, что западный мир перестал быть в каком бы то ни было традиционном смысле «христиан ским»; это безбожный мир. Здесь Бонхёффер впервые развернуто формулирует главный тезис своей теологии: эпоха религии в истории западной цивилизации пропала, А это и значит: тотально религиозные истолкования реальности навсегда утратили центральную роль в формировании общества и стали уделом меньшинств , неспособных к «нормальным формам самоутверждения. Однако Бонхёффер тут же, на одном дыхании спрашивает: *Но как же тогда Христос станет Господом без религиозных людей? ..-Если религия — лишь оболочка христианства» ...что же такое безрелигнозное христианство? ..-Как же мы будем „по-мирски" говорить о ,,Боге"? .,.Ведь тогда Христос не объект религии, а нечто совсем иное, воистину Господь мира». Под наивностью» я имею в виду стремительный и вроде бы нерефлектирующий переход — в одном высказывании — от отрицания к утверждению: для Бонхёффера самоочевидно, что Христос непременно станет Господом секулярного западного человека, — того самого ^прагматика н профана»» о котором двадцать лет спустя напишет Харви Кокс. Радикализм Бонхёффера предстает как естественный рост от самых корней его собственной традиции, из глубин лютеранского благочестия, — рост, приводящий к совершенно новому образу христианской веры.

65. Соотношение секуляризации и сакрализации

ДЕСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - процесс возрождения влияния религии на индивидуальное и общественное сознание.

Сакрализация(от лат. sacer — священный) — данный процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, общественных отношений и институтов.

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ МОДЕРНИЗМ- сложный процесс приспособления религии к меняющимся

социальным условиям путем избавления от наиболее устаревших догматов и путем создания новых религий.


Современные светские религии феномен американской « гражданской религии».

В современном обществе, где жизнь не стоит на месте, меняется все. Практически все может подстроиться под нужды человека, его график и желания. В некоторых случаях не избежала этих изменений и религия, превратившись из сакрального учения о связи Бога и человека в, так называемую, светскую религию.

Ярким примером современной светской религии является «гражданская религия» в Соединенных Штатах Америки. Известный социолог Р. Белла ввел в 60-е годы это понятие. "Гражданская религия" — это религия, объединяющая всех членов американского общества, независимо от их вероисповедания и конфессиональной принадлежности на основе институционализированных символов и ритуалов, в которых нашли выражение как публичные, так и частные взгляды. Это религиозное измерение американского образа жизни, проявляющееся в "системе верований, символов и ритуалов", в богоизбранности американской нации и "укреплении национальной солидарности", утверждении общенациональных ценностей.

Основные постулаты, догматы американской гражданской религии: (1) Бог существует; (2) Его воля может быть выявлена и реализована через демократические процедуры; (3) Америка – это главный инструмент Бога в современной истории; американцы, Богом избранный народ, Новый Израиль: он совершил исход через океан и создал "град на холме", который служит путеводной звездой для наций, избравших путь демократии; (4) нация – это главной источник самоидентификации для американцев, как в религиозном, так и политическом смысле.

 Идеальные символы:

1. Вербальные:

а) сакральные тексты: Американская конституция, Декларация независимости, Геттисбергское обращение Линкольна, билль о правах;

б) особая публичная политическая риторика (God-talk, God words), используемая в инаугурационных речах президентов, их обращениях к конгрессу, публичных выступлениях политических лидеров и т.д.;

в) "понятийная" символика ("американская мечта", "свобода", "избранный народ", "град на холме" и т.д.).

2. Невербальные: американский флаг, герб (большая государственная печать), пост президента и т.д.

II. Материальные символы: это, прежде всего, статуя Свободы, Колокол Свободы и проч.

В особую группу можно выделить людей, являющихся символами американской национальной культуры: отцы-основатели (Founding Fathers), первые президенты, президент-освободитель Линкольн и т.д.

Ритуалы гражданской религии в США включают в себя, помимо уже упоминавшейся инаугурации президента и принятия гражданства, День благодарения (самый первый американский праздник, отмечать который начали еще пуритане в Массачусетсе в знак благодарности за благословение свободы и процветания на новой земле), День независимости (отмечается 4 июля в память подписания Декларации независимости), Президентский день (образовался в результате слияния празднования дней рождений Вашингтона и Линкольна), День памяти (день памяти погибших во всех войнах, начал отмечаться после Гражданской войны), День ветеранов (стал отмечаться в память о принимавших участие в первой мировой войне, сегодня является днем чествования ветеранов всех войн).

Квазирелигиозность.

Не менее противоречивое явление современности -квазирелигии – по мнению П.Тиллиха –это псевдодуховные формы поклонения, выросшие на почве современного секуляризма: в них "в качестве высшего интереса выступают народ, наука, некоторая форма или этап развития общества, высший идеал человечества, которые при этом отождествляются". Фашизм и коммунизм - наиболее яркие примеры квазирелигий ХХ в., примеры сакрализации национального и общественного самоутверждения. Приход к власти фашистов и коммунистов, по Тиллиху, не означает, что чувство Родины должно быть полностью отделено от чувства святыни: если Родина понимается не просто как территория, а как высшая идея национального призвания и предназначения, то смерть за Родину имеет смысл и в условиях национал-социализма.

Таким образом, изменение общества в XX веке привело к неизбежному пересмотру религиозных догм и ритуалов. Во многих случаях религия упрощалась и модернизировалась, для того, чтобы выжить в новом современном обществе. Кроме того, термин «религия» стал использоваться для определения идеологий, обожествления науки, народа и отдельных исторических личностей. Этот процесс связан, прежде всего, с тем, что с развитием науки и техники человечество «отбросило» религию на второй план. Многие страны пытались уничтожить церковь и придти к полному атеизму. Этот «безбожный» период не мог пройти бесследно, многие идеалы и ценности были уничтожены и забыты, потому что не передавались последующим поколениям. Хотя, нужно отметить, что такие процессы были характерны в основном для Европы.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!